Особенности развития наглядно-образного мышления у детей с нарушением интеллекта

Заливина Юлия Александровна
Особенности развития наглядно-образного мышления у детей с нарушением интеллекта

(Слайд 1) Мышление является высшей ступенью познания человеком окружающей действительности. Так, при помощи мышления человек познаёт различные связи, отношения, которые объективно существуют между предметами и явлениями. Благодаря мышлению человек познаёт то, что не может быть им познано путём чувственного отражения действительности.

На современном этапе развитие мышления в дошкольном и младшем школьном возрасте приобретает особую актуальность. Мышление выдвигается в центр психического развития ребёнка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются, приобретают осознанный и произвольный характер.

Мышление ребёнка дошкольного возраста находится на переломном этапе развития. В дошкольном возрасте совершается переход от мышления наглядно-действенного к наглядно-образному, а затем к словесно-логическому, понятийному мышлению. Наглядно-образное мышление даёт возможность решать задачи в непосредственно данном, наглядном поле.

Наглядно-образное мышление рассматривается А. В. Запорожцем и Д. Б. Элькониным как особая форма мышления, сохраняющаяся в течение всей жизни человека и перестраивающаяся в высшие виды мышления. Поэтому важно рассмотрение проблемы развития мышления у детей дошкольного возраста. В настоящее время в современной литературе упоминается увеличение количества детей с различными видами нарушений. При этом интеллектуальные нарушения занимают далеко не последнее место. Частота нарушений интеллекта в экономически развитых странах, по данным всемирной организации здравоохранения, составляет 1-3%. В Российской Федерации в последние годы на фоне резкого снижения рождаемости отмечается увеличение количества больных и аномально развивающихся лиц.

В исследованиях В. В. Воронковой отмечается, что вследствие органических поражений нарушение интеллекта у детей в преобладающем большинстве случаев сочетается с нарушениями мышления, в частности, наглядно-образного, становление которого неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. Одной из главных причин, затрудняющих формирование у детей с нарушением интеллекта наглядно-образного мышления, являются органические поражения, которые отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации.

Наглядно-образные формы мышления достигают высокого уровня обобщенности и могут приводить детей к пониманию существенных связей вещей. Но эти формы остаются образными формами и обнаруживают свою ограниченность, когда перед ребенком возникают задачи, требующие выделения таких свойств, связей и отношений, которые нельзя представить наглядно, в виде образа.

В рамках данной темы были определены объект, предмет и цель исследования.

(Слайд 2)

Исходя из цели, объекта и предмета, определились с гипотезой исследования (Слайд 3) и задачами (Слайд 4).

Нами были выявлены современные подходы к пониманию сущности мышления. При определении понятия «мышление», мы встали на позицию А. А. Люблинской, которая считает, что мышление это - опосредованное и обобщенное отражение действительности, заключающееся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. В ходе анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений, результаты познавательной деятельности фиксируются в форме понятий. Любая деятельность имеет свою операционную сторону, т. е. любой вид деятельности осуществляется за счет проведения ряда операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. В психолого-педагогической литературе выделяются три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

В дошкольном возрасте на основе наглядно-действенного мышления происходит развитие наглядно-образного мышления, при этом дошкольники учатся оперировать понятиями, используя в речи слова, называющие данный предмет. На развитие наглядно-образного мышления существенно влияет уровень развития зрительного восприятия, так как на основе восприятия при обследовании предмета дошкольники усваивают основные свойства и качества предмета, которые затем могут использовать и не имея предмет в поле зрения. Основными операциями, используемыми дошкольниками, являются анализ, синтез, сравнение, классификация и другие.

Опираясь на особенности дефекта детей с нарушением интеллекта, были выявлены особенности развития наглядно-образного мышления этих детей. Оно характеризуется отставанием в темпе развития, у детей отсутствует этап осмысления ситуации, требующей применения фиксированного (обще-принятого) орудия, дети с нарушенным интеллектом недостаточно обобщают свой собственный опыт и не могут использовать его при решении новых задач, что выражается в отсутствии его переноса; не умеют ориентироваться в условиях проблемной практической задачи, у них затруднен анализ этих условий. Поэтому они не отбрасывают ошибочные варианты и повторяют одни и те же непродуктивные действия. При этом у них отсутствуют подлинные пробы и в процессе решения практических задач они не пользуются речью.

(Слайд 5) Экспериментальная работа проходила с 1 декабря 2011 года по 25 февраля 2012 года.

В исследовании приняли участие 10 детей с нарушением интеллекта и 10 детей с нормативным развитием. Дети отбирались по возрастным критериям и при наличии сходного диагноза.

(Слайд 6) Далее были подобраны методики для диагностики уровня сформированности наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта, был проведён количественный и качественный анализ результатов, выявлен общий уровень развития наглядно-образного мышления в группах дошкольников и младших школьников с нормативным развитием и нарушением интеллекта.

(Слайд 7) Результаты исследования, показанные в виде диаграмм. На которых четко видно скачкообразное повышения уровня развития наглядно-образного мышления детей с нормативным развитием и слабовыраженное повышение уровня развития наглядно-образного мышления детей с нарушением интеллекта. Исходя из этого были выявлены следующие особенности наглядно-образного мышления детей с нарушением интеллекта: у них затруднен процесс сравнения, не сформирован приём классификации наглядно представленных объектов, затруднена сформированность приёма сериации по количеству изображённых предметов. Таким детям свойственна импульсивность и негативное отношением к трудной задаче. Наблюдалось низкое развитие аналитико- синтетической деятельности, преобладание анализа над синтезом, успешность мысленного анализа зрительно воспринимаемых предметов у испытуемых данной группы зависела от их сложности и последовательности предъявления. Этим детям требовалось гораздо больше помощи. Также у детей с нарушением интеллекта были отмечены затруднения процесса восприятия, затруднено формирование целостного образа, выделение существенных признаков, затруднена ориентировка в пространстве, все это приводит к трудностям: при опознавании рисунков, замедленности обзора, неточности, пропуске деталей изображения, нередко формируются ошибочные версии относительно изображенного на рисунке.

Таким образом, цель и задачи исследования реализованы, гипотеза исследования подтверждена.

(Слайд 8) Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Маленькая исследовательница!Маленькая исследовательница! Как много вокруг интересного и нового когда рядом твой ребёнок с удивлёнными глазами! Так малыши познают что окружающие его предметы.

Роль ознакомления с природой в воспитании и образовании дошкольниковРоль ознакомления с природой в воспитании и образовании дошкольников В процессе ознакомления детей с природой осуществляются образовательные и воспитательные задачи. Основная задача в умственном воспитании.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Научная лаборатория
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Особенности развития наглядно-образного мышления у детей с нарушением интеллекта
Опубликовано: 17 октября 2013 в 08:42
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Лэпбук «Осень».
Сравнительно недавно использование интерактивной папки, а по-другому лэпбука прочно вошло в работу детских садов. Согласно требованиям ФГОС ДО лэпбук...
«Поможем старичку-лесовичку». Конспект НОД по рисованию с использованием техники...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию ( рисование) с использованием нетрадиционной техники рисования «узелковый батик» для детей...
Если ребенку надо выучить стихотворение…
Прочитайте стихотворение про себя, мысленно расставьте смысловые акценты, подготовьтесь читать стихотворение вслух для ребенка «как артисты». Прочитайте...
Конспект занятия на тему «Дружба»
Тема «Дружба» Цели. 1. Продолжать знакомить детей друг с другом, сплотить группу. 2. Развивать невербальное и вербальное общение. 3. Развивать...
Визитная карточка пособия: Тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка»
Доброго времени суток посетители моей странички. Представляю вашему вниманию тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка». Участие в...