Лучший педагог года

Отчет по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Любовь Черникова
Отчет по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

На 2022-2023 учебный год мной была выбрана для изучения тема: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста».

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит:

Публикация «Отчет по самообразованию „Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Чем активнее ребенок экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, тем активнее участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность.

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Работая над этой темой, я поставила перед собой цель: пополнить свои знания по данной теме.

Для достижения поставленной цели определила ряд задач:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения методической литературы.

2. Накопление методической литературы (специальная литература, картотеки, методические разработки) по познавательно-исследовательской деятельности.

3. Создание развивающей среды в группе для исследовательской активности детей.

В течение всего года я изучала разнообразную методическую литературу по данной теме, изучила опыт коллег на интернет - сайтах.

Благодаря изученной литературе, мне удалось составить картотеки опытов с песком и глиной, с водой, с воздухом, с магнитом, которые помогли в работе с детьми нашей группы. Также изученная литература помогла мне в подготовке материала для родителей, в составлении опытно-исследовательских конспектов для совместной работы с детьми

В течение года создала благоприятные условия и творческую среду для развития познавательной активности дошкольников.

В группе оборудован Уголок экспериментирования, который оснащен специальным оборудованием, разнообразным материалом:

- приборы-помощники: лупа, песочные часы, магниты;

- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья и др. ;

- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл);

- медицинские материалы: пипетки, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши и др. ;

- прочие материалы: зеркало, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

Одна из главных задач Уголка экспериментирования, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.

На протяжении всего учебного года я старалась систематизировать работу по детскому экспериментированию, что способствовало росту интереса детей к экспериментальной деятельности, отмечалась стабильная положительная динамика познавательной активности и любознательности детей. Мной составлено перспективное планирование экспериментальной деятельности на 2022-2023 учебный год.

В структуру детского экспериментирования входят :

1. Постановка проблемы, которую следует решить.

2. Цель и задачи, направленные на решение проблемы.

3. Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения).

4. Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях).

5. Формулировка выводов.

Во время наших экспериментов дети приобретают опыт творческой, поисковой деятельности, выдвигают новые идеи, актуализируют прежние знания при решении новых задач.

Опытно–экспериментальная деятельность, проводимая с детьми, соответствовала данному возрасту и возможностям детей.

В процессе экспериментирования воспитанники учились:

• видеть и выделять проблему;

• принимать и ставить цель;

решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;

• высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.

С детьми проводились беседы на тему: «Необходимости и интереса к исследовательской деятельности», об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Дети были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.

На протяжении всего учебного времени проводила НОД (непосредственная образовательная деятельность) и опыты-эксперименты по темам :

«Откуда берется песок», «На песочном острове», (рисование песком, «Соль и вода», «Воздух – невидимка», «Воздух и воздушный шарик», «Воздух и вода», «Лодочки», «Чудеса в стеклянных сосудах» (вода принимает форму сосудов, «Волшебный магнит», (Как достать скрепку из воды не замочив рукава, «Волшебное зеркало», «Солнечные зайчики».

Для закрепления материалов с детьми проводились дидактические игры :

«Подбери материал для названного предмета»; «Оглянись вокруг»; «Расскажи о предмете»; «Отгадай материал»; «Где спрятался воздух»; «Что из чего будет».

В результате НОД и опытов-экспериментов :

ребята овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ;

познакомились с явлениями природы;

получили представление о круговороте воды в природе;

уточнили знания о воде, о ее состояниях;

познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения;

ребята с удовольствием высказывали предположения и вместе со мной учились делать выводы.

Экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.

С этой целью для родителей были проведены индивидуальные и групповые беседы, консультации, даны рекомендации об исследовательской деятельности на темы: «Простые опыты с солью», «Экспериментируем с воздухом дома», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Что, нужно и чего нельзя делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Магниты в жизни ребенка», «Роль семьи в развитии познавательной активности детей», «Познавательные опыты дома».

«Развитие любознательности детей через детское экспериментирование».

Родители принимали активное участие в конкурсе "Уголков экспериментирования", помогали в его оборудовании и пополнении необходимыми материалами.

В результате работы за год я:

• Изучила теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.

• Создала картотеку опытов и экспериментов.

• Создала картотеку дидактических игр по экспериментальной деятельности.

• Создала условия для организации экспериментальной деятельности детей в группе.

• Разработала конспекты НОД по экспериментированию.

• Подготовила консультации для родителей по данной теме.

• Оформила папки-передвижки в родительский уголок.

В результате работы над темой самообразования мне удалось не только повысить свой уровень знаний по данной теме, но и вызвать интерес у некоторых родителей к исследованиям и познанию окружающего нас мира. Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей нашей группы. Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные материалы, которыми они стремятся пополнить наш Уголок экспериментирования.

Проанализировав свою работу по теме самообразования, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.

Считаю необходимым поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности, т. к. она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, что очень важно в период подготовки ребёнка к школе.

Таким образом, за этот год был заложен фундамент моей дальнейшей педагогической деятельности в реализации опытно-экспериментальной деятельности.

В перспективе планирую продолжить работу по данной теме:

пополнять предметно- пространственную среду по данному направлению;

повышать свою квалификацию;

также планирую разработать схемы - алгоритмы для экспериментов.

Подводя итог, хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких "почемучек" и направляя их исследовательскую инициативу, мы смогли развить у детей изобретательность, творческую активность, познавательный интерес; открыли перед детьми удивительный мир экспериментирования.

Фотоотчет по теме самообразования

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Актуальность: Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь, ему свойственна жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное.

Отчет по самообразованию «Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников» Цель моей работы по самообразованию : - продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность. развивать.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Экспериментирование с деревом Реализация проекта позволяет помочь развивать познавательные способности дошкольников; - изучить методическую.

Экспериментирование как средство развития познавательной активностиЭкспериментирование как средство развития познавательной активности Экспериментирование как средство развития познавательной активности Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем её многообразии:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет по самообразованию «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 9 апреля 2023 в 11:27
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД