Папки-передвижки

Особенности формирования психологического здоровья дошкольников

Ольга Ботвенко
Особенности формирования психологического здоровья дошкольников

Особенности формирования психологического здоровья дошкольников

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Как отмечает О. В. Хухлаева с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных, культурных ролей, с другой – обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течении всей его жизни.

Публикация «Особенности формирования психологического здоровья дошкольников» размещена в разделах

В современном обществе все чаще возникает вопрос: на сколько же психологическое здоровье связано с физическим? Появилось новое научное направление «психология здоровья» - и наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.

Зачастую понятия «психологическое здоровье» и «зрелость личности» употребляют синонимично. Однако это правомерно лишь по отношению к взрослому человеку. Психологическое здоровье ребенка является лишь предпосылкой достижения в будущем личностной зрелости. Возникает необходимость определения нормы психологического здоровья. Так, О. В. Хухлаева считает, что для психологического здоровья правомерно за норму принимать отсутствие патологии, отсутствие симптомов, мешающих адаптации человека в обществе. Для психологического здоровья норма – это, наоборот, присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к обществу, но и развиваясь, самому содействовать его развитию.

Исходя из вышесказанного, выделяют 3 уровня психологического здоровья :

- Высший – креативный. К нему относят людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличие созидательной позиции.

- Средний – адаптивный. Это люди в целом адаптированные к социуму, однако имеющие несколько повышенную тревожность.

- Низший – дезадаптивный. К нему уже относят людей стремящихся приспособиться к внешним условиям в ущерб своим желаниям или возможностям или людей имеющих активно-наступательную позицию, стремление подчинить окружение своим потребностям.

Какие же факторы влияют на формирование психологического здоровья?

Условно выделяют две группы факторов риска нарушения психологического здоровья :

• Объективные, или факторы среды (семейные неблагоприятные факторы и неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями, профессиональной деятельностью, социально-экономической ситуацией в стране).

• Субъектинвые, обусловленные индивидуально-личностными особенностями (темперамент, контроль, самооценка, критичность и т. д.)

Для ребенка наиболее значимыми являются объективные факторы. Основными неблагоприятными факторами можно назвать:

• Взаимодействие по типу «ребенок-кумир семьи».

• Отсутствие одного из родителей или конфликтные отношения между ними.

• Негативное родительское программирование.

• Группу факторов, связанных с детскими учреждениями.

На момент поступления ребенка в детский сад он встречается с первыми чужим значимым взрослым – воспитателем, эта встреча во многом определит его последующее взаимодействие со значимыми взрослыми. С воспитателем ребенок получает первый опыт полиадического общения.

Как показывают исследования О. В. Хухлаевой, воспитатель не замечает обычно около 50% направленных к ней обращений детей. И это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению эгоцентризма, а может – к неудовлетворению потребности в безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка.

Кроме того, в детском саду у ребенка может появиться серьезный внутренний конфликт в случае конфликтных отношений со сверстниками. Основной задачей всего коллектива ДОУ является полное устранение либо сглаживание вышеназванных негативных факторов.

В. Франкл выделил ряд педагогических условий становления психологического здоровья детей :

- оптимальное сочетание напряжения, побуждающего к действию и расслабления.

- положительный фон настроения.

- социальный интерес.

Э. Фром отмечал, что у педагогов должна быть так называемая биофильная ориентация, то есть ориентация на жизнь (жизнелюбие, жизнерадостность, чувство юмора).

Необходимо понимать, что указанные условия можно рассматривать только в вероятностном плане. С большей степенью вероятности ребенок вырастет в таких условиях психологически здоровым, при их отсутствии - с теми или иными нарушениями психологического здоровья. До сих пор современная наука знает больше о причинах психологических нарушений, чем о причинах психологического здоровья.

Таким образом, научное и практическое исследование данного вопроса представляет собой широкое поле деятельности для различных специалистов и оставляет вопрос актуальным.

Публикации по теме:

Особенности формирования развивающей предметно-пространственной среды с целью формирования коммуникативных навыков Моя тема выступления на методическом объединении «Особенности формирования развивающей предметно-пространственной среды с целью формирования.

Исследование «Особенности формирования невербальных средств общения у дошкольников с задержкой речевого развития» Введение Речевая деятельность появляется лишь при наличии определенных биологических факторов и предпосылок, при условии нормального созревания.

Консультация «Подвижная игра как средство психологического здоровья дошкольников» Подвижная игра как средство психологического здоровья К сожалению, современные дети играют меньше, а игра часто не достигает своего высшего.

Отчет о проведении Месячника психологического здоровья О проведении «Месячника психологического здоровья» в МБДОУ детский сад № 5 «Радуга» ГО г. Якутск Согласно приказу Управления образования.

Особенности формирования представлений о величине у дошкольников Представления о величине предметов являются важной составляющей частью математических представлений у детей дошкольного возраста. Умение.

План проведения месячника психологического здоровья План Проведения месячника психологического здоровья (с 15 октября – 15 ноября 2017г.) Цель: Акцентирование внимания взрослых и детей на.

Сценарий мастер-класса по сохранению психологического здоровья педагогов Сценарий мастер-класса по сохранению психологического здоровья педагогов. «Искусство смывает с души пыль повседневной жизни». Пабло Пикассо.

Сообщение к педсовету «Охрана психологического здоровья дошкольников посредствам повышения комфорта пребывания ребенка в ДОУ» Охрана психологического здоровья дошкольников посредствам повышения комфортности пребывания ребенка в ДОУ. «Забота о здоровье – это важнейший.

Особенности формирования невербальных средств общения у старших дошкольников с нарушениями речи Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего, нормального созревания и функционирования всех мозговых.

Значение и особенности формирования звукопроизношения у дошкольников Исследователи детской речи и практические педагогические работники (воспитатели, учителя-логопеды, психологи) отмечают огромное значение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности формирования психологического здоровья дошкольников
Опубликовано: 11 января 2018 в 12:08
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД