Особенности работы воспитателя с застенчивыми детьми. Преодоление застенчивости

Анастасия Голоядова
Особенности работы воспитателя с застенчивыми детьми. Преодоление застенчивости

Застенчивость – состояние психики и обусловленное им поведение человека, характерными чертами которого являются нерешительность, боязливость, напряжённость, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе. Она проявляется в различных формах: лёгкий дискомфорт, необъяснимый страх, паника, глубокий невроз, депрессия.

Застенчивых детей можно условно разделить на три группы по степени выраженности у них застенчивости.

Первая группа детей предпочитает уединение, а не общение с другими людьми. Они оказываются наедине со своим внутренним миром, миром книг, природы, искусства, предметов и явлений. Это обычно творческие, робкие, отрешенные дети.

Вторая группа детей чувствует страх или неловкость при столкновении с определенными обстоятельствами или определенным типом людей. Такие дети в замешательстве легко смущаются, иногда пытаясь скрыть застенчивость под маской развязности и напористости. Основная проблема таки детей – недостаточная уверенность в себе и отсутствие навыков человеческих взаимоотношений. Это самая многочисленная группа.

Третья группа – хронически застенчивые дети, которые ощущают страх, когда требуется сделать что-либо публично. Единственный выход для них – убежать, спрятаться. В худшем случае застенчивость принимает форму невроза или перерастает в депрессию.

Причин застенчивости много: предрасположенность детей с возбудимой и чувствительной нервной системой; несформированность коммуникативных навыков; наследственная предрасположенность; ребенок-первенец в семье; навешивание ребенку ярлыка застенчивости; страх перед неопределенностью жизненных ситуаций при раннем отстранении ребенка от матери.

Симптоматика застенчивости также обширна: от физических проявлений (учащенное сердцебиение, потливость, тихий голос, опущенный взгляд, красное от волнения лицо, скованность мышц, стесненное дыхание) до внутреннего ощущения неловкости, беспокойства, несамостоятельности и избегания проявления инициативы.

Диагностировать застенчивость у детей можно различными способами: анализ продуктов деятельности детей (рисунки, аппликации, выдуманных историй, сказок, педагогическое наблюдение за их взаимодействием с другими детьми, собеседование с родителями, опекунами, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, психологом, руководителем физического воспитания, музыкальным руководителем, работающими с этими детьми и другое.

Существуют некоторые методики по выявлению застенчивости у детей на ранних этапах:

методика Галигузовой Л. Н. «Проба на застенчивость» (анализ поведения ребенка в различных ситуациях: индивидуальная деятельность, беседа, рассматривание и обсуждение книг) – по 12 параметрам;

методика Хухлаевой Л. и Щур В. Г. «Лесенка» (в ходе беседы с ребенком выявлялось отношение его к самому себе в цело и к своим отдельным качествам, а так же отношение к нему со стороны других людей);

диагностика уровней привязанностей Камениной Р. Р. ;

методика Канаевой Л. И. (цикл игровых занятий, рассчитанный на 7 месяцев, в ходе которого в дневник наблюдений заносятся все особенности настроения и поведения ребенка).

Работа с застенчивыми детьми должна быть систематичной и многоаспективной. Главное ее назначение – преодоление данного качества. Воспитатель может использовать как групповую, так и индивидуальную форму работы. Основные методы: игротерапия, арттерапия, сказкотерапия, психогимнастика, творческие игры, коммуникативные упражнения.

Существует множество заданий и упражнений по преодолению застенчивости у детей:

упражнения на выразительность речи («Разнее голоса», «Кто больше», «Рычи, лев, рычи» и др.)

комплексные игры, снимающие страх публичных выступлений («Фанты», «Зоопарк», «Колдун» др.).

Одним из направлений работы может стать работа с родителями. Задача воспитателя – разъяснить родителям особенности таких детей, а также познакомить с приемами оказания помощи застенчивым детям дома. Воспитатель совместно с родителями может воспитывать в ребенке уверенность и адекватную самооценку, формировать чувство собственной значимости и развивать в нем навыки социального поведения. От родителей застенчивого ребенка требуется терпение и сдержанность в общении, поддержка при попытке его общения с другими детьми.

В ходе успешной коррекционной работы с застенчивыми детьми можно изменить отношение ребенка к самому себе на более позитивное, снять с него ярлык застенчивости, навешанный ему другими людьми, изменить отношение родителей и педагогов к таким детям. Необходимо четкое, поэтапное, систематичное воздействие на застенчивого ребенка, только тогда он сможет стать открытым и общительным.

Литература

1. Зеньковский В. В. Психология детства. Екатеринбург, 1995

2. Зимбардо Ф. Застенчивость. М., Педагогика, 1991.

3. Шишова Т. Л. Как преодолеть детскую застенчивость. http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38034.php

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Особенности работы с ребёнком по коррекции эмоционально-поведенческих нарушений» Поведенческие нарушения состояния, при которых поведение ребенка неприемлемо с точки зрения его окружения. Сюда относят: o гиперактивность.

Проект «Каждый ребенок — звезда» 1. Описание проекта Актуальность выбранной темы. Всем приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Праздники
  • Праздники
Автор публикации:
Особенности работы воспитателя с застенчивыми детьми. Преодоление застенчивости
Опубликовано: 29 августа 2013 в 17:58
+14
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Дидактические игры из солёного теста».
Всем известно, что дидактические игры - это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания...
Новогоднее уличное оформление 2017 год.
Здравствуйте. В продолжении новогодней темы , мне бы хотелось немного показать и рассказать о украшении нашего двора. Вот так мы постарались. Как я и...
Командные гонки по биатлону. Фото отчет.
Ежегодно с 1958 года проводится чемпионаты мира по биатлону, кроме тех лет, когда проводятся зимние Олимпийские игры. В этом зимнем сезоне Кубок мира по...
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...