«Особый педагог для особого ребёнка». Оказание ранней педагогической помощи детям с синдромом Дауна

Елена Багнюк
«Особый педагог для особого ребёнка». Оказание ранней педагогической помощи детям с синдромом Дауна

Особый педагог для особого ребёнка

О Центре лечебной педагогики и дифференцированного обучения (далее Центр) города Краснокаменска, где оказывается ранняя комплексная помощь и сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, я узнала задолго до прихода в учреждение в качестве психолога. Коллеги и знакомые рассказывали о той «армии» педагогов и специалистов, которые буквально каждый день совершают чудеса, помогая таким детям учиться. В этом призвание особого педагога для особых детей. Все его творчество проявляется в том, чтобы дать возможность окунуться в жизнь, полную красок и звуков, запахов и движений, человеческих чувств и отношений. Мы должны помочь таким детям творить себя - развивать способность быть понятым и понимать других, развиваться творчески. Наши дети особенные во всех смыслах. Каждый наш ребенок – особая загадка.

Систематическая ранняя педагогическая помощь детям с синдромом Дауна оказывается детям в Центре уже около 20 лет. За это время многие выпускники Центра закончили образовательную деятельность и не нуждаются в специализированных учреждениях и опеке со стороны взрослых, создали свои семьи и имеют своих детей.

Одними из первых программ «раннего вмешательства» в развитие детей явились личностно-ориентированные программы, разработанные специалистами нашего учреждения. Приоритетами личностно-ориентированного обучения явился целенаправленный комплекс педагогических воздействий, позволяющих исправлять имеющиеся дефекты и предупреждать вторичные отклонения в развитии.

Учителя - дефектологи, психологи, педагоги дошкольных групп, специалисты игротеки, учителя диагностических классов и групп социальной адаптации, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, медицинские работники - в условиях Центра, с помощью семьи, вывели процесс коррекционной работы на качественно новый уровень, и не только сам процесс развития ребёнка, а и процесс социализации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети, имеющие синдром Дауна имеют идеальную возможность быть вовлечёнными в процесс созидания и творчества в кружке «Маленький подмастерье», обучения и адаптации, речевого общения, обучения навыкам коммуникации и музыкального развития через участие в праздниках и спектаклях, экскурсиях и посещениях выставок, концертов. Для дальнейшей жизни в обществе ребята должны освоить правила и нормы жизни. В нашем Центре воспитанников учат учиться: занимать себя, самостоятельно действовать, понимать смысл собственных действий, осознавать своё место в этом мире, созидать новое. Своеобразной «изюминкой» в работе с детьми с синдромом Дауна стала деятельность, направленная на формирование творческих возможностей детей, их коммуникативной компетенции, которая реализуется через творческие гостиные. Совместная подготовка и взрослых, и детей помогает раскрыть особенности каждого ребёнка, даёт возможность детям почувствовать успех, приобрести друзей, быть причастным к общему делу и выражать себя творчески. С каким удовольствием воспитанники группы социальной адаптации готовились, например, к новогоднему спектаклю «Морозко»! Кто бы мог подумать, что роли Настеньки, Бабы Яги, мачехи, волшебника играют дети с ограниченными возможностями здоровья! А совместные мастер-классы? Каким удовольствием, радостью сияют глаза детишек, когда они вместе с родителями участвуют в подготовке и проведении мастер-классов по тестопластике, изготовлению поделок по технологии айрис-фолдинга. Глядя на творческие работы в кружке, убеждаешься, что нам, здоровым людям, есть чему поучиться у этих детей: жизнелюбию, оптимизму, желанию дарить радость другим. Если смотреть глубже, проникновеннее - в самую душу этих детей, - то можно почувствовать поток их внутреннего света, искренней радости и чистоты. Лейтмотивом работы наших педагогов стали слова: «В тебе живет Чудо, но ты не знаешь об этом. В тебе прячется Солнечный Лучик, но ты не видишь его. Мы подарим тебе Чудо – тебя самого». Взрослый примеривает на себя состояние своего подопечного и лучше понимает, что в данный момент ему нужно больше всего. Именно это желание помочь, заинтересовать, застимулировать. Проблески развития ребенка помогают каждому педагогу подбирать свои ключи - лучики Света к каждой детской душе.

Публикации по теме:

Использование мнемических опор в работе с дошкольникамиИспользование мнемических опор в работе с дошкольниками Я работаю учителем-дефектологом в Центре лечебной педагогики и дифференцированного обучения в городе Краснокаменске. Трудности построения.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностямиНетрадиционные техники изобразительной деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностями Дети и подростки с ограниченными возможностями, находящиеся на реабилитации в нашем центре, активные участники всевозможных конкурсов и.

Автор публикации:
«Особый педагог для особого ребёнка». Оказание ранней педагогической помощи детям с синдромом Дауна
Опубликовано: 19 февраля 2014 в 15:09
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Паровоз»
МБС( К) ОУ «специальная ( коррекционная) начальная школа – детский сад №10» Конспект Непосредственно образовательной деятельности по аппликации На...
НОД «В мире цветов» в рамках проекта «Калейдоскоп цветов»
1. Цели: Расширять представления детей о цветах. 2. Активизировать словарь по теме "Цветы". 3. Развивать внимание, мышление, умение классифицировать и...
Фотоотчет об аппликации «Ласточки на проводах»
Совсем недавно на прогулке мы увидели ласточку сидящею на проводе. Уж очень она понравилась ребятам , и мы решили обязательно смастерить ласточку, только не...
Экологический проект «Эколята — дошколята»
Актуальность создания стенда «Эколята — дошколята» : Часы и минуты жизни детей и взрослых в детском саду наполняются особым смыслом, если широко используется...
Отчет о проведенном празднике «Рождественские встречи» старшая группа
Рождество Христово - один из самых больших и светлых христианских праздников. Большая работа по подготовке и проведению праздника была сделана с помощью...