Лучший педагог года

Особенности потребительской социализации детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Гусева
Особенности потребительской социализации детей старшего дошкольного возраста

На современном этапе развития экономических отношений в России все больше возрастает интерес ученых различных областей к особенно­стям социализации детей дошкольного возраста. Усиленное внимание ис­следователей к социализации детей именно дошкольного возраста объяс­няется отсутствием исследований, связанных с возрастной социальной психологией детства. Абраменкова В. В. акцентирует внимание на нали­чие социально-психологических исследований, направленных на изуче­ние детей как отдельных индивидов, а не представителей социальных групп [1]. Комплексные исследования о влиянии социальных групп на социализацию дошкольников на настоящий момент отсутствуют. Социали­зация детей дошкольного возраста рассматривается только в узком аспек­те, например, социометрические исследования или референтные предпоч­тения детей относительно своей социальной группы. Социальные психо­логи все чаще заявляют о необходимости создания комплексного подхода к исследованию социальной психологии детства.

Публикация «Особенности потребительской социализации детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Одним из основных аспектов изучения личности в социальной психологии является социализация человека. Несмотря на широкую распространенность, и более чем столетнюю историю существования термин "социализация" не имеет однозначного толкования. Среди ис­следований зарубежных авторов можно выделить три основных школы, специфично трактующих этот термин. Теоретики научения определяют социализацию как развитие и контролирование определенных "драйв систем" /зависимость, сексуальная агрессия, достижения/ (Дюркгейм Э., Парсонс Т., и др.). Представители психодинамической школы трак­туют данное понятие как развитие супер-эго, направление энергии в со­циально приемлемую активность и обучение сдерживанию базовых же­ланий и потребностей (МакНейл Э). Интеракционисты делают акцент на взаимодействии между природой ребенка и его окружением.

Социологами термин «социализация» трактуется как "процесс нако­пления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям". Согласно словарю Уолмена Б. "социализация - это процесс усвоения человеком идей, методов, верований, ценностей и норм специфической культуры, в которой он живет, и адаптация их как части собственной личности".

Таким образом, анализ источников позволяет утверждать, что с точ­ки зрения американских психологов и социологов социализацией пони­мается процесс производства некоего стандартного индивида, наделен­ного определенной системой мотивов, навыков и ролей, отвечающих потребностям группы и общества.

Основное свое влияние на индивида социализация оказывает на сво­ей ранней стадии в возрасте до семи лет. Данный период считается на­иболее благоприятным для процесса и результата усвоения норм и пра­вил поведения в обществе.

Важнейший вклад в понимание детства внес психолог Левин К. До­стоинство концепции Левина состоит в том, что он рассматривает дет­ство как социально-психологическое явление, связывая психическое развитие личности с изменением ее социального положения. Ребенок не живет вне семьи, детского сада, школы и т. д., так и эти социальные институты не существуют отдельно от взаимодействующих с ним инди­видов. Важнейшим институтом социализации ребенка в раннем детстве является семья. Первоначальный социальный интерес возникает в общении ребенка с матерью, которая как бы настраивает ребенка на дру­гих людей, передает модель поведения и общения с другими людьми.

С точки зрения Скиннера Б., главным "социализирующим" фактором для ребенка является подкрепление или отсутствие такового со сторо­ны родителей, то есть подкрепляется только желаемое поведение ребен­ка, и таким образом обеспечивается развитие его личности в определен­ных направлениях. В процессе становления личности то поведение, которое семьей не подкрепляется или наказывается, просто исчезает.

В современном обществе произошли изменения во взглядах на роль семьи в формировании личности ребенка. Центр значимости семьи пе­реместился с нравственно-эмоциональных факторов на экономические факторы (обеспечение благополучия, материальный достаток и пр.). Бояринцева А. В. считает, что дети дошкольного возраста в лоне семьи посредством экономической социализации вырабатывают определен­ный психологический тип поведения в обществе, таким образом, эконо­мическая социализация является одной из форм формирования лично­сти ребенка-дошкольника [4].

Экономическое поведение человека, реализуемое в разных фазах вос­производящего цикла, по мнению Верховина, подразделяется на нес­ колько подтипов: потребительское, производственное, обменное и ра­спределительное [5]. В ракурсе изучения социализации детей дошколь­ного возраста, на наш взгляд, большее внимание следует уделить имен­но потребительскому поведению, как наиболее доступной форме со­циализации детей данного возраста.

Культура потребления закладывается у человека с детства при усло­вии умения и желания родителей объяснять свое поведение в процессе покупки. Авторы указывают на наличие нескольких методов потреби­тельской социализации детей дошкольного возраста в семье [2]. По ха­рактеру участия родителей и старших родственников в процессе социа­ лизации выделяются методы: инструментальный тренинг, моделирова­ние и посредничество. Инструментальный тренинг - это непосред­ственное инструктирование детей родителями вести себя определен­ным образом. Моделирование - неосознаваемое воспроизведение чело­веком поведения другого - модели. Происходит в процессе наблюдения за другими людьми. Посредничество родителей в восприятии детьми рекламы и атрибутов продукта выступает в качестве интерпретации коммуникативных сообщений родителями. Такая интерпретация фор­мирует потребительскую позицию ребенка.

По критерию степени самостоятельности потребительского поведе­ния детей выделяются такие методы социализации, как наблюдение, совместный шоппинг и прямой опыт. Наблюдение - дети наблюдают и имитируют родительское поведение. Совместный шоппинг - метод потребительской социализации в процессе совместных походов за покупками родителей и детей. Во время таких походов родители объясняют детям, почему они покупают или не покупают данный товар и роль рекламы. Прямой опыт - метод обучения детей на их собственном опыте как самостоятельных покупателей.

Для выявления применяемых методов потребительской социализации нами было проведено исследование на базе двух дошкольных образова­тельных учреждений. В эксперименте приняли участие 29 детей в возра­сте от пяти до шести лет и их родители. Экспериментальные данные бы­ли получены путем анкетирования родителей, интервьюирования детей, а также ряда проективных методик, также проведенных с детьми.

В ходе эксперимента были получены следующие результаты:

По критерию участия родителей и старших родственников в процессе по­требительской социализации инструментальный тренинг как метод приме­няют 13,3% родителей; моделирование - 100 %; посредничество - 6,6%.

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что в ситуации приобретения товара приоритетным среди методов потребительской социализации является неосознаваемое воспроизведение ребенком по ведения других людей. Наименее популярным, по результатам экспери­мента, стал метод посредничества, что лишний раз указывает на неже­лание родителей брать на себя активную роль в процессе формирова­ния культуры потребления ребенка.

По критерию степени самостоятельности потребительского поведе­ния в процессе социализации : наблюдение - 100 %; совместный шоп­пинг - 56,6%; прямой опыт – 56,6%. Интересными, на наш взгляд, по­казались следующие данные - в процессе совместного шоппинга пред­почтение отдано маме (53,3%, как партнеру в процессе приобретения товара, 26,6% - папе; 16,6% - бабушке (дедушке) и 4% - брату (сестре, сверстники и другие взрослые не рассматриваются детьми старшего дошкольного возраста как партнеры по процессу покупки.

Также, мы думаем, заслуживают внимания такие показатели как получение прямого опыта в процессе самостоятельного приобретения то­вара (56,6%, некоторые родители сделали поправку на то, что позволя­ют своему ребенку самостоятельно осуществлять покупку только при­менительно к отдельному ряду товаров (43,3 %).

Таким образом, анализируя полученные в ходе эксперимента данные, можно сделать вывод о том, что процесс потребительской социализа­ции посредством семьи у детей старшего дошкольного возраста осу­ществляется преимущественно в результате наблюдения за покупатель­ской деятельностью родителей, и только в половине случаев ребенку разрешается получить самостоятельный опыт в приобретении товара. Что еще характерно для поведения родителей в ходе данного вида социализации, это увеличение ситуаций приобщения ребенка к процессу покупки только при достижении им шести лет.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства : развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М., 2000.

2. Алешина И. В. Поведение потребителей : Уч. пос. - М., 1999.

3. Андреева Г. М. Социальная психология. -М. 2000.

4. Бояринцева В. А. Психологические проблемы экономической социализации //Педагогика. -1994.-№4.-С. 12-18.

5. Верховин В. И. Экономическое поведение как предмет соци­ологического анализа //Социологические исследования. - 1994. -№10. -С. 120-126.

Публикации по теме:

Формирование правил поведения (этикета) у детей дошкольного возраста как способ социализации Семинар – практикум в МАДОУ № 92 города Ижевска. «Формирование правил поведения (этикета) у детей дошкольного возраста как способ социализации».

Технология исследовательской деятельности в позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста Сегодня перед ДОУ государством поставлена задача подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное, стремящееся к поиску.

Гендерные особенности развития детей старшего дошкольного возраста в физическом воспитании ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ Колесникова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ.

Игра как средство социализации детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №41. Хамутько Ольга Ивановна, воспитатель второй младшей группы. Игровая.

Особенности развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста Диалогическая или разговорная речь является основным видом речевого взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, служит фундаментом.

Особенности развития познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста Психика объективно выступает как многомерное, иерархически организованное, динамическое целое – как система, функциональные компоненты которой.

Особенности воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода Монтессори Система педагогической деятельности М. Монтессори представляет собой теоретическую концепцию и набор конкретных педагогических технологий.

Продуктивная деятельность как фактор социализации детей дошкольного возраста Продуктивная деятельность как фактор социализации детей дошкольного возраста Социализация - особо значимый в нашем обществе процесс, когда.

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста Консультация для педагогов подготовительной группы. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный.

Психологические особенности личности старшего дошкольного возраста и их связь с методами родительского воспитания Статья рассматривает изучение психолого-педагогической литературы, с помощью которой возможно будет изучить психологические особенности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности потребительской социализации детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 1 мая 2017 в 18:53
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД