Лучший педагог года

Особенности коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с заиканием

Анастия Кочеткова
Особенности коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с заиканием

Проблема заикания с давних пор считается одной из самых древних в истории развития учений о расстройствах речи. В разные времена авторы имели различное понимание его сущности, каждый индивидуально трактовал данное заболевание.

Проблему заикания, в древние времена, связывали с неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата или же накоплением влажности в головном мозге.

Публикация «Особенности коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с заиканием» размещена в разделах

Но по мере развития и появления разных наук, определение заикания становилось более сформулированным и четким. К началу ХХ в. все многообразие понимания механизмов заикания рассматривалось с медицинской, психологической точки зрения.

В настоящее время определение заикания можно трактовать по-разному, но в данной работе хотелось бы дать более точное определение. Заикание - сложное невротическое расстройство, которое является результатом ошибки нервных процессов в коре головного мозга, нарушения корково-подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений.

В наши дни проблема коммуникативной деятельности при заикании стала наиболее актуальна. С каждым годом возрастает число детей страдающих данной патологией. У этих детей возникают серьезные проблемы в формировании коммуникативных способностей, появляются проблемы речевого общения, снижается потребность речевой коммуникации. Так же сужается круг общения ребенка, ведь он чувствует себя неполноценным, стараясь меньше говорить и играть с другими детьми. Такое ограничение коммуникативного процесса приводит к нарушению функционирования познавательных процессов, таких как память, мышление, внимание. Результатом всего этого может стать дизадаптированная личность с нарушенной психикой и логофобией.

В целом заикание не оказывает влияния на интеллектуальное развитие ребенка, но как речевой дефект ограничивает коммуникативную деятельность и отрицательно влияет на полноценное использование интеллектуальных возможностей.

Коммуникативная деятельность в свою очередь это система последовательно развертывающихся действий, каждое из которых направлено на решение частной задачи и может быть рассмотрено как некий «шаг» в направлении к цели общения.

Недостаточно развитая речь или возможные нарушения движений мешают ребенку участвовать в коллективных играх и ответах. Это способствует фиксации ребенка на своем дефекте. Всё это может привести к тому, что речь для заикающихся детей становиться источником психологической травмы.

Общение ребенка со своими сверстниками существенно отличается от общения с взрослыми и имеет ряд своих особенностей. Одной из таких особенностей является широкое разнообразие коммуникативных действий. Именно в общении с другими детьми у них развиваются сложные формы поведения.

Второй яркой особенностью данного периода общения является его эмоциональная насыщенность.

Еще одной особенностью контактов детей является их нестандартность и нерегламентированность.

Особенностью коммуникативной деятельности сверстников является преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное высказывание или действие, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает.

Нужно понимать, что ребенок - это, прежде всего, личность, а так как все люди разные, то и особенности общения бывают разные.

Дети, которые акцентируют внимание на своем дефекте, имеют сложность в нахождении общего контакт со сверстниками и взрослыми людьми, они закрываются в себе, чувствуя себя ущемлёнными в способности вести разговоры. У них нарушается моторика, как основная, так и мелкая. Эти дети теряют интерес к групповым занятиям и играм, им кажется, что они не смогут ничего сделать, что есть кто-то лучше, чем они. Хотя очевидно, что опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка.

Заикание существенно отражается на формировании личности. При хронификации этой речевой патологии часто наблюдается нарушение системы отношений, что приводит к патологическим формам поведения и сужению рамок социальной адаптации.

Таким образом, можно выявить ряд следующих коммуникативных особенностей детей старшего дошкольного возраста с заиканием :

- невербальные выразительные средства;

- частые и длительные паузы;

- отказ от общения;

- нарушение моторики;

- нарушение лексико-грамматического строя речи;

- изменение громкости, темпа и стиля речи;

- наличие аграмматизмов;

- недостаточно развито качество «подражаемость».

Таким образом, можно прийти к выводу, что заикание является не только дефектом речи, но и тяжелым психическим нарушением, которое непосредственно влияет на формирование коммуникативных функций.

Это связано с тем, что в результате заикания поставленная речевая цель не достигается, ребенок испытывает дискомфорт, сторониться общения с другими людьми, боится повторной ошибки и в итоге вообще отказывается от общения. Отсутствие же общения ведет к нарушениям познавательного развития, процесса социализации, становления личности, ее психики.

В свою очередь из-за сложного психологического отношения к своему дефекту, дети дошкольного возраста имеют ряд особенностей коммуникативных функций, а именно:

- нарушение лексико-грамматического строя речи;

- невербальные выразительные средства;

- сложность в общении;

- недостаточное развитие моторики;

- повышенная возбудимость и впечатлительность.

Эти особенности влияют на формирование личности в целом, так как именно старший дошкольный возраст занимает особое место в проблеме заикания.

Именно в этом возрасте, в случае своевременно проведенной предупредительной и коррекционной работы, построенной на всестороннем учете факторов, изучив историческое становление и разработку методов преодоления заикания можно существенно снизить процент заикающихся школьников, подростков и взрослых.

Публикации по теме:

«Круг друзей» как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Хочу представить вам опыт своей работы по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, используя для.

Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста посредством работы в ЦЛО. На современном этапе развития общества, этому обществу нужна личность, способная выжить в современных социально-экономических условиях.

Особенности формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством решения головоломок Особенности формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством решения головоломок Е. В. Захарова.

Консультация «Особенности лексики прилагательных детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного.

Особенности организации интеллектуально-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Особенности организации интеллектуально-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста». Проблема: у многих детей, приходящих.

Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с различным типом темперамента Одно из важных направлений нашего времени, является признание личности человека. Особое внимание и учет "человеческого фактора" наблюдается.

Консультация для воспитателей «Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста» В настоящее время активно развивается личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении,.

Развитие коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в сюжетно-ролевой игре Появившись на свет, человек вступает в разнообразные взаимоотношения с окружающим миром вещей и людей. Ребенок не становится личностью сам.

Родительское собрание «Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, или Знаете ли вы своего ребенка?» Цель: формирование доброжелательных отношений между педагогами и родителями; развитие конструктивных представлений о детях и воспитанниках;.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с заиканием
Опубликовано: 2 марта 2016 в 18:26
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД