Особенности работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста на уроках сольфеджио

Светлана семенкова
Особенности работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста на уроках сольфеджио

Педагогами давно установлено, что приобщать ребенка к искусству следует с самого раннего возраста, и успех в занятиях музыкой зависит от умения педагога пробудить любовь к ней, ввести ребенка в мир звуков, не отрывая его от естественной для него деятельности – игры.

Первые уроки сольфеджио являются как бы подготовкой: ученик должен получить ряд первоначальных навыков (интонирования, слушания музыки, знания простейших элементов музыкальной речи). На этих уроках нельзя торопиться. К. Ушинский писал: «Воспитатель, который торопится с укоренением привычек и навыков, рискует и вовсе не укоренить их».

Форма проведения уроков предпочтительна игровая с частой сменой заданий, каждое из которых следует повторять несколько раз в варьированном виде. Все задания должны быть связаны с музыкой. Первые знания ученик должен получать через собственные действия, ощущения, а не через словесное определение.

В первый месяц обучения основными направлениями работы являются разучивание и пение песен по слуху, ритмические упражнения, освоение нотной грамоты, слушание музыки и анализ средств музыкальной выразительности.

В вокальной работе главной целью является чистое интонирование и выразительное исполнение песен. На начальном этапе работы используются попевки, прибаутки, детские песенки с малым диапазоном в терцию, кварту и простейшим ритмическим рисунком. На материале этих попевок ученики получают основные навыки: пение в определенном характере, темпе, динамике, с ясной фразировкой, и закрепляет певческие умения: одновременный спокойный вдох, нефорсированное пение, четкая дикция. На этих же песенках усваиваются простейшие мелодические модели: повторные звуки, поступенное движение – «лесенка», вспомогательные звуки – «переступание», трезвучие, скачок. На этих же попевках изучаются первые ритмические модели – сочетания четвертей и восьмых.

Знакомство со строением мелодии следует начинать в разделе «Слушание музыки». Простейшей и доступной формой для детей будет работа с фразировочными карточками. На уроке педагог поет песню, утрированно подчеркивая дыханием начало каждой фразы, учащиеся считают их количество и определяют их схожесть или несхожесть. Устанавливается три типа фраз: одинаковые (повторность, похожие (варьированная повторность, разные (контрастность). Учащиеся карточками выкладывают фразы: одинаковые – карточками одного цвета, похожие – карточками одного цвета, но разной интенсивности окраски, разные – карточками разных цветов. Эта работа может проводиться при слущании музыки и позже при анализировании примеров из учебника, что поможет быстрому формированию навыка пения с листа по нотам.

Начинать работу над ритмом следует уже на первом уроке с произнесения и прохлопывания двухслоговых слов с ударением на первом слоге. После четвертей вводятся восьмые длительности. При разучивании песен с текстом уже после первого прослушивания ученик «схватывает» ритм песни и может его прохлопать, но это еще не значит, что он осознал соотношение длительностей. Предстоит долгая и кропотливая работа по осознанию ритмических фигур, после чего ученик начинает сознательно, без затруднений воспринимать и воспроизводить ритм. Для наглядности вводятся пособия – ритмические карточки с изображение четвертей и восьмых (позже половинных длительностей).

Для осознания ритма существует много приемов: прохлопывание ритма песенки, четверти – ладоши, восьмые – пальчиками, называя ритмослогами; ритмические диктанты; чтение с листа ритмического рисунка; пение песенки с ритмическим остинато; исполнение песни с детским оркестром. Творческие упражнения на ритм заключаются в придумывании слов, фраз на заданный ритм, сочинении мелодии на фортепиано с использованием одного или двух звуков. Обязательны определенные виды ритмических упражнений в домашних заданиях: выложить ритм выученной песенки, сочинить стихи или попевку на заданный ритм, придумать ритмическое остинато к мелодии и играть его на фортепиано, придумать ритмический «ответ» к заданному «вопросу» и т. д. Так же вводится ритмическое двухголосие – прохлопать ритм и метр песенки одновременно двумя группами, прохлопать ритм песенки и ритмическое остинато к ней двумя группами. Звукоизвлечение производится тремя способами – хлопками ладоней, хлопками по коленям, притопами.

Работа с ритмом на песенном материале уже в начальном обучении приводит к возникновению у детей четких и правильных представлений о мотивности, повторности, цезурах, варьировании и других свойствах музыкального языка. Связанных с поэтической строфикой. При показе ритма с паузами ученик должен сделать либо движение руками, разводя ладони в стороны, либо показать паузу на карточке.

К работе над метроритмом можно отнести и музыкальное движение. Откликаясь на музыку несложными движениями – покачиваниями, подскоками, кружением, - ребенок бессознательно включается в творческий процесс. Движения не только усиливают эмоциональное воздействие музыки, но и помогают освоению различных понятий музыкальной грамоты.

Методика изучения нотной грамоты довольно разнообразна. Важно лишь соблюдать связь нотной грамоты с практической деятельностью ученика., с пением, с игрой на фортепиано. Важно, чтобы изучение нот было связано с разучиваемыми песенками, творческими заданиями (сочинением попевок на выученных нотах). Ладошка ребенка с широко расставленными пальчиками – это живой нотный стан, на котором расположены ноты. Дошкольник легко выучит их названия и расположение на руке. Записывать ноты детям дошкольного возраста лучше в прописях с широкими линейками. Линейки в обычных тетрадях не соответствуют особенностям двигательной регуляции детей и вызывают нервно – психическое напряжение.

Слушание музыки – один из важнейших признаков интереса ребенка к музыке. Для слушания следует подбирать небольшие пьесы или законченные фрагменты, доступные по музыкальному языку и яркие по образному содержанию. Они должны быть связаны с элементами того теоретического материала, с которым учащимся предстоит познакомиться и на котором они учатся анализировать музыкально – выразительные средства. Работа по слушанию музыки строится определенным образом, и педагог заранее намечает цель слушания музыки: общее ознакомление с произведением, или анализ какого – либо элемента его, или детальный анализ всей пьесы.

Важным в работе над ладом является то, что для формирования ладового слуха используется система ладовой сольмизации, которая рано смыкается с абсолютной. С самого начала фортепиано служит наглядным пособием в осознании пространственного расположения ступеней между собой. Эти представления в дальнейшем переносятся на нотный стан. Объединение относительной сольмизации с абсолютной по мере изучения ступеней лада и их сочетаний помогает хорошо ориентироваться в тональности, транспонировать. Закреплению представлений о ступенях лада служит и музыкальный диктант. Это прежде всего устный диктант – «мелодическое эхо», когда учащиеся голосом воспроизводят мелодическую фразу, показанную ручными знаками педагогом. Другим видом диктанта является выкладывание на нотном стане спетой или сыгранной педагогом музыкальной фразы со словами или повторение на фортепиано прослушанной мелодической фразы.

Важной частью на уроках сольфеджио является импровизация, которая заключается в придумывании фраз на заданный ритм, сочинение двустиший, сочинение песенок на данных ступенях, подборе знакомых песен, досочинении песенок, ритмической импровизации. В импровизациях ученики на практике используют и развивают свои регистровые, темповые, динамические представления.

Литература:

1. Бырченко Т. «С песенкой по лесенке». – М., 1983 г.

2. Металлиди Ж., Перцовская А. «Мы играем, сочиняем и поем». – Л., 1989 г.

3. Котляревская – Крафт М., Москалькова И., Батхан Л. «Сольфеджио». – Л., 1989 г.

Публикации по теме:

Анкета по правовому воспитанию детей Для совершенствования работы нашего ДОУ по защите прав и достоинств ребёнка необходимо опереться на Ваш жизненный и профессиональный опыт.

Подготовка и проведение игр-сказок на песке. Здравствуйте!Я работаю с детьми старшего возраста. И я хочу представить вам подготовку и проведение игр -сказок на песке. Игры на песке.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Деревья и листья
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Особенности работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста на уроках сольфеджио
Опубликовано: 18 сентября 2013 в 21:03
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по познавательному развитию «Семья Матушки Недели» (с авторским...
Программное содержание: Развитие ориентации во времени, как жизненно необходимого процесса, способности определять, измерять время ( правильно...
Мастер-класс «Веселые снежинки»
С приходом зимы, мы, с нетерпением ждем наступления Нового года. Предновогодние хлопоты связаны с покупками новогодних атрибутов, подарков, сувениров....
Детский мастер-класс «Солнышко в ладошке» (аппликация из ткани и соломки)
В конце ноября 2016 года- начале декабря 2017 года у нас проходит районный конкурс «Духовное наследие России». Для обучающихся дошкольных...
Новогоднее украшение для окна.
Доброго времени суток. Хочу поделиться легким в исполнении украшением для окон в преддверии новогодних праздников. В данный момент у меня дети младшего...
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...