Отчет о работе по самообразованию «Логоритмика — связь слова, музыки и движения»

Елена Кузина
Отчет о работе по самообразованию «Логоритмика — связь слова, музыки и движения»

Логоритмика - это предмет, являющийся одним из звеньев лечебной ритмики, активной терапии, которая осуществляет связь слова (звука, музыки и движения. А так же, это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук) сочетаются с произношением специального речевого материала.

Цель занятия:

Занятия проводятся для профилактики нарушений речи. Принцип:

В основу положен метод фонетической ритмики

В занятия включены:

• дыхательные упражнения

• пальчиковые игры

• чистоговорки

• речевые игры

• занятия на развитие чувства ритма и внимания

• занятия на развитие слухового внимания и зрительной памяти

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Ежедневное выполнение в определённое время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движением, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с движением и т. д.) приучает детей к оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.

Логопедическая ритмика включает в себя:

• ходьбу в разных направлениях;

• упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

• упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;

• речевые упражнения без музыкального сопровождения;

• упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

• ритмические упражнения;

• пение;

• упражнения на развитие мелкой моторики.

Основной принцип построения всех перечисленных видов работы - тесная связь с музыкой. Музыка с её огромным эмоциональным влиянием позволяет бесконечно разнообразить приёмы движения и характер упражнений.

Так же занятия логоритмикой направлены на оздоровление:

1. С помощью различных упражнений (из ритмической, партерной, художественной гимнастики, элементов хореографии, игр, танцев (различных народов и жанров) сформируются важные музыкально-двигательные умения и навыки. Будут всесторонне и гармонично развиваться формы тела и функции всего детского организма, т. е. совершенствоваться физические способности, укрепляться здоровье.

2. Музыкально-ритмические занятия так же влияют и на оздоровительно - гигиеническое значение. Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение ребенка. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху.

Я выбрала данную тему потому что: в результате проведенной мною диагностики по развитию музыкальных способностей воспитанников, много детей с нарушением речи, я сделала выводы, что данная тема наиболее актуальна.

В настоящее время достаточно большой процент детей нуждается в логопедической помощи, потому что много воспитанников имеют отклонения в речевом развитии, поэтому эта тема особо актуальна в настоящее время.

Логоритмика направлена на всестороннее развитие ребенка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

Работу над этой темой я начала с подбора литературы. Мной была изучена следующая литература: «Логоритмика» О. А. Новиковская, М. Ю. Картушина «Логоритмические занятие в детском саду», статьи из журнала «Обруч», «Музыка для здоровья» Т. А. Овчинникова, «Пение и логопедия» Т. А. Овчинникова, статьи И. А. Щербаковой из журнала «Музыкальный руководитель» «Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи» и т. д.

В музыкальные занятия я включаю упражнения на дыхания, которые способствуют для развития диафрагмы, речевые игра, для развития дикции, пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики и т. д. Предлагаю воспитателям также использовать элементы логоритмики и вне занятий, особо для развития ритмических навыков логоритмика помогает и в кружковой работе.

Мной была проведена диагностика в начале учебного года по развитию музыкальных способностей детей. В старшей и подготовительной, средней группах много воспитанников с нарушением речи. В старшей группе 15 человек - 62%, в подготовительной 10 человек - 53%, в средней - 16 человек - 69 %.

Применение логоритмики направлено на оздоровление. Ежедневное выполнение в определенное время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно - голосовая зарядка, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с движением и т. д, приучает детей к оздоровительному режиму. Использование логоритмики на занятиях в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече - двигательной.

С помощью различных, игр и танцев (различных народов и жанров) сформируются важные музыкально - двигательные умения и навыки. Будут всесторонне и гармонично развиваться формы тела и функции всего детского организма, т. е. совершенствоваться физические способности, укрепляться здоровье.

Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение у ребенка. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху.

План

по самообразованию по разделу логоритмика

Тема: Логоритмика

Цель 1 - Ребенок, с развитыми певческими навыками с использованием логоритмики, проявляет устойчивый интерес к песне, умеет её выразительно исполнять, инсценировать и использовать в самостоятельной жизни.

Цель 2 - Музыкальный руководитель, развивая певческие навыки у дошкольников с помощью логоритмики, помогает им психологически раскрепощаться, проявить творческую активность.

Задачи:

1. Учить ребенка выразительному исполнению песен (обучать четкой дикции, артикуляции, координации речи с движением).

2. Развивать музыкальные способности (ритмический слух, мелкую моторику, активизации всех видов памяти).

3. Воспитывать положительные эмоции у воспитанников в играх, хороводах, танцах и проявлять в них самостоятельность и инициативность.

Ожидаемый результат:

Ребенок, у которого развиты музыкальные способности, умеющий исполнять эмоционально и выразительно песни, хороводы и применять их в самостоятельной жизни, психологически раскрепощается и проявляет творческую активность.

№ п/п Разделы плана Содержание деятельности Сроки Форма представления результатов работы

1.

2.

Изучение психолого - педагогической литературы

Разработка

программно методического обеспечения образовательно процесса

1. Изучение программы М. А. Васильевой «Музыкальное воспитание в детском саду»

2. Изучение методической литературы по логоритмике: О. И. Новиковская «Логоритмика» (практическое пособие); Е. Д. Макшанцева «Скворушка» (музыкально - речевые игры для дошкольног возраста); Е. В. Кузнецова «Логопедическая ритмика» (в играх и упражнениях для детей с нарушениями речи); Н. В. Микляева «Фонопедическая и логопедическая ритмика

детском саду»;

3. Изучение материалов из

периодической печати:

«Ребенок в детском саду»

№ 5-2004г.

Артикуляционная гимнастика

(стр. 20)

Журнал «Обруч» Логоигры

№ 2-2005г.

Журнал «Музыкальный

руководитель» Пальцы вышли

погулять Т. А. Тютюнникова

(из опыта работы, № 2-3-4 -

2005г.)

Н. А. Щербакова «Музыкальное

воспитание детей с

нарушениями речи (из опыта

работы)

4. Теоретическое изучение и

систематизация полученных

результатов самообразования

по материалам методической

литератур: М. Ю. Картушина

«Логоритмические занятия в

детском саду», «Логоритмика

в детском саду» (старшая и

подготовительные группы)

М. Ю. Гоголева, «Конспекты

логоритмических занятий с

детьми 5-6 лет»

М. Ю. Картушина, «Обруч»

журнал «Логоигры»,

Журнал «Музыкальный

руководитель «Пальцы вышли

погулять»

5. Разработка диагностичестичес-

кого материала

1. Разработка перспективно -

тематического планирования

2. Разработка планов занятий.

3. Подбор практического материала (система упражнений, игр, аудио-видео материалов

сентябрь октябрь

ноябрь апрель

Сентябрь Октябрь

Сентябрь Апрель

Ноябрь Апрель

Папка с наработками по теме самообразование «Пальчиковые игры» «Артикуляционные уп-ражнения», «Игры на развитие правильного звукопроизношения», «Игры на развитие речевого дыхания», «Игры на развитие силы высоты голоса», «Игры - диалоги на развитие выразительности речи», «Игры на развитие слухового внимания» «Игры на развитие ритмичной, Артикуляционная

гимнастика» О. И. Крупенчук

Т. А. Воробьева; «Игры и

упражнения для развития мелкой моторики» Я. Ю. Позднякова;

«Пальчиковые игры» для детей 4-7лет, 1-3 лет; «Пальчиковая

гимнастика» Е. Ю. Тимофеева,

Е. И. Чернова; «Ум на кончиках пальцев» О. А. Новиковская;

«Забавные чистоговорки»

Т. А. Куликовская,

«Логоритмика» О. А. Новиковская; «Музыка

для здоровья» Т. А. Овчинникова; «Пение и логопедия»

Т. А. Овчинникова;

И. Г. Сухин «Веселые скороговорки для непослушных звуков».

Диагностика по всем группам (наличие карты результатов диагностики)

Отражение работы по теме самообразования при планировании занятий.

Используется в календарных планах на занятиях.

Картотека пособий, наглядного и раздаточного материла

3. Подведение итогов в работе над темой самообразования 1. Проведение диагностики по теме самообразования на начало и в заключении работы.

2. Обобщение собранного в течение учебного года материала по теме. Сентябрь Май

Сводная ведомость (протокол с полученными данными на начало и конец года.

Творческий отчет по теме самообразования

4 Участие в системе методической работы ОУ 1 .Участие в проведении заседаний методического объединения, в организации методической конференции.

2. Участие в неделе открытых дверей в дошкольных группах.

З. Обощение собранного в течение года материала по программно - методическому обеспечению образовательного процесса. Октябрь Май

Март

Май Анализ по итогам работы за учебный год.

Показ открытого логоритмического занятия.

Консультации: «Мир вокруг нас»

Оформление материалов по теме самообразования

Отчёт по теме самообразования

Публикации по теме:

Логоритмика — это здорово! Е. А. Григорьева, учитель-логопед МБДОУ № 29 «Истоки» г. Боровичи Новгородской области Логоритмика как средство развития речевых, музыкальных,.

Рекомендации «Интеграция речевого и физического развития» Речь и движение очень тесно связаны, дополняют друг друга. Благодаря этому активно укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Отчет о работе по самообразованию «Логоритмика — связь слова, музыки и движения»
Опубликовано: 6 сентября 2013 в 18:33
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Методическая разработка занятия с презентацией «Имя твое неизвестно, память твоя...
b]Цель:[/b] формирование чувства патриотизма, любви к своей Родине посредством рассказа о воинской доблести и бессмертном подвиге воинов, погибших в...
Мастер Класс «Объемная игрушка для украшения»
ождались… наконец-то наступил самый плодотворно-чудотворный период подготовки к Новому году. Каждый год администрация города объявляет о проведении...
«Где-то есть город…» (фото отчет о прогулке в Зеленогорске)
Предложила я подругам отдохнуть несколько дней за городом в пансионате. Куда ехать? Споров не было! Все решили единогласно — Зеленогорск. У каждого...
Мастер-класс «Корона»
Совместная работа с детьми Ни для кого из педагогов не секрет, что пособия и атрибуты для праздников, выполненные вместе с детьми всегда имеют бОльший...
Ветки в зимнем и новогоднем оформлении интерьера детского сада
Самым незамысловатым и одновременно оригинальным приёмом новогоднего оформления группы является использование природного материала. Этим приёмом я...