Получи документы

Особенности подбора песенного репертуара для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Людмила Александровна Ермилина
Особенности подбора песенного репертуара для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Ни для кого не секрет, что пение – это сложный психофизический процесс, результат функции всех жизненно важных систем организма. Поэтому, своей первостепенной задачей считаю грамотный, прочувствованный подход, как к подбору песенного материала, так и в работе над вокально - хоровыми навыками.

Т. Э. Тютюнникова говорит: «Очень простая истина: у педагога, который сам любит петь, дети обычно хорошо поют. Его голос звучит как красивейший инструмент, и если дети на каждом занятии слышат его без фортепиано, то учатся подражать его звучанию, интуитивно «схватывая» правильную работу голосового аппарата и звукообразования. Они очень скоро начинают понимать, что это удовольствие — спеть вместе с педагогом, подстраиваясь к звучащему голосу».

Публикация «Особенности подбора песенного репертуара для детей младшего и среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

В процессе пения у детей развивается большое количество способностей : слух, чувство ритма, память, дикция. Развивается эмоционально-нравственная сфера дошкольника и его творческая любознательность.

Благодаря пению укрепляется здоровье.

Каковы же особенности подбора песенного репертуара? На что опираться педагогу?

При подборе музыкального репертуара во-первых, педагогу необходимо учитывать возрастные психофизические особенности детей каждого возраста.

Для детей 3-4 лет характерно :

- Преобладание непроизвольности в восприятии, внимании, памяти и поведении (необходимо поддерживать внимание игровыми приёмами, подбирать музыку непродолжительного звучания;

- Наглядно – действенное и наглядно- образное мышление (необходимость использования яркого иллюстративного материала, небольшие музыкальные произведения изобразительного характера;

- Ограниченный словарный запас, возрастное косноязычие, ограниченный жизненный опыт (уделять внимание развитию дикции и расширению словаря в процессе пения, подбирать музыку, понятную детям по настроению и содержанию);

- Ярко выраженная способность к подражанию (педагог должен быть артистичным, эмоциональным, способным точно и выразительно показать детям характер песни;

Приоритетная задача в пении детей 3-4 лет – это воспитание у детей интереса и потребности в пении. Для этого необходимо создать ситуацию успеха, получения удовольствия.

Одним из основных направлений в работе по развитию детского голоса является развитие вокально - хоровых навыков : дыхания, дикции, звукообразование, чистоты интонации, слаженности пения.

Дети этого возраста часто поют «говорком», поэтому важно развивать у них умение петь протяжно, удерживая на дыхании одно слово (2 секунды). Для развития дыхания специально подбираются песни с протяжной

(кантиленой) мелодией в умеренном темпе.

Педагог учит петь детей естественным голосом, в удобном диапазоне

(ре- ля)

В 3-4 года у большинства детей есть ещё проблемы с дикцией, поэтому важно уделять внимание развитию артикуляции. (Голосовые игры, артикуляционная гимнастика) Педагог побуждает детей пропевать все слова, а не только отдельные слоги.

Дети 5 -ого года жизни: уже приобрели некоторый опыт в различных видах музыкальной деятельности. У них уже есть свои индивидуальные предпочтения. В этом возрасте дети очень энергичны, подвижны, эмоциональны. Однако, внимание, память ещё отличаются непроизвольностью.

Диапазон голоса также невелик – в основном от ре – си. У большинства детей этого возраста всё еще есть проблемы в звукопроизношении.

В этом возрасте важно уделять внимание совершенствованию вокально- хоровых навыков. Для наиболее эффективной работы над дикцией и развитием звукообразования педагог использует игровые артикуляционные упражнения, голосовые и речевые игры.

В этом возрастном периоде у детей проявляется склонность к развитию у них метроритмического чувства в речевом музицировании. Общность выразительных средств речи и музыки, доступность и лёгкость речевой импровизации являются основой для творческих действий детей. Кроме того, речевые игры служат также лучшим средством развития интонационного слуха.

Охране детского голоса и развитию его естественного звучания

( формирование навыка звукообразования: лёгкого, ненапряженного звука) уделяется приоритетное внимание, т. к. это условие не только эстетического воспитания, но и сохранение здоровья ребёнка, его природного инструмента – голоса!

Диапазон голоса ребёнка 5 лет ещё не велик (ре – си)

Таким образом, основным требованием к подбору песенного репертуара для детей младшего и среднего дошкольного возраста является простота, доступность восприятия и исполнения, легко ложащаяся на слух мелодия, соответствующая их вокальным возможностям и общему уровню музыкального развития.

При выборе песенного репертуара необходимо учитывать основные принципы обучения детей пению.

Принцип воспитывающего обучения: воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка.

Принцип доступности: содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствует возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.

Отобранный доступный песенный репертуар должен даваться детям понятным для них языком.

Принцип постепенности, последовательности и систематичности

постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому. Принцип наглядности: процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность – это исполнение песни педагогом, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений.

Принцип сознательности: музыкальный руководитель стремится воспитать у ребят сознательное отношение к содержанию песни, передаче музыкального образа, технике пения.

Принцип прочности: выученные детьми песни через некоторое время

забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения

утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Поэтому не следует торопиться с разучиванием новых песен. Лучше чаще повторять выученные.

Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового.

Музыкальному руководителю, перед тем как разучивать с детьми песню необходимо внимательно проанализировать ее по примерной схеме:

1. Воспитательная ценность: основная идея и характер музыкального воплощения.

2. Литературный текст: общая оценка художественных качеств, особенности текста — наличие обращений, диалогов, наиболее значительные в выразительном отношении слова.

3. Мелодия: характер мелодии, интонационная выразительность, интервалы, лад, размер, ритм, тесситура и диапазон.

4. Фортепианное сопровождение: художественные достоинства, выразительность, доступность для детского восприятия.

5. Структура (форма) песни: одночастная, двухчастная (запев, припев, куплетная.

Предварительное ознакомление с музыкальным репертуаром помогает педагогу понять его содержание, добиться выразительности исполнения, продумать последовательность разучивания с детьми.

Определяются также навыки, которым надо обучать ребят, продумываются необходимые упражнения по звукообразованию, дыханию, дикции, выразительной, правильной интонации, слитному пению. Особенности каждой песни придают этим упражнениям своеобразный характер.

Песенный репертуар, включенный в программу, отвечает задачам всестороннего музыкального воспитания и развития дошкольника, доступен для усвоения и дальнейшего самостоятельного применения в детском саду и семье.

Подбирая музыкальный репертуар, педагог предусматривает возможность дальнейшего их применения в играх, хороводах, маршировках. Можно разучить и дополнительный репертуар при подготовке к праздникам. Для этой цели выбираются песни определенной тематики.

Ни для кого не секрет, что пение – это сложный психофизический процесс, результат функции всех жизненно важных систем организма. Поэтому, своей первостепенной задачей считаю грамотный, прочувствованный подход, как к подбору песенного материала, так и в работе над вокально - хоровыми навыками.

Т. Э. Тютюнникова говорит: «Очень простая истина: у педагога, который сам любит петь, дети обычно хорошо поют. Его голос звучит как красивейший инструмент, и если дети на каждом занятии слышат его без фортепиано, то учатся подражать его звучанию, интуитивно «схватывая» правильную работу голосового аппарата и звукообразования. Они очень скоро начинают понимать, что это удовольствие — спеть вместе с педагогом, подстраиваясь к звучащему голосу».

В процессе пения у детей развивается большое количество способностей : слух, чувство ритма, память, дикция. Развивается эмоционально-нравственная сфера дошкольника и его творческая любознательность.

Благодаря пению укрепляется здоровье.

Каковы же особенности подбора песенного репертуара? На что опираться педагогу?

При подборе музыкального репертуара во-первых, педагогу необходимо учитывать возрастные психофизические особенности детей каждого возраста.

Для детей 3-4 лет характерно :

- Преобладание непроизвольности в восприятии, внимании, памяти и поведении (необходимо поддерживать внимание игровыми приёмами, подбирать музыку непродолжительного звучания;

- Наглядно – действенное и наглядно- образное мышление (необходимость использования яркого иллюстративного материала, небольшие музыкальные произведения изобразительного характера;

- Ограниченный словарный запас, возрастное косноязычие, ограниченный жизненный опыт (уделять внимание развитию дикции и расширению словаря в процессе пения, подбирать музыку, понятную детям по настроению и содержанию);

- Ярко выраженная способность к подражанию (педагог должен быть артистичным, эмоциональным, способным точно и выразительно показать детям характер песни;

Приоритетная задача в пении детей 3-4 лет – это воспитание у детей интереса и потребности в пении. Для этого необходимо создать ситуацию успеха, получения удовольствия.

Одним из основных направлений в работе по развитию детского голоса является развитие вокально - хоровых навыков : дыхания, дикции, звукообразование, чистоты интонации, слаженности пения.

Дети этого возраста часто поют «говорком», поэтому важно развивать у них умение петь протяжно, удерживая на дыхании одно слово (2 секунды). Для развития дыхания специально подбираются песни с протяжной

(кантиленой) мелодией в умеренном темпе.

Педагог учит петь детей естественным голосом, в удобном диапазоне

(ре- ля)

В 3-4 года у большинства детей есть ещё проблемы с дикцией, поэтому важно уделять внимание развитию артикуляции. (Голосовые игры, артикуляционная гимнастика) Педагог побуждает детей пропевать все слова, а не только отдельные слоги.

Дети 5 -ого года жизни: уже приобрели некоторый опыт в различных видах музыкальной деятельности. У них уже есть свои индивидуальные предпочтения. В этом возрасте дети очень энергичны, подвижны, эмоциональны. Однако, внимание, память ещё отличаются непроизвольностью.

Диапазон голоса также невелик – в основном от ре – си. У большинства детей этого возраста всё еще есть проблемы в звукопроизношении.

В этом возрасте важно уделять внимание совершенствованию вокально- хоровых навыков. Для наиболее эффективной работы над дикцией и развитием звукообразования педагог использует игровые артикуляционные упражнения, голосовые и речевые игры.

В этом возрастном периоде у детей проявляется склонность к развитию у них метроритмического чувства в речевом музицировании. Общность выразительных средств речи и музыки, доступность и лёгкость речевой импровизации являются основой для творческих действий детей. Кроме того, речевые игры служат также лучшим средством развития интонационного слуха.

Охране детского голоса и развитию его естественного звучания

( формирование навыка звукообразования: лёгкого, ненапряженного звука) уделяется приоритетное внимание, т. к. это условие не только эстетического воспитания, но и сохранение здоровья ребёнка, его природного инструмента – голоса!

Диапазон голоса ребёнка 5 лет ещё не велик (ре – си)

Таким образом, основным требованием к подбору песенного репертуара для детей младшего и среднего дошкольного возраста является простота, доступность восприятия и исполнения, легко ложащаяся на слух мелодия, соответствующая их вокальным возможностям и общему уровню музыкального развития.

При выборе песенного репертуара необходимо учитывать основные принципы обучения детей пению.

Принцип воспитывающего обучения: воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка.

Принцип доступности: содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствует возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.

Отобранный доступный песенный репертуар должен даваться детям понятным для них языком.

Принцип постепенности, последовательности и систематичности

постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому. Принцип наглядности: процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность – это исполнение песни педагогом, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений.

Принцип сознательности: музыкальный руководитель стремится воспитать у ребят сознательное отношение к содержанию песни, передаче музыкального образа, технике пения.

Принцип прочности: выученные детьми песни через некоторое время

забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения

утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Поэтому не следует торопиться с разучиванием новых песен. Лучше чаще повторять выученные.

Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового.

Музыкальному руководителю, перед тем как разучивать с детьми песню необходимо внимательно проанализировать ее по примерной схеме:

1. Воспитательная ценность: основная идея и характер музыкального воплощения.

2. Литературный текст: общая оценка художественных качеств, особенности текста — наличие обращений, диалогов, наиболее значительные в выразительном отношении слова.

3. Мелодия: характер мелодии, интонационная выразительность, интервалы, лад, размер, ритм, тесситура и диапазон.

4. Фортепианное сопровождение: художественные достоинства, выразительность, доступность для детского восприятия.

5. Структура (форма) песни: одночастная, двухчастная (запев, припев, куплетная.

Предварительное ознакомление с музыкальным репертуаром помогает педагогу понять его содержание, добиться выразительности исполнения, продумать последовательность разучивания с детьми.

Определяются также навыки, которым надо обучать ребят, продумываются необходимые упражнения по звукообразованию, дыханию, дикции, выразительной, правильной интонации, слитному пению. Особенности каждой песни придают этим упражнениям своеобразный характер.

Песенный репертуар, включенный в программу, отвечает задачам всестороннего музыкального воспитания и развития дошкольника, доступен для усвоения и дальнейшего самостоятельного применения в детском саду и семье.

Подбирая музыкальный репертуар, педагог предусматривает возможность дальнейшего их применения в играх, хороводах, маршировках. Можно разучить и дополнительный репертуар при подготовке к праздникам. Для этой цели выбираются песни определенной тематики.

Публикации по теме:

Праздник «День матери» для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста Атрибутика. Стол, сервированный на 6 персон; 6 подушек, 6 стульчиков, 2 простыни, куклы для танца, ложки для девочек средней группы, столик.

Игровой пальчиковый тренинг для детей младшего и среднего дошкольного возраста Игровой пальчиковый тренинг (для детей младшего и среднего дошкольного возраста) Консультация для педагогов Материал подготовила: Долгая.

Игры по нравственно-патриотическому воспитанию для детей младшего и среднего дошкольного возрастаИгры по нравственно-патриотическому воспитанию для детей младшего и среднего дошкольного возраста "Составь флаг" Цель:Знакомить детей с представлением о флаге как о государственном символе. Воспитывать уважение к символе России- флагу.

Лэпбук для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста «Любимые сказки»Лэпбук для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста «Любимые сказки» Дидактическое пособие для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста: Лэпбук «Любимые сказки» Аннотация: Дидактическое пособие.

Основные подходы к понятию игрушки, особенности их подбора в зависимости от возраста детей . Основные подходы к понятию игрушки, особенности их подбора в зависимости от возраста детей На протяжении всей истории человека игрушка.

Особенности подбора музыкальных игр и упражнений для детей раннего возраста Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский.

Особенности руководства дидактическими играми с детьми младшего и среднего дошкольного возрастаОсобенности руководства дидактическими играми с детьми младшего и среднего дошкольного возраста ТЕМА “ ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА ДИДАКТИЧЕСКИМИ ИГРАМИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА” Дидактическая игра-это одно из.

Фотоотчет «Семинар-практикум для родителей «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Семинар-практикум для родителей «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста» Семинар – практикум для родителей «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста». Дошкольный возраст – этап активного.

Спортивная сказка «Теремок» для детей младшего и среднего дошкольного возрастаСпортивная сказка «Теремок» для детей младшего и среднего дошкольного возраста Цель: • совершенствовать двигательные умения и навыки детей, развивать воображение и подражательные движения; • создавать у детей эмоционально.

Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста У каждого ребенка отмечается свой путь и темп развития. Но, несмотря на это, есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей. Это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности подбора песенного репертуара для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 10 января 2019 в 22:15
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД