Папки-передвижки

Особенности развития моторной сферы детей с речевыми нарушениями. «Логоритмика» как метод коррекционного развития

Елена Тенсина
Особенности развития моторной сферы детей с речевыми нарушениями. «Логоритмика» как метод коррекционного развития

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность; полноценнее будут его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, следовательно, его личность в целом. Несформированность произносительной стороны речи в дальнейшем может отразиться и на овладении навыками чтения и письма. Говорить о проблемах развития и воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе развития общества становится особенно значимым. Необходимый объем помощи детям с недоразвитием речи зависит от характера диагноза и времени оказания помощи (исправить все дефекты звукопроизношения и моторной сферы стоит до поступления ребенка в школу).

Публикация «Особенности развития моторной сферы детей с речевыми нарушениями, „Логоритмика“ как метод коррекционного развития» размещена в разделах

У детей с речевой патологией наблюдается значительное нарушение всех компонентов языковой системы. Фонетическое оформление речи отстает от возрастной нормы. Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры, недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха. Нарушаются логико-временные связи в повествовании. Эти нарушения служат серьезным препятствием для овладения детьми программой дошкольного учреждения.

На основе опыта работы был сделан вывод, что в коррекционной работе с детьми, страдающими различными нарушениями в дошкольном возрасте, в дальнейшем не могут в полной мере или с трудом овладевают программой начальной школы.

Нарушение речи в той или иной степени негативно влияют на психическое, физическое, умственное развитие детей, отражаются на их деятельности, поведении, формировании личности; вызывают психические расстройства, особенно эмоционально - волевой сферы, приводят к возникновению негативных качеств характера (нерешительности, замкнутости, чувства неполноценности).

Работа над исправлением дефектов речи, эффективным методом преодоления речевых нарушений является логопедическая ритмика.

Ещё в двадцатом веке в Европе появилась система музыкально - ритмического воспитания, основоположником которой стал Эмиль Жак Далькроз. Она была предназначена для развития ритмической способности музыкантов, артистов. Постепенно из большого раздела музыкальной ритмики выделилась лечебная ритмика. Одним из ее ответвлений и является логопедическая ритмика, созданная в 30-е годы нашего века профессором психотерапии В. А. Гиляровским и логопедом В. А. Власовой.

Логопедическая ритмика представляет собой объединение на основе единого замысла системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, адаптацию к условиям внешней среды. Большую связующую роль играет ритм. Он служит средством воспитания и развития у лиц с речевыми нарушениями чувства ритма в движении и включения его в речь. Не зря понятие ритма вошло в название логопедической ритмики.

Таким образом, логоритмика является одним из важных и эффективных методов коррекции речевых нарушений.

По мнению Г. А. Волковой, «логоритмика как часть лечебной терапии может быть включена в любую реабилитационную методику лечения, обучения людей с различными аномалиями развития».

Самойленко Н. С., Гринер В. А. в своей работе «Логопедическая ритмика» установили: «Логопедическая ритмика кладет в основу своей системы понятие ритма как начала организующего и дисциплинирующего, которое укладывает всякое действие в определенную музыкально-ритмическую форму и тем самым регулирует поведение ребенка имеющего проблемы с речью». Учеными доказана теснейшая связь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга. Это и является на сегодняшний день актуальным решением по исправлению, как произношения, так и речи в целом.

Эффективность логопедической ритмики объясняется существующей взаимосвязью между двигательной активностью ребенка и интенсивностью развития его речи. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи, ритм которой (особенно стихотворный) способствует развитию моторики. Логоритмика представляет собой объединение на основе единого замысла системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Специально подобранные движения помогают осмыслить слова. Сочетание слов и музыки организуют и регулируют двигательную сферу детей, тем самым активизируя их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, развивает чувство ритма. А также при использовании логоритмики повышается эффективность развития неречевых и речевых процессов.

В современной литературе есть немало исследований посвященных изучению общего недоразвития речи у детей (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева, и др.). Над путями коррекции речевых нарушений и психомоторных функций у дошкольников средствами логопедической ритмики работают Н. Ш. Макарова, М. Ю. Картушина, А. Е. Воронова и др

У детей с речевой патологией наблюдается значительное нарушение всех компонентов языковой системы. Фонетическое оформление речи отстает от возрастной нормы. Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры, недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха. Нарушаются логико-временные связи в повествовании. Эти нарушения служат серьезным препятствием для овладения детьми программой дошкольного учреждения.

На основе опыта работы был сделан вывод, что в коррекционной работе с детьми, страдающими различными нарушениями в дошкольном возрасте, в дальнейшем не могут в полной мере или с трудом овладевают программой начальной школы.

Нарушение речи в той или иной степени негативно влияют на психическое, физическое, умственное развитие детей, отражаются на их деятельности, поведении, формировании личности; вызывают психические расстройства, особенно эмоционально - волевой сферы, приводят к возникновению негативных качеств характера (нерешительности, замкнутости, чувства неполноценности).

Работа над исправлением дефектов речи, эффективным методом преодоления речевых нарушений является логопедическая ритмика.

Ещё в двадцатом веке в Европе появилась система музыкально - ритмического воспитания, основоположником которой стал Эмиль Жак Далькроз. Она была предназначена для развития ритмической способности музыкантов, артистов. Постепенно из большого раздела музыкальной ритмики выделилась лечебная ритмика. Одним из ее ответвлений и является логопедическая ритмика, созданная в 30-е годы нашего века профессором психотерапии В. А. Гиляровским и логопедом В. А. Власовой.

Таким образом, логоритмика является одним из важных и эффективных методов коррекции речевых нарушений.

Развитие личности дошкольника должно происходить в гармонии и согласовании с успешным овладением грамотой и связной речью. Логоритмическая деятельность – это наиболее гибкая деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственной речи, движения и эмоциональных состояний. В основу нашей практической работы, легли приемы с использованием логоритмических действий. Использование сказочной формы и др. (путешествия, походы, экскурсии) необходимо для речевого развития ребенка, для интеграции личности, для расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Его основной принцип – целостное развитие личности. Такой метод способствует развитию речи дошкольника и направлен на:

1. активность: от потребности в эмоциональной разрядке – через самовыражение в активном действии – к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.

2. самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях логоритмической деятельности – через обоснование собственной точки зрения в речи – к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.

3. творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове – через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов – к словесному фантазированию.

4. эмоциональность: от эмоционального заражения образами действующих лиц, персонажей (реальных и воображаемых) – через адекватное эмоциональное отреагирование собственного негативного опыта в действии, ритме и слове – к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный.

5. произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений – через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых высказываний в игре-драматизации

6. связная речь: от продолжения фраз взрослого – через словесные рассуждения относительно образа, сюжета, характера героев – к творческим импровизациям по сюжету.

Связанные логически и осуществляемые в комплексе перечисленные направления в практической работе приносят наиболее высокий эффект.

Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности и неточности движений органов артикуляции - губ, языка, мягкого неба, нижней челюсти. Это приводит к неправильному произношению звуков, а часто и к общей невнятности речи, смазанному произношению. По результатам исследований Г. А. Волковой у детей с ОНР наряду с общей моторной неловкостью выявляется разнообразная неврологическая симптоматика: легкая сглаженность носогубной складки, слабость лицевого, подъязычного нервов и в целом черепно-мозговых нервов, что обусловливает картину центральных параличей и парезов артикуляторной мускулатуры. Эти нарушения сочетаются с непостоянными симптомами пирамидной недостаточности, недоразвитием моторики, у детей наблюдается несоответствие возрастной норме инфантилизм моторной сферы, ходят, ссутулившись, опустив голову, на расставленных ногах. В пробах на определение ведущей руки нередко обнаруживается слабость правой руки, и многие дети как дополнением пользуются левой рукой при еде, игре, рисовании, прыгают на левой ноге, толкают ею мяч. Нередки нарушения оптико-пространственного праксиса: дети не ориентируются в схеме тела, не могут или затрудняются организовать движение и серию движений в пространстве. Также Волкова Г. А. отмечает, что дети с пониженной активностью коры, склонные к тормозным процессам, проявляют в игровой деятельности робость, вялость, их движения скованны, они быстро утомляются. А детям с повышенной возбудимостью не хватает сосредоточенности, внимания и настойчивости в доведении игры до конца, а также отмечается у детей общее двигательное беспокойство, иногда легкий хореатетозный гиперкинез. Имеются нарушения оптико-пространственного гнозиса, ярко выражена неустойчивость и истощаемость внимания.

Почему – ЛОГОРИТМИКА? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Тем более это актуально для современных детей. У них все чаще встречаются перинатальные патологии, ведущие к дисфункции головного мозга, приводящие к цереброастеническим состояниям гипервозбудимости. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Такую форму активной терапии, как логоритмика, я начала осуществлять впервые в 2008-2009 учебном году. Свою работу я начала с изучения авторских методик и обширного практического материала многих авторов (Волковой Л. С., Аксеновой Т. Ю., Мухиной А. Я. (студенткой которой я была) Власовой Т. М., Пфафенродт А. Н., Картушиной М. Ю, Кузнецовой Е. В, Макаровой Н. Ш. и др.)

Логопедическая ритмика помогает решать оздоровительные, образовательные (познавательные, воспитательные и коррекционные задачи.

Гринер В. А. в своей работе "Логопедическая ритмика для дошкольников" (1957 г.) говорит о необходимости применения логоритмических занятий в логопедических группах, что является важнейшей основой для выправки не только моторики ребенка, но и его речевых недостатков. "Увязать задачи этой гимнастики с задачами исправления речи – такова цель логопедической ритмики" - пишет Вера Александровна, в занятиях особое значение придается упражнениям с включением речевого материала. Слово вводится:в форме пения, которое может быть использовано для выработки протяжности и плавности звука и для упорядочения дыхания;в форме заданий, связывающих разговорную речь с некоторыми элементами музыкальной речи. На особом месте стоят речевые упражнения без музыкального сопровождения (начиная с вопросно-ответной беседой и заканчивая пересказом, нормальной спонтанной речью); также в двигательные задания включается речевой материал. Двигательные задания включают в себя упражнения следующих направлений: упражнения на развитие дыхания. Музыкально-ритмические упражнения направлены на тренировку ориентировки, тормозных реакций, координаций движений, мышечного тонуса.

Упражнения для четкого проговаривания гласных звуков (фонетическая ритмика гласных звуков с или без музыкального сопровождения); задания на развитие ориентировки в пространстве, развитию чувства ритма и голосовые упражнения; упражнения для четкого проговаривания слогов;речевые игры; речевые игры на внимание, переключаемость, синхронность; общие развивающие упражнения из положения стоя; упражнения для развития речевых, мимических и тонких движений пальцев рук; общие развивающие упражнения из положений сидя и лежа. Обязательными являются упражнения на восстановление дыхания и релаксацию, различные виды спокойной ходьбы. Уделяется должное внимание и развитию высших психических функций, именно в момент речевой, игровой деятельности. Использование дополнительных средств – мячи, обручи, скакалки и др. Таким образом, осуществляется комплексность, взаимосвязь воспитательных, коррекционных задач.

Также немало внимания уделяется развитию творческой деятельности, воображения, просодии речи, что является необходимым условием для развития личности дошкольника, эмоционально-волевой сферы. В упражнения и игры вводятся различные предметы, отличающиеся по величине, форме и цвету. Называя их во время движений, дети активизируют словарь. Проводятся упражнения и игры по воспитанию выразительности, ритма и темпа движений. Развитие высших психических функций: развитие памяти;развитие тактильно-кинестетических ощущений;коррекция речи. На занятиях активно используется драматизация. Развиваются навыки узнавания свойств предмета: веса, качества, термических свойств и т. д.

Совершенствование речевой деятельности : развитие анализа слов в предложении;обогащение словаря;стимуляция музыкальной деятельности детей.

Развитие дыхания и орального праксиса, мимики;развитие четкого произношения (фонетическая ритмика, фонематического слуха и внимания;развитие голоса, просодии;развитие двигательных умений и тонких движений пальцев рук;развитие, коррекция речи;развитие чувства ритма и темпа; пение, танцевальные движения; автоматизация звуков с движениями; развитие координации движения и речи; игра на музыкальных инструментах; развитие чувства темпа и ритма; зрительного и слухового внимания;развитие творчества и инициативы.

Организационно-сюжетная основа логоритмической деятельности может быть беспредельно разнообразной. Все зависит от желания и возможностей логопеда. Не исключая готовности к экспромтам. Это может быть какой-либо сказочный сюжет, или занятие с элементами фольклора, сказочными персонажами или использование сюжетов и героев мультфильмов. При этом необязательно использовать только общеизвестные сюжеты и темы. Сюжет можно придумать.

1. Волкова Г. А.

Логопедическая ритмика. – М., 2002.

2. Картушина М. Ю.

Логоритмика для малышей : М. : ТЦ Сфера, 2004

3. Кузнецова Е. В.

Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Методика коррекционно-восстановительной работы с детьми 3-4 лет; - М. : Издательство ГНОМ и Д. 2002

4. Макарова Н. Ш.

Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмике. – С-Пб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009

5. Мухина А. Я.

Речедвигательная ритмика. – М. : АСТ: АСТРЕЛЬ; ВЛАДИМИР: ВКТ, 2009.

Публикации по теме:

Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей «Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей». Педагогическое проектирование – это способ организации педагогического.

Игра как главный метод развития детей раннего возраста Играя дети развиваются, общаются. Играя в сюжетно-отобразительные игры дети моей группы учатся: укладывать куклу спать, кормить её, причёсывать,.

Игра — как метод развития детей раннего возраста. Играя дети развиваются, общаются. Играя в сюжетно-отобразительные игры дети моей группы учатся: укладывать куклу спать, кормить её, причёсывать,.

Интеллектуальный тренинг как условие развития познавательной сферы детей 6–7 лет Интеллектуальный тренинг как условие развития познавательной сферы детей 6 – 7 лет Педагог - психолог Борминская Алена Владимировна МБДОУ.

Конспект НОД с детьми с ОВЗ (задержка психического развития с речевыми и поведенческими нарушениями) в возрасте 5–6 лет Образовательная область : «Познание» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Музыка».

Особенности развития поведенческой сферы дошкольников с нарушением интеллекта Проблема развития поведенческой сферы дошкольников с нарушением интеллекта из года в год становится актуальнее и значимее. Это связано с.

Особенности развития познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста Психика объективно выступает как многомерное, иерархически организованное, динамическое целое – как система, функциональные компоненты которой.

Особенности самооценки дошкольников с речевыми нарушениями в различных видах деятельности Нарушения речи - собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично.

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция.

Экскурсия как метод ознакомления с окружающим и развития речи детей с ЗПР Экскурсия как метод ознакомления с окружающим и развития речи детей с ЗПР. Экскурсия-один из видов занятий по ознакомлению детей с природой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития моторной сферы детей с речевыми нарушениями. «Логоритмика» как метод коррекционного развития
Опубликовано: 10 ноября 2017 в 19:51
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД