Лучший педагог года

Особенности синтаксического строя речи дошкольников со стертой дизартрией

Наталья Никифорова
Особенности синтаксического строя речи дошкольников со стертой дизартрией

Особенности синтаксического строя речи дошкольников со стертой дизартрией

Многие авторы, изучавшие стёртые дизартрии, обнаруживают у детей проявления системных нарушений, прежде всего нарушения лексико-грамматического строя речи.

Нарушение грамматического строя речи у детей со стёртой дизартрией характеризуется неоднородностью симптоматики: от незначительной недостаточности формирования морфологической и синтаксической системы языка, до выраженных аграмматизмов в экспрессивной речи [1].

Публикация «Особенности синтаксического строя речи дошкольников со стертой дизартрией» размещена в разделах

Нарушения синтаксиса проявляются как на уровне глубинного, так и на уровне поверхностного синтаксиса. На глубинном уровне нарушения синтаксиса проявляются в трудностях овладения семантическими компонентами (объектами, атрибутивными, в трудностях организации семантической структуры высказывания. На поверхностном уровне – в нарушении грамматических связей между словами, в неправильной последовательности слов в предложении [1].

Проблема несформированности грамматического строя речи у детей со стёртой дизартрией различного патогенеза рассматривались в работах таких авторов, как [2], [3], [4]. Наиболее изученным вопросом этой проблемы являются нарушения морфологической системы языка у детей. Однако особую значимость в настоящее время приобретает описание нарушений синтаксической системы языка у данной категории дошкольников, что объясняется недостаточной изученностью этого вопроса, а также особой ролью синтаксиса в процессе речепроизводства. Основная синтаксическая единица – предложение, являясь моделью конечного продукта процесса продуцирования речевого высказывания, играет важную роль в формировании языковой способности и процессов вербально – логического мышления.

Нарушение синтаксической структуры предложения обычно выражается в пропуске членов предложения, чаще предикатов, в необычном порядке слов, что проявляется даже при повторении предложений. Особенно большую трудность для детей со стёртой дизартрией представляют сложноподчиненные предложения.

В ходе общения ребёнка со взрослыми, а также на основе развития предметной и познавательной деятельности усваиваются основные закономерности языка, происходит овладение основными правилами по

строения высказывания. В то же время, овладевая предложением, ребёнок получает мощное орудие социального взаимодействия, сотрудничества со взрослыми. Для обеспечения коммуникативной деятельности ребёнка необходим целый арсенал языковых средств (фонологических, морфологических, семантических, синтаксических, на основе которых осуществляется декодирование речи окружающих и продуцирование собственных речевых высказываний.

Нарушения синтаксических операций у детей со стёртой дизартрией проявляются не только в существенном ограничении типов используемых высказываний, но и в отклонении процесса формирования синтаксических конструкций, в расстройстве синтаксических связей. Подобные нарушения существенно затрудняют процесс речевой коммуникации, отрицательно сказываются на формировании познавательной деятельности, препятствуют овладению школьной программой.

В настоящее время логопедия не располагает подробным характерологическим описанием нарушений синтаксического строя речи у детей с данной патологией. В подавляющем большинстве случаев существующие работы описывают внешние проявления синтаксических нарушений и не раскрывают механизмы и структуру данных расстройств.

При решении этого вопроса перспективным является психолингвистический подход. В рамках данного подхода становится возможным определение синтаксиса как способа функционирования языковой способности на различных уровнях речепроизводства. Использование психолингвистического подхода позволяет, с одной стороны, выявить особенности формирования семантического компонента языковой способности у детей со стёртой дизартрией, с другой, - определить характер нарушений синтаксических операций продуцирования речевых высказываний и на основании этого описать структуру речевого расстройства.

Синтаксические нормы способствуют овладению ребёнком связной речью. Применительно к различным видам развернутых высказываний связную речь определяют как совокупность тематически объединенных фрагментов речи, исходящих в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. Под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составленные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи.

Но, тем не менее, нами установлено, что предложение является не только основной единицей синтаксиса, но и основной единицей мысли, так всегда выражает законченную мысль, которую можно довести до собеседника. Однако остаются недостаточно изученными вопросы формирования синтаксического строя речи у детей со стёртой дизартрией, отсутствуют экспериментальные данные о характере и специфике нарушений синтаксиса при данной патологии. Существующие методы коррекционно-логопедической работы недостаточно дифференцированы в зависимости от механизма и структуры дефекта при различных проявлениях стёртой дизартрии. Остаётся нерешённой проблема разработки научно-обоснованной системы лингвистического материала, используемого для закрепления речевых умений, в том числе и синтаксического строя речи у детей со стёртой дизартрией.

Использованная литература:

1. Архипова Е. Ф. Стёртая дизартрия у детей : Пособие для студентов вузов. – М. : Астрель : Хранитель, 2006.

2. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПБ., 2001.

3. Серебрякова Н. В. Формирование ориентировки на слово у дошкольников со стёртой формой дизартрии // Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений речи у аномальных детей. – Л., 1989.

4. Соботович Н. В., Чернопольская А. Ф. Проявление стёртых форм дизартрии и методы их диагностики // Дефектология. – М., 2004. - №4

Публикации по теме:

Методические рекомендации для педагогов по развитию лексико — грамматического строя речи у дошкольников старшего возраста «Методические рекомендации для педагогов по развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников старшего возраста» Речь занимает.

Доклад из опыта работы «Особенности развития связной речи дошкольников» Особенности развития связной речи дошкольников Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением.

Консультация для воспитателей «Формирование грамматического строя речи дошкольников» Формирование грамматического строя речи дошкольников. Грамматика –это наукао строе языка, о его законах. Она объединяет в себе: -словообразование.

Нарушение словообразования у дошкольников со стёртой дизартрией Нарушение словообразования у дошкольников со стёртой дизартрией. Стёртая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического.

Основные направления работы по формированию грамматического строя речи дошкольников .

Особенности фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ч.1) Подготовила: Шкруднева О. Д. учитель-логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13 г. Шебекино Белгородской области» Большие трудности.

Особенности фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ч.2) Четвёртый уровень речевого развития характеризуется остаточными проявлениями нерезко выраженного недоразвития лексики, грамматики, фонетики.

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматического строя речи у младших дошкольников «Во саду ли, в огороде» Открытое логопедическое занятие по формированию лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста на базе лексической.

Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников» Цель педсовета: • Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ. • Систематизация знаний педагогов об особенностях современных.

Взаимосвязь недоразвития грамматического строя речи и пространственного восприятия у детей с дизартрией Дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата [8]. Из-за недостаточной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности синтаксического строя речи дошкольников со стертой дизартрией
Опубликовано: 6 января 2016 в 18:41
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД