Лучший педагог года

Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»

АВ
Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества – в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы.

Публикация «Отчет по самообразованию „Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края“» размещена в разделах

Актуальность моей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным миром родного края. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей.

Цель: продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.

Задачи:

- обогащать у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;

-расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края;

-развивать у детей эмоционально-чувственную сферу и желание помогать природе.

- способствовать повышению познавательной активности родителей. Данные задачи решались во всех видах детской деятельности: в играх, в труду, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Литература, изученная в этом учебном году:

• Иванова А. И Живая экология : Программа экологического образования дошкольников. М., 2007.

• Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2006.

• Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.

• Павленко Н. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. М., 2006.

• Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. М., 2010.

• Зенина Т. Н. Экологическая гостиная в ДОУ. М., 2008.

• Шишкина В. А. Прогулки в природу. М., 2002.

Работа с педагогами

Профессиональному становлению способствовало участие в МО воспитателей старших групп города (руководитель Куватова Г. А., и в педагогических семинарах, где обсуждается проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста. Была представлена на семинар презентация наблюдения на прогулке «Наблюдение за деревом».

Подготовлены консультации для педагогов: «Интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников».

Участвовали в смотре-конкурсе уголков по экологическому воспитанию и заняли 2 место. Представляла презентацию «Лучший уголок природы» на Городском конкурсе профессионального мастерства. Заняла 3 место во Всероссийском дистанционном конкурсе блиц-олимпиаде «Вопросита» «Экологическое воспитание детей в детском саду».

В течение года продолжалось знакомство с новыми формами, методами и приёмами воспитания на МО и при общении с коллегами, с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет, совершенствовались знания в области классической и современной психологии и педагогики.

Работа с родителями

Работа с родителями проводилась следующим образом:

1. Анкетирование родителей «Что такое экология

2. Оформление папки-передвижки «Зимушка зима», «Игры экологического содержания».

3. Творческая выставка «Осенний калейдоскоп»

4. Беседы с родителями «Как научить детей охранять природу», «О значении прогулок и экскурсий с детьми по родному городу».

5. Реклама книг, статей из газет и журналов на тему экологического воспитания детей.

6. Консультации для родителей «Зеленый спецназ», «Жизнь птиц зимой», «О чем рассказывают растения»

7. Конкурс поделок «Елочка-зленая иголочка»

8. Изготовление плакатов «День космонавтики», «Сохраним природу родного края».

9. Выставка фотографий «Земля- моя Югория»

10. Проект «Покормите птиц зимой» с изготовлением кормушек.

11. Выставка детско-родительских работ «Наши добрые дела», «Моя Югра».

12. Даны индивидуальные рекомендации родителям о значении личного примера взрослых, в формировании экологического опыта ребенка.

Работа с детьми

Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования является организация развивающей предметно- пространственной среды. В нашей группе мы постарались создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, формировала его как личность, а также создала условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. Поэтому процесс обучения стараемся строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом. С этой целью создали в группе экологическую лабораторию, где дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения, которые фиксируются в специальном журнале «Наши наблюдения». Здесь помещен материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, микроскоп, лупы, весы, песочные часы и т. д., размещены ящики с почвой, растения, за которыми ведутся наблюдения. Уголок природы в группе мы назвали с детьми «Центром науки». Он служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. В «Центре науки» на удобном стеллаже находятся энциклопедии, иллюстрации животных и растений, различные коллекции перьев птиц, коры деревьев, камней, шишек хвойных деревьев и многое другое.

В уголке природы есть разнообразные комнатные растения, экологические игры.

В экологической зоне повешен календарь природы, дети самостоятельно определяют времена года.

На протяжении всего учебного года проводился ежедневный уход за обитателями уголка природы и наблюдение за цветущими растениями. В группе был создан огород на подоконнике, и мы наблюдали за ростом лука на подоконнике (январь-февраль, за ростом гиацинтов, петрушки и укропа, за ветками деревьев в вазе (март– апрель, за пробуждениями одуванчиков на участке (май). Систематически проводятся наблюдения за погодой –одну неделю в месяц ежедневно ребята рассматривают небо, уточняют характер осадков. Регулярно фиксируем погоду и состояние живой природы.

В уголке природы дети с помощью воспитателя регулярно ведут уход за растениями: поливают цветы, обрывают увядшие листья, палочкой рыхлят землю, вытирают пыль с листьев.

С ребятами мы выяснили, что все представители живой природы имеют общие признаки: растут, размножаются, питаются, дышат. Но каждое из живых существ неповторимо и уникально. Человек – это венец творения природы, он наделен разумом, способен мыслить и принимать решения. Поэтому мы в ответе за свои поступки. В экологическом образовании дошкольников значимое место занимают модели и таблицы. Использование их дает возможность демонстрировать процессы, которые нельзя показать в природе и запомнить последовательность действия. Преимущество данного способа заключается в том, что он позволяет изучить биологические закономерности, не проводя экспериментов на живых организмах, тем самым, не нанося им вреда. В группе изготовлено много мнемо-таблиц на экологическую тематику.

Для систематизации полученных знаний использую чтение художественных произведений, беседы, рассматривание картин и иллюстраций. Просмотр презентаций. Все это помогает детям вновь испытать и переосмыслить увиденное на природе, расширить свои представления о ней. Дети стали более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности. В процессе работы у детей развиваются также важнейшие черты личности как самостоятельность, любознательность, общительность, умение находить компромисс, считаться с мнением других, которые характеризуют уровень воспитанности ребенка как личность. Дети охотно учатся овладевать приемами исследовательской работы, что ведет к развитию интеллекта детей, умеют устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы, делать умозаключения, что, безусловно, приводит к развитию личности.

Для того чтобы работать по этой теме, было сделано:

1. Подобрана соответствующая художественная литература: сказки, сказания, легенды, приметы, пословицы, поговорки, загадки.

2. Приобретены записи голосов птиц, «Времена года».

3. Проведены беседы с детьми «Что нас окружает?», «Удивительный лес», «Дикие звери Сибири», «Птицы родного края», «Клест», «Лесной доктор», «Как звери зимуют в лесу?», «Жизнь птиц зимой», «Что такое заповедник?», «Водоемы родного края», «Река Аган», «Кто такие рыбы?», «Как нужно вести на природе, «Хвойные деревья – Сибири», «Зачем нужно беречь природу, «Зеленая аптека» и др.

4. Продуктивная деятельность детей:

- Лепка «Калининские птички», «Животные Сибири».

- Рисование «Синички», «Птицы нашего города», «Золотые рыбки», «Зимняя река», «Семья ежей».

- Аппликация «Во поле береза стояла», «Сирень».

5. Рассматривание фотографий, слайдов.

6. Экскурсии в городской эколого-этнографический музей и по улицам города, рядом с детским садом.

7. Просмотр презентаций «Космос», «Береги природу».

8. Выставка рисунков «Моя Югра- мое богатство».

9. НОД «Знакомство с тайгой», «Животный и растительный мир Севера», «Красная книга».

10. Опытно -экспериментальная деятельность с водой, песком, воздухом, почвой, магнитами.

Одним из показателей высокой эффективности моей работы явилась победа воспитанников в Общероссийских конкурсах: «Наш веселый огород» (1 место, 3 участника, «Чудеса живой природы» (1 место, 3 участника, «Весна-красна!» (1 место, 3 участника, «Берегите землю, берегите!» (1 место, 3 участника).

В результате проделанной работы:

• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

• сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

• сформированы начала экологической культуры детей;

• дети получают практические знания по охране природы;

• развиваются речевые навыки детей;

• дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Перспективы: продолжить работу по этой теме, на основе анализа деятельности в данном направлении откорректировать задачи на следующий учебный год, обновить развивающую предметно – пространственную среду в группе по данной теме, спланировать совместную работу с педагогами, родителями, детьми по данному направлению.

Публикации по теме:

«Ознакомление детей с природой родного края в проектной деятельности» Ознакомление с природой родного края в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученных в детстве, помогут.

Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание детей 3–4 лет» Отчет по самообразованию: «Формирование познавательного интереса у младших дошкольников на основе представлений о природе как о живом организме».

Отчет «Экологическое воспитание дошкольников через знакомство с природой леса» (презентация) Заканчивается учебный год и все мы подводим итоги этого года. Темой самообразования в этом году я брала «Экологическое воспитание дошкольников.

Отчёт по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников» Актуальность темы. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области.

Ознакомление дошкольников с историей родного края в годы Великой Отечественной войны Ознакомление дошкольников с историей родного края в годы Великой Отечественной войны Понкратова А. В. Каракулина О. А. воспитатели первой.

Педагогический проект «Формирование экологической культуры дошкольника через ознакомление с природой родного края» Формирование экологической культуры дошкольника через ознакомление с природой родного краяАктуальность проекта. "Не порти дерев (., ибо.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников «Природа родного края» «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» «Природа родного края» В соответствии с п. 2.6 ФГОС ДО образовательная область «Познавательное.

Семинар-практикум «Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края» Семинар – практикум «Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края» воспитатели: Карпова С. И.

Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром. «Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный.

Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни через наблюдения. Ж. Р. Думанишева, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида№21» ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»
Опубликовано: 31 мая 2017 в 19:12
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД