Освоение космоса нашими «почемучками». Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром «Планетарий» в старшей группе

Валентина Брусова
Освоение космоса нашими «почемучками». Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром «Планетарий» в старшей группе

Планетарий

.[/b]

Цель:

[/b]

• Закрепить состав числа 5 и 6 из двух меньших;

• уточнить и расширить представления детей о космосе, «Вселенной», о звездах и созвездиях;

• дать знания о Солнечной системе, о Солнце- как огромной звезде;

• познакомить с расположением планет в Солнечной системе;

• учить детей выражать свои знания и впечатления в разнообразных видах и формах творческой деятельности;

• дать представление детям о том, как древние люди считали, какая наша Земля; познакомить с макетом земли - глобусом;

• познакомить с первым летательным аппаратом- искусственным спутником Земли;

• развивать поисково-исследовательскую деятельность»

• воспитывать любознательность, логическое мышление, воображение, познавательную активность.

Материал:

[/b]

• таблицы-ракеты для закрепления знаний о составе чисел 5и 6;

• изображение планет в Солнечной системе на двери;

• иллюстрация с изображением сказочных планет;

• шапочки для игры с изображением планет;

• модель «Солнечной системы»;

• телескоп;

• иллюстрации картин на тему «Как древние люди считали- какая наша планета?»;

• глобус;

• набор цифр от 1 до 10;

• геометрические фигуры;

• иллюстрации с изображением искусственных спутников;

Предварительная работа:

• Чтение и рассматривание детской энциклопедии «Большая книга вопросов и ответов» К. Мишина, А. Зыкова (раздел «Наша Вселенная»)

• Рассматривание плакатов «Солнечная система», «Звездное небо»;

• Наблюдение на вечерней прогулке за звездным небом;

• Изготовление макета «Солнце и планеты»

Ход занятия.

[/b]

Воспитатель: Ребята. сотрудникам «Планетария» уже известно, что вы увлекаетесь звездами, планетами, и они приглашают Вас в свой музей. Принимаем приглашение?

Ответы детей:

Воспитатель: Но «Планетарий» находится в Москве, это очень далеко от нашего города. Поэтому нам прислали «волшебные ракеты», они под номерами 5 и 6. Надо в свободных клеточках поставить нужные числа, чтобы в сумме они были равны номеру ракете, и тогда эти ракеты нас быстро доставят до назначенного пункта.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: Дети, молодцы, скорее в ракеты!

«Руки к верху мы подняли,

И «купол» образовали.

Говорим все вместе «Старт»

И считаем -6-5-4-3-2-1-0. Пуск!

Воспитатель: Вот мы с вами уже и в «Планетарии». А кто, ребята, знает, как называется необъятный мир, который находится за пределами Земли?

Дети: Космос.

Воспитатель: Правильно, космос называют и другим словом.

Дети: «Вселенная».

Воспитатель: Чем наполнена «Вселенная»?

Дети: «Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд, планет, комет и других небесных тел. В космосе носятся тучи космической пыли и газа.

Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас подойти к карте «Солнечная система»(изображение на двери в групповой комнате).

Воспитатель: Солнце- это звезда или планета?

Дети: Звезда.

Воспитатель: В этой бесконечной и вечной Вселенной Солнце- обычная звезда, самая близкая к Земле. Она- центр Солнечной системы. Вокруг Солнца движутся девять больших планет: (показать) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Каждая из планет движется вокруг Солнца по своему пути. Этот путь называется орбита.

Воспитатель: Дети, давайте вы присядете на коврик, а я расскажу вам сказку: «Живет во Вселенной дружная семейка- Солнечная система. Маму зовут Солнцем, а ее детей- планетами. Как цыплята вокруг курицы, кружатся планеты вокруг Солнца, и всех оно любит, согревает. Самого быстрого сыночка зовут Меркурий, самую красивую дочку – Венерой, а самую добрую – Землей. Самый драчливый сын носит имя Марс. Самого большого и толстого зовут Юпитер. Уран и Нептун отличаются силой и спокойным характером. Сатурн считается весельчаком, и только маленький Плутон всегда плаксивый и мрачный. У планет есть друзья – спутники. Например, у Земли подружку зовут Луной. Никогда не разлучаются они, так и вертится Луна в желтом сарафанчике вокруг Земли, заглядывая ей в глаза. Нельзя в Космос без дружбы.

Воспитатель: Сейчас немного отдохнем и поиграем. Давайте представим, что мы с вами планеты Солнечной системы. Как мы их уже знаем, каждая из планет своеобразна и неповторима. Посмотрите на этот рисунок (демонстрирует цветную вкладку). Художник изобразил планеты Солнечной системы. У каждой свой характер, свой облик. Сейчас вы попробуйте представить себе эту планету и показать ее нам. Выбирайте себе планету по желанию. (Дети выбирают шапочки, которые изображают планеты). Каждая из планет обойдет вокруг Солнца и за это время покажет нам свой характер жестами и мимикой, затем планета должна занять свое место в Солнечной системе.

Дети выполняют.

Воспитатель: Молодцы! Каждая планета заняла свое место. Отдохнули?

Дети: Да!

Воспитатель: А сейчас мы с вами подойдем к модели «Солнечной системы». И проверим, внимательно ли вы меня слушали. Огненный конец нашей пирамиды – это Солнце. Вокруг него по своим дорожкам – орбитам вращаются планеты.

Воспитатель: Как называется самая близкая от Солнца планета?

Дети: Меркурий.

Воспитатель: Самая красивая планета?

Дети: Венера.

Воспитатель: Дальше наша планета. Как она называется?

Дети: Земля.

Воспитатель: Следующую планету мы видим ночью красным шаром, поэтому считаем ее волшебной. Это?

Дети: Марс.

Воспитатель: Как называется самая большая планета?

Дети: Юпитер.

Воспитатель: Следующие две планеты?

Дети: Уран и Нептун.

Воспитатель: Планета, окруженная кольцом спутником?

Дети: Сатурн.

Воспитатель: Как называется самая дальняя планета?

Дети: Плутон.

Воспитатель: Планеты не светят собственным светом, как звезды. Они видны на небе потому, что их освещает Солнце. Планеты ярче звезд и светятся ровным светом. И мы с вами сейчас в этом убедимся, что планеты видны не как точки, а как маленькие диски- кружочки. Посмотрите в телескоп и что вы видите?

(Дети смотрят в телескоп на изображение планет на двери и говорят, что видят кружочки разного цвета.)

Воспитатель: Дети, а в каком городе мы живем?

Дети: В Губкине.

Воспитатель: В какой стране?

Дети: России.

Воспитатель: Наша страна- одна из многих стран на нашей планете. Как называется наша планета?

Дети: Земля.

Воспитатель: Кто знает, какую форму имеет наша планета?

Дети: Шар.

Воспитатель: Это мы сейчас знаем, что наша Земля имеет форму шара. А в древности люди считали, что Земля плоская. И думали, что если долго-долго идти в какую-нибудь сторону, то обязательно дойдешь до края Земли (показать иллюстрации.) Одни люди считали, что Землю несут на своих спинах три огромных слона, и слоны эти стоят на громадной Черепахе. А Черепаха плавает по бескрайнему океану. Другие люди думали, Земля лежит на спине очень больших китов, которые плывут в бесконечном море. Когда киты выпускают свои фонтаны, на Земле идет дождь.

А вот отважным моряк – путешественник Магеллан, решил на корабле объехать всю Землю. Три года плыли корабли вперед и вперед, не меняя направления и сверяя свой путь со звездами. Но приплыли не к краю Земли, а в свой порт, только с другой стороны. И тут-то люди поняли, что земля похожа на шар и ее можно объехать кругом. Из космоса наша планета выглядит светящимся шаром прекрасного голубого цвета (иллюстрация).

Воспитатель: Ребята, а это глобус – макет нашей планеты Земля. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на этот глобус, мы можем очень много узнать о нашей планете.

Например, какой формы Земля?

Есть ли на ней суша?

Много ли на нашей планете воды? и т. д.

Но о планете Земля, мы поговорим на другом занятии.

Воспитатель: Но люди не только хотели изучать нашу планету, но и смотрели на небо, и мечтать побывать в далеком Космосе. И вот они придумали и построили летательный аппарат, который смог облететь вокруг Земли. Такой аппарат называется искусственным спутником Земли. Первый спутник был запущен в Космос нашими учеными. Он был величиной с большой надувной мяч и пробыл на орбите двадцать один день. А современные спутники достигают размеров двухэтажного дома и могут работать на орбите десять лет. Вокруг Земли сейчас летает очень много спутников. Спутники помогают смотреть телепередачи, вести телефонные переговоры. Спутники помогают капитанам вести корабли по водам океана. С высоты полета хорошо видны облака, ураганы, штормы, видно, куда и с какой скоростью они перемещаются. Свои наблюдения спутник передает на Землю, и по ним метеорологи составляют прогноз погоды. Помогают спутники и в изучении Солнца, звезд и других планет.

Воспитатель: Но люди хотели сами отправиться в Космос, и они построили ракету. Как летает ракета?

Ответы детей:

Воспитатель: Давайте проведем опыт.

ОПЫТ

[/b]

Возьмем воздушный шарик, надуваем его и отпускаем, не завязывая. Шарик быстро и беспорядочно заметается по комнате, и из него со свистом вырвется струя воздуха. Почему шарик летит, когда из него выходит воздух?

Ответы детей:

Воспитатель: Потому что его толкает сила воздуха, которым наполнен надутый шарик. Ракета летит в Космос по той же причине. Ее толкает вверх струя газа, которая с грохотом вырывается из хвоста ракеты. Откуда газ появляется в ракете?

Ответы детей:

Воспитатель: Он образуется от сгорания жидкого топлива, которым заполнена ракета. Топливо сгорает и превращается в мощную струю газа. Она мчит ракету вперед.

Воспитатель: Вот и подошла к концу наша экскурсия, на следующем занятии мы еще сюда прилетим. Вы хотите сегодня отправиться в полет на ракете?

Ответы детей:

Воспитатель: Очень хорошо, к полету вы готовы!

Ждут нас быстрые ракеты

Для полета на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим.

Прошу занять свои места. (Дети садятся за столы, которые стоят виде «ракеты». На столе лежит лист бумаги, два кружочка – зеленый и желтый, набор геометрических фигур, цифры от 0 до 10).

Воспитатель: Внимание! Приготовились к запуску ракеты. Выложите на пульте цифровой ряд от нуля до десяти (Дети выкладывают).

Начинается обратный отсчет. Все вместе: ноль- пуск!

(звучит музыка)

Воспитатель: Будьте внимательны, мы ведем наблюдение за космическими объектами, телами: в верхнем левом углу иллюминатора мы видим Солнце (дети берут желтый кружочек и выполняют задание на листе). В правом нижнем углу появилась планета. В середине какие-то непонятные фигуры. Кто бы это мог быть? Это инопланетянин.

(дети выкладывают из геометрических фигур инопланетянина)

Воспитатель: Инопланетянин очень доволен и желает вступить с вами в контакт. Давайте прочитаем ему стихи.

(дети читают свои любимые стихи.)

Воспитатель: Теперь пора возвращаться на Землю: десять метров, девять метров-8-7-6-5-4-3-2-1-0. И вот мы удачно приземлились, из полета возвратились.

Освоение космоса нашими «почемучками». Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром «Планетарий» в старшей группе
Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с целостной картиной мира «Первые в космосе» с презентацией Конспект занятия по ознакомлению с целостной картиной мира "Первые в космосе" с презентациейЦель занятия:уточнять и расширять представления.

Презентация к непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Детям о космосе» Презентация к непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром "Детям о космосе" предназначена для детей.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
  • Космос
Автор публикации:
Освоение космоса нашими «почемучками». Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром «Планетарий» в старшей группе
Опубликовано: 7 мая 2013 в 10:36
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по познавательному развитию «Семья Матушки Недели» (с авторским...
Программное содержание: Развитие ориентации во времени, как жизненно необходимого процесса, способности определять, измерять время ( правильно...
Мастер-класс «Веселые снежинки»
С приходом зимы, мы, с нетерпением ждем наступления Нового года. Предновогодние хлопоты связаны с покупками новогодних атрибутов, подарков, сувениров....
Детский мастер-класс «Солнышко в ладошке» (аппликация из ткани и соломки)
В конце ноября 2016 года- начале декабря 2017 года у нас проходит районный конкурс «Духовное наследие России». Для обучающихся дошкольных...
Новогоднее украшение для окна.
Доброго времени суток. Хочу поделиться легким в исполнении украшением для окон в преддверии новогодних праздников. В данный момент у меня дети младшего...
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...