МААМ-картинки

Особенности коррекционно-развивающей работы по предупреждению нарушений чтения у детей с общим недоразвитием речи

Наталья Телепнева
Особенности коррекционно-развивающей работы по предупреждению нарушений чтения у детей с общим недоразвитием речи

В настоящее время является общепризнанным, что между общим недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи - это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. На сегодняшний день существенно возросли требования к поступающим в первый класс детям. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребенок, идущий в массовую школу с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в овладении чтением.

Публикация «Особенности коррекционно-развивающей работы по предупреждению нарушений чтения у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех в дальнейшем обучении чтению. Как показали исследования А. Н. Корнева (1995, при выявлении дислексии (специфического процесса нарушения чтения) в возрасте 5-7 лет и проведении профилактики, чтение может быть доведено до уровня нормы у 82% детей. При выявлении в 1-2-м классах - это происходит в 46% случаев. Раннее обучение чтению при коррекции речевых нарушений рекомендуется многими исследователями проблем детской речи (Р. Д. Аванесян, Л. П. Голубевой; Г. А. Каше; Н. Е. Старосельской 1985 и др.).

Процесс формирования навыка чтения на начальном этапе возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций: звукопроизношение, лексико-грамматические категории, фонематического восприятия (дифференциация и различение фонем, фонематического анализа (возможности выделения звуков из речи, зрительного анализа и синтеза (определение сходства и различия букв, зрительного мнезиса (возможность запоминания зрительного образа букв, пространственных представлений (Т. В. Ахутина, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова. Д. Б. Эльконин и др.). Нарушение формирование одной или нескольких перечисленных функций является предпосылками возникновения дислексии, которое проявляется уже в дошкольном возрасте.

Процесс формирования первоначальных навыков чтения у детей с общим недоразвитие речи строится с использованием современных методик: Т. А. Ткаченко (1997, 1999, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина (1993, М. З. Кудрявцева (1995, А. Н. Корнева (2003, Р. И. Лалаева (1998) и др.). Используя в работе методики авторов, устранение недостатков устной речи и предупреждение нарушений чтения ведется аналитико-синтетическим звуковым методом.

В группах с общим недоразвитием речи обучение рассчитано на два года, поэтому звуковой аналитико-синтетический метод предупреждения нарушений чтения предлагаю разделить на три этапа:

1. Безбуквенный период. Проводится звуковой анализ и синтез слогов, слов.

2. Буквенный период. Проводится звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов. Анализ и синтез предложений.

3. Послебуквенный период. Чтение коротких рассказов, стихов, сказок.

На безбуквенном этапе обучения необходимо развивать у дошкольников интерес к занятиям и формировать осознанное овладение фонетической системой языка. Пробудить познавательный интерес помогают различные игры и игровые приемы.

В рамках коррекционно-развивающей деятельности по формированию фонетической стороны речи постепенно вводится следующий наглядно-игровой материал: изучая гласные звуки, вводится образ - «девочка»; изучая согласные звуки, вводится образ - «мальчик». Затем проводится анализ обратных слогов, которые составляются из двух картинок: «девочка» и «мальчик». Когда этот материал будет усвоен, переходим к анализу прямого слога. Звуки в таких слогах артикуляторно не отделяются один от другого, вот почему ребенку трудно первоначально отделить согласный в сочетании СГ. Например, разбирая слово мак, часто вместо первого звука [м] дети называют целое сочетание СГ [ма], т. к. воспринимают этот комплекс звуков как единое целое, ведь артикуляторная пауза между звуками не возникает, что обусловлено тесной взаимосвязью, согласного с гласным. Детей нужно специально обучать выделению звуков из сочетания СГ. Сформировать это умение - значит, решить одну из главных задач подготовки детей к обучению грамоте.

На буквенном этапе обучения, соответственно вводятся буквы, и совершенствуется звуковой анализ и синтез слов. Изготовленное пособие используется на занятиях, только дополняется фишками, которые будут служить «рубашками» для «девочек» и «мальчиков». Мягкие и твердые согласные будут различаться по цвету. Синий цвет - твердые согласные, зеленый цвет - мягкие согласные. Звонкость и глухость согласного будет обозначаться наличием или отсутствием на фишке - «рубашке» «колокольчика». Тактильное ощущение вибрации голосовых связок переходит в зрительный образ «колокольчик».

Данное пособие используется в рамках непосредственно-образовательной деятельности по формировонию фонетической стороны речи у детей с ОНР, что позволяет совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов. Дети изучают буквы, составляют слоги и односложные слова. Читают слоги и слова из пройденных букв. Данный прием позволяет широко раскрыть все возможности звукового аналитико-синтетического метода профилактики дислексии. При обучении грамоте последовательность изучения звуков и букв строится по программе Г. А. Каше. Данная программа позволят повысить эффективность работы по предупреждению нарушений чтения.

Изучая новые буквы и анализируя звуковой состав слов, проводится работа и с предложением.

1. Составляется предложение по специально подобранной картинке или по опорным словам. Дается правило: первое слово в предложении пишется с большой буквы в конце предложения, ставится точка. Чертится схема предложения.

2. Определяется количество и порядок слов в предложении. Все слова в предложении пишутся отдельно.

3. Слова в предложении делятся на слоги.

4. Выполняется полный звуковой анализ слов.

5. Разбирается предложение по вопросам, устанавливаются связи слов в нем по смыслу.

6. Повторяется, все предложение и записывается, предварительно вспомнив правила правописания уже знакомые детям.

7. Прочитывается записанное предложение.

На послебуквенном этапе, после изучения всех букв алфавита и освоения чтения трудных слов и предложений, рекомендуется поупражнять ребенка в чтении коротких рассказов, стихов, сказок. Умение прочитать текст без предварительной подготовки - результат процесса обучения чтению. Навык слитного и выразительного чтения формируется не сразу, а путем упражнений в чтении специально подобранных легких для понимания текстов.

На основании выше изложенного, следует отметить, что в коррекционных группах с общим недоразвитием речи должны быть созданы все условия для преодоления речевых дефектов и подготовки детей к школьному обучению. Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, является основным в предупреждении нарушений чтения. Применяя его на практике, значительно улучшаются результаты коррекции фонетической стороны речи, фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. Данный метод позволит создать базу для полной и значительной коррекции речевых нарушений с последующим выпуском детей в массовую школу.

Литература

1. Городилова, В. И., Кудрявцева, М. З. Чтение и письмо. - М., 1995.

2. Каше, Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников. - М., 1971.

3. Корнев, А. Н. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб, 2003.

4. Лалаева, Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб, 1998.

5. Ткаченко, Т. А. В первый класс без дефектов речи. – СПб, 1999.

6. Филичева, Т. Б, Чиркина, Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитие речи в условиях специального детского сада. – М., 1993.

7. Эльконин, Д. Б. Как учить детей читать. – М., 1991.

Публикации по теме:

Методические рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи. Методицеские рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи (буклет). Цель: помочь родителям ребенка с общим недоразвитием речи.

Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Презентация опыта работы. Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Использование разных видов деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи. В.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности коррекционно-развивающей работы по предупреждению нарушений чтения у детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 1 апреля 2013 в 20:55
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД