Папки-передвижки

Особенности нарушения речи у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Ирина Вечерко
Особенности нарушения речи у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Впервые на нарушения чтения как на самостоятельную патологию рече-вой деятельности указал А. Кауссмауль.

В современной литературе для обозначения нарушений чтения используются термины: алексия и дислексия. «Алексия» - для обозначения полного отсутствия чтения и «дислексия» - для обозначения частичного расстройства процесса овладения чтением. Эти термины происходят от латинского «lego», что означает «читаю».

Р. И. Лалаева определяет дислексия как качественное нарушение процесса чтения, которое проявляется в многочисленных ошибках при чтении.

Публикация «Особенности нарушения речи у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью» размещена в разделах

Согласно Л. С. Волковой, дислексия – это специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Дислексия определяется как нарушение чтения, вызванное расстройством или не-сформированностью высших психических функций, осуществляющих процесс чтения в норме.

Расстройства чтения часто наблюдаются у детей с минимальной мозговой дис-функцией, с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями устной ре-чи, с церебральными параличами, с нарушениями слуха, у детей с интеллектуальной недостаточностью. Таким образом, дислексия чаще всего проявляется в структуре сложных речевых и нервно-психических расстройств.

Большинство авторов (М. Лами, М. Суле, Б. Хальгрен) отмечают нали-чие патологических факторов, воздействующих в пренатальный, натальный и постна-тальный период. Этиология дислексий связывается с воздействием биологических и социальных факторов. Нарушения чтения могут вызываться причинами органического и функционального характера. Дислексии бывают обусловлены органическими повреждениями зон головного мозга, принимающих участие в процессе чтения.

Исследования таких ученых, как Р. И. Лалаева, Р. С. Волкова, В. В. Воронко-ва выявили большую распространенность дислексий среди обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. По данным исследований, дислексии отмеча-лись у 62% учащихся СКОУ VIII вида 1 класса и 25% - 2 класса.

Дислексия вызывается несформированностью психических функций, осуществ-ляющих процесс чтения в норме (зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, недоразвития грамматического строя речи).

Дислексия умственно отсталых школьников чаще всего проявляется, особенно в 1-2-м классах, не в изолированном виде, а в сложном виде, в сочетании различ-ных форм дислексий (например, фонематическая и семантическая, фонематическая и аграмматическая, что связано с глобальным недоразвитием многих функциональ-ных систем, с недоразвитием познавательной деятельности, с нарушениями устной речи.

Процесс чтения у детей с дислексиями характеризуется большим количеством разнообразных ошибок: нарушение усвоения букв, чтения изолированных слогов, а также нарушение чтения и понимание слов, предложений и текста. Таким образом, нарушена как техническая сторона процесса чтения, так и понимание читаемого.

По проявлению выделяются два вида: литеральная, проявляющаяся в неспособности или трудности усвоения букв, и вербальная, которая проявляется в трудностях чтения слов.

У детей с интеллектуальной недостаточностью, подчеркивает Р. И. Лалаева, наблюдаются чаще всего следующие виды дислексий:

Фонематические дислексии вызываются недоразвитием функций фонематической системы: слухопроизносительной дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза. Поэтому среди фонематических дислексий Р. И. Лалаева выделяет две подгруппы нарушений чтения :

1. Нарушения чтения, связанные с недоразвитием фонематического восприятия (дифференциации фонем, которое проявляется в трудностях усвоения букв, а также в заменах звуков, сходных акустически и артикуляторно (б-п, д-т, с-ш, ж-ш). Многие дети с интеллектуальной недостаточностью с трудом дифференцируют звуки сходные акустически и артикуляторно. Наиболее трудными для дифференциации являются такие пары звуков, как ц – с, ш – щ, ч – щ, ж – ш, з – с, д – т, твердые и мягкие. Особенно часто дети затрудняются в дифференциации на слух свистящих и шипящих. В процессе чтения у этих детей обнаруживаются трудности в усвоении соответствующих букв, обозначающих звуки, сходные фонематически (с – ш, ж – з, б – п, д – т). Например, вместо таскали читается «даскали».

2. Нарушения чтения, обусловленные недоразвитием функций фонематического анализ. При этой форме наблюдаются следующие группы ошибок при чтении: побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры. Искажения звуко-слоговой структуры слова проявляются в пропусках согласных при стечении (марка – «мара»); во вставках гласных между согласными при их стечении (утка – «тука»); в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов (лопата – «лата», «лотапа»).

Оптические нарушения чтения связаны с недоразвитием высших зрительных функций зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений. Дети затрудняются в конструировании изображений, в определении сходства и различия зрительных изображений в преобразовании фигур. У них наблюдаются неточности срисовывания и конструирования:

1. Упрощение фигур, уменьшение количества элементов.

2. Неправильное пространственное расположение линий по сравнению с образцом.

В процессе овладения чтением у этих детей отмечаются трудности в усвоении сходных графически букв их смешения и замены (т – г, д – л, в – з, х – к).

При литеральной оптической дислек-сии наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы. При вербальной дислексии нарушения проявляются при чтении слова.

Мнестические нарушения чтения связаны с трудностями установления связей между звуком и буквой. Эти нарушения проявляются в трудностях усвоения всех букв, в недифференцированных заменах букв при чтении. Ребенок не запоминает, ка-кая буква соответствует тому или иному звуку.

Семантические нарушения чтения (механическое чтение) – это нарушения пони-мания читаемого при технически правильном чтении. Семантические дислексии вы-зываются двумя факторами:

1. Недоразвитием звукослогового синтеза.

2. Нечеткостью, недифференцированностью представлений о синтаксических свя-зях слов внутри предложения.

Разделение слова на слоги в процессе чтения – частая причина непонимания чи-таемого слова, предложения. Обучающйеся с интеллектуальной недостаточностью с нарушением звукослогового синтеза, читая слово по слогам, не способен объединить эти слоги в единое слово, соотнести искусственно разделенное на слоги слово и соответствующее слово устной речи, то есть не узнает его. У детей с семантическими нарушениями чтения недостаточно сформирована способность синтезировать, восстанавливать в своем представлении разделенные на слоги слова и предложения. Вследствие несформированности грамматических обобщений дети с семантическими дислексиями в процессе чтения предложений и текста не улавливают связи между словами в предложении. В этом случае понимание читаемого неточное, оно не соответствует содержанию прочитанного.

Дети с семантической дислексией затрудняются в выполнении следую-щих заданий:

а) слитно произнести слова, предъявленные в виде последовательно произнесенных изолированных звуков с короткой паузой между ними (л, у, ж, а);

б) воспроизвести слова и предложения, предъявленные по слогам (де-воч-ка со-би-ра-ет цве-ты).

Аграмматическая дислексия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических, и синтетических обобщений. При этой форме дислексий наблюдаются: изменение падежных окончаний и числа существительных («у товари-щах»); неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прила-гательного («сказка интересную»); изменение числа местоимения («все» - «весь»); неправильное употребление родовых окончаний местоимений («такая город»); изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени («это был страна», а также формы времени и вида(«влетел» - «влетал»). Чаще всего эта форма дислексии наблюдается на синтетической ступени формирования навыка чтения.

Наиболее распространенными среди детей с интеллектуальной недостаточностью являются фонематические и оптические дислексии.

Как отмечает Р. И. Лалаева, нарушения чтения у детей с интеллектуальными нару-шениями обусловлены недоразвитием ряда функциональных систем. В связи с этим дислексии у обучающихся СКОУ VIII вида встречаются преимущественно в ком-плексном, осложненном, а не в чистом виде.

Публикации по теме:

Общая характеристика проблемы нарушений письменной речи Письменная речь формируется на базе устной. Письменная речь несколько отличается от устной речи по своей структуре. Отличия устной речи.

Ссылки. Если ребенку трудно учиться ПРОБЛЕМЫ В ОБУЧЕНИИ[cut=Читать далее. ]http://www.zrpress.ru/2002/097/p012.htm "Если ребенок не тянет учебу, нельзя его за это ругать,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности нарушения речи у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью
Опубликовано: 1 октября 2014 в 08:19
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД