Особенности развития наглядно-образного мышления у детей с нарушением интеллекта

Заливина Юлия Александровна
Особенности развития наглядно-образного мышления у детей с нарушением интеллекта

(Слайд 1) Мышление является высшей ступенью познания человеком окружающей действительности. Так, при помощи мышления человек познаёт различные связи, отношения, которые объективно существуют между предметами и явлениями. Благодаря мышлению человек познаёт то, что не может быть им познано путём чувственного отражения действительности.

На современном этапе развитие мышления в дошкольном и младшем школьном возрасте приобретает особую актуальность. Мышление выдвигается в центр психического развития ребёнка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются, приобретают осознанный и произвольный характер.

Мышление ребёнка дошкольного возраста находится на переломном этапе развития. В дошкольном возрасте совершается переход от мышления наглядно-действенного к наглядно-образному, а затем к словесно-логическому, понятийному мышлению. Наглядно-образное мышление даёт возможность решать задачи в непосредственно данном, наглядном поле.

Наглядно-образное мышление рассматривается А. В. Запорожцем и Д. Б. Элькониным как особая форма мышления, сохраняющаяся в течение всей жизни человека и перестраивающаяся в высшие виды мышления. Поэтому важно рассмотрение проблемы развития мышления у детей дошкольного возраста. В настоящее время в современной литературе упоминается увеличение количества детей с различными видами нарушений. При этом интеллектуальные нарушения занимают далеко не последнее место. Частота нарушений интеллекта в экономически развитых странах, по данным всемирной организации здравоохранения, составляет 1-3%. В Российской Федерации в последние годы на фоне резкого снижения рождаемости отмечается увеличение количества больных и аномально развивающихся лиц.

В исследованиях В. В. Воронковой отмечается, что вследствие органических поражений нарушение интеллекта у детей в преобладающем большинстве случаев сочетается с нарушениями мышления, в частности, наглядно-образного, становление которого неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. Одной из главных причин, затрудняющих формирование у детей с нарушением интеллекта наглядно-образного мышления, являются органические поражения, которые отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации.

Наглядно-образные формы мышления достигают высокого уровня обобщенности и могут приводить детей к пониманию существенных связей вещей. Но эти формы остаются образными формами и обнаруживают свою ограниченность, когда перед ребенком возникают задачи, требующие выделения таких свойств, связей и отношений, которые нельзя представить наглядно, в виде образа.

В рамках данной темы были определены объект, предмет и цель исследования.

(Слайд 2)

Исходя из цели, объекта и предмета, определились с гипотезой исследования (Слайд 3) и задачами (Слайд 4).

Нами были выявлены современные подходы к пониманию сущности мышления. При определении понятия «мышление», мы встали на позицию А. А. Люблинской, которая считает, что мышление это - опосредованное и обобщенное отражение действительности, заключающееся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. В ходе анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений, результаты познавательной деятельности фиксируются в форме понятий. Любая деятельность имеет свою операционную сторону, т. е. любой вид деятельности осуществляется за счет проведения ряда операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. В психолого-педагогической литературе выделяются три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

В дошкольном возрасте на основе наглядно-действенного мышления происходит развитие наглядно-образного мышления, при этом дошкольники учатся оперировать понятиями, используя в речи слова, называющие данный предмет. На развитие наглядно-образного мышления существенно влияет уровень развития зрительного восприятия, так как на основе восприятия при обследовании предмета дошкольники усваивают основные свойства и качества предмета, которые затем могут использовать и не имея предмет в поле зрения. Основными операциями, используемыми дошкольниками, являются анализ, синтез, сравнение, классификация и другие.

Опираясь на особенности дефекта детей с нарушением интеллекта, были выявлены особенности развития наглядно-образного мышления этих детей. Оно характеризуется отставанием в темпе развития, у детей отсутствует этап осмысления ситуации, требующей применения фиксированного (обще-принятого) орудия, дети с нарушенным интеллектом недостаточно обобщают свой собственный опыт и не могут использовать его при решении новых задач, что выражается в отсутствии его переноса; не умеют ориентироваться в условиях проблемной практической задачи, у них затруднен анализ этих условий. Поэтому они не отбрасывают ошибочные варианты и повторяют одни и те же непродуктивные действия. При этом у них отсутствуют подлинные пробы и в процессе решения практических задач они не пользуются речью.

(Слайд 5) Экспериментальная работа проходила с 1 декабря 2011 года по 25 февраля 2012 года.

В исследовании приняли участие 10 детей с нарушением интеллекта и 10 детей с нормативным развитием. Дети отбирались по возрастным критериям и при наличии сходного диагноза.

(Слайд 6) Далее были подобраны методики для диагностики уровня сформированности наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта, был проведён количественный и качественный анализ результатов, выявлен общий уровень развития наглядно-образного мышления в группах дошкольников и младших школьников с нормативным развитием и нарушением интеллекта.

(Слайд 7) Результаты исследования, показанные в виде диаграмм. На которых четко видно скачкообразное повышения уровня развития наглядно-образного мышления детей с нормативным развитием и слабовыраженное повышение уровня развития наглядно-образного мышления детей с нарушением интеллекта. Исходя из этого были выявлены следующие особенности наглядно-образного мышления детей с нарушением интеллекта: у них затруднен процесс сравнения, не сформирован приём классификации наглядно представленных объектов, затруднена сформированность приёма сериации по количеству изображённых предметов. Таким детям свойственна импульсивность и негативное отношением к трудной задаче. Наблюдалось низкое развитие аналитико- синтетической деятельности, преобладание анализа над синтезом, успешность мысленного анализа зрительно воспринимаемых предметов у испытуемых данной группы зависела от их сложности и последовательности предъявления. Этим детям требовалось гораздо больше помощи. Также у детей с нарушением интеллекта были отмечены затруднения процесса восприятия, затруднено формирование целостного образа, выделение существенных признаков, затруднена ориентировка в пространстве, все это приводит к трудностям: при опознавании рисунков, замедленности обзора, неточности, пропуске деталей изображения, нередко формируются ошибочные версии относительно изображенного на рисунке.

Таким образом, цель и задачи исследования реализованы, гипотеза исследования подтверждена.

(Слайд 8) Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Маленькая исследовательница!Маленькая исследовательница! Как много вокруг интересного и нового когда рядом твой ребёнок с удивлёнными глазами! Так малыши познают что окружающие его предметы.

Роль ознакомления с природой в воспитании и образовании дошкольниковРоль ознакомления с природой в воспитании и образовании дошкольников В процессе ознакомления детей с природой осуществляются образовательные и воспитательные задачи. Основная задача в умственном воспитании.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Деревья и листья
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Особенности развития наглядно-образного мышления у детей с нарушением интеллекта
Опубликовано: 17 октября 2013 в 08:42
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «Зимнее творчество детей»
Цель: доставить детям радость от процесса рисования; продолжать закреплять умения рисовать кистью и гуашью; расширять знания по теме: "Зима";...
Дидактическая игра «Подбери кукле шляпку»
Для дидактической игры "Подбери кукле шляпку" мне понадобились готовые шаблоны кукол и шляпок. Вырезала их по контуру и приклеила на картон....
Краткосрочный проект по ПБ в младше-средней группе.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» Курского муниципального района Ставропольского края Краткосрочный проект...
Детский мастер-класс «Открытка на День матери» Воспитатель: Юлия Соколова
Мамочка любимая, Самая красивая, Нежная и милая! Добрая, любимая! В праздник самых лучших мам Улыбайся, смейся ты! Я тебе цветочки дам Необычной...
Фотоотчёт. Осенняя экскурсия по территории детского сада.
Осень в гости к нам пришла, Дождь и ветер принесла. Ветер дует, задувает, С веточек листы сдувает. Листья на ветру кружатся И под ноги...