Особенности эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста

Юля Ережова
Особенности эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста

Особенности эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст, как писал А. Н. Леонтьев,-это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

Общую тенденцию развития эмоциональной сферы точно выразил Г. Мюнсберг: «В начале чувствования вызываются только состояниями собственного тела ребенка. Голод, усталость и физическое раздражение неприятны, легкое возбуждение и принятие пищи; позднее предметы внешнего мира и люди доставляют удовольствие и неудовольствие, а затем, наконец, достигается та стадия, когда вещи заменяются словами, и объекты мысли становятся источниками удовлетворения и неудовлетворения.

Прежде чем рассматривать вопрос о развитии и эмоциональной сферы ребенка, необходимо остановиться на тех психологических механизмах, котрые лежат в основе формирования эмоций.

В психологии выделяют три способа появления новой эмоции: эмоциональное заражение, эмоциональное опосредование, эмоциональное обуславливание. Механизм эмоционального заражения не требует значительного времени. Ребенок после однократного предъявления присваивает продемонстрированную ему эмоцию в том случае, если она затронула его эмоциональную сферу. Механизм эмоционального опосредования связан с необходимостью повторения ситуации, в которой происходит ассоциирование, поэтому он требует большого количества времени. Также стоит отметить, что при недостаточном подкреплении зарождающаяся мотивация может ослабиться. Наиболее эффективным механизмом формирования эмоций является эмоциональное обуславливание. Данный механизм предполагает «создание связи между нейтральными и значимыми объектами в идеальном плане. В воображении возникает переживание, которое постепенно распространяется на реальную действительность». Особую роль при эмоциональном обуславливании имеют те виды деятельности, которые вызывают эмоциональную реакцию субъекта. Это игра, театра, кино и др. Идентификация с ролевыми образцами в игре, переживаниями персонажей расширяет эмоциональный опыт ребенка.

На протяжении среднего дошкольного возраста происходит ряд закономерных изменений эмоциональной сферы, обусловленных ее усложнением и обогащением.

Основными особенностями развития ребенка всреднем дошкольном возрасте является В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в среднем дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника. Л. С. Выготский полагал, развитие сознания определяется не изолированным изменением отдельных психических функций (внимания, памяти, мышления и пр., а изменением отношения между отдельными функциями. Важнейшей особенностью детей среднего дошкольного возраста, с его точки зрения, является то, что складывается новая система психических функций.

возникновение фундаментальных психологических образований: внутреннего плана действий, произвольности, воображения, обобщенного внеситуативного отношения к себе. У ребенка возникает стремление к выполнению общественно значимой, общественно оцениваемой деятельности.

А. Н. Бернштейн утверждал, что «психика формируется в движении». Главным новообразованием во всех сферах жизни и деятельности ребенка является превращение его поведения, оно становится «волевым». Формирование произвольности сопряжено с появлением направленности ребенка на собственное внешнее или внутренние действия, на способ их организации, в результате чего рождается способность управлять собой (А. Н. Леонтьев, Е. О. Смирнова.

Итак, у детей среднего дошкольного возраста проявляются особенности формирования эмоциональной сферы:

-более спокойный, уравновешенный эмоциональный фон восприятия.

- эмоциональность обусловлена развивающимися представлениями : желание- представление –действие- эмоция.

- эмоциональные процессы более управляемые.

- развивается эмоциональное предвосхищение (будущий результат, его оценкавзрослыми).

- аффект- первое звено в цепочке реакций.

- происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы, к желаниям, связанным с представлением о предметах, их свойствами и получением конечного результата.

- самооценка несколько завышена, что помогает осваивать новые виды деятельности без сомнения и страха.

- появляется способность оценивать свое поведение.

Итак, эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности, интенсивности эмоциональной жизни ребенка. День ребенка настолько насыщен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.

В среднем дошкольном возрасте желания, побуждения ребенка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются. Происходит переход от желаний (мотивов, направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами, находящимися в «идеальном» плане. Действия ребенка уже не связаны прямо с привлекательным предметом, а строятся на основе представлений о предмете, о желательном результате, о возможности его достичь в ближайшем будущем. Эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка, удовлетворение его желаний.

Публикации по теме:

Педагогическое сопровождение нравственного развития детей в дошкольном образовательном учреждении Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание ответственного, инициативного, компетентного.

Выступление на методическом объединении дошкольных учреждений г. Оренбурга Вашему вниманию представлена презентация программы «Детство»- программы развития и воспитания детей в детском саду, раздел изобразительное.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Особенности эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 12 декабря 2013 в 04:35
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект «Вежливое слово»
Проект «Вежливое слово» Актуальность темы: У детей 7-года жизни своевременно надо сформировать навыки общения, чтобы поступление в школу было не так...
Коляда пришла, отворяй ворота! Фотоотчет.
Коляда пришла, отворяй ворота! Фотоотчет. С целью воспитания интереса к истории и культуре своего народа, мы знакомим детей с русскими обрядовыми...
Фотоотчет по конкурсу художественно-прикладного творчества «Вифлеемская звезда» 2017 г.
Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости моей странички! ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ МИТРОПОЛИТА САМАРСКОГО И СЫЗРАНСКОГО СЕРГИЯ, в нашем городе проходит VIII...
Лэпбук «Н. Н. Носов». Фотоотчет.
Как и обещала, представляю вашему вниманию фотоотчет о сборке лэпбука «Н. Н. Носов». Лэпбук был разработан нашим маамовским другом Натальей Важенина ( с...
День добрых дел «Солнечный юбилей ДОУ №53»
День добрых дел с участием детей и родителей ДОУ «Поздравляем соседей - ДОУ №53 с юбилеем! » Цель: способствовать формированию у детей...