Особенности работы воспитателя с застенчивыми детьми. Преодоление застенчивости

Анастасия Голоядова
Особенности работы воспитателя с застенчивыми детьми. Преодоление застенчивости

Застенчивость – состояние психики и обусловленное им поведение человека, характерными чертами которого являются нерешительность, боязливость, напряжённость, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе. Она проявляется в различных формах: лёгкий дискомфорт, необъяснимый страх, паника, глубокий невроз, депрессия.

Застенчивых детей можно условно разделить на три группы по степени выраженности у них застенчивости.

Первая группа детей предпочитает уединение, а не общение с другими людьми. Они оказываются наедине со своим внутренним миром, миром книг, природы, искусства, предметов и явлений. Это обычно творческие, робкие, отрешенные дети.

Вторая группа детей чувствует страх или неловкость при столкновении с определенными обстоятельствами или определенным типом людей. Такие дети в замешательстве легко смущаются, иногда пытаясь скрыть застенчивость под маской развязности и напористости. Основная проблема таки детей – недостаточная уверенность в себе и отсутствие навыков человеческих взаимоотношений. Это самая многочисленная группа.

Третья группа – хронически застенчивые дети, которые ощущают страх, когда требуется сделать что-либо публично. Единственный выход для них – убежать, спрятаться. В худшем случае застенчивость принимает форму невроза или перерастает в депрессию.

Причин застенчивости много: предрасположенность детей с возбудимой и чувствительной нервной системой; несформированность коммуникативных навыков; наследственная предрасположенность; ребенок-первенец в семье; навешивание ребенку ярлыка застенчивости; страх перед неопределенностью жизненных ситуаций при раннем отстранении ребенка от матери.

Симптоматика застенчивости также обширна: от физических проявлений (учащенное сердцебиение, потливость, тихий голос, опущенный взгляд, красное от волнения лицо, скованность мышц, стесненное дыхание) до внутреннего ощущения неловкости, беспокойства, несамостоятельности и избегания проявления инициативы.

Диагностировать застенчивость у детей можно различными способами: анализ продуктов деятельности детей (рисунки, аппликации, выдуманных историй, сказок, педагогическое наблюдение за их взаимодействием с другими детьми, собеседование с родителями, опекунами, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, психологом, руководителем физического воспитания, музыкальным руководителем, работающими с этими детьми и другое.

Существуют некоторые методики по выявлению застенчивости у детей на ранних этапах:

методика Галигузовой Л. Н. «Проба на застенчивость» (анализ поведения ребенка в различных ситуациях: индивидуальная деятельность, беседа, рассматривание и обсуждение книг) – по 12 параметрам;

методика Хухлаевой Л. и Щур В. Г. «Лесенка» (в ходе беседы с ребенком выявлялось отношение его к самому себе в цело и к своим отдельным качествам, а так же отношение к нему со стороны других людей);

диагностика уровней привязанностей Камениной Р. Р. ;

методика Канаевой Л. И. (цикл игровых занятий, рассчитанный на 7 месяцев, в ходе которого в дневник наблюдений заносятся все особенности настроения и поведения ребенка).

Работа с застенчивыми детьми должна быть систематичной и многоаспективной. Главное ее назначение – преодоление данного качества. Воспитатель может использовать как групповую, так и индивидуальную форму работы. Основные методы: игротерапия, арттерапия, сказкотерапия, психогимнастика, творческие игры, коммуникативные упражнения.

Существует множество заданий и упражнений по преодолению застенчивости у детей:

упражнения на выразительность речи («Разнее голоса», «Кто больше», «Рычи, лев, рычи» и др.)

комплексные игры, снимающие страх публичных выступлений («Фанты», «Зоопарк», «Колдун» др.).

Одним из направлений работы может стать работа с родителями. Задача воспитателя – разъяснить родителям особенности таких детей, а также познакомить с приемами оказания помощи застенчивым детям дома. Воспитатель совместно с родителями может воспитывать в ребенке уверенность и адекватную самооценку, формировать чувство собственной значимости и развивать в нем навыки социального поведения. От родителей застенчивого ребенка требуется терпение и сдержанность в общении, поддержка при попытке его общения с другими детьми.

В ходе успешной коррекционной работы с застенчивыми детьми можно изменить отношение ребенка к самому себе на более позитивное, снять с него ярлык застенчивости, навешанный ему другими людьми, изменить отношение родителей и педагогов к таким детям. Необходимо четкое, поэтапное, систематичное воздействие на застенчивого ребенка, только тогда он сможет стать открытым и общительным.

Литература

1. Зеньковский В. В. Психология детства. Екатеринбург, 1995

2. Зимбардо Ф. Застенчивость. М., Педагогика, 1991.

3. Шишова Т. Л. Как преодолеть детскую застенчивость. http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38034.php

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Особенности работы с ребёнком по коррекции эмоционально-поведенческих нарушений» Поведенческие нарушения состояния, при которых поведение ребенка неприемлемо с точки зрения его окружения. Сюда относят: o гиперактивность.

Проект «Каждый ребенок — звезда» 1. Описание проекта Актуальность выбранной темы. Всем приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Праздники
  • Праздники
Автор публикации:
Особенности работы воспитателя с застенчивыми детьми. Преодоление застенчивости
Опубликовано: 29 августа 2013 в 17:58
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер класс «Открытка для мамы»
Детский мастер класс "Открытка для мамы". Людмила Руденко. Детский мастер класс "Открытка для мамы". Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу представить...
Стенгазета «Большие и маленькие, играем вместе».
Стенгазета "Большие и маленькие, играем вместе". Форм работы с родителями существует не так уж мало. Бывает, что родители наших воспитанников...
Конструирование в первой младшей группе.
Конструирование в первой младшей группе. Игру чудесную устроим И город сообща построим, Пусть будут в нём дома, дороги и мосты, А рядом сад растёт для...
Дидактическая игра по достопримечательностям родного Белгорода
Каждый человек, который любит свой родной город и ценит его неповторимость, традиции и достопримечательности, непременно хочет поделиться его красотами с...
Продуктивный результат реализации познавательно-исследовательского группового проекта...
Уважаемые коллеги, с июня по июль 2017 года в нашей средней группе был реализован краткосрочный, познавательно-исследовательский, групповой проект...