Папки-передвижки

Особенности грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития и у детей с сохранным интеллектом

Лариса Гутиева
Особенности грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития и у детей с сохранным интеллектом

В настоящее время значительно выросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста, к моменту поступления в школу они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. У нормально развивающихся детей к началу школьного возраста происходит отделение речи от непосредственного практического опыта, она приобретает новые функции. Однако не все дети одинаково легко овладевают новыми видами речевой деятельности. По данным клинических, педагогических и психологических исследований младшие школьники с задержкой психического развития, составляющие около половины неуспевающих учеников, с большим трудом осваивают школьную программу. Особые трудности у них возникают в процессе овладения русским языком.

Публикация «Особенности грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития и у детей с сохранным интеллектом» размещена в разделах

Формирование языковых обобщений происходит на основе достаточного уровня аналитико-синтетической деятельности ребенка. Только овладев определенными языковыми закономерностями, ребенок правильно моделирует собственную речь. Если этого не происходит, возникают нарушения морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения. Исследования грамматического строя речи у детей с ЗПР выявило значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения.

Усвоение школьного курса родного языка зависит, прежде всего, от уровня практического владения учащимися устной речью. Только речь, построенная в соответствии с действующими в языке грамматическими нормами, служит надёжным средством общения и познания окружающей жизни. Овладение грамматическим строем языка – «обязательное условие формирования полноценного речевого общения. Именно в процессе использования речи (в процессе понимания и говорения) формируется «чувство языка». По мере развития ребёнок обнаруживает некое нормативное чувство языка, он научается определять, является ли высказывание правильным относительно некоторого языкового стандарта. Это как раз то, что лингвисты называют «чувством грамматичности».

Развитие грамматического строя речи понимается как длительный процесс формирования умений оформлять высказывания с точки зрения законов и правил русского языка. Свободная устная и письменная речь опирается на владение достаточным словарным запасом, а также на уровень сформированности грамматического строя речи. Бедность словаря, аграмматизмы мешают полноценному общению, а следовательно и общему развитию речи ребенка. И, напротив, отсутсвие аграмматизмов является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Формирование грамматического строя речи (словоизменения, синтаксической структуры предложения) осуществляется лишь на основе определенного когнитивного развития ребенка. Так, при формировании словоизменения ребенок прежде всего должен уметь дифференцировать грамматические значения (значения рода, числа, падежа). Обычно у нормально развивающегося ребенка овладение такими навыками происходит в процессе общения со взрослыми, он усваивает грамматический строй речи на уровне подсознания. Ребенок понимает, что означает та или другая форма, прежде, чем начнет ее использовать в речи. При формировании грамматического строя речи ребенок усваивает сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделяет общие правила грамматики на практическом уровне, обобщает эти правила и закрепляет в собственной речи.

Речь детей с ЗПР существенно отличается от нормы. Словарь значительно сужен, затруднено формирование эмпирических грамматических обобщений, ряд грамматических категорий в их речи просто отсутствует.

Общеизвестно, что обучение ребенка в школе может осуществляться на определенном уровне школьной готовности, что включает в себя и уровень речевого развития. Изучение причин, препятствующих успешному обучению русскому языку детей с ЗПР, ведется в сравнении со знаниями и умениями с их нормально развивающимися сверстниками, что позволяет дифференцировать трудности в усвоении языковых знаний, присущих всем детям, от затруднений, характерных лишь для детей с ЗПР.

Дети с ЗПР имеют существенное недоразвитие речи, которое проявляется в бедности словаря, примитивном строении фразы, нарушении грамматического строя речи, нарушение звуковой её стороны, а главное – смысловой. При этом оказывается несформированной не только сама речь, но и предпосылки её развития : у детей не развита ориентировка в окружающем и предметная деятельность, которые лежат в основе развития смысловой стороны речи, а также её грамматического строя, не создана потребность в общении и не развиты доречевые средства общения, не сформирован фонематический слух и готовность артикуляционного аппарата, обеспечивающие становление звуковой стороны речи. Поэтому необходимо вести коррекционную работу с детьми в 2-х направлениях – с одной стороны, над созданием предпосылок речевого развития, с другой – над развитием основных функций речи : функции общения (коммуникативной, познавательной функции и функции деятельности.

Развитие смысловой стороны речи теснейшим образом связано со всем психическим развитием ребёнка и, в первую очередь, с развитием чувственного познания и всех видов деятельности. Для того, чтобы у ребёнка с ЗПР начал обогащаться словарь, должны в первую очередь обогащаться его представления об окружающем мире. Развитие предметных действий и восприятия ведёт к тому, что для ребёнка становятся значимыми предметы окружающего мира, возникает интерес к ним, а вместе с этим приобретают знание и слова, обозначающие эти предметы, а затем и действия с ними. Развитие восприятия свойств и отношений между предметами являются основой возникающего у детей интереса к обозначению словами этих свойств и отношений.

Таким образом, уже на первом году обучения создаётся основа для усвоения детьми большого количества существительных, глаголов и прилагательных, обозначающих предметы, их свойства, отношения и действия, которые можно производить с ними, предлогов. Развитие наглядно-действенного мышления создаёт ещё более активное внимание к смысловой стороне.

Речь является для ребёнка средством информации, способом передачи общественного опыта (передачи знаний, способов действия, средством мышления. К началу дошкольного периода, даже при нормальном развитии, создаются лишь начальные предпосылки к осуществлению всех этих задач. Речь детей с ЗПР совсем не готова ещё служить средством познания. Поэтому стоит задача сформировать познавательную функцию речи, которая связана со смысловой и грамматической сторонами её развития.

На первом этапе необходимо соединить слово с образом каждого предмета, действия, качества, свойства или отношения, с которыми знакомятся дети. А в дальнейшем работать над усвоением обобщённого значения слова.

Тот же этап должен быть пройден и при усвоении обозначений действий – глаголов. За глаголом также должен стоять образ действия, как за существительным образ предмета, а за прилагательным – свойства.

Важно учить детей правильно воспринимать, хорошо представлять себе действия реальные и изображённые на картинках. Если каждое действие правильно воспринимается ребёнком, хорошо отличается от другого, то будут правильно усваиваться и обозначающие их глаголы. Особое внимание следует уделить словесным обозначениям пространственных отношений. Эти отношения, с одной стороны, трудны для восприятия, с другой – чрезвычайно важны для усвоения детьми предлогов и их значений, во многом определяющих грамматическую структуру фразы и понимание её смысла в целом.

У детей с ЗПР наблюдается несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. Недостаточно сформированными оказываются как морфологические формы словоизменения и словообразования, так и синтетические структуры предложения.

Материалы патологии детской речи обнаруживают, что на пути к овладению правильной формой слова, ребенок производит перебор вариантов сочетаний лексических и грамматических единиц, при этом выбираемая грамматическая форма слова чаще всего находится в прямой зависимости от общего уровня сформированности лексико-грамматического и синтаксического строя речи. Дети с нарушениями развития речи обладают пониженной способностью, как воспринимать различия физических характеристик языка, так и различать значения, заключенные в лексико-грамматических единицах языка, что, в свою очередь, ограничивает их комбинаторские способности, необходимые для творческого использования конструктивных элементов родного языка.

Анализ нарушений морфологической системы языка (словообразования и словоизменения) показывает, что в процессе дифференциации грамматических форм у детей с ЗПР выделяются тенденции двух типов, выражающие как общие закономерности – унификация флексий и других морфем, замена непродуктивных морфем продуктивными, нулевых окончаний – ненулевыми (у детей с ЗПР это происходит в более поздние сроки, так и специфические особенности – преобладание случайного формообразования, использование морфем, не представленных в языке, большое количество замен морфем, семантически далеких от морфем данного значения, языковая асимметрия, т. е. отступление от регулярности, единообразия в строении и функционировании языковых знаков.

Исследования обнаружили у детей с ЗПР нарушения поверхностной структуры, нарушения грамматического оформления предложений, которые проявляются как на уровне словосочетания, так и на уровне предложения.

По сравнению с нормой, дети с задержкой психического развития делают гораздо больше ошибок при воспроизведении меньшего объема речевого высказывания, используя ограниченный набор синтаксических конструкций (простые предложения, частыми ошибками являются нарушения порядка слов в предложении. Грамматическое оформление предложений характеризуется большим количеством аграмматизмов.

Обобщая изложенное, можно сделать вывод о том, что у нормально развивающихся детей и у их сверстников с задержкой психического развития различны процессы развития грамматического строя речи. У детей с задержкой психического развития необходимо специально формировать знания для изучения грамматических категорий. Таким образом, значимость проблемы изучения грамматического строя речи подтверждается тем, что является одним из ярчайших показателей нормального развития ребенка.

Публикации по теме:

«Педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе развития коммуникативных умений» В настоящее время значительно возросли требования к развитию и воспитанию детей дошкольного возраста, к моменту поступления в школу они.

Проект «Речевые игры и упражнения для развития речевого запаса» Тип проекта: игровой Продолжительность проекта: долгосрочный Актуальность проблемы: «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития и у детей с сохранным интеллектом
Опубликовано: 2 марта 2015 в 23:15
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД