Лучший педагог года

Особенности работы с детьми девиантного поведения

Татьяна Гальцева
Особенности работы с детьми девиантного поведения

Известный социолог И. С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали. Девиантное поведение подразделяется на две большие категории:

1. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).

Публикация «Особенности работы с детьми девиантного поведения» размещена в разделах

2. Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то со-циальные, культурные и особенно правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке — преступлениями.

Под отклонениями в поведении детей понимаются такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают воспитателей (родителей, учителей, общественность). Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом.

Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими группами причин:

а) социально-педагогической запущенностью, когда ребенок ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных сте-реотипов поведения;

б) глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сло-жившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, педагогов, друзей и т. д. ;

в) отклонениями в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастными кризами, заострение определенных психических свойств характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;

г) отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личных, жизненных целей и планов;

д) безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смещением социальных и личных ценностей с позитивных на негативные. Особую роль и значение в этой цепи причин играет социально-педагогическая безнадзорность детей и подростков, развивающаяся на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих. В итоге зарождаются чувства одиночества, заброшенности, своей ненужности, незащищенности. Возникают чувства протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым, стремление к объединению, кооперации, самоорганизации на основе еди-номыслия, общности судьбы, интересов и склонностей.

Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:

1) успешности образовательной деятельности (учения);

2) эмоционально положительной;

3) психологической защищенности.

При построении социально-педагогической реабилитационной программы работы с детьми девиантного поведения в качестве базовых учитываются следующие положения:

1. Опора на положительные качества несовершеннолетнего.

2. Формирование будущих жизненных устремлений.

3. Помимо деятельности, связанной с его дальнейшей судьбой, необходимо включение несовершеннолетнего, склонного к девиантному поведению, в значимую для него и общественно-полезную деятельность.

4. Глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях с ребенком.

Итак, девиантное поведение детей — явление комплексное и сложное. Оно может иметь внешние и внутренние причины. Девиантное поведение связано с индивидуально-типологическими особенностями личности, которые создают благоприятную либо неблагоприятную основу для воздействия негативных внешних, социальных и внутренних факторов. Возникая на уровне ситуативных поведенческих реакций при определенном сочетании указанных факторов, девиантное поведение, закрепляясь, приводит к устойчивым формам отклонений в поведении. При этом складывается дезадаптивное (неприспособленное) поведение детей, которое осложняет их социализацию в обществе в целом. Работа психолога с девиантными детьми должна основываться как на симптоматическом подходе (работа с конкретными симптомами отклонений, так и профилактическом подходе (снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих).

Надо сказать, что учебные заведения для девиантных детей есть разные. В большинстве же случаев дети с девиантным поведением обучаются в открытых образовательных учреждениях. Вот только условия обучения разительно отличаются.

Первая отличительная черта – это наполняемость групп (5–10 учащихся). Вторая – количество работников учреждения, приходящееся на одного воспитанника.

И это не прихоть, а реальная необходимость. Ведь детей там не карают и не просто учат, но еще и лечат. Лечат не только физические раны, а что гораздо сложнее – раны душевные.

Литература

1. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986.

2. Асеев В. Т. Мотивация поведения и формы поведения личности. М., 1976.

Публикации по теме:

Конспект занятия-практикума для родителей «Роль семьи в профилактике девиантного поведения подростков» Занятие - практикум для родителей «От колыбели до…» Цель: актуализация для родителей подростков девиантного поведения вопроса, о значимости.

Опыт работы «Особенности работы с детьми с моторной алалией» Особенности индивидуальной работы с ребенком. Моторная алалия I уровень Систему методической работы при моторной алалии я выработала в.

Психология девиантного поведения дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад №3» «Чулпан».

Индивидуальное занятие по коррекции девиантного поведения подростков Индивидуальное занятие по коррекции девиантного поведения подростков. Рекомендуемый возраст участников занятия: подростки 14-16 лет. Тема:.

Консультация для педагогов из опыта работы «Пластилинография в детском саду: особенности организации работы с детьми» В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов.

Консультация «Как общаться с ребенком, чтобы предупредить формирование и развитие девиантного поведения» Памятка родителям как общаться с ребёнком, чтобы предупредить формирование и развитие девиантного поведения. В словаре – справочнике по.

Возрастные особенности восприятия детьми дорожных ситуаций и основные мотивы их поведения на улицах, дорогах и в транспорте Консультация на тему «возрастные особенности восприятия детьми дорожных ситуаций и основные мотивы их поведения на улицах, дорогах и в транспорте».

Реализация познавательного проекта с детьми старшего дошкольного возраста «Особенности поведения и питания зимующих птиц»Реализация познавательного проекта с детьми старшего дошкольного возраста «Особенности поведения и питания зимующих птиц» Любая жизнь – есть тайна, и мы связаны со всем живым в природе. Человек не может жить только для себя – мы должны осознать, что любая жизнь.

Семинар «Использование арт-терапии в работе с детьми девиантного поведения» 1. (Ролик) «От улыбки» Не секрет, что именно детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает.

Конспект занятия с подростками направленное на профилактику девиантного поведения Занятие имеет следующую структуру: • Приветствие, помогающий участникам настроиться на работу, повышающий уровень их активности • Основная.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности работы с детьми девиантного поведения
Опубликовано: 27 сентября 2019 в 09:44
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД