МААМ-картинки

Особенности эмоциональной сферы детей с тяжелой умственной отсталостью в условиях детского дома

Анна Белишина
Особенности эмоциональной сферы детей с тяжелой умственной отсталостью в условиях детского дома

Особенности эмоциональной сферы детей с тяжелой умственной отсталостью в условиях Детского дома.

Воспитатель ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь» Белишина А. А.

Чувства и среда. Зависимость чувств от потребностей.

Публикация «Особенности эмоциональной сферы детей с тяжелой умственной отсталостью в условиях детского дома» размещена в разделах

Чувства, как и другие свойства личности, носят социальный характер, они обусловлены реальными общественными отношениями. В том, что радует и печалит человека, проявляется направленность чувств. В условиях Детского дома у детей формируется такая направленность чувств, которая соответствует целям и задачам воспитания.

Одной из главных целей педагогов Детского дома является формирование у воспитанников чувства товарищества, коллективизма, заботы о младших детях, чувства удовлетворения от достигнутых в труде и учебе успехов и тд. Чтобы достичь этой цели, перед воспитателями встает много трудностей, обусловленных особенностями развития умственно отсталых детей.

Ознакомившись с психологией умственно отсталого ребенка, можно увидеть тот путь, следуя по которому можно оказывать прямое воздействие на эмоциональную сферу детей с целью ее развития, сглаживания и коррекции имеющихся недостатков. Чувства, являясь своеобразной формой отражения действительности в виде переживаний, находятся как бы в двойной зависимости. Всякий объект, который удовлетворяет ту или иную потребность человека, вызывает положительные переживания.

Объекты, препятствующие удовлетворению потребностей, вызывают отрицательные переживания.

Принято деление чувств на высшие и низшие эмоции. Высшие чувства вызываются удовлетворением

духовных потребностей, низшие- органических потребностей. Но связь объекта, явления или события с потребностью должна еще быть осознана. Возникшее переживание может быть разумом подавлено, но оно может также стать толчком для зарождения мысли. Таким образом, чувства находятся в тесной взаимозависимости с разумом. И в этом их вторая зависимость.

Незрелость личности умственно отсталого ребенка, обусловленная в первую очередь особенностями развития его потребностей и интеллекта, проявляется в ряде особенностей его эмоциональной сферы.

Во-первых, чувства такого ребенка долгое время недостаточно дифференцированы. В этом отношении он напоминает малыша. Известно, что у очень маленьких детей диапазон переживаний невелик: они либо чем-то очень довольны, либо, напротив, огорчаются и плачут. У нормального же ребенка, более старшего возраста, можно наблюдать различные оттенки переживаний. Например, получив хорошую отметку, вызывает у ребенка смущение, радость, чувство самолюбия. Переживания умственно отсталого ребенка более примитивны: они испытывают только или удовольствие, или неудовольствие.

Во-вторых, чувства умственно отсталых детей часто бывают неадекватны воздействиям внешнего мира по своей динамике. У одних детей наблюдается чрезмерная легкость и поверхностность переживаний серьезных жизненных событий, быстрые переходы от одного настроения к другому, у других детей наблюдается чрезмерная сила и инертность переживаний. Например, незначительная обида может вызвать очень сильную и длительную эмоциональную реакцию.

Проявлением незрелости личности умственно отсталого ребенка является также и большое влияние эгоцентрических эмоций на оценочные суждения. Наиболее высоко ребенок оценивает тех, кто ему приятен, кто ближе к нему. Так он оценивает не только людей, но и события окружающей жизни.

Переход ребенка от низших форм эмоциональной сферы к высшим непосредственно связан с изменением отношений между аффектом и интеллектом.

Слабость интеллектуальной реакции чувств обнаруживается в том, что дети нечем не корректируют своих чувств сообразно ситуации. Они долго не могут найти утешение после какой-либо обиды, не могут удовлетвориться какой-либо вещью. Умственно отсталый ребенок может понять, что причинивший ему огорчение воспитатель вовсе не хотел его обидеть, однако доводы рассудка не помогают ему подавить в себе чувство обиды. Слабость интеллектуальной реакции чувств приводит также к тому, что у воспитанников Детского дома с опозданием и трудом формируются так называемые высшие духовные чувства: совесть, чувства долга, ответственности, самоотверженности.

Формирование высших чувств предполагает слияние чувств и мысли. Слабость мысли тормозит формирование высших чувств. Чтобы воспитывать такие чувства должна быть проведена специальная воспитательная работа. Лишь своевременная настойчивая работа всего педагогического персонала Детского дома и, особенно, воспитателя направленная на развитие интеллекта и формирование высших духовных потребностей воспитанника, способствует формированию высших чувств и обеспечивает этим чувствам ведущую роль.

Наряду с общим недоразвитием эмоциональной жизни у умственно отсталых детей можно иногда заметить некоторые болезненные проявления чувств, о которых необходимо знать и соответственно этому осуществлять квалифицированный психолого-педагогический подход к больному ребенку.

В состояние утомления или при общем ослаблении организма дети реагируют на все мелочи вспышками раздражения.

У многих детей, особенно перенесших травму, страдающих эпилепсией наблюдаются дисфории.

Дисфориями называются эпизодические расстройства настроения. Они наступают вне связи с реальными обстоятельствами, в отсутствии каких-либо неблагоприятных внешних воздействий. Воспитанник, который на протяжении длительного времени был спокоен, послушен, добродушно относился к товарищам и воспитателю, вдруг впадает в мрачное состояние угнетенности и со злобой реагирует на все замечания и просьбы. Спустя день или два такое расстройство настроения бесследно проходит само по себе. Если не зная, что у данного воспитанника наступил приступ дисфории, воспитатель начнет выявлять причину плохого настроения, а тем более поощрять за него, могут появиться слезы или какие-либо неожиданные выходки. Если же воспитатель понял, что у ребенка наступил период дисфории, его лучше всего оставить в покое. Иногда расстройства настроения проявляются в виде особого, ничем не мотивированного повышенного настроения. Такое состояние называется эйфорией. В отличии от обычной жизнерадостности, которая не мешает очень чутко реагировать на события окружающей жизни, в состоянии эйфории дети становятся нечувствительными к объективной реальности. Они продолжают смеяться, веселиться, чувствовать себя счастливыми даже при получении замечания или наказания. В тех случаях, когда состояние эйфории принимает выраженный характер, нужно с тревогой отнестись к этому болезненному явлению. Эйфория может быть признаком начинающегося обострения заболевания. Предвестником приближающегося заболевания является и другое нарушение эмоциональной жизни - апатия. Иногда воспитанники Детского дома высказывают мысли и обнаруживают настроения, совершенно не свойственные детскому возрасту : Безразличие к жизни, нежелание двигаться, утеря всяких детских интересов. Такая апатия должна рассматриваться как признак болезни. Воспитанника следует срочно показать врачу-психоневрологу. Преобладающие у того или иного ребенка переживания, постепенно фиксируясь, формируют оттенки свойств его характера (угрюмость, раздражительность, равнодушие, жизнерадостность, легкомыслие). Эти обстоятельства необходимо знать и учитывать в учебно- воспитательной работе каждого воспитателя, работающего с умственно отсталыми детьми.

Публикации по теме:

Игры с водой и их влияние на развитие сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью Игра для ребенка – это вид активности и возможность узнать окружающий мир. Для этого подойдут игры с естественными материалами. Вода буквально.

Конспект НОД «Колеса» (второй год обучения — для детей с легкой умственной отсталостью) Программные задачи: Формировать у детей умения передавать в рисунке предметы округлой формы-колёса. Закреплять умения рисовать краской колёса,.

Конспект НОД по социальному развитию и ознакомлению с окружающим для детей с умственной отсталостью от 4–7 лет Тема: ПОСУДА Задачи: формировать понятие «посуда». Закрепить знание детей о названии и назначении посуды (кухонная, столовая, чайная). Упражнять.

Конспект НОД «Путешествие в поисках друга» (третий год обучения — для детей с легкой умственной отсталостью) Программные задачи. Закреплять у детей умения называть и находить геометрические формы, закрепить название цвета. Продолжать формировать.

Конспект НОД «Зайчик потерялся» (второй год обучения — для детей с легкой умственной отсталостью) Программные задачи. Закреплять знания детей об окружающей жизни, явлениях природы. Формировать умения детей сличать предметы по внешним.

Конспект открытого индивидуального занятия дефектолога с дошкольниками с умственной отсталостью (1 год обучения) Тема занятия «Кукла Катя» Цель занятия: формирование эмоционального общения со взрослым и выполнение элементарной инструкции. Оборудование:.

Конспект внеклассного занятия для учащихся 2 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью «Весенняя полянка» Конспект Внеклассного занятия для учащихся 2 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью «Весенняя полянка» Цель: Создание условий.

Особенности логопедической работы детей с синдромом Дауна раннего возраста в условиях дома ребенка Огромное значение в коррекционной работе имеет взаимодействие логопеда с врачами и воспитателями. Логопедическая работа строится на подборе.

Работа в технике «Изонить» с детьми с умеренной и выраженной умственной отсталостьюРабота в технике «Изонить» с детьми с умеренной и выраженной умственной отсталостью Здравствуйте уважаемые коллеги! Честно говоря в программе обучения детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью нет раздела.

Роль театрализованной деятельности в развитии навыков речевого общения у детей с легкой умственной отсталостью Особая роль в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка дошкольника принадлежит театрализованной деятельности. Театрализованная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности эмоциональной сферы детей с тяжелой умственной отсталостью в условиях детского дома
Опубликовано: 15 ноября 2015 в 14:11
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД