Организация развивающей среды в группах раннего возраста с учетом физиологических и психологических особенностей детей

Ирина Сергеева
Организация развивающей среды в группах раннего возраста с учетом физиологических и психологических особенностей детей

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т. е организации предметно-пространственной среды.

Развивающая среда – это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка.

Жизненное пространство в группе должно давать детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Некоторые зоны могут быть отделены одна от другой перегородками с ячейками, нишами. Например, зона (уголок) сюжетных игр может быть отделена от зоны для подвижных игр для того, чтобы дети не отвлекались и не мешали друг другу. При этом каждая зона должна быть хорошо освещена. Зонирование помещения помогает ребенку выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности. В каждой зоне должны своевременно появляться новые предметы, стимулирующие двигательную, познавательную активность малышей, развитие их игровой деятельности. Развивающая среда наполняется игрушками в течение года (от минимального количества). Цель: обогащение игрового и коммуникативного опыта ребенка постепенно. При внесении новой игрушки ОБЯЗАТЕЛЬНО знакомство детей с этой игрушкой и обучение взаимодействию с ней (СОВМЕСТНАЯ деятельность воспитателя и детей со словесным сопровождением и обыгрыванием). Должна соблюдаться логичность, последовательность расположения уголков с учетом интеграции образовательных областей.

Книжный уголок:

-Самое освещенное место в группе (около окна, или дополнительное освещение – например, бра);

-Стол с однотонной поверхностью (без рисунка, чтобы не отвлекать ещё неустойчивое внимание ребенка от книги);

-2 стула

-Полочка или выставка для книг, где 2-3 книги на виду (Менять, повторять или чередовать книги через 1-2 недели.);

-Книжки в твердом переплете, желательно звучащие книги;

-Картинки для рассматривания (выкладывать в соответствии с тематикой, планированием) для совместной деятельности воспитателя с ребенком по таким областям, как коммуникация, чтение художественной литературы, социализация и др.

Театрализованный уголок:

-На полу коврик;

-Фланелеграф;

-Ширмы;

-Различные виды театра, с которыми дети УЖЕ знакомы;

-Маски, шапки только для воспитателя (т. к. ребенок на себе не видит маску или шапку, следовательно, не может принимать на себя данную роль и обыгрывать её);

-Цветовая гамма и образ персонажей должна соответствовать реальности (волк - серый, лиса – рыжая);-

-Нагрудники, фартуки с героями (ролями).

Уголок ряженья:

-зеркало, рядом сундучок с атрибутами.

Физкультурный уголок:

-корзина с мячами

- воротики (для перешагивания)

- кегли

- разноцветные флажки,ленточки-султанчики

- легкие поролоновые шарики для метания вдаль

- большие и теннисные мячи

- мешочки с песком для упражнений на равновесие

Уголок рисования

- хохломской стол и матрешка (первые представления о народном творчестве) или рулон (кусок) обоев. Рисовальные принадлежности (выдаются).

Музыкальный уголок:

-одна звучащая игрушка (погремушка, барабан и т. д.)

Уголок экспериментирования, может быть постоянным, может быть вносным.

-Крышка для закрывания

-Фартучки

-Может быть резиновый коврик

-Лейки, ситечки; всё то, что плавает и то, что тонет

Пример: прозрачные пластиковые бутылки с водой, закрыты крышкой. Крышка внутри покрашена и при встряхивании бутылки – вода окрашивается (сюрпризный, волшебный момент).

Пособия по развитию сенсорики, мелкой моторики (пособия могут чередоваться каждые 1-2 недели, желательно сделанные руками взрослых.

-Коврики – геометрические, сюжетные;

-Юбка-коврик, фартук – различные виды шнуровок, застежек, пуговиц, молний, липучек, карманов с сюрпризом и т. д. ;

-Подушки-пирамидки (4 основных цвета, на липучках);

-Вносной дидактический стол на резинке по периметру;

-Дидактические кубики (мягкие, из решеток для раковин);

-Звучащие - шумовые игрушки (киндер-яйца на шнурке, пластиковые бутылочки и др.);

Кукольный уголок должен быть обширный с достаточным количеством игрушек, с помощью которых можно развернуть яркие игровые сюжеты. "Жилая комната", "Кухня" дополняются новым ассортиментом игровых принадлежностей (гладильная доска и утюжок, полный сервиз чайной и столовой посуды и т. д.)

В кукольном уголке все игрушки среднего размера, позволяющие более разнообразно использовать окружающее малыша пространство, уводя в воображаемую ситуацию, создавать развернутые и содержательные сюжеты

В кукольном уголке дети могут разворачивать игровые сюжеты: «жилая комната», «кухня», «прачечная» и др.

Всё должно быть убрано в сундучки, коробки, за шторки – уголки обозначаются одним предметом (например, уголок ряженья – зеркало, рядом сундучок с атрибутами).

Цель: развитие самостоятельности, поисковой деятельности, наличие возможности для выбора.

Свободное пространство для двигательной активности (потребность в освоении и наполнении пространства игровыми ситуациями связанными с движением под руководством взрослого – народные подвижные игры, игры с машинками и конструктором и др.).

Наличие игрушек в 3-4 экземплярах (т. к. детей 3-го года жизни характерно – упрямство, соперничество, стремление к самостоятельности, капризность, конфликтность).

В адаптационный период в группе должно быть представлено 1-2 игровые ситуации (чаепитие, магазин или др., игрушки доступные и понятные детям (в соответствии с опытом детей данного возраста, с которыми всегда можно взаимодействовать. Обилие и перенасыщение развивающей среды – НЕДОПУСТИМО.

ОБЯЗАТЕЛЬНО: 4 дидактические куклы 4 основных цветов (к 3 годам вносятся куклы белого и черного цвета).

Как бы ни была хороша развивающая детей окружающая среда, но душу в нее привносят именно взрослые!

Публикации по теме:

Организация предметно-развивающей среды Презентация воспитателя I категории Шилейко Елены Валентиновны Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых.

Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста в различных видах деятельности. Цель: гармоничное развитие ребенка Задачи: Создать оптимальные условия для развития ребенка. Содействовать развитию сенсорной культуры.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Организация развивающей среды в группах раннего возраста с учетом физиологических и психологических особенностей детей
Опубликовано: 25 января 2014 в 17:06
+63Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 66.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Схема реки. Дидактическая игра»
В марте наш детский сад принял участие в Региональной предметной неделе "Экология Подмосковья" проводимой Ассоциацией педагогов дошкольных образовательных...
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...