Получи документы

Особенности этикетного общения дошкольников с общим недоразвитием речи

Анастасия Шмоткина
Особенности этикетного общения дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенности этикетного общения дошкольников с общим недоразвитием речи

Шмоткина А. И.

воспитатель,

МБДОУ ДС №67 «Аистенок», г. Старый Оскол

Данная статья посвящена рассмотреннию особенностей этикетного общения в научно- методических работах исследователей.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, этикетное общение, коммуникация.

Публикация «Особенности этикетного общения дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста с ОНР неоднократно являлась предметом специального изучения. Под общим недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, как правило, понимают комплексную форму речевой патологии, при которой наблюдается нарушение формирования всех компонентов речевой системы [12].

Вслед за Р. Е. Левиной многочисленные исследователи подтвердили Речевое поведение ребенка с недоразвитием речи сильно отличается от того, что наблюдается при нормальном развитии. При общем недоразвитии речи в структуре дефекта отмечается несформированность речевой деятельности и других психических процессов.

В последние 20 лет в отечественной логопедии особое внимание в исследованиях внимание стали уделять также изучению коммуникативных умений дошкольников с ОНР (Л. Г. Соловьева, Е. О. Смирнова, О. С. Павлова, О. В. Дзюба, Н. Ю. Кузьменкова).

В научно-методических работах отмечается, что скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения и формообразования, трудности развития связного речевого высказывания у детей с ОНР затрудняют формирование основных функций речи – коммуникативной, познавательной, регулирующей и обобщающей.

Л. Г. Соловьева изучая этикетное общение дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе игровой деятельности, говорит о взаимообусловленности речевых и коммуникативных умений. Она указывает, что особенности речевого развития детей явно препятствуют осуществлению полноценного общения, что выражается в снижении потребности в общении, несформированности форм коммуникации, особенностях поведения [61, с. 38].

Дети с общим недоразвитием речи имеют серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, отрицательно сказывающиеся на общении с окружающими и, прежде всего, со сверстниками. Изучение межличностных отношений в группе дошкольников с недоразвитием речи, проведенное Е. О. Смирновой, показало, что хотя в ней и действуют социально-психологические закономерности, общие для нормально развивающихся детей и их сверстников с речевой патологией, проявляющиеся в структуре групп, тем не менее на межличностные отношения детей данного контингента в большей степени влияет выраженность речевого дефекта.

Исследование О. С. Павловой речевой коммуникации дошкольников с ОНР. Были выявлены следующие особенности : в структуре групп данной категории детей действуют те же закономерности, что и в коллективе нормально говорящих детей, т. е. уровень благоприятности взаимоотношений является достаточно высоким, число «предпочитаемых» и «принятых» детей значительно превышает число «непринятых» и «изолированных».

О. В. Дзюба в своем исследовании по развитию коммуникативной компетентности дошкольников раскрывает, что коммуникативную компетентность в дошкольном возрасте можно рассматривать как совокупность умений, определяющих желание субъекта вступать в контакт с окружающими; умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации; умение пользоваться речью; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

В работе Н. Ю. Кузьменковой были выявлены следующие особенности этикетного общения у детей с ОНР : затруднения при продуцировании, большое количество собственно этикетных ошибок, проявляющихся в отсутствии формулы этикетного общения, удвоенном употреблении этикетной формулы, искажение структуры этикетного высказывания, что позволяет говорить о недостаточном, фрагментарном овладении дошкольников с ОНР этикетной лексикой и адекватных речевых реакций в типовых ситуациях этикетного общения, умение использовать обращения, мотивировки для развертывания этикетных формул у дошкольников с ОНР развито недостаточно [40].

Этикетное общение как совокупность формул и выражений, лексическое значение и грамматическое оформление которых зависят от условий ситуации общения, возможно, рассматривать как средство взаимосвязи семантического и грамматического компонентов коммуникативной способности.

Список литературы

1. 1. Выготский, Л. С. Мышление и речь[Текст] // Выготский Л. С. Собр. соч. : в 6 т. - М. : Педагогика, 1986. - Т. 2. 416с. Попул. пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 5983с.

2. Кузьменкова, Н. Ю. Формирование коммуникативной способности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством обучения речевому этикету [Текст] : автореферат дис.. кандидата педагогических наук: 13.00.03. – М., 2006.

3. Соловьева, Л. Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи [Текст] // Дефектология. - 1996. - №1. — С. 17-24.

Публикации по теме:

Формирование навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством игровой деятельности В современных условиях функционирования и развития системы образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и.

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи Доклад к семинару «Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи» Провела: учитель – логопед Колпакова.

Готовность к обучению математике детей с общим недоразвитием речи У детей с ОНР наблюдаются значительные трудности формирования математических представлений, которые могут быть обусловлены не только недоразвитием.

Использование игр с мячом в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи Развитие грамматического строя речи является одной из основных задач коррекционного обучения, так как при ОНР формирование грамматического.

Обобщение опыта Тема: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе использования Теоретическая интерпретация опыта I. Условия формирования В течение 17 лет работаю с детьми, имеющими нарушение речи в условиях типового.

Особенности подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Дети с нарушениями речи составляют особую категорию детей с особыми предпосылками к обучению грамоте. Сегодня общепризнанным является то,.

Познавательный маршрут в социально-коммуникативном развитии дошкольников с общим недоразвитием речи Аннотация. В статье представлена модель педагогического руководства социально-коммуникативным развитием детей, посещающих компенсирующие.

Развитие лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи. Многочисленные исследования речи детей, особенно с общим недоразвитием речи, указывают на то, что самыми недоступными оказались задания.

Развитие лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня Развитие речи – это обязательная составная часть общего воспитания дошкольника, оно тесно связано с развитием познавательных и умственных.

Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на интегрированных занятиях Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на интегрированных занятиях Тукиш Татьяна Федоровна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности этикетного общения дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 20 августа 2017 в 14:36
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД