Особенности восприятия.

Татьяна .Адамовна Волкова
Особенности восприятия.

Определяя восприятие как одну из форм отношения сознания к предметной действительности, можно сказать, что «оно составляет с ощущением сенсорно-перцептивный уровень психического отражения, так называемые образы, которые возникают при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств». Процесс восприятия можно рассматривать как некую ситуацию, вызывающую определенные зрительные,слуховые или другие виды образов или их последовательность.

Л. М. Веккер отмечал, что «слуховые, зрительные или кинестетические образы слов – в прямом и точном смысле этого понятия - частный случай образов и, соответственно, частный случай психических процессов», но уже не предметного, а речевого восприятия. А речевое восприятие является неотъемлемой частью общей системы восприятия, обладая теми же основными свойствами: предметность, целостность, осмысленность, апперцепция, структурность, активность и константность.

Говоря о восприятия речи, необходимо отметить, что различаются психофизиологическая и психологическая трактовки. В психофизиологии этим термином обозначают «процессы обработки речевого сигнала, включающие первичный слуховой анализ, выделение акустических признаков, фонетическую интерпретацию, сенсорный образ слова. В качестве результата фонетической интерпретации рассматривается создание моторного (артикуляционного) образа услышанного сигнала». В психологии речи данный термин обозначает «систему процессов информационной переработки текста, опосредующих его понимание». В. А. Артемова определил, что преобразование акустического звена речи совершается под понятийным или образным аспектом ее понимания, а весь процесс восприятия речи разворачивается сверху вниз, при первично доминирующей роли понимания.

Под смысловым содержанием речи в данном контексте понимается область представлений и понятий (В. А. Артемов, которые возникают при восприятии словесного ряда. Понимание речи заключается в адекватном раскрытии ее смыслового содержания. Б. В. Беляев отмечал, что «восприятие речи совместно с пониманием есть единый, весьма сложный психический процесс, в структуре которого следует различать интуитивно-непосредственное восприятие языкового оформления, основывающееся на чувстве языка и на имеющихся автоматизированных речевых навыках, и сознательно-дискурсивное понимание смыслового содержания, т. е того, что является предметом (объектом) мысли. Поэтому восприятие смыслового содержания речи никогда не может быть интуитивным».

При восприятии устной речи ведущую роль играет активность сознания, которое, используя воображение, преобразует словесный материал как в визуальные образы, так и полимодальные. Степень их устойчивости напрямую зависит от уровня осмысления речевого материала. Словесные образы характеризуются высокой степенью абстракции, поскольку характеризуются отвлечением от несущественных в данной ситуации деталей, выделением наиболее значимого; а также субъективности, индивидуальности, поскольку основаны на апперцепции определенного человека, являющегося их творцом. Слово выполняет главную функцию образования единиц содержания и одновременно побуждает к воссозданию образов. Устная речь несет два вида информации. Первая из них порождает образы различного вида; вторая несет понятийное содержание, абстрагирование от наглядности и прямой образности.

В реальности визуальный образ воспринимаются на основе его словесного значения, он складывается из отдельных элементов, которые каждый человек самостоятельно выделяет в определенном объекте в процессе осмотра. В результате человек может воссоздавать образ одного и того же объекта, выделяя в разных ситуациях те его свойства, который наиболее значимы в данном контексте.

Черчес Т. Е.

Публикации по теме:

Сенсорное воспитание детей раннего возраста В основе лежат цитаты из книг: Э. Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» - М., «Просвещение», 1983 Л. А.

Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Возрастные особенности детей четвертого года жизни. Младший дошкольный возраст характеризуется.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
  • Этикет
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности восприятия.
Опубликовано: 22 сентября 2011 в 18:33
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Отчет о выставке «Золотая Осень»
Осень М. Геллер Дарит осень чудеса, Да еще какие! Разнаряжены леса В шапки золотые. На пеньке сидят гурьбой Рыжие опята, И паук – ловкач какой! – Тянет...
Инсценировка сказки «Репка» с детьми старшего дошкольного возраста
Работу провели воспитатели Коготкова Алла Ивановна и Терешенкова Ирина Юрьевна Ведущий. Дед и баба жили-были. Славно жили, не тужили. С ними вместе...
Оформление музыкального зала «День рождения Детского Сада»
Оформление музыкального зала" День рождения Детского Сада" своими руками. В октябре этого года в моём родном садике, произошло замечательное событие....