МААМ-картинки

Особенности подготовки будущих первоклассников к школе

Елена Шуваева
Особенности подготовки будущих первоклассников к школе

Проблема подготовки ребенка к школе была актуальна всегда. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу с 6 и с 7 лет.

Современная система начального школьного образования предлагает широкий выбор образовательных программ, которые соответствуют Федеральному Государственному Образовательному Стандарту (ФГОС). Вместе с ФГОС выросли и требования, предъявляемые к будущим первоклассникам.

Публикация «Особенности подготовки будущих первоклассников к школе» размещена в разделах

Проект ФГОС дошкольного образования ориентирован на новые условия развития детей в дошкольных учреждениях. Изменения затронут как образовательные программы, так и требования к кадровому составу, к материально техническому и финансовому обеспечению ДОУ. Выпускник детского сада, по Стандарту, должен прожить счастливую дошкольную жизнь, получив возможность для полноценного развития личности и социализации. Подготовка к школе, по мнению разработчиков Стандарта, должна вестись в большей степени в рамках развития и воспитания, чем целенаправленного обучения.

Переход к школьному детству, характеризуется серьёзным изменением места детей в системе доступных им отношений и всего образа жизни. В связи с этим необходимо подчеркнуть тот факт, что положение школьников создает особенное моральное направление личности детей. Для них обучение является не просто способом подготовки себя к будущему и не только деятельностью по усвоению знаний, обучение в школе переживается и осознается детьми как их собственные трудовые обязанности, как их участие в жизни окружающих людей. В этой связи то, как будут справляться маленькие школьники со своими обязанностями в школе, неуспех или успех в учебной деятельности, имеет для них острую аффективную окраску. Из вышесказанного следует, что вопросы школьного обучения — это не просто вопросы интеллектуального развития и образовательной деятельности детей, но также и формирования их личности и вопросы воспитания.

Под подготовкой к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Существуют различные теории отечественных и зарубежных психологов, изучающих подготовку к школе.

Согласно утверждению Козловой С. А. существует три основных линии, по которым ведётся специальная подготовка к обучению в школе :

1. Общее развитие. К тому моменту, когда старший дошкольник станет младшим школьником, его общее развитие должно находиться на определенном уровне. В первую очередь это касается развития внимания, памяти и особенно интеллекта. С этой точки зрения наибольший интерес вызывает как уже имеющийся у ребёнка запас представлений и знаний, так и способность функционировать во внутреннем плане, или, другими словами, проводить некоторые действия в уме.

2. Воспитание способности произвольно управлять собой. У старшего дошкольника яркое восприятие, легкая переключаемость внимания и хорошо развитая память, но управлять ими произвольно ребёнок еще не умеет должным образом. Старший дошкольник способен в деталях и надолго запомнить определённый разговор взрослых или событие, если оно чем-то привлек внимание ребёнка. Но сосредоточиться длительное время на чём-то, что не вызывает у дошкольника непосредственного интереса, ему достаточно трудно. Но эту способность необходимо развить к моменту прихода в первый класс, как и способность гораздо более широкого плана - выполнять не только то, что ему хочется, но и то, что надо, хотя, вполне возможно, ему и совсем не хочется.

3. Формирование мотивов, которые побуждают к учению. Это вовсе не тот естественный интерес, проявляемый ребятишками-дошкольниками к обучению в школе. Имеется в виду воспитание глубокой и действительной мотивации, способной стать побудительной причиной стремления детей к получению знаний.

По мнению Козловой С. А., эти линии важны в равной степени, и ни одну из них, ни в коем случае нельзя упускать из виду, для того чтоб учеба детей не захромала в самом начале.

В отечественной психологии детальная проработка проблемы готовности к школьному обучению, содержится в работах Л. С. Выготского, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина, Е. Е. Кравцовой, Е. О. Смирнова и др.

Исследования Л. С. Выготского показали, что дети, успешно обучающиеся в школе, к началу обучения, то есть в момент поступления в школу, не обнаруживали ни малейших признаков зрелости тех психологических предпосылок, которые должны были предшествовать началу обучения согласно теории, утверждающей, что обучение возможно только на основе созревания соответствующих психических функций.

Л. И. Божович особое внимание уделял значению мотивационной сферы в формировании личности ребенка. С этих же позиций рассматривалась психологическая готовность к школе, то есть наиболее важным признавался мотивационный план. Были выделены две группы мотивов учения:

1) широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений»;

2) мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями» .

Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин выделял необходимые предпосылки учебной деятельности. Он относил умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу и некоторые другие. Все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно: потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, особенности самоконтроля.

Е. Е. Кравцова при характеристике психологической готовности детей к школе основной упор делает на роль общения в развитии ребенка. Выделяются три сферы - отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития, которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности.

Исследование Е. О. Смирновой, посвященное коммуникативной готовности шестилетних детей к школьному обучению, дает интересное объяснение, почему именно к концу дошкольного возраста у детей появляется потребность в общении с взрослым на новом уровне.

Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.

Можно сказать, что за основу готовности к школьному обучению берется некий базис развития, без которого ребенок не может успешно учиться в школе. Фактически работы по психологической готовности к школе опираются на положение, что обучение идет вслед за развитием, поскольку признается, что нельзя начинать обучение в школе, если нет определенного уровня психического развития. При этом между обучением и развитием нет однозначного соответствия - «один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии», «обучение… может дать в развитии больше, чем-то, что содержится в его непосредственных результатах».

Публикации по теме:

Стенгазета «Родителям будущих первоклассников»Стенгазета «Родителям будущих первоклассников» Вот и пролетела беззаботная дошкольная пора, и ребята нашей группы прощаются с детским садом и готовятся к новому жизненному этапу –.

Фотоотчёт «Экскурсия будущих первоклассников в школу»Фотоотчёт «Экскурсия будущих первоклассников в школу» Фотоотчёт "Экскурсия будущих первоклассников в школу"Адаптация к школьной жизни у первоклассников проходит по-разному. Одни дошколята ждут.

Консультация для родителей подготовительной к школе группы на тему «Родители будущих первоклассников» Консультация для родителей подготовительной к школе группы на тему «Родители будущих первоклассников» Цель: Создание условий для включения.

Памятка для родителей будущих первоклассников Памятка для родителей будущих первоклассников. Уважаемые родители! Чтобы ребенок был успешен в школе, необходимо воспитывать у него волевые.

Памятка родителям будущих первоклассников! Уважаемые родители! Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном.

Родителям будущих первоклассников! Второй год подряд из дверей детского сада «Тургай» будут выпускаться «будущие первоклассники». Как педагог – психолог должна отметить, что.

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе» Речевая готовность к школе. Готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития ребенка. Ведь.

Стенгазета «Приключения будущих первоклассников»Стенгазета «Приключения будущих первоклассников» Сказка, придуманная детьми. Наша школа была самой лучшей. В ней учились самые замечательные ученики: Волчонок, Лисенок, Бельчонок, Зайчонок,.

Встреча родителей будущих первоклассников с учителями школ «Что значит быть готовым к школе».Встреча родителей будущих первоклассников с учителями школ «Что значит быть готовым к школе». В рамках проекта «Будущий первоклассник» (соавтор Зарубина Наталья Владимировна, педагог-психолог МБДОУ №35) каждый год проходит это мероприятие.

Занятие с родителями будущих первоклассников Цель:Подготовка родителей к предстоящему обучению детей в школе. Задачи: 1. Знакомство, сплочение группы, настрой на совместную работу; 2.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности подготовки будущих первоклассников к школе
Опубликовано: 9 сентября 2017 в 20:21
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД