Особенности протекания учебной деятельности у детей с ОНР.

Лилия Нугайбекова
Особенности протекания учебной деятельности у детей с ОНР.

В зависимости от нарушений устной речи у детей с ОНР наблюдаются различные степени нарушений письма: от полной неспособности к усвоению грамоты до относительно сформированной письменной речи, отличающейся лишь частичной недостаточностью

Нарушения письма. Наблюдается большое количество разнообразных ошибок, обусловленных недоразвитием как фонетико-фонематической, так и лексико-грамматической сторон речи: замены букв, пропуски и перестановки букв, раздельное написание частей слова и другие ошибки, вкупе с их сочетанием.

Недостаточное усвоение правил правописания ведет к нарушению употребления корневой гласной, нарушениям в окончаниях слов, в нарушении употреблений приставок, суффиксов.

Если нет четкого различения звуков, то не возникают звуковые образы слов - соответственно, практических звуковых обобщений, которые дают возможность правильно писать слова до получения сведений об орфографических нормах. Ограниченность словарного запаса, недостаточная сформированность семантиеской стороны речи, отсутствие четких звуковых представений о слове затрудняют нахождение родственных слов, необходимых для проверки сомнительного гласного. Может быт неправильная расстановка ударения, нарушения употребления падежных окончаний слов.

Дети испытывают большие трудности в усвоении и употреблении слов с отвлеченными значениями, например, служебных слов, которые не выступают в качестве самостоятельных - соответсвенно, возникают ошибки в написани предлогов и союзов, частиц: опускания, включения лишних, слияние, замена.

Могут наблюдаться замены слов, например, строит - плетет, делает - стучит.

Часто встречаемые ошибки: смешения слов, сходных по звучанию, по контуру, сходных по отдельным звукам; замены словами, созданными самим ребенком (фотограф - аппаратчик, дворник - подметальщик и др.)

Нарушения в построении предложений, пропуск членов предложения (как главных, так и второстепенных, пропуск предлогов.

Нарушения оформления предложений.

Нарушения чтения распространяются как на способы овладения чтением, так и на темп чтения, на понимание прочитанного.

Дети с недоразвитием речи вместо плавного слогового чтения часто пользуются побуквенным угадывающим чтением, что приводит ко множеству ошибок: может произноситься бессмысленный набор звков, замены слов (уголок-уголек, карточка - картошка.)

Наблюдаются замены одних букв другими.

Эти ошибки характерны и для детей с нормальным речевым развитием, но количество ошибок у логопатов значительно больше: ошибки на пропуски, добавления букв, перестановки, нарушения окончаний слов и др.

Степень сформированности навыка чтения может быть различной.

Чтение логопатов характеризуется также медленным темпом.

Ошибки в чтении в первую очередь связаны с недостаточным овладением звковым составом слова, смешением акустически сходных звуков, неполноценность звукового анализа и синтеза.

При чтении дети воспринимают слова изолированно, притом как полноценные. Они часто не могут сгруппировать слова по принципу лексической и грамматической сочетаемости. У них нет достаточной речевой опоры, которая создала бы возможность предвосхитить читаемое на основе восприятия предшествующей части фразы, поэтому смысловая догадка чтения обуславливается не ранее прочитанной частью фразы, а прочитанной частью читаемого слова.

Разрыв между восприятием и речевой подготовленностью снижает темп чтения, а в свою очередь, недостаточность в овладении техникой чтения влияет на понимание прочитанного. Эти явления взаимообусловленны.

Для понимания содержания прочитанного нужен прежде вего определенный запас слов, понимание их значений.

Понимание прочитанного зависит не столько от степени и характера овладения значением слова, но и от понимания связи слов,связи предложений.

Часто дети не узнают слова в новых падежных и глагольных формах, слова, измененные приставками, суффиксами.

Большие затруднения в понимании читаемого вызывает наличие в тексте относительных и указательных слов (местоимений, предлогов, союзов). Метафоры, идиоматические выражения, сравнения в болшей мере затруднены для понимания детьми с речевым недоразвитием.

Публикации по теме:

План работы учителя-логопеда на логопедическом пункте содержание 1. Обследование и определение структуры и степени выраженности речевых нарушений различного генеза детей 6-7 лет. Комплектование.

Ссылки. Если ребенку трудно учиться ПРОБЛЕМЫ В ОБУЧЕНИИ[cut=Читать далее. ]http://www.zrpress.ru/2002/097/p012.htm "Если ребенок не тянет учебу, нельзя его за это ругать,.

Библиотека изображений:
  • Лексика
  • Лексика
  • Лексика
Автор публикации:
Особенности протекания учебной деятельности у детей с ОНР.
Опубликовано: 7 марта 2013 в 12:16
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер-класс в технике «Фроттаж» — «Осенние листья».
Ребята нашей группы впервые познакомились с нетрадиционной техникой рисования цветными восковыми мелками «Фроттаж», и им очень понравилось, поэтому мы...
Стихотворение о дружбе с возможностью инсценирования
Дружба - это не работа Не успела я отойти от перелёта, от кратковременного отдыха, как Вера Калужина снова втянула меня в творческий процесс! И скажу...
Семь гномиков. Пособие по ознакомлению с днями недели.
Детям дошкольного возраста зачастую трудно понять такие понятия, как " вчера", "сегодня", "завтра". Или же запомнить все семь дней недели, и не только...
Мастер-класс коллективной аппликации «Дерево дружбы»
Мастер-класс по изготовлению коллективной аппликации «Дерево дружбы» в группе младшего дошкольного возраста. Добрый день, уважаемые коллеги! Этим...
Презентация Отчет МБДОУ о проведении летнего-оздоровительного периода
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом Заведующий МБДОУ ДС № 4 «Березка» Протокол № 1 ________________________________ от «31» августа 2017 г. Приказ №...