От звука к букве. Модифицированная программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста

Марина Ефремова
От звука к букве. Модифицированная программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Зырянская средняя общеобразовательная школа»

Дошкольное образование

Модифицированная программа

Обучение грамоте детей дошкольного возраста

«От звука к букве»

Автор программы:

Ефремова Марина Леонидовна

Учитель-логопед

МБОУ «Зырянская СОШ»

с. Зырянское

2013

Пояснительная записка

Общие сведения о программе

Программа «От звука к букве», предназначенная для занятий с детьми 3-7 лет,

результат многолетней работы автора.

Основной задачей данной программы является выработка y детей умения ориентироваться в звукобуквенной системе родного языка и на этой основе— развитие интереса и способностей к чтению.

Программа «От звука к букве» является парциальной играет одну из задач речевого развития ребенка подготовить дошкольника к обучению грамоте. Основой обучения грамоте является речь, которая становится предметом изучения уже детьми 3 лет. Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слогобуква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует y ребенка осознание речи, ее произвольность.

Особое внимание в программе уделено практическому овладению каждым ребенком языковой действительностью, что будет способствовать лучшему усвоению фонетики и морфологии в школе.

Реализация программы направлена, прежде всего, на обеспечение единого процесса обучения, соответствующего раскрытию возрастных возможностей ребенка дошкольника. B ней предусматривается расширение и усложнение программы по сравнению с вариативными программами.

Эффективность введения более сложных задач подтверждающим десятилетним опытом работы автора и педагогов, использующих данную программу на протяжении 8 лет. (Их более 50 000.)

Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.

Распределение учебного материала соответствует возрастным особенностям детей, положению «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду», реальным требованиям современного обучения.

Усвоение детьми данной программы это не только подготовка к умению читать и писать, расширение знаний и представлений о языке, но и важное средство развития речи, фактор умственного развития ребенка.

B каждой возрастной группе предусматривается работа по развитию графических навыков и моторики (гимнастика для пальцев) c целью подготовки руки ребенка к письму.

B средней группе вводится моделирование, c помощью которого воспроизводится слоговая структура слова, что не только способствует лучшему усвоению содержания программы, но и подготавливает ребенка к определению звукового строения слова в старшей группе на этапе обучения звукобуквенному анализу. Работа c моделями слов развивает логическое мышление, так как дети пользуются не образами, a условными обозначениями слов, звуков, предложений.

Развитию мышления также способствует отгадывание детьми загадок, которые широко представлены в программе.

Веселые рисунки, игровые упражнения, которые присутствуют на каждом занятии, делают процесс обучения ориентированным на ребенка-дошкольника, развивают его образное мышление.

Количество занятий соответствует количеству, предусмотренному любой вариативной программой, предлагаемой в настоящее время («Истоки», «Развитие», «Детство» и другие).

Методы и приемы, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям дошкольника, a не копируют школьную программу.

Работа по программе «От звука к букве» может осуществляться в дошкольно-образовательных учреждениях, в группах кратковременного пребывания детей, a также в семье под руководством родителей, гувернеров, что очень актуально в связи c перестройкой дошкольного образования, введением новых организационных форм обучения.

Содержание программы учитывает индивидуальные возможности ребенка. Педагог, родитель могут самостоятельно выбрать темп прохождения программы, вносить в нее изменения.

Решение задач программы осуществляется линейно (от группы к группе задания усложняются, однако ведущей задачей остается подготовка к обучению грамоте. Все занятия построены по тематическому принципу: задания одного занятия начинают, продолжают и заканчивают одну тему (например: «Звук A», «Разнообразие слов», «Домашние животные»).

Программа «От звука к букве» предусматривает звуковой анaлитико-синтетический метод обучения грамоте, разработанный Д. Б. Элькониным и доработанный Л. E. Журовой применительно к обучению детей дошкольного возраста.

Очень важным в программе является формирование у ребенка учебных умений:

1. Понимание учебных задач, которые проходят через весь учебно-воспитательный процесс, выполняя в нем самые различные функции: активизируют и мотивируют ребенка, побуждают его к учебной деятельности.

2. Умение решить учебные задачи самостоятельно; с этой целью используются листы, c помощью которых ребенок сам может выбрать последовательность решения, работать в своем темпе.

3. Формирование умения провести самоконтроль и самооценку выполненной работы.

Данная программа предусматривает формирование этих умений у ребенка уже c 4 лет. Они являются важным компонентом в развитии учебной деятельности. Самоконтроль - это способность сравнивать результат своей работы, руководствуясь данными объяснениями, c образцами. Такой самоконтроль является основой для развития у ребенка внимания к процессу обучения. Он не только начинает слушать задание, но и слышит его.

Включение самоконтроля в процесс обучения вызывает существенные изменения в способе выполнения задания.

Положительная самооценка позволяет ребенку достичь успеха. Малышу очень важно, что он думает о самом себе.

Развитие навыков самоконтроля и самооценки готовит детей к школе.

Таким образом, программа «От звука к букве» представляет собой один из возможных вариантов обучения дошкольников грамоте.

Основное назначение программы «От звука к букве»

1. Оказать практическую помощь педагогам в проведении

занятий по подготовке детей к обучению грамоте в каждой возрастной группе дошкольно-образовательного учреждения.

2. Предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые, помогут усвоить программу.

3. Подготовить детей к школе, способствуя:

- формированию запаса знаний, умений и навыков,

которые станут базой для дальнейшего обучения в школе;

- овладению мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);

- формированию умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;

- развитию способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;

овладению навыками речевого общения;

- развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации;

Все задания, предлагаемые в сценариях и тетрадях для выполнения ребенком, приспособлены к детскому развитию, создают эмоциональный фон, при котором дети эффективнее усваивают учебный материал.

При создании программы и методики ее реализации учитывалось положение

Л. C. Выготского о ведущей роли обучения, которое является движущей силой

психического развития. Обучение, по мнению Л. C.Выготского, не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка, поэтому метод практических заданий является ведущим в данной программе.

При работе по данной программе y детей в одинаковой мере развивается как логическое мышление, так и эмоциональное, что, в свою очередь, способствует развитию как левого полушария головного мозга (отвечающего за логическое

мышление, так и правого (отвечающего за образное мышление).

Деление содержания программы «От звука к букве» на возрастные группы условно и зависит:

1. От возраста, c которого начата работа по данной программе (если c 6 лет, то желательно пройти программу предыдущего возраста).

2. От состояния психического развития ребенка. Если y ребенка наблюдается

задержка психического развития, то желательно начинать работу c программы предыдущей группы. Если ребенок проявляет интерес и способности к усвоению того или иного материала или обучение ведется индивидуально, то можно использовать книги следующего этапа обучения.

При работе по данной программе обратите внимание на следующие моменты:

до начала занятия внимательно прочитайте сценарий; если вас что-то не устраивает — внесите изменения;

если есть необходимость, проведите по теме не одно, a два занятия;

переходите к следующему занятию, только если дети усвоили предыдущий материал;

выполняйте программу последовательно;

на протяжении всего занятия сохраняйте доброжелательный тон, c уважением относитесь к ребенку, даже если y него что-то не получается;

тщательно и заранее готовьтесь к занятию;

стремитесь к тому, чтобы ребенок сам захотел выполнить задание;

соблюдайте правило профессии: человек человеку — не навреди.

Для успешной реализации программы «От звука к букве» педагогу необходимо:

1. Систематически проводить занятия с детьми.

Для этого имеется необходимое наглядно-методическое обеспечение (см. главу «Общие сведения о наглядно-методическом обеспечении).

2. Проводить с детьми дополнительные словесные игры и упражнения вне занятий. Как показывает опыт работы, не все дети могут усвоить те задачи, которые педагог ставит перед ними на занятии. Для того чтобы обучение было более эффективным, в сценариях «Развитие звуковой культуры речи y детей 3-4 лет» и «Развитие фонематического слуха y детей 4-5 лет» имеется дополнительный материал, который можно предложить детям всех возрастных групп для лучшего усвоения программы.

Дополнительный материал представлен:

a) игровыми упражнениями, способствующими произношению изучаемого звука изолированно, в звукоподражательных упражнениях (как мычит корова? как кукует кукушка).

б) играми:

«Подскажи словечко», в которой дети учатся подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; в подсказанном слове обязательно есть изучаемый звук, который ребенок должен произнести четче, чем другие звуки. «Звуки поменялись местами», способствующая развитию фонематического слуха, пониманию смыслоразличительной функции звука (река-щека, корка-норка). «Кто внимательный», закрепляющая умение различать твердые и мягкие согласные.

«Найди пару», закрепляющая умение интонационно произносить заданный звук.

в) стихами, в которых изучаемый звук встречается чаще, чем другие. детям предлагается послушать стихотворения и назвать слова c заданным звуком. дети упражняются в правильном произношении слов, y них развивается слуховое внимание. Заучивание стихотворений способствует развитию слуховой памяти.

3. Создать условия для самостоятельной деятельности детей вне занятий.

Очень важно не только дать детям определенную сумму знаний, умений и навыков, но и научить их использовать эти знания самостоятельно. Это возможно, если в группе, дома созданы условия для самостоятельной деятельности ребенка. Для этого необходимо иметь достаточное количество детских книг и настольно печатных игр. Сейчас выбор таких пособий велик, и педагог может приобрести их, учитывая особенности развития детей своей группы.

Для лучшего усвоения программы можно использовать обучающие компьютерные игры («Веселая азбука», «АБВГДейка» и другие).

4. Взаимодействовать с семьей по вопросам обучения ребенка дома.

Работа по программе предполагает взаимодействие педагога c семьей.

Успех сотрудничества возможен только тогда, когда педагог и родитель осознают важность целенаправленного педагогического воздействия на ребенка. Познакомить родителей c программой «От звука к букве» можно на родительском собрании, в индивидуальных беседах, через информационный стенд группы, на котором отразить, чем ребенок будет заниматься в группе, предложить материал для занятий дома.

Включение родителей в педагогический процесс, прежде всего, важно ребенку, который сможет проводить с ними больше времени, осознавать, что родители интересуются его успехами, а если есть неудачи, всегда готовы прийти ему на помощь.

Хорошо два раза в год провести открытые занятия для родителей, c тем, чтобы они могли увидеть своего ребенка в коллективе сверстников, понять, какие у него есть проблемы.

Закончить занятие можно совместной игрой детей и родителей.

Например. Ребенок и мама становятся вокруг спиной друг к другу, a затем выполняют движения по тексту стихотворения:

Мы сначала будем хлопать

(хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп).

A затем мы будем топать

(топ-топ-топ, топ-топ-топ).

A сейчас мы повернемся

И все вместе улыбнемся.

Опыт работы показывает, что соблюдение указанных выше требований обеспечит усвоение программы каждым ребенком, и он будет хорошо подготовлен к школе, a самое главное обучение не покажется ему скучным и трудным.

Общие сведения

о наглядно-методическом сопровождении

программы «От звука к букве»

Отличительной чертой программы является наличие наглядно-методического сопровождения, представленного сценариями учебно-игровых занятий для педагога, которых предлагается программа на учебный год, распределение материала на каждый месяц и четкое планирование каждого занятия c описанием цели и кода его проведения, и рабочих тетрадей для ребенка на каждом возрастном этапе обучения, которые обеспечивают наглядно-практические действия ребенка по усвоению программного материала.

На этапе обучения детей звукобуквенному анализу дополнительно используется демонстрационный материал. Завершает программу рабочая тетрадь c диагностическими заданиями для ребенка, позволяющая оценить подготовку ребенка к дальнейшему обучению в школе.

Исключение составляет заключительный этап развитие интереса и способностей чтению. Для данного этапа имеется только рабочая тетрадь для ребенка «Я начинаю читать». Это вызвано тем, что здесь педагогу предоставляется возможность самостоятельно выбирать время и тему занятия, a ребенку самостоятельно формулировать учебные задачи, пользуясь условными обозначениями.

Использование рабочей тетради каждым ребенком имеет большое значение, так как:

- позволяет широко применять наглядный метод обучения и метод практических задании;

обеспечивает максимальный уровень использования фонематических, звукобуквенных, графических средств, который создает предпосылки для перехода к следующему этапу обучения чтению в школе;

- создает условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей, что достигается через систему действий, включающих не только словесно-зрительное, но и двигательное ознакомление со словом, буквой;

способствует развитию внимания, памяти, мышления, речи;

закрепляет запас имеющихся представлений о звукобуквенной стороне слова; - способствует формированию умения самостоятельно решать учебную задачу, предложенную педагогом;

предоставляет возможность самому ребенку сформулировать учебную задачу, используя условные обозначения (5-7 лет);

способствует формированию навыка самоконтроля и самооценки;

позволяет ребенку самостоятельно найти и исправить ошибку;

снимает трудности подбора дидактического материала для педагога.

Перечень наглядно-методического сопровождения

Вторая младшая группа

1. Развитие звуковой культуры речи y детей 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. M.Ювента, 2002 (издание 2-e, доп. И переработанное).

2. Раз словечко, два словечко. Рабочая тетрадь. M.Ювента, 2002 (издание 2-e, доп. и переработанное).

Средняя группа

3. Развитие фонематического слуха y детей 4-5 лет. Сценарии учебно-игровых занятии.

M.Ювента, 2002 (издание 2-e, доп. и переработанное).

4. От слова к звуку. Рабочая тетрадь. M Ювента, 2002 (издание 2-e, доп. и переработанное).

Старшая группа

5. Развитие звуко- буквенного анализа y детей 5-6 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. M.Ювента, 2001 (издание 2-e, доп. и переработанное).

6. От A до Я. Рабочая тетрадь. M. Ювента, 2001 (издание 2-e доп. и переработанное).

7. Запоминаю буквы. Рабочая тетрадь. М. Ювента, 2001.

8. От звука к букве. Демонстрационный материал. М.: «Гном и Д», 2001 (издание 2-e, доп. и переработанное).

Подготовительная группа.

9. Я начинаю читать. Рабочая тетрадь. M: Ювента, 2003. (издание 2-e, доп. и переработанное).

10. Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет. Рабочая тетрадь. М. Ювента,2003.

Готовится к изданию

11. Веселая грамматика для детей 5-7 лет. Рабочая тетрадь. М. Ювента, 2003

Структура программы

«От звука к букве»

Первый этап программы «От звука к букве» рассчитан на обучение детей 3 - 5 лет. Главная задача этого этапа обучения ввести детей в мир звуков и слов, способствуя развитию фонематического слуха и правильного произношения звуков родного языка. Здесь за основу взят исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте Д. Б. Эльконина, согласно которому знакомству и работе c буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка» (Д. Б. ЭЛБКОНИН).

Веселые игровые упражнения со звуками, словами способствуют не только правильному произношению звуков и укреплению артикуляционного аппарата ребенка, но и пониманию связи между звуками и словами, развитию зрительных и слуховых навыков.

Этой цели служат сценарии, в которых каждое занятие расписано до мельчайших подробностей, дан дополнительный материал для работы вне занятий.

Первый этап рассчитан на два года обучения c режимом проведения занятий один раз в неделю. 32 занятия в младшей группе и 32 занятия в средней группе. Каждую неделю ребенок знакомится c одним из звуков русского языка. Порядок знакомства со звуками: сначала гласные и простые согласные, затем свистящие, шипящие, сонорные. По определенной схеме ребенок учится произносить звук изолированно, в словак, a затем и во фразовой речи.

Для развития умения произносить звук изолированно детям предлагаются игровые упражнения «Как гудит паровоз», «Как поет свою песенку комарик», «Как рычит мотор»

Произносить звук в словах ребенок учится, играя в словесные игры «Подскажи словечко», «Назови картинки», «Отгадай загадку».

Заучивание потешек, стихотворений способствует не только правильному произношению звуков во фразовой речи, но и развитию слуховой памяти. Активность ребенка на занятии направлена также на развитие моторики, основных движений и графических навыков c целью подготовки руки ребенка к письму. Согласно одному из принципов обучения грамоте, ребенка необходимо познакомить c моделированием слова, потому что анализировать неосязаемую звуковую форму слова очень трудно. Под моделированием понимается воссоздание объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, изучения. C этой целью в средней группе ребенок знакомится c простейшим моделированием — слово можно обозначить в виде прямоугольника.

Второй этап обучения решает задачи развития звукобуквенного анализа, фонематического восприятия и подготовки руки ребенка к письму. Начинается он в старшей группе c детьми 5-6 лет, предполагает проведение одного занятия в неделю в течение учебного года и составляет 32 занятия.

Реализация этой задачи проходит на материале русского алфавита по общепринятым группам гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, одиночные согласные, твердый и мягкий знак.

Введение условных обозначений помогает ребенку самостоятельно формулировать учебные задачи занятия.

Продолжается работа со звуковой моделью слова; ребенок моделирует фонемную структуру слова и проводит его фонетический разбор, (слово обозначается в виде прямоугольника, гласные звуки красный квадрат, твердые согласные синий квадрат, мягкие согласные — зеленый).

Ребенок знакомится c буквой, которая обозначает изучаемый звук, и учится писать ее в клетке.

Постепенное изучение букв позволяет перейти к чтению слогов, затем слов, предложений и небольших стихотворных текстов.

Для лучшего запоминания зрительного образа буквы в программе имеются следующие упражнения:

1. Вырезать букву.

2. Обвести ее пальчиком по контуру.

3. Написать букву по точкам.

4. Закрасить контур буквы.

5. Дорисовать элементы так, чтобы получилась буква.

6. Написать букву в клетке.

7. Выучить стихотворение с буквой.

Закрепление связи звука c буквой осуществляется в следующих игровых упражнениях:

1. «Ну-ка, буква, отзовись».

Буквы A, O, У, Ы, Э, вырезанные ребенком, лежат на столе перед ним. Педагог поочередно называет звуки, a ребенок показывает соответствующую букву.

2. «Назови правильно».

Педагог поочередно показывает буквы, a ребенок называет соответствующий звук.

3. «Назови букву, которая спряталась».

На доске ряд букв; педагог предлагает детям закрыть глаза и убирает одну из них. Затем дети открывают глаза и называют букву, которая спряталась.

Третий этап обучения развитие интереса и способностей к чтению. Этот этап является заключительным и осуществляется в подготовительной группе c детьми 6-7 лет, предполагает проведение одного занятия в неделю в течение учебного года и составляет 30 занятий.

Система занятий, построенная на увлекательных играх и упражнениях со словами, звуками, буквами, вызывает y детей интерес к процессу чтения.

Чтобы выполнить предложенное задание, ребенку необходимо прочитать стихотворение, загадку, пословицу, небольшой текст.

Тема каждого занятия связана c разделом «Ознакомление c окружающим миром», который представлен в вариативных программах «Истоки», «Развитие», «Детство» и других. Это темы: «Времена года», «Общественные праздники», «Животные», «Сказки», «Природные явления», «Цветы» и т. д.

Такая тематика близка и понятна ребенку и на заключительном этапе обучения не только способствует развитию способностей к чтению, но и расширяет знания и представления об окружающем мире.

Использование для чтения пословиц, загадок, произведений K.Д. Ушинского, Л. H. Толстого решает задачу воспитания любви к родному языку.

Многие задания ребенок может выполнить самостоятельно, пользуясь условными обозначениями, которые даны в тетради.

Материал каждого занятия, предложенный в тетради, является примерным и по усмотрению педагога может использоваться частично или комбинироваться c дополнительным материалом.

Имеются игровые задания по ознакомлению ребенка c тетрадью в линейку, выполняя которые он знакомится c широкой и узкой строкой. Такие задания способствуют развитию графических навыков, подготовке руки ребенка к письму. Описанное выше построение программы отвечает возрастным и психологическим возможностям детей и готовит их к дальнейшему обучению в школе.

Содержание программы

Вторая младшая группа (3-4 года)

32 занятия c режимом проведения 1 занятие в неделю c сентября по май включительно, длительность каждого занятия 10 -15 минут.

Развитие звуковой культуры речи включает следующие задачи:

1. Формирование умения правильно произносить звуки и слова; c этой целью необходимо развивать у ребенка речевой слух, речевое дыхание, артикуляционный аппарат.

2. Формирование умения говорить согласно нормам литературного произношения (произношение слов и предложений).

3. Формирование выразительности речи — умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. 4 4. Выработка дикции — отчетливое, внятное произношение каждого звука изолированно, в словах, a также во фразовой речи.

Исследованиями установлено, что правильное произношение звуков очень важно для подготовки к школе, для формирования полноценной личности, а в дальнейшем и для выбора профессии.

Ребенок c хорошей речью легко вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, может понятно выразить свои мысли, желания. Дефекты в произношении затрудняют контакт со сверстниками и взрослыми; часто y детей c дефектами в произношении наблюдается задержка в психическом развитии.

Развитие правильного звукопроизношения очень важно при поступлении ребенка в школу. Одной из причин неуспеваемости детей по русскому языку в начальной школе является недостаточно четкое произношение звуков. Таким детям трудно определить количество звуков в слове, Назвать их последовательность, указать слова, начинающиеся на заданный звук. Дети с плохим фонематическим слухом затрудняются в овладении навыками грамотного письма.

Материалы обследования свидетельствуют о том, что 15-20% детей, поступающих в школу из детских садов, имеют дефекты в произношении звуков, что говорит о необходимости работы по обучению детей правильному звукопроизношению. Работа по обучению детей правильному звукопроизношению должна начинаться уже с детьми 3-4 лет. В этом возрасте ребенок при благоприятных условиях воспитания и обучения овладевает правильным звукопроизношением.

Однако в произношении детей 3-4 лет наблюдаются некоторые особенности:

1. Согласные произносятся смягченно («зюк»-«жук», «сярик» - «шарик»).

2. Свистящие звуки «С», «3», «Ц» произносятся недостаточно четко, часто не произносятся («а6ака» собака, заменяются: «С-Ф» («фолнце» -

солнце,«3-В» («ваяц» -заяц, «Ц-Ф» («фапля» -цапля, «С-T» («тобака» -собака, «3-Д» («донт»- зонт, «Ц-T» («тветок»- цветок).

3. Шипящие звуки «Ш», «Ж», «Ч», «Щ» произносятся недостаточно четко, часто заменяются свистящими «Ш-С-Ф» («сапка», «фапка» шапка; «коска», «кофка» кошка, «Ж-З-В» («зук», «вук» жук, «Ч-ТЬ-Ц» («оцки», «отьки»-очки,

«Щ-СЬ-ТЬ» («сетка», «тетка»- щетка).

4. Звуки «Л», «P» пропускаются или заменяются на другие («лямпа»; «ямпа» -лампа, «ыба», «лыба»- рыба).

Имеются особенности и в словопроизношении, к которым относятся:

1. Сокращение («тул» -стул; «весипед»- велосипед).

2. Перестановки («шапля»- шляпа; «корвик»-коврик»).

3. Уподо6ление одного звука другим («бабака» -собака).

4. Слияние («Мафеда» вместо «Мария Федоровна»).

5. Добавление звуков («реблята»- ребята).

C учетом этик особенностей и строится работа c детьми 3-4 лет по развитию

звуковой культуры речи, с тем, чтобы эти особенности устранить, если они имеются, a если их нет, подготовить ребенка к следующему этапу обучения развитию фонематического слуха.

На данном этапе обучения выделены три задачи, которые решаются комплексно на каждом занятии в течение года:

1. Развитие звуковой культуры речи.

2. Развитие графических навыков с целью подготовки руки

ребенка к письму.

3. Развитие основных движений упражнения для рук, ног, туловища) и мелкой моторики (упражнения для пальцев и кистей рук).

Также решаются задачи, стоящие перед педагогом на современном этапе обучения: сочетание практической и игровой деятельности, обучение детей умению понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно.

Большое внимание уделено эмоциональному состоянию ребенка, что способствует формированию прочных познавательных навыков.

Речевой материал, предложенный в каждом занятии, способствует четкому и правильному произношению изучаемого звука изолированно, в звукоподражательных словах («ква-ква-ква», «му-y-y», «и-го-го», в словах и во фразовой речи.

При работе с гласными звуками детям предлагаются те слова, в которых изучаемый звук находится в ударном слоге. Они учатся произносить его более четко, длительно, то есть вырабатывается умение интонационно выделять звук. Способы произношения звуков демонстрируются ребенку взрослым. Это подготавливает ребенка к интонационному выделению согласных звуков. Ребенок учится управлять своей артикуляцией.

Согласные, с которыми знакомятся дети, произносятся громче, четче, чем другие звуки.

Каждое занятие содержит конкретные игры и упражнения для групповой работы с детьми и индивидуальной работы ребенка в тетради.

Выполняя игровые упражнения со словами, ребенок развивает слух, укрепляет артикуляционный аппарат.

Навыки правильного четкого произношения звука в речи и умение выделить его в слове формируются не сразу; чем меньше возраст ребенка, тем меньше y него навыков и тем проще должен быть материал, с которым работает ребенок. Усвоению программы «От звука к букве» на данном этапе обучения способствуют игровые упражнения, веселые рисунки, стихи, которые подобраны таким образом, чтобы отвечать основной цели каждого занятия и возрастным особенностям детей 3-4 лет.

Игры «Подскажи словечко» приучают детей внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; способствуют развитию фонематического слуха, произношению заданного звука в словах.

Разучивание коротких стихотворений, в которых заданный звук встречается чаще, чем другие, способствует не только его лучшему произношению, но и развитию произвольной памяти, дикции, темпа и выразительности речи.

Заучивание стихотворений предлагается c опорой на сюжетный рисунок, который помогает ребенку лучше понять и запомнить содержание стихотворения. Не каждый ребенок может запомнить стихотворение на занятии, поэтому желательно привлекать родителей к тому, чтобы они повторяли стихотворение дома с детьми.

Задания «Найди похожие картинки», «Найди различия в двух похожих рисунках» способствуют развитию умения сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание.

Использовать загадки можно уже в работе c детьми 3-4 лет, потому что у них начинает активно развиваться внимание, память, которая становится наглядно-образной, формируется воображение, благодаря чему на основе словесного описания ребенок может создать образ предмета.

Тематика загадок ограничена и определяется жизненным опытом и знаниями о предметах окружающего мира: игрушки, овощи, фрукты, домашние и дикие животные.

Большое количество тематических рисунков (игрушки, овощи, фрукты) способствует расширению представлений ребенка о предметах и явлениях окружающего мира, обогащает словарь ребенка. B каждое занятие включены физкультминутки, для которых используются игровые упражнения, направленные на развитие общей моторики, двигательных функций рук, зрительно-моторной координации. Кроме того, эти упражнения развивают память, четкое произношение, содействуют плавности и выразительности речи. B игровой ситуации слова и движения запоминаются лучше.

B занятия включены несложные задания по развитию графических навыков c целью подготовки руки ребенка к письму. Игровые упражнения («Проведи дорожку», «Обведи», «Соедини») создают основу произвольности движений пальцев рук для последующего овладения навыками письма.

При работе по данной технологии (методике) к концу года у детей значительно повышается уровень знании о звуковой стороне слова, и создаются предпосылки для перехода к следующему этапу обучения развитию фонематического слуха. B целях лучшего усвоения программы имеется дополнительный речевой и игровой материал для работы вне занятий, однако по усмотрению педагога он может быть использован и на занятиях.

Обучение происходит в определенной системе и последовательности, что очень важно не только для усвоения программы, но и для развития способностей ребенка. Занятия, предложенные в сценариях, носят комплексный характер и направлены на развитие различных сторон речевой и психической деятельности ребенка: разгадывание загадок развивает мышление, заучивание стихотворения слуховую память, нахождение различии в двух похожих рисунках — зрительное внимание.

Однако основной задачей каждого занятия остается развитие звуковой культуры речи c целью подготовки к обучению грамоте.

Предложенные сценарии являются одним из возможных вариантов проведения занятия. Выбор содержания занятия зависит от уровня подготовленности детей и от их количества в группе. Педагог может использовать конспект целиком или частично по своему усмотрению.

Программа на учебный год

1. Развитие звуковой культуры речи.

Учить правильно и четко произносить гласные звуки

«A», «O», «У», «Ы», «Э», «И» изолированно, в словах и во фразовой речи.

- Учить правильно и четко произносить согласные звуки

«м», «Б», «п», «т», «д», «н», «к», «г», «X», «Ф»,

«B», «Л», «C», «3», «Ц» изолированно, в словах и во

фразовой речи.

- Готовить артикуляционный аппарат к произношению шипящих звуков.

Способствовать развитию интонационной стороны речи: умения произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание.

Формировать умение говорить согласно нормам литературного произношения.

Формировать выразительность речи: умение пользоваться паузами, разнообразными интонациями.

- Знакомить c терминами «звук», «слово».

2. Развитие графических навыков (c целью подготовки руки ребенка к письму

Рисовать вертикальные и горизонтальные линии. Рисовать округлые линии.

Закрашивать контуры предметов.

3. Развитие основных движений (упражнения для рук, ног,

туловищ) и мелкой моторики (упражнения для пальцев

и кистей рук)

Распределение программного материала на учебный год

Сентябрь Октябрь Ноябрь

Занятие 1 Занятие 5 Занятие 9

Звук «A» Звук «Ы» Звуки «M - МЬ»

Занятие 2 Занятие 6 Занятие 10

Звук «У» Звук «Э» Звуки «H - НЬ»

Занятие 3 Занятие 7 Занятие 11

Звук «О» Звук «И» Звуки «Б - БЬ»

Занятие 4 Занятие 8 Занятие 12

Звуки» A», «У», «O» Звуки «Ы», «Э», «И» Звуки «П -ПЬ»

(закрепление) (закрепление)

Декабрь Январь Февраль

Занятие 13 Занятие 17 Занятие 21

Звуки «Б - БЬ», Звук «Г» Звуки «Ф - ФЬ»

«П - М» Занятие 18 Занятие 22

(закрепление) Звук «K» Звуки «B - ВЬ»,

Занятие 14 Занятие 19 «Ф - ФЬ»

Звуки «Д - ДЬ» Звуки «Г», «K» Занятие 23

Занятие 15 Занятие 20 Звук «X»

Звуки «T - ТЬ» Звуки «B - ВЬ» Занятие 24

Занятие 16 Звуки «Л - ЛЬ»

Звуки «Д - ДЬ»,

«Т – ТЬ»

(закрепление)

Март Апрель Май

Занятие 25 Занятие 29 Закрепление

Звуки «C - СЬ» Гласные звуки Пройденного

Занятие 26 (закрепление) Материала

Звуки «З - ЗЬ» Занятие 30 (можно использовать

Занятие 27 Звуки•«МЬ», «ПЬ», дополнительный

Звуки «C - СЬ»,

«З - ЗЬ» «БЬ», «H»

(закрепление) материал)

(закрепление) Занятие 31

Занятие 28

Звук «Ц» Звуки «Г», «K» ,

«С», «Ц»

(закрепление)

Занятие 32

(закрепление)

Показатели развития

K концу учебного года ребенок должен:

правильно произносить следующие звуки изолированно, словах и фразовой речи: A, O, У, Ы Г, Х, Ф, В, Л, С, 3,Ц;

уметь произвольно регулировать темп речи, силу голоса,

речевое дыхание;

говорить согласно нормам литературного языка;

уметь пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями;

понимать термины «слово», «звук» при выполнении словесных упражнений; рисовать вертикальные, горизонтальные, округлые линии;

закрашивать контуры предметов;

управлять пальцами при выполнении упражнений.

Средняя группа (4 - 5 лет)

32 занятия с режимом проведения 1 занятие в неделю c сентября по май включительно, длительность каждого занятия 15-20 минут.

Развитие фонематического слуха

Развитие фонематического слуха является важнейшей предпосылкой для овладения грамотой.

Исследованиями установлено, что дети c недоразвитием фонематического слуха впоследствии испытывают трудности при обучении чтению: читают медленно и c ошибками; при письме пропускают буквы, меняют их местами, не дописывают одну-две буквы в конце слова.

Очень часто ошибки детей при письме связаны c неумением дифференцировать звуки «Ш-Ж», «C-З», «Ц-З» и др. Например, они заменяют буквы и пишут «сапка» вместо «шапка», «шук» вместо «жук» .

Вот почему развитию фонематического слуха должно быть уделено большое внимание.

Дошкольники очень любят различные игры со словами и звуками, в основе которых лежит ориентировка на звуковую сторону языка. Это игры «Подскажи словечко», «Звук потерялся», «Звуки поменялись местами». Установлено, что дети в возрасте 4-5 лет наиболее восприимчивы к звуковой стороне языка. Это возраст особого интереса к словам, звукам. Чтобы этот интерес не пропал, необходимо вовлечь детей в интересную, содержательную игровую деятельность, которая будет решать следующие задачи:

1. Ознакомление с миром слов (слова звучат по-разному и похоже, бывают длинные и короткие).

2. Умение слышать отдельные звуки в словах, определять первый звук.

3. Умение различать звуки на слух, твердые и мягкие согласные.

4. Умение интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно.

5. Развитие мелкой моторики и графических навыков.

6. Ознакомление c простейшим моделированием.

Закрепляются задачи предыдущего этапа обучения:

1. Формирование умения правильно произносить звуки и слова.

2. Формирование умения говорить согласно нормам литературного произношения.

3. Формирование выразительности речи умения пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, рaзнообрaзными интонациями.

4. Выработка дикции - отчетливого, внятного произношения каждого звука изолированно, в словак, a также во фразовой речи.

У детей 4 - 5 лет встречаются нарушения в звукопроизношении (не все дети правильно произносят шипящие, сонорные); некоторые дети неправильно согласовывают существительные с прилагательными в роде, числе и падеже; неправильно употребляют существительные в родительном падеже множественного числа.

C учетом этих недостатков и строится работа в средней группе по развитию фонематического слуха.

На данном этапе обучения продолжается работа, начатая в младшей группе (правильное и четкое произношение звуков изолированно, в словах и во фразовой речи, но вместе с тем появляются и новые задачи.

Дети учатся интонационно произносить свистящие («С-СЬ», «З-ЗЬ», «Ц», шипящие («Ш», «Ж», «Ч», «Щ», сонорные звуки («Л-ЛЬ», «M-МЬ», «Н-НЬ», «Р-РЬ»); к концу года детям предлагаются взрывные, губные звуки («Б-БЬ», «К-КЬ», «Г-ГЬ», «Д-ДЬ», «T-ТЬ», что способствует не только развитию фонематического слуха, но и правильному произношению этик звуков.

Эта задача является основной, поэтому реализуется практически на каждом занятии.

Работа c изучаемым звуком проходит четыре этапа, которые последовательно сменяют друг друга, позволяя детям успешно усваивать программу.

1. Ребенок слышит интонационно выделенный звук в словах и может сравнить его со звуками окружающего мира.

2. Ребенок сам интонационно произносит заданный звук в словах.

3. Ребенок может произнести заданный звук изолированно.

4. Ребенок может определить и назвать первый звук в слове:

Дети знакомятся со слоговой структурой слова. Так как они уже научились выделять гласные звуки, для них не представляет особого труда прохлопать или прошагать ритмико-слоговую структуру слова.

Здесь же дети знакомятся с графическим изображением слова прямоугольник; учатся делить прямоугольник на столько частей, сколько слогов в слове, учатся подбирать схему к слову.

Это новая задача, которая введена автором с целью подготовки детей к следующему этапу обучения. Многолетний опыт работы показывает, что эта задача не вызывает у детей трудностей, а наоборот, делает процесс обучения развивающим, так как дети начинают работать с моделями слов.

Одновременно дети учатся различать на слух твердые и мягкие согласные.

На первых занятиях это происходит в игровой ситуации: дети учатся различать на слух «песенку большого мотора»: «P-p-р» и «песенку маленького мотора»: «Рь-рь-рь»; «песенку большого комара»: «З-з-з» и «песенку маленького комара»: «Зь-зь-зь». Затем предлагаются пары звуков «K-КЬ», «Л-ЛЬ», «Б-БЬ» и др., дети уже на слух определяют мягкие и твердые согласные, знакомятся с понятием твердых и мягких звуков.

На занятиях широко используется различный словесный материал: стихи, загадки, игры «Подскажи словечко», «Звуки поменялись местами», «Звук потерялся», «Закончи предложение», что делает процесс обучения более интересным. Речевые игры приучают детей внимательно слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; способствуют развитию фонематического слуха, правильному произношению заданного звука в словак.

Много в данной методике стихотворений для разучивания, в которых изучаемый звук встречается чаще, чем другие, что способствует его лучшему произношению. Заучивание стихотворений предлагается c опорой на сюжетный рисунок, который помогает ребенку лучше понять и запомнить содержание стихотворения. У детей развиваются произвольная память, дикция, темп и выразительность речи.

Задания «Найди различия в двух похожих рисунках» способствуют развитию умения сравнивать, анализировать, распределять и переключать внимание. Как и в предыдущей группе, широко используются загадки, но тематика их значительно расширяется, и дети уже отгадывают загадки о транспорте, животных, птицах и др.

Отгадывание загадок способствует развитию мышления, внимания, памяти.

Наглядный материал для выполнения заданий каждым ребенком, представленный в рабочей тетради, имеет особое значение, так как позволяет:

1. Обеспечить минимальный уровень познавательных средств (фонематических и графических, которые дают возможность перейти к следующему этапу обучения звукобуквенному анализу.

2. Создать условия для ориентировочно-исследовательской деятельности, что достигается через систему действий, включающих не только словесно-зрительное ознакомление со словом и звуком.

3. Развить различные стороны психической деятельности:

внимание, мышление, память, речь.

4. Закрепить имеющиеся представления о фонетической

стороне слова.

5. Способствовать развитию графических навыков.

6. Формировать умение понимать учебную задачу и решать ее самостоятельно.

7. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

A педагогу поможет:

- снять трудности подбора дидактического материала

(наглядного, словесного);

- контролировать уровень усвоения программы:

- наладить отношения c детьми, и, что особенно важно, c мало контактными детьми.

Использование Рабочей тетради каждым ребенком позволяет начать работу по формированию элементарных навыков самоконтроля и самооценки собственной деятельности: сравнивать конечный результат c обрaзцом, указаниями и объяснениями взрослого; замечать несоответствия и устранять их. K концу года практически все дети овладевают правильным произношением звуков родного языка. Однако y некоторых детей наблюдается нечеткое произношение свистящих, шипящих и сонорных. Этим детям необходима помощь логопеда.

В занятия также включены задания по подготовке ребенка к письму, включающие в себя:

1. Развитие произвольных движений пальцев рук.

2. Формирование элементарных графических навыков.

В основу программы положена работа T. Б. Филичевой «Развитие графических навыков». Задачи подготовки детей к письму решаются в игровой форме, например: «Дорисуй иголки ежику, водичку из душа, ручку к зонтику, листочки к ветке»; дети упражняются в написании элементов букв.

Первые задания желательно выполнять фломастерами; письмо ими не требует сильного нажатия, а линии получаются отчетливыми. Как только дети научатся выполнять задания фломастерами, они могут работать ручкой или карандашом. C целью постепенного перехода от простейших графических упражнений к более сложным дети сначала учатся рисовать вертикальные и горизонтальные линии, потом линии с закруглением, а затем рисуют предметы, в которых сочетаются различные элементы.

K концу года даются упражнения на заштриховку, которые вызывают у детей определенные трудности, но по мере выполнения задании они устраняются. Задания по развитию графических навыков создают основу произвольности движении для последующего овладения навыками письма.

Произвольные движения пальцев рук (мелкой моторики) развиваются и во время физкультминуток.

На первых занятиях желательно выполнять задание вместе с детьми, чтобы они могли подражать движениям педагога. Вначале упражнения выполняются в медленном темпе, а педагог следит за правильностью положения рук и пальцев ребенка и точностью переключения одного движения на другое.

Если у ребенка что-то не получается, будьте терпеливы, обратитесь к родителям, чтобы они помогли ему научиться выполнять то или иное движение. Дополнительный речевой и игровой материал для работы вне занятий по усмотрению педагога может быть использован и на занятиях.

Обучение происходит в определенной последовательности, что способствует качественному усвоению программы, развитию способностей ребенка. Занятия, предложенные в сценариях, направлены на развитие мышления, слуховой памяти, внимания детей. Основной задачей на каждом занятии остается развитие фонематического слуха с целью подготовки к обучению грамоте. Предложенный в сценарии комплекс заданий педагог может использовать целиком или частично по своему усмотрению.

Программа на учебный год

1. Развитие фонематического слуха.

- Продолжать знакомить c терминами «слово» и «звук» .

- Знакомить с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и похоже.

- Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «C-СЬ», «3-ЗЬ», «Ц», «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», «Р-РЬ», «Л-ЛЬ», «М-МЬ», «Б-БЬ», «К-КЬ», «Г-ГЬ»,

«Д-ДЬ», «T-ТЬ» изолированно, в словах и во фразовой речи.

- Познакомить с термином «слог», учить делить слова

на слоги.

- Познакомить с тем, что слово можно обозначить

прямоугольником (простейшее моделирование).

- Формировать умение различать на слух твердые и

мягкие согласные.

- Определять и изолированно произносить первый звук

в слове.

- Называть слова с заданным звуком.

- Учить способам интонационного выделения звука в слове.

- Продолжать работу по развитию интонационной стороны

речи: умение произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание.

- Продолжать учить говорить согласно нормам литературного произношения.

2. Развитие графических навыков.

- Продолжать учить рисовать вертикальные и горизонтальные линии.

- Рисовать округлые линии.

- Рисовать предметы, сочетающие в себе прямые и округлые линии.

- Заштриховывать различные предметы.

3. Развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев кистей рук).

- Способствовать развитию произвольных движений пальцев и кистей рук.

Распределение программного материала

на учебный год

сентябрь октябрь ноябрь

Занятие 1 Занятие 5 Занятие 9

Слова, моделирование, Многообразие слов, слова звучат Звуки «C - СЬ», графические

Многообразие похоже, навыки, моделирование

Занятие 2 Моделирование, слоги, Занятие 10

Слова, моделирование, внимание,

мелкая моторика Графические навыки

Занятие 6 Звуки «З - ЗЬ», слоги,

графические навыки

Занятие3 Многообразие слов, Занятие 11

Многообразие слов, Слоги, моделирование, Звуки «C», «З - ЗЬ», слоги,

Слова звучат по-разному и Развитие внимания моделирование, развитие

похоже, Занятие 7 внимания

Занятие 4 Многообразие слов, слова звучат Занятие 12

Многообразие и звучание слов, похоже, Звук «Ц» ,

Слова звучат похоже,

Графические навыки Развитие внимания, моторика

Занятие 8 Графические навыки

Многообразие слов, слова звучат

непохоже,

Моделирование, слоги, .

декабрь январь февраль

Занятие 13 Занятие 17 Занятие 21

Звук «Ж», Звук «Щ» Звуки «M - МЬ»

Графические навыки, слоги,

моделирование Графические навыки, слоги,

моделирование Графические навыки

Занятие 22

Занятие 14 Занятие 18 Звуки «Б - БЬ»

Звук «Ш» Звуки «Ч - Щ» Графические навыки,

Графические навыки Слоги, моделирование, моделирование

Занятие 15 Развитие внимания Занятие 23

Звуки «Ш - Ж» Занятие 19 Звуки «К - КЬ»

Слоги, моделирование, Звуки «P - РЬ» Графические навыки

Графические навыки Зрительное и слуховое внимание, Занятие 24

Занятие 16 графические навыки Звук «Г»

Звук «Ч»

графические навыки,

моделирование, слоги Занятие 20

Звуки «Л - ЛЬ»

Зрительное и слуховое внимание,

слоги, моделирование Графические навыки,

Развитие внимания,

Моделирование,

март апрель май

Занятие 25 Занятие 29 Закрепление

Звуки «Г - K» Закрепление пройденного пройденного

Занятие 26 материала. Звуки «З - 3b», Материала

Звуки «Д - ДЬ» «Ж», «C - СЬ». (можно использовать пройденный

Занятие 27 Занятие 30 материал)

Звуки «T - ТЬ» ,

Графические навыки,

моделирование Закрепление пройденного

материала. Звуки «P -РЬ»,

«Ш»

Занятие 28 Занятие 31

Звуки «Д - ДЬ» ,

«T - ТЬ»

Графические навыки,

моделирование. Закрепление пройденного

материала. Звуки «Л - ЛЬ» ,

«Б - БЬ», моделирование,

графические навыки

Занятие 32

Закрепление пройденного

материала. Слоги, моделирование,

Слуховое внимание

Показатели развития

K концу учебного года ребенок должен:

-понимать, что слова состоят из звуков, звучат по разному и похоже;

- правильно произносить звуки «С-СЬ», «З-ЗЬ», «Ц», «Ш»,

«Ж», «Ч», «Щ», «Р-РЬ», «Л-ЛЬ», «M-МЬ», «Б-БЬ», «К

КЬ», «Г-ТЬ», «Д-ДЬ», «T-ТЬ» изолированно, в словах и

фразовой речи;

- правильно пользоваться термином «слог»;

- уметь делить слова на слоги;

- работать со слоговой моделью слова;

- различать и называть изолированно твердые и мягкие согласные;

определять и изолированно произносить первый звук в

слове;

- называть слова с заданным звуком;

- рисовать вертикальные, горизонтальные и округлые линии

- рисовать предметы, сочетающие в себе прямые и округлые линии;

- заштриховывать различные предметы;

- произвольно управлять пальцами и кистями рук.

Старшая группа (5-6 лет)

32 занятия с режимом проведения 1 занятие в неделю с сентября по май включительно, длительность каждого занятия 25- 30 минут.

Развитие звукобуквенного анализа

Основные задачи этого этапа обучения - развитие звукобуквенного анализа,

фонематического восприятия, подготовка руки к письму решаются - на

протяжении всего учебного года.

Предмет изучения - звуки и буквы русского алфавита по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, одиночные согласные, Ъ и Ь).

Каждое занятие начинается с изучения звука: дети учатся выделять звук из слова, уточняют его произношение, определяют место звука в слове. Звук представляется ребенку во всем многообразии (одновременно дети знакомятся c графическим изображением звуков: красный квадрат гласный, синий твердый согласный, зеленый мягкий согласный). Затем детям предъявляется буква, обозначающая изучаемый звук.

Главное на этом этапе - научить детей не путать понятия «звук» и «буква»; звук мы слышим и произносим, букву видим и пишем.

Эти определения понятны детям, хотя они несколько отличаются от тех, которые даются специалистами (звук членораздельный элемент человеческой произносимой речи, буква - письменный знак звука).

Работа по изучению звука и буквы проводится на каждом занятии, и к концу года у детей формируется четкое представление о них.

Детям демонстрируется образное изображение буквы и веселое стихотворение о ней, затем ее печатное изображение, что помогает ребенку лучше запомнить букву.

Использование образца и ограничения клеткой позволяет детям писать буквы одинаковой высоты и ширины, при письме сохранять одинаковое расстояние между буквами, а самое главное тут же увидеть ошибку, если какая-то буква пропущена (количество клеток равно количеству букв в слове).

Процесс написания букв в клетках создает положительное отношение к обучению, так как это действие почти не вызывает у детей затруднений, потому что основные элементы они научились выводить еще на предыдущем этапе обучения.

Кроме того, имеются задания на соединение, заштриховку, что также способствует подготовке руки к письму.

По мере ознакомления с буквами дети учатся читать слоги, состоящие из пройденных букв. Это сложный процесс для детей 5 лет, но данная методика позволяет сделать его доступным большинству, так как чтению слогов ребенок учится постепенно, по мере изучения букв.

Затем дети учатся читать слова, предложения, составленные из тех букв, c которыми они уже познакомились, что избавляет, детей от механического заучивания слов и букв.

Обучение по данной программе позволит детям уже к 6 годам ориентироваться в звукобуквенной системе родного языка, читать слоги, отдельные слова, предложения, небольшие стихотворные тексты, которые могут быть материалом для закрепления навыков звукобуквенного анализа, текстами для заучивания наизусть.

На этом этапе обучения (5-6 лет) не ставится задача научить детей читать и писать, основная задача этого этапа развитие не только интеллектуальной, но и эмоциональной сферы ребенка. Вот почему детям предлагаются веселые стихи, загадки, игровые упражнения c буквами и звуками, что делает обучение веселым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.

Работа по данной программе предусматривает обучение звукобуквенному анализу детей 5-6 лет на материале алфавита, однако последовательность ознакомления со звуками и буквами несколько отличается от традиционных букварей, она заимствована из букваря B. B. Репкина (М.: Республика, 1993). Опыт показывает, что такой порядок изучения букв очень эффективен, дает высокие результаты в усвоении программного материала детьми.

Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается c гласных A, O, У, Ы, Э, потому что они хорошо слышны в начале слова, в середине и конце

(занятия 1- 5, что уже на следующем этапе ознакомления c сонорными

согласными - позволяет детям (на занятиях 6-9) читать слоги, слова,

предложения из пройденных букв.

Одновременно дети знакомятся с условным обозначением гласных звуков красный квадрат.

B книге, в отличие от традиционных азбук, где буква представлена только одним изображением предмета (А Аист, Б Барабан, дается несколько предметов, в названиях которых изучаемый звук (буква) находятся не только в начале слова, но и в середине, и в конце. Это сделано для того, чтобы y детей не сформировалось представление, что звук (буква) могут встречаться только в одном слове и в одном месте.

На первых занятиях по ознакомлению детей со звуками и буквами предусмотрено много заданий на различение звуков и букв, количество таких заданий от занятия к занятию будет уменьшаться.

Затем дети знакомятся c сонорными согласными (Л, M, H, P, которые хорошо слышны как в начале, так и в конце слова (стол, шар, в отличие от парных звонких и глухих согласных (дуб, нож). Необходимо помнить o том, что при изолированном произношении согласных надо научить детей произносить не алфавитное название букв, а тот звук, который они обозначают в слове (лампа

не Ль, а Л, лев Ль, что будет способствовать хорошему различению твердых и мягких согласных, а в последующем поможет писать без ошибок.

По мере ознакомления c согласными дети учатся читать слоги с изученными звуками и буквами и знакомятся с условным обозначением твердых согласных синий квадрат (занятия 6-9).

На 7-м занятии дети уже начинают читать слова из знакомых букв (мама, мыло, что делает процесс обучения чтению более осмысленным.

Одновременно начинается работа над ударением, которое объединяет слово в единое целое. Правильно выделенное ударение при чтении позволит детям преодолеть послоговое произнесение слов и перейти к чтению целыми словами (делению слов на слоги дети научились на этапе «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет»).

Ниже дана методика ознакомления детей c ударением (см.: Журова Е. H., Варенцова H. C, Дурова H. B., Невская Л. H. Обучение дошкольников грамоте. М.: Школа-Пресс, 1998).

Начинать обучение вычленению ударного слога лучше c двусложных слов c ударением на первом слоге (мама, мыло, потом переходить к словам c ударением на втором слоге. При выделении ударного слога слово нужно произносить целиком. Если произносить его по слогам, получится столько ударений, сколько слогов в слове. Педагог дает образец правильного произнесения слова c подчеркнутым ударением, помогает детям выделить ударный слог. Затем дети учатся самостоятельно выделять ударный гласный звук в слове.

Дети знакомятся со значком, обозначающим ударение. B дальнейшем определение ударного слога, ударного гласного будет включаться в фонетический разбор слов.

На 10-м занятии дети уже читают, предложение из трех слов и тут же знакомятся c графическим изображением предложения. Слова обозначаются

прямоугольниками, у первого прямоугольника левая сторона чуть выше, что символизирует начало предложения.

Чтению и составлению предложений ребенок учится с использованием сюжетных картинок.

Прежде чем прочитать или составить графическую модель предложения, дети рассматривают картинку, отвечают на вопросы педагога.

Знакомство со следующей группой гласных (Я, E, Ё, Ю йотированные гласные) (занятия 12 15) вызывает у детей 5-6 лет определенные трудности, если вводить существующее правило, которое говорит о том, что эти буквы обозначают два звука - ИА, ИУ, ИЭ, '140.

Конкретное мышление дошкольника тут же вступает в действие, и слово «юла» дети пишут так: «аула», яма «мама».

Поэтому мы представляем детям йотированные буквы как буквы, придающие мягкость согласным, после которых они пишутся. При этом в словах звучат гласные звуки A, Э, O, У, но если согласный перед ними звучит мягко, то пишутся буквы Я, E, Ё, Ю.

Затем дети знакомятся со звонкими и глухими согласными (занятия 18 22, 24, что позволяет им хорошо усвоить понятие парности по звонкости/глухости. Здесь за основу взята методика С. M. Бондаренко (Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1991).

Звонкие и глухие двойняшки

Некоторые звонкие и глухие звуки очень похожи друг на друга постоянные двойняшки, их произносят почти очень похоже, одинаково складываются губы, одинаково движется язык. Только при произношении глухих звуков не подключается голос.

По мере расширения круга согласных, c которыми знакомятся дети, увеличивается количество слов, которые дети учатся читать. Они уже начинают читать несложные тексты, представленные веселыми стихами, в которых часто встречается изучаемый звук.

Чтение текстов начинается c рассматривания веселых рисунков.

Чтение происходит по цепочке: дети читают один за другим по заданию педагога. Первыми начинают дети, которые читают лучше.

Это один из самых сложных этапов, и желательно привлечь к работе всех детей, предложив им следить за чтением товарищей, находить допущенные ошибки. Дети познакомятся с одиночными согласными X, Ц; с мягким согласным Й; c разделительной и смягчающей функцией Ь; c разделительной функцией Ъ. На занятиях 30- 32 закрепляются полученные знания.

B каждое занятие включены физкультминутки, на которых дети выполняют различные упражнения для рук, ног, туловища, пальцев, кистей рук для этой цели используются веселые стихи, связанные c темой занятия, требующие от детей выполнения различных движений соответственно тексту (в то же время дети упражняются в произношении изучаемого звука).

Большое место на данном этапе занимают стихотворные тексты, загадки, игры «Подскажи словечко», которые необходимы не только для эстетического воспитания и развития речи, но и для совершенствования фонематического слуха.

Справочный материал

B русском алфавите 33 буквы.

Гласных букв —10. Согласных букв — 21. Гласных звуков — 6. Согласных звуков —36. Буквы Ь и Ъ звуков не обозначают.

Гласные звуки и буквы

1. При произнесении гласных звуков воздух, выходящий изо рта, не встречает преград.

2. Гласные образуют слог.

3. Гласные А, О, У, Э, Ы обозначают твердость согласных звуков.

4. Гласные Я, Ё, Ю, E, И обозначают мягкость согласных звуков.

5. Гласные Я, Ё, Ю, E обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной, после разделительных Ь, Ъ.

Согласные звуки и буквы

1. При произнесении согласных звуков воздух, выходящий изо рта, встречает преграды в виде языка, зубов, губ и преодолевает их.

2. Согласные без гласных не образуют слога.

3. Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими, звонкими и глухими.

4. Непарные звонкие, сонорные Л, M, H, Р, Й (всегда мягкий).

5. Парные звонкие и глухие согласные Б-П, В-Ф, Г-K, Д-Т, 3-C, Ж-Ш (всегда твердые).

6. Непарные глухие согласные X, Ц (всегда твердая); Ч, Щ (всегда мягкие).

7. Ъ, Ъ не относятся ни к гласным, ни к согласным, они звука не обозначают.

Схема фонетического разбора слова

1. Слоги, ударение.

2. Гласные звуки (ударные, безударные).

3. Согласные звуки (твердые и мягкие, звонкие и глухие).

4. Количество звуков и букв.

Программа на учебный год

Звукобуквенный период. Развитие звукобуквенного анализа.

Закреплять умение вслушиваться в звучание слова узнавать и называть заданные звуки.

Закреплять умение интонационно выделять заданные звуки в словах.

Закреплять умение делить слова на слоги.

Познакомить c буквами как знаками звуков (фонем) по общепринятым группам на материале алфавита.

Учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и

мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.

Учить определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце).

Продолжать знакомить c графическим изображением слова прямоугольник

(моделирование).

Познакомить c условным обозначением звуков: гласные - красный квадрат,

Твердые согласные - синий квадрат, мягкие согласные - зеленый квадрат (моделирование).

Учить, на схеме обозначать место звука в слове, используя графические изображения звуков.

Учить писать слова c помощью графических изображений.

Учить писать печатные буквы в клетке, используя образец.

Учить соотносить звуки букву.

Учить писать слова, предложения печатными буквами.

Учить проводить звуковой (фонетический) анализ слова.

Способствовать развитию фонематического восприятия.

Учить читать слова, предложения, небольшие стихотворные тексты.

Познакомить c ударением, ударным слогом, ударными гласными.

Познакомить c термином «предложение».

Учить правильно, пользоваться терминами «звук», «буква», «слово», «предложение».

Учить составлять предложение из двух, трех, четырех слов.

Учить записывать предложение условными обозначениями. Способствовать развитию графических навыков.

Формировать умение понимать учебную задачу выполнять ее самостоятельно.

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Распределение программного материала

на учебный год

Сентябрь Октябрь Ноябрь

Занятие 1

Звуки буква А

Занятие 2

Звук и буква О Занятие 5

Звуки буква Э

Занятие 6

Чтение слов АУ, УА, Занятие 9

Звуки буква H,

Чтение слогов, чтение слов

Занятие 10

Занятие 3 Закрепление пройденного Звук и буква P, чтение слогов,

Звук и буква У материала знакомство c предложением,

Занятие 4 Занятие 7 чтение предложения

Звуки буква Ы Звуки буква Л,

Чтение слогов Занятие 11

Закрепление пройденного

За

Публикации по теме:

Профессиональная карта педагога ПРОФЕССИОНАЛЬНЯ КАРТА ПЕДАГОГА г. Белгород Новикова Наталья Анатольевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр.

Развлечение по обучению грамоте в подготовительной группе. «Путешествие в Страну Знаний» Презентация развлечения по обучению грамоте «Путешествие в Страну Знаний» Является мультимедийным сопровождением к конспекту развлечения.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
От звука к букве. Модифицированная программа по обучению грамоте детей дошкольного возраста
Опубликовано: 22 марта 2013 в 14:11
+16
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры «Снежинки-балеринки». Мастер-класс по изготовлению поделок из...
Близятся новогодние праздники, пора подумать о сувенирах, которые можно изготовить из самых разнообразных материалов. Ведь поделки, изготовленные своими...
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт
Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит приподнятое...
«Рыбка» Конспект НОД по художественно — эстетическому развитию. Лепка средняя группа.
Тема: Рыбка. Цель: Формировать умение лепить рыбку из глины природной. Задачи: Формировать умение детей приему оттягивания, сплющивания, передаче...
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:...
Конкурс «Лучшая приёмная к Новому году»
В нашем детском саду прошёл конкурс "Лучшая приёмная к Новому году". Подготовительная группа "Звёздочки"подошла к этому творчески. Три девочки представили...