МААМ-картинки

Особенности работы детского психолога с детьми «группы риска»

Виктория Цаер
Особенности работы детского психолога с детьми «группы риска»

Учащиеся "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов. Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Публикация «Особенности работы детского психолога с детьми „группы риска“» размещена в разделах

Работа с детьми «группы риска» - один из самых актуальных аспектов работы педагога – психолога. Особое внимание обращает на себя возрастающее число обучающихся с патологией, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Безусловно, таким детям необходима педагогическая реабилитация и коррекция.

Три существенных признака, составляющих содержание понятия «дети группы риска» :

-наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения.

-поведение таких детей и подростков трудно исправляется и корректируется.

-дети группы риска особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны педагогов и внимании сверстников.

Алгоритм деятельности по индивидуальному сопровождению детей «группы риска» :

1 этап - сбор необходимой информации о нем.

2 этап - анализ полученной информации.

3 этап - совместная разработка плана решения проблемы: выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной помощи для каждого проблемного учащегося.

4 этап- консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка.

5 этап - решение проблем, то есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.

6 этап - анализ выполненных рекомендаций всеми участниками. Что удалось? Что не получилось? Почему?

7 этап - отслеживание и дальнейший анализ результатов выполнения плана решения проблемы, развития ребенка. (Что мы делаем дальше)

Основными направлениями деятельности психолога являются оптимизация общения подростка со сверстниками и взрослыми, формирование у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умения ставить перед собой цели и владеть собой. В своей работе психолог должен использовать такие методы, как наблюдение, беседа с родителями и учителями, с самим учащимся проективные методы. Если с родителями и педагогами установились доверительные отношения, если они нацелены на сотрудничество с психологом для оказания помощи ребенку, можно использовать различные методики, обучающие рефлексивному анализу своей деятельности как родителя, воспитателя и учителя.

Практический психолог должен применять в работе с такими детьми различного рода тренинги и аутотренинги. Так как у детей "группы риска" наблюдаются нарушения в познавательной деятельности, то работа дефектолога будет заключаться в развитии у этих детей таких процессов, как внимание, памяти, мышления, развития восприятия и ориентировки в пространстве, использовать в своей работе коррекционные упражнения, направленные на развитие образного, логического мышления, формирование приемов самоконтроля.

Несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с этой категорией детей:

Во-первых, ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка должна быть тщательно проверена в диагностической работе.

Во-вторых, необходимы особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно – житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.

В-третьих, следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка "группы риска" оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.

Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории.

Публикации по теме:

Доклад: «Психолого-педагогические особенности работы с детьми в условиях санатория» Доклад:»Психолого-педагогические особенности работы с детьми в условиях санатория. Воспитатель ГБУ РК «Санатория для детей и детей с родителями.

Конспект занятия психолога с воспитателями: «Арт-терапия как метод работы воспитателя с детьми дошкольного возраста».Конспект занятия психолога с воспитателями: «Арт-терапия как метод работы воспитателя с детьми дошкольного возраста». «Арт-терапия как метод работы воспитателя с детьми дошкольного возраста» Цель: 1. Познакомить воспитателей с понятием методами арт-терапии.

Особенности библиотерапевтической работы с заикающимися дошкольниками и их родителями в группе детского сада На базе МБДОУ д/с «Здоровый ребёнок» г. Таганрога проводится коррекционная работа с заикающимися дошкольниками по системе семейной групповой.

Особенности организации коррекционно-оздоровительной работы с детьми с нарушением ОДА (плоскостопие, сколиоз) Особенности организации коррекционно-оздоровительной работы с детьми с нарушением ОДА (плоскостопие, сколиоз) На сегодняшний день целью.

Особенности работы с детьми, имеющими речевые нарушения, в условиях общеобразовательного класса (консультация для педагогов) Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны,.

Программа работы с семьями «группы риска» и семьями, находящимися в социально опасном положении на 2016–17 учебный год .

Работа с семьями «группы риска» «Формы работы с родителями «группы риска» в ДОУ» В семьях "группы риска", как правило, формируется личность ребёнка противоречивая, импульсивная,.

Система работы педагога-психолога и учителя логопеда с детьми ЗПР при подготовке их к школе Максимова Надежда Геннадьевна, учитель – логопед, Шойжинимаева Татьяна Жигмитовна, педагог – психолог, МБДОУ «Дульдургинский детский сад.

Совместная деятельность педагога-психолога с детьми подготовительной группы детского сада «В мире волшебных красок» Цель: развитие логического мышления и творческого воображения, снятие мышечного напряжения и гармонизация эмоционального состояния. Материалы:.

Специфика работы с детьми, имеющими особенности речевого развития в театрализованной деятельности на музыкальных занятиях [Не секрет, что у каждого ребенка свой темперамент, у каждого свой характер и особенности. Учитывая возрастные особенности от 3 до 5, речь.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности работы детского психолога с детьми «группы риска»
Опубликовано: 30 мая 2017 в 06:35
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД