Папки-передвижки

Программа кружка «Юные исследователи»

роза ахметова
Программа кружка «Юные исследователи»

Кружок «Юные исследователи»

Воспитатель:

Ахметова Р. Г.

Пояснительная записка:

В возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно, через опыты и эксперименты.

Поэтому для детей данного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Публикация «Программа кружка „Юные исследователи“» размещена в разделах

В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, а также мелкой моторики пальцев рук, что стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. В ходе экспериментирования создаются проблемные ситуации, способствующие активизации наглядно-образного и логического мышления, произвольного и непроизвольного внимания, воображения. Через объяснения и умозаключения происходит обогащение словарного запаса ребенка. Постановка вопросов, заставляющих ребенка возвращаться к прошлому опыту (к прошлым экспериментам, способствует развитию памяти.

Также деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, сообразительность, любознательность и мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности формируются представления о свойствах и отличительных особенностях исследуемых предметов, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении, также создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, то есть происходит развитие познавательных способностей ребенка (восприятии, мышления, внимания, памяти, речи, воображения).

Еще одна из задач - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Н. Н. Подъяковой, Ф. А. Сохиной, С. Н. Николаевой предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.

Предполагаемые результаты:

• расширение представлений о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

• увеличение объема памяти ребенка, активизация его мыслительных процессов, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;

• увеличение познавательной активности воспитанников, любознательности;

• развитие уровня умственных умений дошкольников

Цель: формирование познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через эксперимент; воспитывать любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать; развивать тактильное восприятие, мелкую моторику рук, мыслительные способности.

Задачи :

1. Стимулировать познавательную активность и любознательность детей младшего дошкольного возраста.

2. Сформировать представления детей о свойствах воды, песка, камушков, снега.

3. Активизация речи и обогащение словарного запаса.

4. Стимулирование логического мышления детей (умозаключения, анализ, рассуждения) на основе полученного опыта.

5. Развивать мелкую моторику пальцев рук посредствам пальчиковых упражнений и взаимодействия с природными материалами.

6. Развитие восприятия и произвольного внимания.

Возраст детей:

В исследовательской деятельности принимают участие дети второй младшей группы 3-4 лет.

Диагностическая карта развития детей в опытно – экспериментальной деятельности

Чтобы узнать уровень знаний в опытно-экспериментальной деятельности, я провела с детьми диагностику по критериям, определяющим развитие ребенка по трем уровням: высокий, средний, низкий.

Анализ диагностики:

Первое обследование показало, что уровень интеллектуального и познавательного развития таков:

1. Высокий уровень – 3 детей

2. Средний уровень – 2 детей.

3. Низкий уровень – 1 ребенок.

На конец года обследование показало высокие уровни интеллектуального и познавательного развития.

Основное содержание программы.

1. Эксперименты с водой.

Задачи:

1. Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.

2. Показать, что чистая вода не пахнет, показать, что простая кипяченая вода не имеет вкуса.

3. Вода не имеет запаха, приобретает запах растворенного в ней вещества.

4. Вода не имеет вкуса, приобретает вкус от растворенного в ней вещества.

5. Подвести к обобщению "чистая вода - прозрачная", "грязная - непрозрачная", Показать бесцветность воды в сравнении с другими телами, имеющими цвет.

6. Познакомить со способами очистки загрязненной воды с помощью фильтров.

7. Познакомить со способностью воды растворять некоторые вещества.

2. Эксперименты с воздухом.

Задачи:

1. Раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения, роль воздуха в жизни человека, животных и растений.

2. Рассказать детям о значении воздуха в жизни человека и других живых организмов;

3. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.

3. Эксперименты с песком.

4. Опыты с бумагой.

Список используемой литературы

Литература:

1. Поддъяков Н. Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. 1997. №1. с. 6.

2. Поддьяков А. Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. // Вопросы психологии – 1996 - №4

3. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92

4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2004

5. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М. : АРКТИ, 2004.

6. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005

7. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007.№6. С. 13-16.

8. Карасёвой М. В., воспитателя МДОУ №2 г. Мичуринска Статья «Организация исследовательской деятельности в ДОУ»

9. Материалы Интернет-сайтов

Публикации по теме:

Мои юные исследователи.Мои юные исследователи. Мои " почемучки", подрастая, задают все больше вопросов. Их интересует все вокруг. Чтобы помочь детям ответить самим на свои вопросы, убедиться.

«Юные исследователи!»«Юные исследователи!» Проектно-исследовательская деятельность – это не только просто исследование, это не просто только экспериментирование. И это не случайно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка «Юные исследователи»
Опубликовано: 7 мая 2015 в 10:54
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД