Особенности протекания учебной деятельности у детей с ОНР.

Лилия Нугайбекова
Особенности протекания учебной деятельности у детей с ОНР.

В зависимости от нарушений устной речи у детей с ОНР наблюдаются различные степени нарушений письма: от полной неспособности к усвоению грамоты до относительно сформированной письменной речи, отличающейся лишь частичной недостаточностью

Нарушения письма. Наблюдается большое количество разнообразных ошибок, обусловленных недоразвитием как фонетико-фонематической, так и лексико-грамматической сторон речи: замены букв, пропуски и перестановки букв, раздельное написание частей слова и другие ошибки, вкупе с их сочетанием.

Недостаточное усвоение правил правописания ведет к нарушению употребления корневой гласной, нарушениям в окончаниях слов, в нарушении употреблений приставок, суффиксов.

Если нет четкого различения звуков, то не возникают звуковые образы слов - соответственно, практических звуковых обобщений, которые дают возможность правильно писать слова до получения сведений об орфографических нормах. Ограниченность словарного запаса, недостаточная сформированность семантиеской стороны речи, отсутствие четких звуковых представений о слове затрудняют нахождение родственных слов, необходимых для проверки сомнительного гласного. Может быт неправильная расстановка ударения, нарушения употребления падежных окончаний слов.

Дети испытывают большие трудности в усвоении и употреблении слов с отвлеченными значениями, например, служебных слов, которые не выступают в качестве самостоятельных - соответсвенно, возникают ошибки в написани предлогов и союзов, частиц: опускания, включения лишних, слияние, замена.

Могут наблюдаться замены слов, например, строит - плетет, делает - стучит.

Часто встречаемые ошибки: смешения слов, сходных по звучанию, по контуру, сходных по отдельным звукам; замены словами, созданными самим ребенком (фотограф - аппаратчик, дворник - подметальщик и др.)

Нарушения в построении предложений, пропуск членов предложения (как главных, так и второстепенных, пропуск предлогов.

Нарушения оформления предложений.

Нарушения чтения распространяются как на способы овладения чтением, так и на темп чтения, на понимание прочитанного.

Дети с недоразвитием речи вместо плавного слогового чтения часто пользуются побуквенным угадывающим чтением, что приводит ко множеству ошибок: может произноситься бессмысленный набор звков, замены слов (уголок-уголек, карточка - картошка.)

Наблюдаются замены одних букв другими.

Эти ошибки характерны и для детей с нормальным речевым развитием, но количество ошибок у логопатов значительно больше: ошибки на пропуски, добавления букв, перестановки, нарушения окончаний слов и др.

Степень сформированности навыка чтения может быть различной.

Чтение логопатов характеризуется также медленным темпом.

Ошибки в чтении в первую очередь связаны с недостаточным овладением звковым составом слова, смешением акустически сходных звуков, неполноценность звукового анализа и синтеза.

При чтении дети воспринимают слова изолированно, притом как полноценные. Они часто не могут сгруппировать слова по принципу лексической и грамматической сочетаемости. У них нет достаточной речевой опоры, которая создала бы возможность предвосхитить читаемое на основе восприятия предшествующей части фразы, поэтому смысловая догадка чтения обуславливается не ранее прочитанной частью фразы, а прочитанной частью читаемого слова.

Разрыв между восприятием и речевой подготовленностью снижает темп чтения, а в свою очередь, недостаточность в овладении техникой чтения влияет на понимание прочитанного. Эти явления взаимообусловленны.

Для понимания содержания прочитанного нужен прежде вего определенный запас слов, понимание их значений.

Понимание прочитанного зависит не столько от степени и характера овладения значением слова, но и от понимания связи слов,связи предложений.

Часто дети не узнают слова в новых падежных и глагольных формах, слова, измененные приставками, суффиксами.

Большие затруднения в понимании читаемого вызывает наличие в тексте относительных и указательных слов (местоимений, предлогов, союзов). Метафоры, идиоматические выражения, сравнения в болшей мере затруднены для понимания детьми с речевым недоразвитием.

Публикации по теме:

План работы учителя-логопеда на логопедическом пункте содержание 1. Обследование и определение структуры и степени выраженности речевых нарушений различного генеза детей 6-7 лет. Комплектование.

Ссылки. Если ребенку трудно учиться ПРОБЛЕМЫ В ОБУЧЕНИИ[cut=Читать далее. ]http://www.zrpress.ru/2002/097/p012.htm "Если ребенок не тянет учебу, нельзя его за это ругать,.

Библиотека изображений:
  • Лексика
  • Лексика
  • Лексика
Автор публикации:
Особенности протекания учебной деятельности у детей с ОНР.
Опубликовано: 7 марта 2013 в 12:16
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Спорт — это сила, спорт — это жизнь». Летнее спортивное развлечение. Фотоотчёт
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 210 « Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением по художественно-...
ДИ для проведения интегрированных занятий по ФЭМП и «Коммуникации» (счет в пределах...
Д/И для проведения интегрированных занятий по ФЭМП и "Коммуникации"( счет в пределах 5) для средн. возраста "Цветочная поляна" Цели и задачи:...
Рисуем лилии в нетрадиционной технике. Фотозарисовка
Об этих цветах было сложено много историй, мифов и легенд. Лилии называют повелительницей цветов. На Руси лилии ласково называют – ясными очами, солнечной...
Фотоотчёт «Творческие работы первоклассников»
Цель: развитие творческого умения учащихся первого класса Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу продемонстрировать Вам творческие работы моих...
Дидактическая игра для развития речи детей «Угадай, чего не стало?»
Дидактическая игра для развития речи детей :" Угадай, чего не стало ? ". Цель игры: учить детей запоминать предметы и их изображения, расположение предметов...