Особенности протекания учебной деятельности у детей с ОНР.

Лилия Нугайбекова
Особенности протекания учебной деятельности у детей с ОНР.

В зависимости от нарушений устной речи у детей с ОНР наблюдаются различные степени нарушений письма: от полной неспособности к усвоению грамоты до относительно сформированной письменной речи, отличающейся лишь частичной недостаточностью

Нарушения письма. Наблюдается большое количество разнообразных ошибок, обусловленных недоразвитием как фонетико-фонематической, так и лексико-грамматической сторон речи: замены букв, пропуски и перестановки букв, раздельное написание частей слова и другие ошибки, вкупе с их сочетанием.

Недостаточное усвоение правил правописания ведет к нарушению употребления корневой гласной, нарушениям в окончаниях слов, в нарушении употреблений приставок, суффиксов.

Если нет четкого различения звуков, то не возникают звуковые образы слов - соответственно, практических звуковых обобщений, которые дают возможность правильно писать слова до получения сведений об орфографических нормах. Ограниченность словарного запаса, недостаточная сформированность семантиеской стороны речи, отсутствие четких звуковых представений о слове затрудняют нахождение родственных слов, необходимых для проверки сомнительного гласного. Может быт неправильная расстановка ударения, нарушения употребления падежных окончаний слов.

Дети испытывают большие трудности в усвоении и употреблении слов с отвлеченными значениями, например, служебных слов, которые не выступают в качестве самостоятельных - соответсвенно, возникают ошибки в написани предлогов и союзов, частиц: опускания, включения лишних, слияние, замена.

Могут наблюдаться замены слов, например, строит - плетет, делает - стучит.

Часто встречаемые ошибки: смешения слов, сходных по звучанию, по контуру, сходных по отдельным звукам; замены словами, созданными самим ребенком (фотограф - аппаратчик, дворник - подметальщик и др.)

Нарушения в построении предложений, пропуск членов предложения (как главных, так и второстепенных, пропуск предлогов.

Нарушения оформления предложений.

Нарушения чтения распространяются как на способы овладения чтением, так и на темп чтения, на понимание прочитанного.

Дети с недоразвитием речи вместо плавного слогового чтения часто пользуются побуквенным угадывающим чтением, что приводит ко множеству ошибок: может произноситься бессмысленный набор звков, замены слов (уголок-уголек, карточка - картошка.)

Наблюдаются замены одних букв другими.

Эти ошибки характерны и для детей с нормальным речевым развитием, но количество ошибок у логопатов значительно больше: ошибки на пропуски, добавления букв, перестановки, нарушения окончаний слов и др.

Степень сформированности навыка чтения может быть различной.

Чтение логопатов характеризуется также медленным темпом.

Ошибки в чтении в первую очередь связаны с недостаточным овладением звковым составом слова, смешением акустически сходных звуков, неполноценность звукового анализа и синтеза.

При чтении дети воспринимают слова изолированно, притом как полноценные. Они часто не могут сгруппировать слова по принципу лексической и грамматической сочетаемости. У них нет достаточной речевой опоры, которая создала бы возможность предвосхитить читаемое на основе восприятия предшествующей части фразы, поэтому смысловая догадка чтения обуславливается не ранее прочитанной частью фразы, а прочитанной частью читаемого слова.

Разрыв между восприятием и речевой подготовленностью снижает темп чтения, а в свою очередь, недостаточность в овладении техникой чтения влияет на понимание прочитанного. Эти явления взаимообусловленны.

Для понимания содержания прочитанного нужен прежде вего определенный запас слов, понимание их значений.

Понимание прочитанного зависит не столько от степени и характера овладения значением слова, но и от понимания связи слов,связи предложений.

Часто дети не узнают слова в новых падежных и глагольных формах, слова, измененные приставками, суффиксами.

Большие затруднения в понимании читаемого вызывает наличие в тексте относительных и указательных слов (местоимений, предлогов, союзов). Метафоры, идиоматические выражения, сравнения в болшей мере затруднены для понимания детьми с речевым недоразвитием.

Публикации по теме:

План работы учителя-логопеда на логопедическом пункте содержание 1. Обследование и определение структуры и степени выраженности речевых нарушений различного генеза детей 6-7 лет. Комплектование.

Ссылки. Если ребенку трудно учиться ПРОБЛЕМЫ В ОБУЧЕНИИ[cut=Читать далее. ]http://www.zrpress.ru/2002/097/p012.htm "Если ребенок не тянет учебу, нельзя его за это ругать,.

Библиотека изображений:
  • Лексика
  • Лексика
  • Лексика
Автор публикации:
Особенности протекания учебной деятельности у детей с ОНР.
Опубликовано: 7 марта 2013 в 12:16
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Городецкая роспись. Фотоотчет детского творчества.
Здравствуйте, уважаемые друзья и гости любимого сайта! Одно из главных направлений в реализации годового проекта по патриотическому воспитанию «Я...
Лэпбук «Весна»
Солнышко, сосульки, почки, Одуванчики, листочки, Капли, лужи, ручейки, Мухи, бабочки, жучки, Птицы с юга прилетают… Ну, когда это бывает? Цель:...
Конспект занятия по конструированию из мягких модулей для детей старшего дошкольного...
Цель: Развитие конструктивных способностей и логического мышления. Задачи: 1. Развивать самостоятельность в решении конструкторских задач. 2. Развивать...
Конспект физкультурного досуга «Расти здоровым, мой малыш!» во второй младшей группе...
Конспект физкультурного досуга «Расти здоровым, мой малыш! » во второй младшей группе с участием родителей. Цель : Повышать интерес детей к...
Наше весеннее оформление детского сада
Здравствуйте! Сегодня пятница-день , когда можешь позволить себе немного расслабиться и отдохнуть. Сижу за компьютером , голосую , а заодно решила сделать...