Особенности организации психологом ДОУ фронтальных развивающих занятий в условиях инклюзивного образования

Олеся Емельянова
Особенности организации психологом ДОУ фронтальных развивающих занятий в условиях инклюзивного образования

Особенности организации педагогом- психологом ДОУ фронтальных развивающих занятий в общеразвивающих группах старшего дошкольного возраста, при условии, что эти группы посещают дети с ОВЗ.

В последние годы в российском образовании актуализируются ценности инклюзивного образования, которое нацелено не только на традиционные образовательные достижения, но и на обеспечение полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе всех его членов, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Организация инклюзивной практики предполагает творческий подход и определенную гибкость образовательной системы, учитывающей потребности не только детей с ОВЗ, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения и воспитания подстраивается под индивидуальные образовательные потребности ребенка, используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания. В самом инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей. Для управления инклюзивными процессами необходимо вводить командные формы работы, проектные формы организации деятельности, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов, формы согласования интересов участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, администрации).

На протяжении моей работы в ДОУ довольно часто складывалась такая ситуация, когда в общеразвивающих группах осуществлялось совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Разумеется, вся деятельность в таких группах строится в соответствии с образовательной программой ДОУ, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации с учетом особенностей психофизического развития и возможностей здоровых детей. Соответственно, и организация развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста педагогом-психологом изначально ориентирована на детей условную норму.

Особые образовательные потребности различаются у детей с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Считаю необходимым отметить, что говоря о включении в занятия фронтальной организации детей с ОВЗ, я имею ввиду детей с так называемой задержкой психического развития и детей с легкой степенью тотального недоразвития ВПФ.

Инклюзивный подход к организации фронтальных занятий предполагает учёт необходимости реализации возможностей каждого ребёнка. Это требует достаточно сложных организационных усилий. Когда для всей группы детей предлагаются единые занятия, один режим дня – это одна ситуация. Когда мы ориентируемся на интересы и возможности ребенка с ОВЗ, а детей в группе 20 – это совсем другая ситуация.

Важно помнить о следующих особенностях организации фронтальных занятий:

• В процессе реализации развивающего курса необходимо помнить, что организация деятельности группы может модифицироваться в соответствии с динамикой развития ситуации в группе – неожиданными изменениями окружающей обстановки и/или специальными потребностями ребенка с ОВЗ.

• При проведении занятий предполагаются разные формы активности детей в малых группах и в целом в группе, разноуровневые задания, с учетом индивидуальных особенностей детей.

• При планировании учитывается баланс между спокойными и активизирующими элементами занятия, индивидуальными заданиями, работой в малых и больших группах, структурированным и неструктурированным обучением.

В системе фронтальных занятий организуемых в группах включающих детей с ОВЗ, должны присутствовать:

- пропедевтические или дополнительные фрагменты содержания, предназначенные для заполнения пробелов в знаниях об окружающем мире в соответствии с характером нарушения развития;

- средства актуализации знаний и личного опыта;

- средства активизации познавательной деятельности и мотивации учения;

- средства, направленные на развитие речи и мышления ребенка с ОВЗ в соответствии с особенностями недостатков развития;

- средства для коррекции и активизации сенсомоторного развития; задания, упражнения для развития навыков предметно-практической деятельности;

- упражнения, направленные на формирование и развитие компенсаторных механизмов средствами данного развивающего курса у ребёнка с теми или иными отклонениями в развитии.

Должны быть также учтены:

- особенности восприятия, внимания, речи, мышления, памяти данной категории детей с отклонениями в развитии;

- возможность дифференцированного и индивидуального подхода к обучению с применением дидактического материала, развивающих тетрадей;

- требования к речевым инструкциям и объяснениям педагога-психолога в соответствии с речевыми и интеллектуальными особенностями ребёнка с ОВЗ.

Необходимость социализации в условиях совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ и обычно развивающихся сверстников диктует необходимость решать на фронтальных занятиях и такие задачи как:

• создание общности детей и взрослых, основанной на уважении и интересе к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;

• формирование умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми;

• формирование умения поддерживать друг друга;

развитие коммуникативных навыков и культуры общения, создание позитивного эмоционального настроя;

• активизация способностей выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности;

• формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.

Фронтальные формы организации детей на занятии призваны решать как познавательные, так и социальные задачи. Для организации педагогического процесса в группах с детьми с ОВЗ весьма эффективна такая форма занятия, на котором дети в начале занятия рассаживаются по кругу, играют или выполняют упражнения вместе в особой спокойной, доверительной атмосфере. В кругу все видят друг друга, могут взглянуть друг другу в глаза, взяться за руки. Традиционность в построении кругов, их проведение в одно и то же время (с круга начинается каждое занятие, и кругом заканчивается) дает ребенку уверенность в безопасности, устойчивости внешнего мира. В кругу дети учатся общаться со сверстниками и со взрослым, что является основой для дальнейшего развития личности, успешной социализации.

Фронтальное занятие предоставляет возможности для сочетания фронтальной, групповой и в меньшей степени индивидуальной работы дошкольников. Групповые формы работы способствуют активизации деятельности детей, более полному вовлечению их в учебный процесс, практическому освоению умений коллективной деятельности и навыков социального поведения, активизации речевой, мыслительной и коммуникативной деятельности в условиях естественной, ситуационной мотивации общения, познания, межличностного взаимодействия. Работа парами, и мини группами позволяет осуществлять взаимообучение детей, развивает самостоятельность, инициативность, ответственность, чувство товарищества, партнерства, готовности к взаимопомощи. В то же время в работе с детьми с ОВЗ существует система пропедевтической работы, благодаря которой подготовка к освоению каких-либо новых знаний на фронтальном занятии готовится педагогом-психологом заранее, через систему подготовительных упражнений, включенных в структуру индивидуальных коррекционных занятий.

Учебно-познавательная деятельность ребёнка с особыми образовательными потребностями не всегда возможна и эффективна при использовании традиционных, применяемых в обучении нормально развивающихся детей средств, поэтому необходимо применение специфических приемов и средств обучения и воспитания. Принимая во внимание тот факт, что содержание должно быть усвоено не только нормально развивающимися детьми, но и детьми с тем или иным отклонением в развитии, спектр и комбинации приемов и средств обучения приобретают особое своеобразие.

Поэтому к речи педагога, как средству обучения и воспитания, в силу специфики контингента обучаемых предъявляются особые требования. Речь должна звучать внятно, отчетливо, естественно. Педагог-психолог должен уметь прогнозировать содержание и ритм учебного занятия как речевого события, владеть техникой речевой импровизации, находить и использовать ситуации, способствующие активизации речевой деятельности каждого ребёнка, обладать бездефектным произношением, умением строить краткие и точные фразы.

Такое средство обучения как дидактический материал предназначено для практической деятельности ребенка с расчетом на максимально возможную степень самостоятельности. Его использование позволяет детям легче усваивать учебный материал, он может быть подобран в наиболее полном соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями каждого ребенка.

Я считаю целесообразным использование на фронтальных занятиях специальных кинезиологических комплексов, которые могут быть использованы и применительно к детям с дисфункциональным развитием мозговых структур. Такие комплексы упражнений позволяют более эффективно корректировать нежелательные формы поведения у дошкольников, отклонения в развитии психических процессов, а также помогают овладевать умениями, которые ранее были им недоступны.

Очень важное место в системе организации занятий имеет правильное взаимодействие педагога-психолога и воспитателя, который не просто присутствует, а берёт на себя часть организационных и сопровождающих обязанностей, давая возможность психологу уделить время нуждающимся детям.

Грамотная и скрупулезная организация фронтальных занятий педагогом- психологом необходима для стимуляции развития как нормально развивающегося ребёнка, так и ребёнка с ОВЗ. Основной ориентир такой практики - ориентация на «зону ближайшего развития» и логика сознательного разумного превышения актуальных возможностей и потребностей ребёнка, когда обучение «ведёт» за собой развитие. Именно такой подход в традициях отечественной педагогической культуры проверенной практически вековой практикой!

Публикации по теме:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Объём обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма, а части, формируемой участниками образовательных.

Кружковая работа. «Корзина с фруктами»Кружковая работа. «Корзина с фруктами» Н вая работа детей с ограниченными возможностями, посещающими мой кружок "Разноцветная палитра". Работа выполнена в нетрадиционной технике.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Особенности организации психологом ДОУ фронтальных развивающих занятий в условиях инклюзивного образования
Опубликовано: 27 января 2014 в 18:43
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....
Конспект НОД по развитию связной речи у детей 4–5 лет. Рассказ-сравнение «Медведи:...
Тема: Рассказ-сравнение «Медведи: игрушечный и настоящий» Цели: 1. Активизировать словарь по темам «Медведь» и «Игрушки». 2. Обучать умению сравнивать...