Отчет о работе по самообразованию «Логоритмика — связь слова, музыки и движения»

Елена Кузина
Отчет о работе по самообразованию «Логоритмика — связь слова, музыки и движения»

Логоритмика - это предмет, являющийся одним из звеньев лечебной ритмики, активной терапии, которая осуществляет связь слова (звука, музыки и движения. А так же, это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук) сочетаются с произношением специального речевого материала.

Цель занятия:

Занятия проводятся для профилактики нарушений речи. Принцип:

В основу положен метод фонетической ритмики

В занятия включены:

• дыхательные упражнения

• пальчиковые игры

• чистоговорки

• речевые игры

• занятия на развитие чувства ритма и внимания

• занятия на развитие слухового внимания и зрительной памяти

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Ежедневное выполнение в определённое время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движением, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с движением и т. д.) приучает детей к оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.

Логопедическая ритмика включает в себя:

• ходьбу в разных направлениях;

• упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

• упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;

• речевые упражнения без музыкального сопровождения;

• упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

• ритмические упражнения;

• пение;

• упражнения на развитие мелкой моторики.

Основной принцип построения всех перечисленных видов работы - тесная связь с музыкой. Музыка с её огромным эмоциональным влиянием позволяет бесконечно разнообразить приёмы движения и характер упражнений.

Так же занятия логоритмикой направлены на оздоровление:

1. С помощью различных упражнений (из ритмической, партерной, художественной гимнастики, элементов хореографии, игр, танцев (различных народов и жанров) сформируются важные музыкально-двигательные умения и навыки. Будут всесторонне и гармонично развиваться формы тела и функции всего детского организма, т. е. совершенствоваться физические способности, укрепляться здоровье.

2. Музыкально-ритмические занятия так же влияют и на оздоровительно - гигиеническое значение. Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение ребенка. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху.

Я выбрала данную тему потому что: в результате проведенной мною диагностики по развитию музыкальных способностей воспитанников, много детей с нарушением речи, я сделала выводы, что данная тема наиболее актуальна.

В настоящее время достаточно большой процент детей нуждается в логопедической помощи, потому что много воспитанников имеют отклонения в речевом развитии, поэтому эта тема особо актуальна в настоящее время.

Логоритмика направлена на всестороннее развитие ребенка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

Работу над этой темой я начала с подбора литературы. Мной была изучена следующая литература: «Логоритмика» О. А. Новиковская, М. Ю. Картушина «Логоритмические занятие в детском саду», статьи из журнала «Обруч», «Музыка для здоровья» Т. А. Овчинникова, «Пение и логопедия» Т. А. Овчинникова, статьи И. А. Щербаковой из журнала «Музыкальный руководитель» «Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи» и т. д.

В музыкальные занятия я включаю упражнения на дыхания, которые способствуют для развития диафрагмы, речевые игра, для развития дикции, пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики и т. д. Предлагаю воспитателям также использовать элементы логоритмики и вне занятий, особо для развития ритмических навыков логоритмика помогает и в кружковой работе.

Мной была проведена диагностика в начале учебного года по развитию музыкальных способностей детей. В старшей и подготовительной, средней группах много воспитанников с нарушением речи. В старшей группе 15 человек - 62%, в подготовительной 10 человек - 53%, в средней - 16 человек - 69 %.

Применение логоритмики направлено на оздоровление. Ежедневное выполнение в определенное время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно - голосовая зарядка, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с движением и т. д, приучает детей к оздоровительному режиму. Использование логоритмики на занятиях в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече - двигательной.

С помощью различных, игр и танцев (различных народов и жанров) сформируются важные музыкально - двигательные умения и навыки. Будут всесторонне и гармонично развиваться формы тела и функции всего детского организма, т. е. совершенствоваться физические способности, укрепляться здоровье.

Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение у ребенка. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху.

План

по самообразованию по разделу логоритмика

Тема: Логоритмика

Цель 1 - Ребенок, с развитыми певческими навыками с использованием логоритмики, проявляет устойчивый интерес к песне, умеет её выразительно исполнять, инсценировать и использовать в самостоятельной жизни.

Цель 2 - Музыкальный руководитель, развивая певческие навыки у дошкольников с помощью логоритмики, помогает им психологически раскрепощаться, проявить творческую активность.

Задачи:

1. Учить ребенка выразительному исполнению песен (обучать четкой дикции, артикуляции, координации речи с движением).

2. Развивать музыкальные способности (ритмический слух, мелкую моторику, активизации всех видов памяти).

3. Воспитывать положительные эмоции у воспитанников в играх, хороводах, танцах и проявлять в них самостоятельность и инициативность.

Ожидаемый результат:

Ребенок, у которого развиты музыкальные способности, умеющий исполнять эмоционально и выразительно песни, хороводы и применять их в самостоятельной жизни, психологически раскрепощается и проявляет творческую активность.

№ п/п Разделы плана Содержание деятельности Сроки Форма представления результатов работы

1.

2.

Изучение психолого - педагогической литературы

Разработка

программно методического обеспечения образовательно процесса

1. Изучение программы М. А. Васильевой «Музыкальное воспитание в детском саду»

2. Изучение методической литературы по логоритмике: О. И. Новиковская «Логоритмика» (практическое пособие); Е. Д. Макшанцева «Скворушка» (музыкально - речевые игры для дошкольног возраста); Е. В. Кузнецова «Логопедическая ритмика» (в играх и упражнениях для детей с нарушениями речи); Н. В. Микляева «Фонопедическая и логопедическая ритмика

детском саду»;

3. Изучение материалов из

периодической печати:

«Ребенок в детском саду»

№ 5-2004г.

Артикуляционная гимнастика

(стр. 20)

Журнал «Обруч» Логоигры

№ 2-2005г.

Журнал «Музыкальный

руководитель» Пальцы вышли

погулять Т. А. Тютюнникова

(из опыта работы, № 2-3-4 -

2005г.)

Н. А. Щербакова «Музыкальное

воспитание детей с

нарушениями речи (из опыта

работы)

4. Теоретическое изучение и

систематизация полученных

результатов самообразования

по материалам методической

литератур: М. Ю. Картушина

«Логоритмические занятия в

детском саду», «Логоритмика

в детском саду» (старшая и

подготовительные группы)

М. Ю. Гоголева, «Конспекты

логоритмических занятий с

детьми 5-6 лет»

М. Ю. Картушина, «Обруч»

журнал «Логоигры»,

Журнал «Музыкальный

руководитель «Пальцы вышли

погулять»

5. Разработка диагностичестичес-

кого материала

1. Разработка перспективно -

тематического планирования

2. Разработка планов занятий.

3. Подбор практического материала (система упражнений, игр, аудио-видео материалов

сентябрь октябрь

ноябрь апрель

Сентябрь Октябрь

Сентябрь Апрель

Ноябрь Апрель

Папка с наработками по теме самообразование «Пальчиковые игры» «Артикуляционные уп-ражнения», «Игры на развитие правильного звукопроизношения», «Игры на развитие речевого дыхания», «Игры на развитие силы высоты голоса», «Игры - диалоги на развитие выразительности речи», «Игры на развитие слухового внимания» «Игры на развитие ритмичной, Артикуляционная

гимнастика» О. И. Крупенчук

Т. А. Воробьева; «Игры и

упражнения для развития мелкой моторики» Я. Ю. Позднякова;

«Пальчиковые игры» для детей 4-7лет, 1-3 лет; «Пальчиковая

гимнастика» Е. Ю. Тимофеева,

Е. И. Чернова; «Ум на кончиках пальцев» О. А. Новиковская;

«Забавные чистоговорки»

Т. А. Куликовская,

«Логоритмика» О. А. Новиковская; «Музыка

для здоровья» Т. А. Овчинникова; «Пение и логопедия»

Т. А. Овчинникова;

И. Г. Сухин «Веселые скороговорки для непослушных звуков».

Диагностика по всем группам (наличие карты результатов диагностики)

Отражение работы по теме самообразования при планировании занятий.

Используется в календарных планах на занятиях.

Картотека пособий, наглядного и раздаточного материла

3. Подведение итогов в работе над темой самообразования 1. Проведение диагностики по теме самообразования на начало и в заключении работы.

2. Обобщение собранного в течение учебного года материала по теме. Сентябрь Май

Сводная ведомость (протокол с полученными данными на начало и конец года.

Творческий отчет по теме самообразования

4 Участие в системе методической работы ОУ 1 .Участие в проведении заседаний методического объединения, в организации методической конференции.

2. Участие в неделе открытых дверей в дошкольных группах.

З. Обощение собранного в течение года материала по программно - методическому обеспечению образовательного процесса. Октябрь Май

Март

Май Анализ по итогам работы за учебный год.

Показ открытого логоритмического занятия.

Консультации: «Мир вокруг нас»

Оформление материалов по теме самообразования

Отчёт по теме самообразования

Публикации по теме:

Логоритмика — это здорово! Е. А. Григорьева, учитель-логопед МБДОУ № 29 «Истоки» г. Боровичи Новгородской области Логоритмика как средство развития речевых, музыкальных,.

Рекомендации «Интеграция речевого и физического развития» Речь и движение очень тесно связаны, дополняют друг друга. Благодаря этому активно укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки
  • Лэпбуки
  • Лэпбуки
Автор публикации:
Отчет о работе по самообразованию «Логоритмика — связь слова, музыки и движения»
Опубликовано: 6 сентября 2013 в 18:33
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс открытки «Ангел» в технике айрис фолдинг с использованием атласных лент
Необычная техника аппликации, айрис фолдинг, впервые была изобретена в Нидерландах. Дословно переводится как «радужное складывание» ( «iris folding»....
Перспективное планирование по аппликации для второй младшей группы на первый квартал...
Перспективное планирование по аппликации для второй младшей группы на первый квартал «Осень» Аппликация не зря стала одним из самых любимых видов...
Макет «Новогодний камин»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В этом году мы с ребятами нашей старшей группы поставили новогоднюю сказку "В гостях у Снежной королевы". Перед нами...
Фотоотчёт об ОД с детьми средней группы «Снегири и синички» с элементами...
Выйдя на прогулку с детками нам повезло понаблюдать за прилетевшими на наш участок снегирями и синичками, но они сидели высоко на дереве. Придя с...
Фотоотчет «Спасем зимующих птиц»
нашей группе " Колокольчик" пришла тематическая неделя под девизом " Спасем зимующих птиц ". Зима – очень тяжелое время года для птиц. Холодно и голодно...