Отчёт о работе по организации адаптации детей к дошкольному учреждению

татьяна зайцева
Отчёт о работе по организации адаптации детей к дошкольному учреждению

Работа по организации адаптации детей к дошкольному учреждению в группе №8 начиналась задолго до поступления ребенка в прогимназию.

Было проведено первое родительское собрание «Первый раз в детский сад», на котором выступили, зам директора по воспитательной работе С. Л. Петренко и старший воспитатель Н. А. Кострикина с рекомендациями как можно смягчить сложный период в жизни малышей при поступлении в ОУ.

Перед приемом детей в группу предметно-развивающая среда была подготовлена с учетом возрастных особенностей, которая обеспечила в дальнейшем комфортное состояние детей. Группа была укомплектована новой детской мебелью, а так же наличие всевозможных игровых и дидактических материалов для сенсорного развития, организации двигательной активности, уголок природы, центр экспериментирования, зона для художественного творчества все это вместе создавали интересное время препровождение воспитанников.

Гибкий график посещения в период адаптации позволял разработать индивидуальный режим дня для каждого ребенка. Дети приходили по 4 человека на 2 часа с утра. Все наблюдения за ребенком нами оформлялись на листах адаптации.

Набор детей в группу начался 26 июня. В группе 29 человек.

В первые дни происходило знакомство воспитателей с детьми, при этом присутствовали оба педагога группы и родители детей. Воспитатели знакомили всех с группой, экскурсия по группе закончилась «Праздником воздушных шаров».

С первых дней пребывания в Прогимназии «Сказка» детям прививались культурно-гигиенические навыки через непосредственный показ воспитателя, потешки, стихи. Была проведена и беседа на тему: «Чистые руки», воспитанники приняли участие в с/р играх «Обед», «Дом», «Больница».

Знакомство с каждым новым ребенком происходило очень торжественно, имя нового мальчика или девочки запоминали в играх «Узнай по голосу», «Кто, в чем пришел».

На протяжении адаптационного периода проводились игровые занятия такие как: «Уложим куклу спать», «Чаепитие», «Устроим кукле комнату», «Встреча с доктором Айболитом». Основными задачами, которых были: преодоление стрессовых состояний у детей, эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; развитие речевой активности, восприятия, внимания; развитие общей и мелкой моторики, координации движений; развитие игровых умений и навыков.

В игровой деятельности детей уделялось значительное внимание развитию конструктивных способностей. В распоряжении у детей были конструкторы разных видов, в том числе и мягкие модули. Любимыми играми стали: «Башенка из кубиков для матрёшки», «Построим поезд и поедем в гости», «Домик из кубиков», «Дорожка для машины», «Медвежонок идёт к зайчику по дорожке».

В работе использовались приемы, которые позволяли преодолеть отрицательные эмоции малышей:

- игры с песком и водой: «Ловись рыбка», «Печем пирожки», - пальчиковые игры: «Погладим котенка», «Наш малыш», «Мальчик-пальчик», «Сорока», «Домик».

- игры с дидактическими материалами (нанизывание колец, пирамидки или шариков с отверстием на шнур);

- рисование фломастером, цветными карандашами;

- прослушание детской музыки.

С помощью бесед и игровых занятий началась работа по пропаганде здорового образа жизни среди родителей и детей. Проводился комплекс оздоровительных мероприятий:

- зарядка;

- дыхательная гимнастика;

- воздушные и солнечные ванны;

- умывание в течение дня холодной водой;

- ходьба по массажным коврикам;

- пальчиковая гимнастика.

В течение всего периода с детьми группы систематически проводились подвижные и дидактические игры.

Дети познакомились с русскими народными сказками («Колобок», «Репка»; с удовольствием слушали стихи русских поэтов для малышей, выучили считалки.

В течение всего адаптационного периода велась индивидуальная работа по формированию интереса к новому, неизвестному в окружающем мире с помощью экскурсий на территории детского сада и наблюдений:

- за облаками;

- за солнышком;

- за цветами.

Для сплочения коллектива был проведен праздник, посвященный дню рождения Алины М., водили хороводы, пели песни и танцевали под музыку.

Воспитателями двух младших групп была показана кукольный спектакль «Колобок», дети младшей группы были первый раз зрителями, учились слушать, смотреть и вести себя во время просмотра сказки.

Основными формами работы детского сада и семьи нами были выбраны:

- консультации;

- родительские собрания;

- беседы;

- выставки - консультации;

- папки передвижки.

При поступлении детей в группу, то есть в начале адаптационного процесса эмоциональное благополучие детей было низким; 24 человека (83%) показали именно такой уровень, лишь у 5 детей (17%) уровень эмоционального благополучия был высоким, то есть адаптация протекала легко. Причины низких показателей:

эмоциональная чувствительность и впечатлительность, выраженная в тревожной зависимости от матери;

наличие большого количества детей не готовых к посещению детского дошкольного учреждения;

наличие отдельных детей с отсутствием, каких либо норм взаимодействия с посторонними людьми и сверстниками.

В конце адаптационного периода изучая эмоциональное благополучие детей, можно сделать вывод:

15 детей (52%) отмечен высокий уровень эмоционального благополучия – адаптация прошла в легкой форме. Поведение нормализовалось в течение месяца. Отмечалось незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней оббьем съедаемой ребёнком пищи достиг возрастной нормы, сон наладился в течение 20-30 дней. Взаимоотношения с взрослыми почти не нарушались, двигательная активность не снижалась, функциональные изменения были едва выражены и нормализовались в течение 2-4 недель. В период адаптации заболеваний у данных детей не возникало.

у 12 детей (41%) адаптации прошла средней тяжести. Все нарушения в поведении детей были выражены более ярко и проявились более длительно. Нарушения сна и аппетита нормализовались через 20-40 дней. Период угнетения ориентировочной активности длился в среднем 20 дней, речевая активность восстановилась на 30-40 день, эмоциональное состояние было не устойчиво в течении месяца, отмечалось значительное снижение двигательной активности на протяжении 30-35 дней. В это время взаимоотношения со взрослым не нарушались. Все функциональные изменения были выражены отчётливо, особенно в дни предшествующих заболеваний, которые при этой форме адаптации возникали в виде острой респираторной инфекции, протекающей без осложнений.

2 (7%) дети с тяжелой формой адаптации, плохоговорящие, на воспитателей они не реагируют, на свои имена не откликаются, в туалет не просятся, при приёме пищи проявляется стойкая анорексия или даже невротическая рвота. Плохое привыкание неблагоприятно отражается на состоянии реактивности всего организма, общем соматическом статусе, показателях физического и нервно-психического развития. У детей длительно (в течение 30-40 дней) нарушен сон (чуткий, укороченный). Дети медленно засыпают, пробуждаясь, плачут. Снижена ориентировочная активность. Дети упорно избегают контактов со сверстниками, проявляют к ним агрессию или стремятся к уединению. Отношение к взрослым избирательно. Эмоциональное состояние длительно нарушено. Это выражается либо в плаче во время бодрствования, либо плач и хныканье сменяются пассивностью, безразличием. Ребёнок капризничает, требует повышенного внимания со стороны взрослого, вскрикивает во сне, пугается чужих людей. Положительная динамика показателей поведения нарастает медленно.

Легкое привыкание ребёнка к новым социальным условиям во многом зависит от его эмоционального состояния. На этой основе формируется более высокий уровень его познавательной активности в новых условиях.

Причины тяжёлой адаптации:

Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада

Наличие у ребёнка своеобразных привычек

Неумение занять себя игрушкой

Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков

Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми

Для решения этой проблемы намечено: индивидуальная консультация с родителями, оформление папки-передвижки, посещение семьи.

Показателями основной группы воспитанников после двух месяцев пребывания в учреждении являлись: спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями; уравновешенное настроение в течение дня; адекватное отношение к предложениям взрослых; общение с ними по собственной инициативе; умение общаться со сверстниками, не конфликтовать; желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца; спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени.

Публикации по теме:

Проект «Маленький селянин» .

Презентация к проекту «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада». В 2010 году я проходила свою первую аттестацию. Защищала проект по "Адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения".Адаптация.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Отчёт о работе по организации адаптации детей к дошкольному учреждению
Опубликовано: 18 августа 2013 в 16:51
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Дружат дети большой страны». Фотоотчет.
Два дня назад к нам в садик почтальон принес письмо. Письмо было адресовано моим ребятам от детей детского сада "Эврика" из города Пермь. Событие было...
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...