Папки-передвижки

Особенности работы с одаренными детьми (из опыта работы) (10 фото)

Олеся Паничкина
Особенности работы с одаренными детьми (из опыта работы)

Особенности работы с одаренными детьми (из опыта работы)
Фото №1 Что такое детская одарённость Под одарённостью ребёнка мы понимаем более высокую чем у его сверстников при равных условиях восприимчивость к обучению и более выраженные творческие проявления Фото №2 Публикация Особенности работы с одаренными детьми из опыта работы размещена в разделах Одаренные дети Фото №3 Как правило в одарённых детях можно выделить ни один а несколько совокупных признаков и способностей

Что такое детская одарённость?

Под одарённостью ребёнка мы понимаем более высокую, чем у его сверстников при равных условиях, восприимчивость к обучению и более выраженные творческие проявления.

Публикация «Особенности работы с одаренными детьми (из опыта работы)» размещена в разделах

Одарённость как системное образование личности является координатором, регулятором, стимулятором творческой деятельности, способствует нахождению таких решений, которые дают возможность ребёнку лучше приспосабливаться к миру, к окружению, другим людям, самому себе. Как правило, в одарённых детях можно выделить ни один, а несколько совокупных признаков и способностей.

Это высокая эрудиция, умение логически и нестандартно мыслить, умение правильно излагать свои мысли, большой лексический запас, способность к быстрому и точному запоминанию, хорошая память, которая позволяет вспомнить и применить необходимые знания через длительный промежуток времени, высокая работоспособность на занятиях, быстрота выполнения задания, предлагаемая преподавателем, потребность к усиленному, сложному заданию.

Существует 3 категории одарённых детей:

1) с необыкновенно высоким уровнем умственного развития при прочих равных условиях;

2) с признаками специальной умственной одарённости: например, к математике или языкам, изобразительному искусству или музыке;

3) проявляющие яркую познавательную активность, отличающуюся оригинальностью психического склада, незаурядными умственными способностями. Это случай потенциальной творческой одарённости.

Таким образом, можно говорить об общей, специальной и творческой видах одарённости детей.

Одарённые - это наиболее перспективная группа детей, к которым нельзя подходить со стандартными мерками, т. к. их обучение по традиционным методикам губит креативность (творческое начало в человеке). Они не достигают высоких показателей ни как «творцы», создающие новое, ни как «губки» впитывающие предлагаемые педагогом готовые знания. Наиболее полное раскрытие потенциала одарённых и талантливых детей составляет актуальную задачу современного образования.

За рубежом уже создано и применяется множество особых программ для одарённых детей, большое внимание уделяется подготовке учителей для работы с особо восприимчивыми к учению и творческими детьми.

В нашем ДОУ немало одарённых детей. Я постоянно держу их в поле зрения, провожу с ними индивидуальную работу, привлекаю к участию в конкурсах, выставках, советую посещать художественную школу, студии. Обращаю внимание родителей на феномен одарённости.

В группах, где есть одарённые дети, очень интересно работать.

Рисунки этих детей являются образцом для подражания их сверстников. Присутствие этих детей стимулирует к подготовке к занятиям и самого педагога, влияет на творческий настрой остальных детей.

Известный русский психолог Лев Семёнович Выготский писал: «Обучать творческому акту искусства нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя педагогу содействовать его образованию и проявлению».

Важнейшим условием творчества, считает Л. C. Выготский, является то, «что деятельность воображения ребёнка почти никогда не возникает без помощи и участия взрослых. Дошкольник учится не только у педагога, сколько вместе с ним. Они вместе проходят по длительной истории вынашивания и развития способов деятельности, завершающихся актом творчества».

В нашем восхождении к творчеству можно выделить три стадии: подготовительную, постановочную и завершающую. На всех этих этапах работы я использую разнообразные методы и приёмы.

Чтобы ребёнок почувствовал себя «своим» человеком в удивительном мире цвета, научился пользоваться палитрой, смешивать краски и получить бесконечное количество оттенков, я использую игру «Цветовая угадай-ка».

Игра «Цветовая угадай-ка».

В этой игре я знакомлю детей с самой возможностью, смешивая 2 цвета, получить третий, отличный от них обоих. Я отбираю 4-5 красок из гуашевого набора и, смешав 2 из них, предлагаю угадать, соединением каких цветов получен этот оттенок. Дети доказывают верность своего ответа (а кто-то убеждается в своей ошибке) тем, что сами пробуют составить такой же цвет. Затем они в свою очередь предлагают свою цветовую загадку.

Таким образом, с помощью таких игр я создаю условия, чтобы ребёнок осознал выразительную силу цвета и научился пользоваться ею в соответствии с собственной индивидуальностью.

А вот другая игра-задание-«Волшебные зонтики».

Напоминаю детям одну из любимых сказок - «Оле Лукойе» Г. Х. Андерсена. Два зонтика было у этого повелителя детских снов. Один он раскрыл над постелью хороших, добрых детей, а другой. Пусть ребёнок представит себе и изобразит эти два зонтика. Тут в его распоряжении, кроме цвета, множество других выразительных средств: форма зонта, узоры, фантастические сцены, лица, которые могут быть изображены на зонтике; или напротив, отсутствие всяких украшений.

Большое внимание уделяю другим изобразительным средствам - например, линии. Ребёнок берёт в руки карандаш, цветной мелок, тонкую кисть или перо и учится проводить разные линии. Но не просто толстые и тонкие, прямые и волнистые, а ласковые, колючие, энергичные, ленивые, т. е. имеющие какую-то эмоционально - оценочную характеристику. А потом, когда он будет рисовать детей и животных, битвы и праздники, космонавтов и волшебников, пускай следит, чтобы линия, рождающаяся под его рукой, всегда соответствовала характеру персонажа, выражала отношение автора к изображаемому событию.

В работе с одарёнными детьми постоянно обращаю внимание на органическую связь между внутренним состоянием живых существ и их внешним выражением. Предлагаю ребёнку понаблюдать (а потом нарисовать, описать словами, изобразить пластически, как кошка нежится и как готовится к прыжку. Как петух в момент опасности настороженно косит глазом и угрожающе вздымает перья. Какая поза, какие движения характерны для собаки, когда она провинилась и чувствует это?

Так постепенно развиваю у детей новое восприятие, новое отношение ко всему в жизни. Таким образом, я расширяют жизненный опыт ребёнка, о чём Л. С. Выготский сказал так: «Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, тем больше он знает и усвоил. тем продуктивнее будет деятельность его воображения».

Развитие способностей и талантов - сложная работа, которую должны вести увлечённые делом родители, педагоги, воспитатели.

Фото №4 Это случай потенциальной творческой одарённости Фото №5 Таким образом можно говорить об общей специальной и творческой видах одарённости детей Фото №6 Одарённые это наиболее перспективная группа детей к которым нельзя подходить со стандартными мерками т Фото №7 их обучение по традиционным методикам губит креативность творческое начало в человеке Фото №8 Они не достигают высоких показателей ни как творцы создающие новое ни как губки впитывающие предлагаемые педагогом готовые знания Фото №9 Наиболее полное раскрытие потенциала одарённых и талантливых детей составляет актуальную задачу современного образования
Публикации по теме:

И сново о цветахИ сново о цветах И снова всем здравствуйте!Дорогие садовды и цветоводы детких душ!Дети это конечно же самое замечательное чтоу нас есть, но для всех не секрет.

Портфолио Департамент образования города Москвы Восточное окружное управление образования Департамента образования Государственное бюджетное образовательное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности работы с одаренными детьми (из опыта работы)
Опубликовано: 16 ноября 2013 в 18:33
+71Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 61.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД