Лучший педагог года

Особенности работы с родителями в условиях Дома ребенка

Котова Ирина Сергеевна
Особенности работы с родителями в условиях Дома ребенка

Сегодня дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и особенно дети с отклонениями в развитии, а также их семьи остро нуждаются в социальной и моральной поддержке всего общества, в защите и помощи со стороны государства и различных служб: социальной, медицинской, педагогической, психологической.

В доме ребенка проводится комплексная медико-психолого- педагогическая реабилитация воспитанников с целью адаптации ребенка в жизни к семье. Организована индивидуальная работа специалистов ОКУЗ СДР с семьями, желающими принять ребенка в семью, а также по возврату воспитанников в их кровную семью.

Публикация «Особенности работы с родителями в условиях Дома ребенка» размещена в разделах

В Доме ребенка создана «Домашняя комната» для организации встреч детей с будущими родителями с целью созданий условий общения, приближенных к обстановке в семье и адаптации ребенка к жизни в семье.

Задачи: Обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье, где родители (лица их заменяющие) обеспечивают благоприятные условия для его воспитания и развития.

Организация знакомства кандидатов в усыновители, опекуны с ребенком с целью установления психологического контакта. Составление индивидуальной программы совместных мероприятий родителей и специалистов Дома ребенка по воспитанию и развитию для каждого выбранного воспитанника.

Подготовка воспитанников к жизни в семье, с целью более легкой адаптации детей к особенностям воспитания в семейных условиях.

В условиях ОКУЗ СДР для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, перед коллективом встают особые задачи взаимодействия с биологическими, приемными семьями, семьями желающими взять на воспитание ребенка. В психолого-педагогической поддержке нуждаются не только воспитанники Дома ребенка, но и их биологические, приемные родители, а также кандидаты в усыновители, опекуны.

Каждый специалист знает, что успешность коррекционно – развивающей работы во многом зависит от того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь. Практика показывает, что достичь оптимального взаимодействия с семьями воспитанников Дома ребенка очень не просто.

Одной из важнейших задач является вовлечение родителей и будущих родителей к активному сотрудничеству, т. к. только в процессе совместной деятельности Дома ребенка и семьи удается максимально помочь ребенку. В основу сотрудничества положено взаимодействие: врач – социальный педагог – учитель – дефектолог – логопед – психолог – воспитатель – родитель. При этом активная позиция в этой системе принадлежит каждому специалисту, который изучает и анализирует особенности воспитанников. Врач знакомит родителей, будущих родителей с состояние здоровья ребенка, проведенным реабилитационным лечением, разъясняет прогноз развития, составляет медикаментозное лечение. Социальный педагог – выступает защитником в соблюдении социально – правовых норм и интересов детей, воспитывающихся в Доме ребенка. Учитель – дефектолог, логопед, психолог не только создают условия для развития эмоционально – волевой и познавательной сферы каждого ребенка, но и обеспечивает условия для сохранения психического здоровья детей, организует работу по предупреждению эмоциональных расстройств, снятию психологического напряжения всех участников коррекционно – образовательного процесса. Воспитатель знакомит родителей с особенностями развития, сформированными навыками, привычками, разъясняет формирование социально – бытовых умений детей.

Учитывая трудности в организации взаимодействия с родителями воспитанников Дома ребенка, следует определить содержание работы по этому направлению социально – педагогической деятельности. При реализации задач социально – педагогического блока требуется тщательное планирование действий всех специалистов Дома ребенка и корректность при общении с семьей. Задачи социально – педагогической работы решают все педагоги и администрация Дома ребенка.

В Доме ребенка систематически, регулярно и последовательно, осуществляется реабилитационная деятельность как социальная, медицинская, так и психолого – педагогическая, опираясь на основополагающие принципы реабилитационной работы :

- принцип ступенчатости;

- принцип диалектического единства;

- принцип разносторонности (учитывается многоаспектность);

- принцип партнерства.

Представим в виде схемы основные направления взаимодействия с семьями и формы организации психолого – педагогической помощи.

Формы организации психолого – педагогической помощи семьям в условиях Дома ребенка :

1. Коллективные формы взаимодействия;

2. Индивидуальные формы работы с семьей;

3. Формы наглядно информационного обеспечения.

Коллективные формы взаимодействия

1. «День открытых дверей». Проводится администрацией ОКУЗ СДР (1 июня и 25 декабря) для родителей, кандидатов в усыновители и опекуны.

Задача: знакомство с учреждением, основными направлениями и условиями его работы.

2. Проведение детских праздников, развлечений.

Задача: поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах, включение в этот процесс семьи.

Индивидуальные формы работы с семьей

1. Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, социального педагога, психолога.

Задачи:

- сбор необходимой информации о ребенке и его семье;

- уточнение проблем у родителей в воспитании ребенка;

- выявление мнения родителей о работе Дома ребенка.

2. Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работе с родителями.

Задача: оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам развития и воспитания детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

3. «Служба Доверие». Работу службу обеспечивают администрация и психолог. Служба работает по персональным и анонимным обращениям и пожеланиям родителей.

Задача: оперативное реагирование администрации Дома ребенка на различные ситуации и предложения.

4. «Родительский час». Проводятся учителями – дефектологами и логопедами групп, по мере обращения родителей, кандидатов в усыновители.

Задача: информирование родителей о ходе коррекционно – развивающей работы с ребенком, обучения родителей элементам коррекционно – развивающей работы с ребенком в домашних условиях.

5. «Прием врача». Проводят врачи педиатры, неврологи (по необходимости и другие специалисты, по мере обращения родителей, кандидатов в усыновители (опекуны).

Задача: информирование родителей о здоровье детей и контроль выполнения рекомендаций.

Формы наглядного информационного обеспечения.

1. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местам. Задачи:

- информирование родителей, кандидатов в усыновители (опекуны) о организации и содержание работы в Доме ребенка;

- пропаганда психолого – педагогических знаний;

2. Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно – образовательной работы Дома ребенка.

Задачи:

- ознакомление родителей, кандидатов в усыновители (опекуны) с формами и результатами продуктивной деятельности детей;

- привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности детей.

Организация индивидуальной работы специалистов Дома ребенка с родителями, кандидатами в усыновителями, опекунами осуществляется в «Домашней комнате», в условиях комфортных, оптимально приближенных к семейным, способствующих раскрытию индивидуальных особенностей и возможностей самих кандидатов и детей. В «Домашней комнате» планируется и реализуется вся работа в соответствии с планом, составляется индивидуальная программа обучения и анализ её выполнения.

Индивидуальная программа обучения кандидатов в усыновители, опекуны:

1. Первый этап. Знакомство с ребенком. Предоставление данных о развитии, НПР, навыках и умениях, привычках.

2. Второй этап. Определение приоритетной задачи индивидуальной программы для общения ребенка и взрослого.

3. Третий этап. Проводится анализ умений и навыков (что малыш может делать, а что ещё не умеет). Обращается внимание взрослого на направление в обучении ребенка. Проводится консультации, беседы, тестирование. Подбирается материал, литература.

4. Четвертый этап. Уточняются приоритетные задачи, что нужно воспитывать в первую очередь, чему учить, а что необходимо закреплять во время игр, бодрствования.

5. Пятый этап. Определяются, какие задачи могут быть реализованы специалистами в учреждениях, а какие в повседневной жизни.

6. Шестой этап. Разделяется каждое умение ребенка на составляющие его действия. Соблюдается принцип «постепенности» и «доступности», от «простого к сложному», двигаться в обучении намечается маленькими шажками, чтобы ребенок был в состоянии это новое освоить.

7. Седьмой этап. После овладения одной из задач программы, вносятся изменения и дополнения.

Вся индивидуальная программа обучения родителей, кандидатов в усыновители, опекуны в условиях Дома ребенка строится по следующим разделам: здоровье, социальное развитие, физическое развитие и физическое воспитание, познавательное развитие и ознакомление с окружающим, обучение игре, воспитание культурно – гигиенических навыков.

За весь период работы Дома ребенка (с 1995 по 2011 гг.) были возвращены в биологическую семью – 248 детей из них - 38 категории «ребенок-инвалид», переданы под опеку – 292 детей из них - 27 категории «ребенок-инвалид», переданы на усыновление – 544 ребенка из них 87 категории «ребенок-инвалид».

Литература

1. Программа воспитания и обучения детей в Доме ребенка. Москва. 1987г.

2. Ю. А. Разенкова. «Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка». Институт коррекционной педагогики РАО, Москва.

3. Е. А. Стребелева, М. В. Браткова. «Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями». Институт коррекционной педагогики РАО, Москва.

4. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития. Под редакцией Е. А. Стребелевой. Москва, «Полиграф сервис» 1998г.

Публикации по теме:

Сценарий встречи с родителями «Чем занять ребенка дома?» Добрый день! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня. И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Из опыта применения сенсорной комнаты в условиях специализированного дома ребенка Из опыта применения сенсорной комнаты в условиях специализированного дома ребенка для детей с органическим поражением ЦНС и нарушениями.

Консультация для педагогов «Пути преодоления трудностей к адаптации детей в условиях Дома ребенка» Тема: «Пути преодоления трудностей к адаптации детей в условиях Дома ребенка» Дом ребенка – Это казенное учреждение здравоохранения для.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работыМастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работы В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных задач стоящих перед дошкольной.

Особенности организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ Слайд 1 Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения.

Особенности работы с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Особенности работы с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской.

Особенности речевого развития ребенка раннего возраста «Как организовать занятия по развитию речи в домашних условиях» Особенности речевого развития детей раннего возраста[/b]Нарушения речевого развития – одна из наиболее часто встречаемых проблем, волнующих.

Семинар: «Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания,.

Опыт работы «Организация работы с родителями в условиях ФГОС» Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГОС на современном этапе является активное вовлечение родителей.

Экскурсии с детьми раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка. Пояснительная записка ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Ранний возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности работы с родителями в условиях Дома ребенка
Опубликовано: 20 июля 2018 в 14:12
+42Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД