Лучший педагог года

Особенности развития речи у детей с нарушением интеллекта в младшем и старшем дошкольном возрасте

Татьяна Березина
Особенности развития речи у детей с нарушением интеллекта в младшем и старшем дошкольном возрасте

Особенности развития речи у детей с нарушением интеллекта в младшем и старшем дошкольном возрасте.

Прежде чем говорить об особенностях развития речи детей с нарушением интеллекта, нужно знать какие психологические условия, необходимы для развития речи ребенка.

Публикация «Особенности развития речи у детей с нарушением интеллекта в младшем и старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

Исследования Л. С. Выготского и А. Р. Лурия показали, что на первых этапах развития ребенка сложные психические процессы, формируются на базе элементарных функций. Таких процессов, подготавливающих развитие речи, четыре: внимание, восприятие (зрительное, пространственное, тактильное, кинестетическое и т. д., память и мышление. Все это создает базу (основу) для формирования речи. Позже речь, в свою очередь, начинает оказывать существенное влияние на развитие процессов восприятия, уточняя и обобщая их. Сам процесс восприятия играет чрезвычайно важную роль для развития памяти и мышления. Итак, четыре психологических процесса – внимание, восприятие, память и мышление составляют – психологическую базу речи. В силу этой закономерности, речь некоторых детей оказывается нарушенной «вторично». Тяжесть нарушения речи находится в прямой зависимости от степени нарушения более элементарных функций.

Чтобы понимать особенности развития речи детей с нарушением интеллекта, необходимо знать этапы развития речи в онтогенезе. Знание закономерностей развития речи в онтогенезе позволяет понять насколько, как и в чем отстает развитие ребенка, т. е. на какой стадии развития идет нарушение. Попробуем понять это, сравнивая нормально развивающихся детей с детьми, имеющими нарушения интеллекта, в разных речевых периодах от 0 до 7 лет жизни.

Нормально развивающиеся дети.

Дети с нарушением интеллекта.

«Доречевой» период (от 0 - до 1 г. ж.)

гуление

От 2,5 -3 мес. - до 6 мес.

10 -12 мес.

- поздно, периоды редки, эмоционально не окрашены, звуки однообразны

лепет (от 6 мес. до 1 года – уникальное новообразование)

4 – 6 мес.

Появляется только у здоровых детей

5-6 мес.

- начинает ощущать свой артикуляционный аппарат

- начинает произносить сочетание губных и язычных согласных с гласными (таа, маа, тааа, мааа)

Сроки появления задерживаются (после года или позже)

У глубоко умственно отсталых детей не появляется вообще.

6 – 7 мес.

Лепет приобретает социализированный характер:

- ребенок лепечет при общении со взрослым;

- использует голосовые реакции для привлечения

внимания окружающих;

- слушает речь других.

Лепет выступает как самостоятельная деятельность и одновременно начинает развиваться и начало понимания обращенной речи. Ребенок внимательно относится к движениям и действиям взрослого, направленным на общение с ним, стараясь понять их значение.

Они безучастны к окружающему миру, как правило,

не реагируют на попытки общения.

Не реагируют на свое имя.

Первые слова

12 мес.

Первые признаки понимания речи. Формирование пассивного словаря. Первые признаки пользования речью (слова-корни).

Исчезает сосательный рефлекс.

2 года и позже

Сосательный рефлекс может сохраниться на всю оставшуюся жизнь.

Ранний возраст (от 1 г. до 3 лет)

На 2 году возникает и на 3 году жизни становится ведущей – предметная деятельность (развивается моторика, восприятие, мышление, речь)

2 года

- развитие понимания и появление активной речи,

аграмматичной в своей форме;

- накопление словарного запаса;

3 года

- быстро увеличивается словарный запас,

- происходит овладение грамматическим строем речи,

- совершенствование звукопроизношения.

Появление волевого самоуправления поведением. Предметная деятельность не формируется, так как нет интереса к игрушке, нет манипуляций или у других – неадекватные действия.

Отсутствуют предпосылки к формированию речи :

- действия с предметами;

- эмоциональное общение;

- готовность артикуляционного аппарата и

фонематического слуха;

- первые слова после 2 лет,

То есть речь не служит ни средством общения, ни средством передачи опыта. Она не может также взять на себя функцию регуляции действий.

Младший дошкольный возраст (4 – 5 лет)

4 года

- значительно увеличивается запас слов;

- освоение словообразовательных моделей;

- начало развития связной речи;

- нормализация звукопроизношения;

- появляются элементарные виды суждения об

окружающем;

5 лет

- овладевают связной речью;

- могут пересказать небольшие литературные

произведения;

- рассказать об игрушках, картинке, о некоторых

событиях личной жизни;

- возникновение способности выделять звуки из слов

(простые формы звукового анализа).

К 4 – 5 годам – слово взрослого становится регулятором поведения, когда у ребенка значительно развита смысловая сторона речи.

Некоторые дети:

- начинают говорить с 4-5 лет;

- ограниченное понимание обращенной речи;

- фразовая речь отличается большим количеством

фонетических и грамматических искажений;

У многих

- отдельные слова появляются к 5 -6 годам;

- весьма ограниченно понимают обращенную речь;

- плохо понимают жесты и не могут спонтанно

овладеть коммуникативными жестами.

Речь не является регулятором поведения.

Старший дошкольный возраст (6 - 7 лет)

6 лет

Продолжают совершенствоваться все стороны речи :

- чище становится произношение;

- овладевают грамматическим строем;

- расширяется словарный запас;

- способны составлять небольшие сюжетные рассказы

7 лет

Речь достаточно развита :

- может объяснить содержание игры;

- построить рассказ по картинке;

- выразительно прочитать любое стихотворение

- овладение грамматическим строем не происходит;

- стойкое нарушение согласованности числительных с

существительными;

- преобладание пассивного словаря (отдельные слова);

- звукопроизношение грубо нарушено вследствие

анатомических и функциональных особенностей

речевого аппарата (патологии строения, снижения

мышечного тонуса, нарушения произвольности

движений, грубого недоразвития фонематического

слуха и восприятия);

- у некоторых детей при достаточно широком

словарном запасе формируется эхолаличная,

бессмысленная речь, состоящая из определенного

набора речевых штампов;

- снижен объем слуховой памяти, что обусловливает

ограничение объема, усваиваемых ребенком

лексических средств.

При поступлении в школу может наблюдаться

- изолированные дефекты речи или недоразвитие речи

различной степени тяжести (логопедический

диагноз).

- наблюдается выраженное недоразвитие речи;

- дефекты звукопроизношения;

- значительная бедность словаря;

- понимание речи на бытовом уровне в конкретной

ситуации;

- несформированность фразовой речи.

Овладение речью у всех детей происходит по-разному и в разные сроки. Это индивидуальный процесс, который зависит от многих факторов.

Категория детей с нарушением интеллекта представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой является нарушения всех сторон психики : моторики, сенсорики, внимания, памяти, мышления, высших эмоций. В тесной связи с этими нарушениями наблюдается недоразвитие речи.

Мы видим, что в развитии речи детей с нарушением интеллекта прослеживаются те же основные закономерности развития, что и у нормально развивающихся детей, только: речевое развитие ребенка с нарушением интеллекта характеризуется поздними сроками формирования функций, длительными периодами становления речевых механизмов и качественной неполноценностью речевого высказывания.

У детей дошкольников с нарушением интеллекта развитие речи существенно отличается от развития речи нормально развивающихся детей. Отставание в развитии речи возникает с младенчества и накапливается в раннем детстве. К дошкольному возрасту отсутствует готовность к усвоению письменной речи. Не сформированы также: предметная деятельность, интерес к окружающему, потребность в общении со взрослыми. И вообще для большинства детей с нарушением интеллекта развитие речи в дошкольном возрасте только начинается.

С точки зрения развития речи дети с нарушением интеллекта представляют собой неоднородную категорию. Среди них имеются дети, совсем не владеющие речью. Но всех их объединяет ограниченное понимание обращенной речи, привязанность к данной ситуации, с одной стороны, и оторванность речи от деятельности с другой. В младшем возрасте дети плохо понимают чужую речь, они улавливают тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, связанные большей частью с их непосредственными потребностями. В дальнейшем понимание обращенной речи, их пассивный словарь расширяется и обогащается, однако понимание остается ограниченным и связанным только с личным опытом ребенка. Некоторые дети научаются связывать слово только с определенным предметом и явлением и даже с группой предметов по конкретной ситуационной связи, но, как правило, без специального обучения слово не служит им для более сложного обобщения.

Самостоятельная речь младших дошкольников с грубыми нарушениями интеллекта проявляется в виде отдельных слов, коротких фраз. Она характеризуется недостаточностью модуляции, грубым косноязычием, нарушением структуры слов, аграмматизмом (ошибки в грамматическом оформлении активной речи и понимании значения грамматических конструкций). В их высказываниях часто отсутствуют склонения, спряжения, служебные части речи. Отсутствие речи компенсируется жестами, нечленораздельными звуками, своеобразными словами, в которые они вкладывают вполне определенный смысл. При исследовании словаря таких детей отмечается, что после 5 лет они знают названия различных предметов обихода, животных, овощей и т. д., однако дать им соответствующих названий часто не могут. Само накопление слов порой не ведет к улучшению их активной лексики, т. к. некоторые из них не пользуются даже тогда, когда знают нужное слово.

Пассивность, крайне сниженная потребность в высказываниях, слабый интерес к окружающему - все это тормозит процесс активизации словаря, что наиболее ярко проявляется в общении детей.

Литература: - О. А. Белобрыкина «Речь и общение» - Ярославль «Академия Развития» -1998г.

- Белкина В. Н., Васильева Н. Н. «Дошкольник : обучение и развитие» - Ярославль «Академия Холдинг»

2001г. ;

- Виноградова А. Д. «Практикум по психологии умственно отсталого ребенка» - М. 1985г.

- А. Н. Гвоздев «Вопросы изучения детской речи» - 1961г. ;

- Л. М. Козырева «Развитие речи. Дети до 5 лет» - Ярославль «Академия Холдинг» - 2001г. ;

- З. А. Репина «Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи» - Ек-б. – 1996г. ;

- Шипицина Л. М. «Обучение общению умственно отсталого ребенка» - СПб. – 2010г.

Публикации по теме:

Особенности организации предметно-пространственной среды в старшем дошкольном возрастеОсобенности организации предметно-пространственной среды в старшем дошкольном возрасте "Особенности организации предметно-пространственной среды в старшем дошкольном возрасте". Выполнил воспитатель МБДОУ № 25 "Светлячок" старшей.

Доклад «Конструирование в младшем дошкольном возрасте как фактор всестороннего развития ребенка»Доклад «Конструирование в младшем дошкольном возрасте как фактор всестороннего развития ребенка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Созвездие» Доклад на тему: «Конструирование.

Коррекция нарушения звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте (6–7 лет) посредством развития мелкой моторики Аннотация. Анализ литературы показывает, что в современной науке изучению речевого развития посвящены многие труды ученых, которые отмечают.

Музыкально-дидактические игры и их значение и особенности в старшем дошкольном возрасте Доклад «Музыкально – дидактические игры: их значение и особенности для развития способностей в старшем дошкольном возрасте» Содержание.

Особенности формирования патриотизма в старшем дошкольном возрасте Аннотация В статье рассматривается вопрос формирования патриотизма у детей в старшем дошкольном возрасте. Раскрывается феномен патриотизма.

«Особенности развития памяти в дошкольном возрасте» — рекомендации для родителей Памятью называется психический процесс запечатление, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта. Используя память, дети обучаются.

Особенности развития речи в дошкольном возрасте Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в значительной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого.

Конструирование в младшем дошкольном возрасте как фактор всестороннего развития ребенка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Созвездие» Доклад на тему: «Конструирование.

Развитие речи детей посредством экологического воспитания в старшем дошкольном возрасте .

Родительское собрание «Возрастные и гендерные особенности игровой деятельности детей в старшем дошкольном возрасте» Цель родительского собрания – повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития речи у детей с нарушением интеллекта в младшем и старшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 22 февраля 2017 в 15:00
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД