Особенности развития воображения и творчества у детей с нарушениями речи и рекомендации для педагогов

Юлия Матвеева
Особенности развития воображения и творчества у детей с нарушениями речи и рекомендации для педагогов

Особенности развития воображения и творчества у детей с нарушениями речи и рекомендации для педагогов по организации работы, направленной на совершенствование и активизацию творческих способностей детей- логопатов.

Умственное развитие ребенка предполагает формирование различных психических процессов, а так же познавательных интересов, накопления умений и знаний, формирование речи а так же развитие умственных способностей. К моменту поступления в школу от ребенка требуется много, в том числе высокий уровень развития творческого воображения.

«…Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает что-то новое, все равно, будет ли это созданное … какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке…» Л. С. Выготский

Воображение – это необходимый элемент творческой деятельности, сущность процесса заключается в построении образа продуктов труда, а так же в создании программы поведения в проблемной ситуации.

Как доказывает практика, дошкольный период-это возраст, когда изодеятельность чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо одаренных», но и всех детей, то есть увлекая детей в волшебный сказочный мир искусства, мы незаметно для них развиваем у детей воображение и творчество.

Работая с детьми, и логопед и воспитатели установили, что создание игровой мотивации на занятиях открывает перспективу на интересную игру, провоцирует детей к созданию обстановки игры. Дети учатся развивать игровой сюжет, занятие приобретает для них особую значимость. В этом случае, наша задача состоит в том, чтобы детей, уже научившихся играть, направить на новый увлекательный сюжет, а игре придать такое направление, продолжение которого дети придумывают сами.

Как доказывают исследования, творческие способности у детей с нарушениями речи развиваются несколько по-другому. Представления о предметах у них оказываются неточными и неполными и, практический опыт недостаточно обобщается и закрепляется в слове. Чем тяжелее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить своё творчество, он оказывается одиноким и беспомощным в создании новых образов. Рисунки детей с общим недоразвитием речи отличаются бедностью содержания, дети не могут выполнить рисунок по замыслу, затрудняются, если нужно придумать новую поделку или постройку, создать новый образ.

В играх дети с речевыми нарушениями часто отдают предпочтение бытовой примитивной тематике, игры носят явно стереотипный характер, сюжеты мало обыгрываются и обогащаются. Замысел игры оказывается нестойким, и она распадается. Возможности общения между собой в силу речевого недоразвития ограничены.

Логопед и воспитатели наблюдая за детьми-логопатами не один год, убедились, что детям оказываются недоступными творческие задания: например, рассказ из личного опыта, плохо понимают переносное значение слов, метафор. Дети с ОНР недостаточно эмоционально реагируют на юмор, смешной стишок, переживательную сказку, нежную мелодию. Их речь маловыразительна, движения несколько скованы и неуклюжи, дети не очень уверены в себе.

Изучение работ практической (изо) деятельности показало, что дети не всегда точно могут произвести зрительный анализ формы предмета, не могут выделить и определить его пропорции и величину, положение в пространстве. Дети испытывают трудности в передаче формы, строения, цвета предмета в соответствии с натурой; расположении изображения предмета в центе листа, правильного соотношения частей, линией выявляя очертания предмета.

Высокий уровень показали 8% детей, средний уровень при решении творческих задач у 50% детей, низкий уровень у 42% ребят.

Дети с высоким уровнем уверенно выполняли предложенные задания, вели активный поиск выразительных средств, свободно ориентировались в выборе материалов и сюжета.

Дети со средним и низким уровнем часто копировали характерные черты образов, неумело варьировали их отдельные элементы, затруднялись в самостоятельном подборе материала.

При изучении степени сформированности творчества в речевой деятельности: высокий уровень показали 10%, средний уровень- 39%, низкий- 51% .

Основные затруднения дети испытывали в определении замысла рассказа, последовательности развития сюжета. Нередко выполнения творческого задания подменялось пересказом знакомого текста или сказки. Рассказы не всегда были содержательны, последовательны, лаконичны. Некоторые дети затруднялись начать, подолгу молчали, с трудом подыскивали фразы. Они начинали рассказывать однообразно, копируя друг друга.

В изучении игры: средний уровень 32%, низкий 67,3% .

В игре дети с нарушениями речи отдают предпочтение бытовой тематике. Нередко их игры носят стереотипный характер, сюжеты мало обогащаются. Замысел игры оказывается нестойким, и она распадается. Возможности общения в силу речевого дефекта ограничены. Можно сказать, что игровая деятельность в целом не достигает того уровня, который характерен для их сверстников с N речевым развитием. Особые трудности дети испытывали при проведении словесных игр.

Эти наблюдения и выводы дали возможность подробно изучить особенности становления творческих способностей у детей с ОНР.

Следует заметить, что дети с ОНР плохо понимают переносное значение слов, метафор. Автор Глухов В. П. анализировал творческие процессы воображения и его особенности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. (Глухов В. П. «Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» М., 1985 г.) Автор отмечает, что у детей отмечаются: инертность, недостаточная подвижность, быстрая истощаемость комбинаторных функций, низкий уровень пространственного оперирования образами.

В этом случае перед педагогическим коллективом встаёт сложная задача- разработать и систематически использовать на занятиях с детьми специальные задания и упражнения, направленные на совершенствование воображения и активизацию творческих способностей ребенка.

Организацию работы, направленную на совершенствование воображения и активизацию творческих способностей детей- логопатов, можно рекомендовать в нескольких направлениях.

Прежде всего, следует обратить внимание на сюжетно- ролевую игру, которая к сожалению, нередко как бы выпадает из коррекционной работы, тогда как игра- естественный для ребенка вид творческой деятельности. В процессе игры малыш на основе знакомых ему ситуаций из окружающей жизни создает воображаемую ситуацию, новые образы, принадлежащие ему одному.

Сделать первый шаг на пути к самостоятельному творчеству для ребенка означает научиться понимать, что реальные предметы в игре можно заменять другими предметами и игрушками, т. е. овладеть игровым замещением.

Ребенку, отстающему в речевом и общем развитии, трудно создавать и воплощать в игре собственный замысел. Поэтому на начальных этапах работы педагог должен стать активным участником детских игр. При этом не следует превращать в игру в занятие, а, взяв на себя главную роль, исподволь направлять активность детей. Важна увлеченность взрослого игрой, искренность, непосредственность.

По мере расширения круга представлений об окружающем мире, возрастает возможность ребенка отразить эти представления в игре. Следует создавать условия для того, чтобы дети разыгрывали самые разнообразные сюжеты, обогащать содержание детских игр.

Творчество ребенка органично связано с яркими эмоциональными переживаниями. Однако дети с недоразвитием речи недостаточно эмоционально реагируют на грустную сказку, смешной стишок, нежную мелодию. Их речь маловыразительна, движения несколько скованы, дети не очень уверены в себе. Учитывая эти особенности, следует в работе с детьми использовать элементы арттерапии, театрализации, чаще обращаться к музыке и движениям. Итак, первое направление работы- развитие воображения и обогащение эмоциональной сферы в сюжетно- ролевой игре.

Второе направление по развитию творческих способностей детей предполагает использование специальных заданий, в процессе выполнения которых развивается наглядно- образное мышление ребенка, формируется способность к преобразованию готовых образов и созданию на этой основе новых.

Так, на занятиях по лепке, аппликации, конструированию, рисованию, можно предложить детям изменить постройку, поделку, добавив или убрав какие- то детали, дорисовать незаконченное изображение. Большие возможности для развития познавательных способностей детей заложены в заданиях, предполагающих действия с наглядными моделями: схемами, макетами, символическими изображениями.

Третье направление- формирование способностей к словесному творчеству. Это прежде всего занятия по обучению рассказыванию, специальные словесные игры и упражнения. Эти занятия являются наиболее сложными для детей с ОНР. Задания, используемые в третьем направлении коррекционной работы, следует тщательно отбирать, учитывая речевые возможности детей и тяжесть речевого дефекта.

Все взрослые, которые работают с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии: педагоги, родители должны всячески поощрять творческие проявления детей, помогать им развивать направленное, продуктивное воображение. И тогда все усилия, приложенные к работе с такими детьми, окажутся ненапрасными.

Рекомендуемая литература.

1. Борякова Н. Ю., Соболева А. В. ,Ткачева В. В. «Практикум по коррекционно- развивающим занятиям» М., «Соцполитжурнал», 1994г

2. Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте» М., «Просвещение», 1991 г

3. Глухов В. П. «Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием» М., МГОПУ, 1995г

4. Миронова С. А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях» М, «Просвещение», 1991г

Публикации по теме:

Программа кружка словесного творчества «Творим, выдумываем, сочиняем»Программа кружка словесного творчества «Творим, выдумываем, сочиняем» Программа кружка словесного творчества "Творим, выдумываем, сочиняем"Программа по развитию словесного творчества детей 5-7 лет базируется.

Сделать родителей единомышленниками? Это легко! «СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЕЙ ЕДИНОМЫШЛЕННИКАМИ? ЭТО ЛЕГКО!» (Из опыта работы педагогов группы №1 для детей с тяжелыми нарушениями речи) Тарасенко.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Особенности развития воображения и творчества у детей с нарушениями речи и рекомендации для педагогов
Опубликовано: 29 октября 2012 в 20:42
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью в младшей группе...
Возраст детей: 2 и 3 года. Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: -совершенствовать навыки рисования...
Зимнее украшение группы раннего возраста.
Вот и наступила зима , на мой взгляд самое интересное время года с весёлыми праздниками. Все воспитатели взялись за дело, украшают окошки и группы ,...
Фотоотчёт о проведённой экологической викторине «Мы — друзья природы!»
Викторина проведена в рамках экологического конкурса "Эколята - дошколята". Раздел 1. Разминка. Команды по очереди отвечают на вопросы викторины, заданные...
Открытка с сюрпризом «Петушок» Мастер-класс.
Добрый день, уважаемые коллеги! Не за горами самый веселый и любимый всеми праздник – Новый Год, а значит, пришла пора приготовить подарки! Как известно,...
Игровое математическое пособие «Трудолюбивый ежик».
Пособие «Трудолюбивый ежик» я сделала из картонной основы, обшила шерстяной тканью и обвязала спицами. На спинке ежика пришила 2 ряда по 10 пуговиц. У...