Папки-передвижки

Особенности методических подходов к воспитанию интереса и уважения к культурам разных стран у детей дошкольного возраста (16 фото)

Галина Андреева
Особенности методических подходов к воспитанию интереса и уважения к культурам разных стран у детей дошкольного возраста

Особенности методических подходов к воспитанию интереса и уважения к культурам разных стран у детей дошкольного возраста

Проблема воспитания интереса и уважения к культурам разных стран у детей становится в современном мире всё более актуальной. Значительная миграция населения стран с разными традициями, языком, верованиями во всём мире приводит к росту психологической напряжённости, конфликтам, столкновениям. Люди вынуждены вновь задумываться над вопросами, решение которых раньше представлялось однозначным. В результате меняется законодательство, и сегодня можно видеть, как резко различается отношение общества ко многим аспектам частной жизни человека в разных странах и разных культурах. Таким образом, формирование толерантности у детей как нормы отношения к индивидуальным и культурным различиям людей приобретает особое значение.

Публикация «Особенности методических подходов к воспитанию интереса и уважения к культурам разных стран у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Толерантность (от латинского «терпение») – социологический термин, обозначающий терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Первая в России либеральная гуманистическая федеральная программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005гг.)» была официально принята 25 августа 2001г.

Психологической основой формирования толерантности как отношения к другому человеку и другой культуре может стать, с одной стороны, присущая дошкольнику общая познавательная любознательность, поддержке и развитию которой уделяется большое внимание в программе «Радуга», а с другой – ориентация на принятые современным международным сообществом общечеловеческие ценности. Это прежде всего ценность жизни и человеческого достоинства, представление о правах человека, в том числе и правах ребёнка.

Сформулируем основные принципы организации деятельности педагога по данному направлению работы:

1. Широкий познавательный контекст, провоцирующий любознательность и познавательную активность детей.

2. Современный качественный иллюстративный материал, включающий видео- и аудиоматериалы, фотографии, произведения искусства.

3. Принцип непрерывного «образовательного цикла», реализуемый на протяжении достаточно длительного времени.

4. Разнообразие творческой деятельности детей – рисование, лепка, создание коллажей, игровая и театральная деятельность.

5. Сотрудничество с родителями и целесообразное привлечение их к подготовке образовательных бесед, игр, праздников.

6. Проведение итогового события-праздника для детей совместно с родителями (или итогового занятия).

7. Выбор тематики цикла и его окончательное планирование осуществляется в соответствии с интересами конкретных детей группы, а также педагога, который будет его проводить.

8. Использование культурологического подхода в качестве основы отбора содержания образования, а также метода трансляции его детям.

Миссия образовательных организаций – трансляция культуры новому поколению.

Культурологический подход – это, с одной стороны, принцип отбора содержания образования, а с другой – метод его подачи детям на всех ступенях образования. В системе дошкольного образования назрела необходимость переходить от программ, ориентированных только на индивидуальное развитие ребёнка – возрастное становление высших психических функций внимания, памяти, волевых процессов, мышления, а также освоение основных видов детской деятельности – игры, продуктивного творчества, речи; на подготовку к обучению в школе, понимаемую как усвоение некоторого содержания из области элементарной арифметики, геометрии, грамоты и формирование кругозора, к программам, ориентированным на создание детско-взрослых сообществ, в которых происходит трансляция культуры в её исходной целостности содержания и системы отношений, реализующих соответствующие ценности.

Работа по данному направлению реализуется в русле лучших традиций отечественной дореволюционной дошкольной педагогики, когда знакомство детей дворянского сословия с отечественной историей и культурой других стран начиналось в возрасте 4 лет.

В основу педагогической работы положены следующие принципы:

1. Развивающий характер образования обеспечивается через отбор наиболее значимого, структурообразующего содержания образования.

2. Принцип научности является ведущим в отборе информационной составляющей воспитательно-образовательной работы.

3. Принцип подлинной художественной ценности и аутентичности является ведущим в отборе содержания и материала художественного образования.

4. Принцип учёта возрастных психологических особенностей детей определяет отбор и направление авторской разработки форм, методов, и технологий педагогической работы.

5. Принцип личностно-ориентированного индивидуального подхода к каждому ребёнку реализуется в руководстве деятельностью детей. Педагог не должен жёстко программировать результат деятельности детей.

6. Принцип патриоцентризма обеспечивает связь любого образовательного содержания с формированием отношения к родной культуре и традициям.

7. Воспитательная направленность образовательного процесса является важной чертой педагогической деятельности.

В своей работе использовали методическое пособие для воспитателей «Воспитание интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5-7 лет в детском саду» (авторы Е. В. Соловьёва, Л. В. Редько).

Деятельность ведётся в виде проектно-познавательной тематической работы с детьми. Её суть и основа – сравнение культурных традиций, существующих в разных странах и связанных с какой-то простой и понятной детям стороной повседневной жизни или праздником. Провоцируя интерес детей, рассказывают им о культурных традициях, которые выглядят необычными, отличаются от привычного для них опыта. Это расширяет горизонт представлений детей о возможном, стимулирует воображение, обогащает их социальные представления. Сказки, костюмы, традиции еды, обычаи вежливости, особая музыка, звучание языка – всё завораживает и в то же время даёт лучше ощутить богатство и красоту собственной культуры. Вместе с тем, когда речь идёт о ценностях, предлагается делать акцент на сходстве, не перегружая психику маленького ребёнка картиной различий (нравственные качества, семья, быт, игры детей и др., на том, что сближает всех людей.

Примерные темы проектов:

• По следам сказочной полбы.

• Праздники урожая в разных странах.

• Путешествия по странам и континентам.

• Путешествие с чаепитием.

• Куклы мира.

• Хоровод детей планеты.

• Во имя розы.

• Образы животных в культурах разных стран.

Прежде чем приступать к проектной работе, были проведены анкетирование родителей и опрос детей.

В анкетировании принимали участие 36 семей, из них 72% однонациональных семей и 28% многонациональных семей.

• 81% родителей уважают и принимают культуру разных народов, 19% относятся нейтрально.

• 86% родителей считают, что нужно знакомить детей с культурами разных стран, 14% - по возможности нушно, но не обязательно.

• 83% родителей относятся к мигрантам, как к равным себе людям, 14% относятся безразлично, 3% - отрицательно.

• 61% родителей не против, чтобы дети мигрантов были у них в группе, 33% относятся к этому безразлично, 6% - категорически против.

В опросе принимали участие 35 детей подготовительных к школе групп.

• На вопрос «В какой стране мы живём?» 34 ребёнка (97%) ответили правильно.

• На вопрос «Как называется столица нашей страны?» 25 детей (71%) ответили верно.

• Отвечая на вопрос «Какие страны ты знаешь?», 16 детей (46%) назвали по 3-6 страны, 12 детей (34%) назвали по 1-2 страны.

• Вопрос «Какие зарубежные города ты можешь назвать?» вызвал у детей затруднения. 10 детей (29%) назвали по 1-2 города.

Можно сделать вывод, что тема является актуальной и вызывает интерес у родителей, будет полезной для детей.

Проектная работа велась на трёх группах:

• Проект «По следам сказочной полбы…» - подготовительная к школе группа «Заиньки», воспитатели Т. Н. Мартюшева, В. М. Данилова.

• Проект «Хоровод детей планеты» - подготовительная к школе группа «Чиполлята», воспитатели Е. З. Перевозчикова, М. И. Лапшина.

• Проект «Куклы мира» - старшая группа «Гномики», воспитатель Т. Г. Ильминских.

Проект «По следам сказочной полбы…»

Задачи:

• Формировать толерантность, давая детям представление о взаимосвязи и взаимозависимости жизни людей, живущих в разных странах, взаимообмене знаниями, технологиями, который постоянно происходит в истории человечества, на примере истории происхождения злаковых культур.

• Формировать толерантное отношение и интерес к людям разных культур, давая детям представление о том, что люди в разных странах по-разному готовят хлеб, но схожи в своём отношении к нему как к основе жизни, в уважении к труду тех, кто выращивает зерно и готовит хлеб, к самому этому продукту.

• Расширять географический и исторический кругозор детей.

Образовательный цикл включает в себя следующую информацию:

• Исторические представления (откуда в Россию пришли разные крупы, зерновые культуры, хлеб разных стран).

• Естественно-научные представления (виды и технология выращивания различных зерновых культур).

• Социальные представления (профессии, виды труда).

• Культурная символика и ценностные смыслы (художественная литература, фольклор, пословицы)

Полученные знания и впечатления дети отражали в продуктивной деятельности и игровой деятельности. Упор делался на практическую деятельность (экскурсии, изготовление блюд из муки и крупы, дегустация, что существенно повышает интерес детей к проекту.

Воспитание детей Материалы для педагогов воспитания интереса и уважения к культурам разных стран у детей становится в современном мире всё более актуальной Значительная миграция населения стран с разными традициями языком верованиями во всём мире приводит к росту психологической напряжённости конфликтам столкновениям Люди вынуждены вновь задумываться над вопросами решение которых раньше представлялось однозначным В результате меняется законодательство и сегодня можно видеть как резко различается отношение общества ко многим аспектам частной жизни человека в разных странах и разных культурах

Проект «Хоровод детей планеты»

Задачи:

• Формировать толерантность на основе представления об образе жизни и интересах детей, живущих в разных странах.

• Показать сходство чувств, желаний детей, живущих в разных условиях и разных культурах, общечеловеческую потребность в любви, защите, заботе, тепле.

На примере 4 стран (Франция, Италия, Китай, Россия) проект прорабатывался по темам: карта (месторасположение, герб, флаг, столица, особенности проживания, особенности кухни, достопримечательности, некоторые праздники и традиции, герои сказок, игры детей.

Познавательный материал закреплялся в продуктивной и игровой деятельности детей. Основной задачей стало не освоение знаний, а поддержка интереса детей к разным культурами, воспитательные моменты (в мире живёт очень много разных людей, но у всех есть и что-то общее, все мы равны). Итогом проектной работы стали коллажи, созданные по каждой стране, которые позволяют вспомнить проделанную работу.

Таким образом формирование толерантности у детей как нормы отношения к индивидуальным и культурным различиям людей приобретает особое значение Публикация Особенности методических подходов к воспитанию интереса и уважения к культурам разных стран у детей дошкольного возраста размещена в разделах Воспитание детей Материалы для педагогов Темочки Толерантность от латинского терпение социологический термин обозначающий терпимость к иному образу жизни поведению обычаям чувствам мнениям идеям верованиям Первая в России либеральная гуманистическая федеральная программа Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе гг была официально принята августа г Это прежде всего ценность жизни и человеческого достоинства представление о правах человека в том числе и правах ребёнка Сформулируем основные принципы организации деятельности педагога по данному направлению работы

Проект «Куклы мира»

Задачи:

• Познакомить детей с русскими и зарубежными народными куклами, сделанными из разного материала – соломы, льна, ткани, глины и дерева.

• Познакомить детей с ролью кукол в жизни детей и взрослых.

• Воспитывать интерес и уважение к истории, народным традициям России и других стран.

Для начала старшей группы проект оказался сложноват (знакомство с куклами разных стран, поэтому упор был сделан на знакомство с народными куклами России, введение их в игровую деятельность, отражение темы в продуктивной деятельности. Планируется вернуться к этому проекту по окончании старшей группы в летний период.

Фото №1 Широкий познавательный контекст провоцирующий любознательность и познавательную активность детей Фото №2 Современный качественный иллюстративный материал включающий видео и аудиоматериалы фотографии произведения искусства Фото №3 Принцип непрерывного образовательного цикла реализуемый на протяжении достаточно длительного времени

Мир для дошкольника – это чудесная история. Возвращение образовательного содержания в его исходный целостный – полный, многокрасочный и «одушевлённый» - культурный контекст позволяет повысить развивающую эффективность работы.

Публикации по теме:

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста» Хочется поделиться своим небольшим фотоотчетом, по работе с народной куклой. Вот уже много лет я работаю с детьми старшего дошкольного возраста.

Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста»Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста» Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного.

Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 1Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 1 Игра в шашки помогает формировать у детей такие важные качества как сосредоточенность, внимание и усидчивость. Ведь именно эти качества.

Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 2Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 2 Как привить ребенку способность к самостоятельному мышлению, как отвлечь ребенка от бесцельного сидения за компьютерными играми? Один.

Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 3Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 3 В игре "Кошки - мышки" используется игровое поле размером 40 см х 40 см, разделенное на 64 квадрата со стороной 5 см. Игра "Кошки.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Консультация для родителей «Воспитание интереса к чтению у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Воспитание интереса к чтению у детей дошкольного возраста» Сидим дома с пользой! В период самоизоляции, самое время заняться чтением интересных и любимых книг. Дети, которые не умеют читать, буду.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2.Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2. (Продолжение -2 часть) Целевой модуль. Содержание: Цель – развитие интереса к художественной литературе у старших дошкольников. Задачи:.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 Этапы реализации технологии. Технология включает 3 этапа, которые реализуются последовательно. Первый этап технологии (блоки 1, 2 и 3).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности методических подходов к воспитанию интереса и уважения к культурам разных стран у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 27 ноября 2020 в 09:26
+232Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД