Особенности проведениея занятий ро ИЗО в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

анна васильева
Особенности проведениея занятий ро ИЗО в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗО В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР

Вы знаете, мне по-прежнему верится, что, если останется жить земля, главным достоинством человечества будут когда-нибудь учителя…" Р. Рождественский

Психологические исследования и практика показали, что для детей с задержкой психического развития характерны неустойчивость внимания, трудности в процессе восприятия. Одни дети на занятиях действуют импульсивно, постоянно отвлекаясь, другие, напротив, проявляют инертность. Все это затрудняет выполнение учебной задачи, поставленной на занятии.

В целях комплексной коррекции задержки психического развития педагоги и специалисты коррекционной группы планируют все фронтальные и индивидуальные занятия в едином блоке каждой темы. Важным условием при этом является тесное взаимодействие всех специалистов в планировании педагогического процесса.

Занятия по изобразительной деятельности проводятся в едином блоке занятий по ознакомлению с окружающим, с художественной литературой, математикой и конструированием.

Изобразительная деятельность предоставляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития ребенка, для совершенствования психический функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования).

Занятия по изобразительной деятельности занимают особое место в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития. Изодеятельность интересна для ребенка. Он радуется результату своей работы: рисования, лепки, аппликации. Свой рисунок или поделку он может подарить маме, близким друзьям, а также использовать их в игре.

Чтобы каждое занятие было не только интересным для ребенка, но и решало задачи коррекции его психического развития, воспитатель должен тщательно к нему готовиться. Важными моментами при подготовке к занятию являются следующие:

• Выбор названия занятия, способствующего созданию выразительного образа («Мишка веселый и грустный», «Смешной снеговик», «Храбрый заяц»)

• Определение вида занятия (одновидовое, интегрированное, комплексное)

• Выбор бумаги для рисование (альбомная, тонированная, обойная, иллюстративная, калька разных размеров, хоти рисовать можно не только на бумаге, но и на асфальте, песке, снегу.

• Выбор изобразительных материалов (краски: гуашь, акварель; фломастеры, маркеры, карандаши, сангина, уголь).

• Выбор материала для лепки (глина, пластилин, мучная масса с солью).

• Подготовка разных деталей, шаблонов из бумаги для украшения работы (фартучек, платочек, зонтик, платьице т. д.); прорезных силуэтов (птички, цветочка, зайчика и т. д.) для закрашивания в младших группах.

• Выбор мотивации деятельности (хлебобулочные изделия лепим для игры в магазин, цветы рисуем для мамы или в подарок товарищу, и т. д.)

Необходимо также предусмотреть возможности использования занимательной графики (печатание, обводка силуэтов, монотипия, занимательные краски, а также выполненных раннее детский работ на других занятиях (на раскрашенной тарелке расположить овощи, фрукты из пластилина; по рисунку дворца для Василисы Премудрой построить дворец из строительного материала; использовать рисунки для декорации к кукольному театру).

Для развития изобразительных навыков, эстетического восприятия на занятиях изодеятельностью используют разнообразные приемы и методы:

• Рассматривание предметов искусства на каждом занятии (книжная графика, живопись, архитектура, народно-прикладное искусство).

• Чтение художественной литературы, пение песен, слушание музыки.

• Показ способов изображения предметного рисунка, поэтапный показ воспитателя.

• Полный и частичный показ способов изображения отдельными детьми.

• Игры и танцы на занятии.

• Поощрение, показ удачно начатой работы, советы, пояснения, индивидуальный показ.

• Анализ детских работ (работы выставляются на стенде, на столе, на книжных подставках).

Изобразительной деятельностью дети любят заниматься не только на специально организованных занятиях, но и в свободное время. В самостоятельной художественной деятельности воспитатель также осуществляет руководство, только не прямое, а косвенное. Например, рисует на большом листе лес для декорации к театру, дети с интересом наблюдают. Воспитатель предлагает им нарисовать грибы, ягоды, цветочки в лесу, листья на деревьях. Эту картинку дети могут рисовать несколько дней, чтобы тщательно прорисовать раскрасить все изображения.

В самостоятельной деятельности воспитатель привлекает детей к играм с народными игрушками, к рассматриванию иллюстраций в книжках, к выкладыванию узоров из мозаики; заинтересовывает детей занимательной графикой (дорисуй веселые кляксы, обведи картинку, напечатай цветочки морковкой, картошкой).

Темы для свободного рисования, лепки аппликации могут быть самые разные:

«Что умею рисовать»

«Веселое рисование»

«Картинки из мозаики»

«Лепим продукты для магазина»

«Мой любимый праздник»

«Укрась что хочешь» (салфетка, платье, юбка, коврик, шарфик)

«Кто летает» (рисование, летка)

«Нарисуй любимую сказку»

Ежемесячно следует проводить специальные занятия по замыслу.

Такое разностороннее включение изобразительной деятельности в жизнь ребенка поможет развитию моторики руки. Творческих способностей, эстетического восприятия.

Занятия по изобразительной деятельности занимают особое место в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития. Изодеятельность интересна для ребенка. Он радуется результату своей работы: рисования, лепки, аппликации. Свой рисунок или поделку он может подарить маме, близким друзьям, а также использовать их в игре.

Чтобы каждое занятие было не только интересным для ребенка, но и решало задачи коррекции его психического развития, воспитатель должен тщательно к нему готовиться. Важными моментами при подготовке к занятию являются следующие:

• Выбор названия занятия, способствующего созданию выразительного образа («Мишка веселый и грустный», «Смешной снеговик», «Храбрый заяц»)

• Определение вида занятия (одновидовое, интегрированное, комплексное)

• Выбор бумаги для рисование (альбомная, тонированная, обойная, иллюстративная, калька разных размеров, хоти рисовать можно не только на бумаге, но и на асфальте, песке, снегу.

• Выбор изобразительных материалов (краски: гуашь, акварель; фломастеры, маркеры, карандаши, сангина, уголь).

• Выбор материала для лепки (глина, пластилин, мучная масса с солью).

• Подготовка разных деталей, шаблонов из бумаги для украшения работы (фартучек, платочек, зонтик, платьице т. д.); прорезных силуэтов (птички, цветочка, зайчика и т. д.) для закрашивания в младших группах.

• Выбор мотивации деятельности (хлебобулочные изделия лепим для игры в магазин, цветы рисуем для мамы или в подарок товарищу, и т. д.)

Необходимо также предусмотреть возможности использования занимательной графики (печатание, обводка силуэтов, монотипия, занимательные краски, а также выполненных раннее детский работ на других занятиях (на раскрашенной тарелке расположить овощи, фрукты из пластилина; по рисунку дворца для Василисы Премудрой построить дворец из строительного материала; использовать рисунки для декорации к кукольному театру).

Для развития изобразительных навыков, эстетического восприятия на занятиях изодеятельностью используют разнообразные приемы и методы:

• Рассматривание предметов искусства на каждом занятии (книжная графика, живопись, архитектура, народно-прикладное искусство).

• Чтение художественной литературы, пение песен, слушание музыки.

• Показ способов изображения предметного рисунка, поэтапный показ воспитателя.

• Полный и частичный показ способов изображения отдельными детьми.

• Игры и танцы на занятии.

• Поощрение, показ удачно начатой работы, советы, пояснения, индивидуальный показ.

• Анализ детских работ (работы выставляются на стенде, на столе, на книжных подставках).

Изобразительной деятельностью дети любят заниматься не только на специально организованных занятиях, но и в свободное время.

Публикации по теме:

Хлопотливые ежиХлопотливые ежи В нашей группе компенсирующей направленности новый набор детей. Ребятки со сложными диагнозами, характерами, но живые и любознательные.

Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 комбинированного вида «Рябинка» г. Воскресенка Московской области В нашем дошкольном учреждении.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Обитатели водоемов
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Особенности проведениея занятий ро ИЗО в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Опубликовано: 21 января 2013 в 15:05
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет смотра-конкурса «Лучший уголок для родителей»
В нашем детском саду прошел в ноябре месяце смотр-конкурс «Лучший уголок для родителей». Недавно были подведены итоги этого конкурса. Наша группа заняла...
Сценарий новогоднего утренника для детей младшей группы.
Дети под веселую новогоднюю песню входят в нарядный музыкальный зал и становятся перед елочкой. Ведущая. С Новым годом! С Новым годом! Мы хотим...
Фотоотчет посещения музея «Дружбы народов». Подготовительная группа
Недавно мы с детьми подготовительной группы посетили выездной музей, который приехал в Магнитогорск. Предварительно была проведена беседа: что такое музей,...
Конспект занятия «День героев Отечества» для воспитанников 4 Группы с ОВЗ
Цель: Расширение знаний о детях - героях нашего времени. Задачи: - Познакомить с историей возникновения праздника. Расширить кругозор детей о героях...
Консультация для родителей «Гимнастика для глаз»
Очень важно помнить и не забывать, что зрение нужно беречь с раннего детства. А взрослые должны этому уделять большое значение. Сейчас дети очень много...