Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в соответствии с ФГТ посредством игровых методик

Ольга Чирвина
Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в соответствии с ФГТ посредством игровых методик

Продолжение

Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в соответствии с ФГТ посредством использования игровых методик.

Слайд 1 На данном этапе развития системы образования основной акцент в «ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы» со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры детей, важной составляющей которой является речевая культура.

Слайд 2 Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Общение, все более приобретая черты коммуникативной деятельности, оформляется в мощный социальный фактор становления личности ребенка.

Слайд 3 Необходимое условие развития личности ребенка, его сознания и самосознания является общение с взрослыми и сверстниками, которое связано с процессом развития коммуникативной культуры речи детей, а именно ее интонационной выразительности.

Уместное и оправданное использование средств интонационной выразительности делает ребёнка интересным собеседником и желаемым участником разных видов деятельности, позволяет привлечь внимание взрослых и сверстников, дошкольник с выразительной речью чувствует себя более раскованно и уверенно в любой обстановке благодаря тому, что может адекватными средствами выразить мысли и чувства, показать свою творческую индивидуальность.

Слайд 4 Для детей игра, составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – с взрослыми и сверстниками.

Слайд 5 В связи, с чем актуальность технологии развития интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений обусловлена тем, что она будет способствовать оптимизации всего развивающего и образовательного маршрута ребенка с целью овладения им речевой и практической деятельностью, усвоения навыков коммуникации, усвоению правил коллективной жизни и взаимоотношений.

Слайд 6 Цель: развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений, направленных на развитие конструктивных и социальных взаимоотношений с взрослыми и детьми.

Задачи:

1. Формировать умения использовать вербальные и невербальные средства общения;

2. Развивать диалогическую речь и конструктивные способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

3. Формировать умение изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации;

-чувствовать и понимать другого человека;

-выражать свои творческие способности.

4. Формировать интонационные средства оформления высказываний,

активизировать познавательную деятельность.

Слайд 7 Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее весь образовательный процесс. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение воспринимать, а затем воспроизводить разнообразие интонационных средств выразительности речи, группа игр, развивающих умение эмоционально реагировать на окружающую действительность, сочувствовать, сопереживать.

Слайд 8 Для реализации педагогической технологии подобрала и систематизировала дидактические игры и игровые упражнения для последовательного развития элементов интонации, дополнила их подборкой произведений малых форм фольклора в соответствии с разработанным комплексно-тематическим планированием.

Работу провожу как со всей группой, так и по подгруппам, в парах, тройках. Достоинством такой формы организации работы является то, что дети учатся подчинять себя предлагаемой другими детьми формой общения. Именно малые группы меняют характер поведения детей при опоре друг на друга, у детей возникает желание быстрее, точнее, правильнее выполнять указание, ориентироваться друг на друга, подсказывать и помогать друг другу. В таких случаях нет “я”, а есть “мы”.

Слайд 9 Знакомство с мелодикой высказывания проводила в НОД по познавательному, речевому развитию используя игры начального этапа: «Дирижеры», «Волшебная линия». Игры второго этапа используются во время совместной деятельности, в НОД по ознакомлению с художественной литературой, для развития памяти и умения воспроизводить мелодику предложений, по ФЭМП для определения количества предложений с разнообразной структурой мелодики: "Составь схему", "Точка", "Восклицательный знак", "Диктант". В сюжетно-ролевых играх используются словесные игры, направленные на закрепление умения воспроизводить нужную мелодику: "Вопрос-ответ", "Позовем вместе", "Просьба" и др.

Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Вопрос-ответ», итак вам предлагается разделиться на две команды по четыре человека, встать напротив друг друга в две шеренги. Детям одеваются знаки: одной команде вопрос, другой точка, а сегодня мы договоримся, что справа от меня будут находиться «вопросы», а слева «точки». Услышав фразу содержащую вопрос, шаг вперед делает команда «вопросов», фразу-утверждение, вперед шагает команда «точек».

- Ножки, ножки, где вы были?

-За грибами в лес ходили.

-Что вы ручки работали?

-Мы грибочки собирали.

Сейчас мы усложним заданье, «дети» из команды «вопросы» должны сами придумать вопрос и задать его, стоящему напротив участнику команды «точки». Давайте попробуем, только одно условие сейчас в вашем вопросе не должно быть вопросительных слов.

Игры на развитие восприятия и воспроизведения мелодики активизируют мышление, развивают память, совершенствуют умению отвечать на вопросы кратко, полно, задавать вопросы, вести диалог, умение слушать друг друга.

Слайд 10 При развитии восприятия темпа использовала такие игры и упражнения как: "Карусели", "Курочка и цыплята", "Барабанщик", "Осенние листочки" и др. В качестве речевого материала использовала потешки, поговорки, скороговорки. Обучала детей подчинять скорость собственных движений темпу, заданному в речевом образце, например, предлагаю выполнить серию хлопков, прыжков, взмахов рук в том темпе, с которым читаются тексты. Обучение воспринимать темп речи проводила в НОД по развитию речи, развитие умения воспроизводить темп развивается и закрепляется в совместной деятельности, во время прогулки (подвижные игры).

Я предлагаю вам поиграть в игру «Поехали, поехали»

«Дети взявшись за руки, ведут хоровод и произносят в медленном темпе текст потешки:

«Поехали, поехали за грибами, за орехами»,

затем переходят на бег и произносят продолжение потешки в быстром темпе:

«Поскакакли, поскакали с пирогами, с пирогами».

Игры на восприятие и умение воспроизводить темп высказывания способствуют не только умению двигаться в заданном темпе; чередовать движения в различном темпе, но и развитию чувства коллективизма, воображения, инициативы, целеустремленности, сообразительности, организованности.

Публикации по теме:

Презентация к педагогическому совету «Об утверждении и введении в действие ФГТ» Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Минобрнауки России.

Презентация для педагогов «Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ» Презентация "Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ" создана после выхода в свет Приказа Министерства.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Сад и огород
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в соответствии с ФГТ посредством игровых методик
Опубликовано: 18 января 2014 в 10:30
+52Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 50.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Снеговики и снеговички» 1 часть
Как известно из песка, Не слепить снеговика, Он из снега чистого, Белого пушистого. Шапка колотый горшок, Там, где нос, воткнем сучок. Или же...
Экспериментальная деятельность «Как перелить воду из бокала в бутылку?»
Цели: - продолжать знакомить детей с простейшими свойствами воды: прозрачная, не имеет запаха, бесцветная, обладает текучестью; - формировать у детей...
Фотоотчет о спектакле «Мороз Иванович и его новая шуба»
В нашем детском саду вновь выступал театр на колесиках с новой зимней сказкой. Наступила зима, и Мороз Иванович обратился к ежику ( он главный портной в...
Фотоотчет «Маленькие исследователи или немного о первой научно-практической...
15 декабря в нашем детском саду произошло знаменательное событие. Состоялась первая научно-практическую конференцию «Я-исследователь». Цель конференции:...
Конспект занятия в подготовительной группе «Снеговик»
Ход мероприятия: Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: Появился во дворе Он в холодном декабре. Неуклюжий и смешной У катка стоит с метлой. К ветру...