МААМ-картинки

Отчет по теме самообразования «Патриотическое воспитание учащихся с ОВЗ»

Александр Меркулов
Отчет по теме самообразования «Патриотическое воспитание учащихся с ОВЗ»

Патриотическое воспитание учащихся с ОВЗ

Заботливый садовник укрепляет корень,

от которого зависит жизнь растения на протяжении

нескольких десятилетий. Так учитель должен

заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине.

В. А. Сухомлинский

Введение

Под современным патриотическим воспитанием подразумевается воспитание любви к своей Родине, уважения к ее национальным традициям, истории и культуре. У образованного гражданина в первую очередь должны быть сформированы ценностные ориентиры и установки.

Публикация «Отчет по теме самообразования „Патриотическое воспитание учащихся с ОВЗ“» размещена в разделах

К сожалению, в современном обществе усилилось проявление жестокости, агрессии со стороны молодежи по отношению к взрослым. Вечные ценности отошли на второй план, а новые еще не выработаны. Молодое поколение уходит от обсуждения социальных вопросов в пространство виртуальных игр. Поэтому патриотическое воспитание определяется как одно из приоритетных направлений.

В статье №2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных организациях. Среди главных названа задача патриотической направленности : «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Постановление Правительства РФ «О Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан России на 2011-2016 г.», Единая Концепция ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, которые вступили в силу с 1 сентября 2016 года, подчеркивают значимость и актуальность патриотического воспитания и отводят главную роль в воспитании патриотизма семье и образовательным организациям.

Школа должна воспитать «порядочного, патриотического» человека.

Процесс формирования патриотических качеств личности в школе для обучающихся с ОВЗ осуществляется по тем же правилам, как и в других образовательных организациях, так как наличие у ребенка «умственной отсталости не должно изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним». Но проблема патриотического воспитания в специальной школе стоит еще острее и обусловлена рядом причин.

1. Слабость отвлечения и обобщения, узость познавательных интересов оказывают препятствие в развитии потребности в познании, и затрудняют процесс освоения многих понятий.

2. Дети с ограниченными возможностями здоровья характеризуются значительным снижением критичности и самокритичности, повышенной внушаемостью. В связи с этим могут попасть под отрицательное влияние, не понимая необходимости сопротивления ему. Нарушение самокритичности в значительной степени затрудняет возможность их самовоспитания, которое требует не только правильной и осознанной самооценки, но и волевых усилий для преодоления собственных недостатков.

3. Семейное воспитание не позволяет сформировать у детей собственную гражданскую позицию, навыки правильного социального поведения в силу неблагополучной обстановки в семьях, низкого уровня образования родителей.

Исходя из этого, актуальность работы по патриотическому воспитанию, заключается в том, что дети с ограниченными возможностями здоровья страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, ее особенностях.

Поэтому основной целью моей работы в патриотическом воспитании школьников с умственной отсталостью является создание условий для формирование патриотических чувств и патриотического сознания у детей с ОВЗ.

Задачи:

1. Воспитывать чувства любви к своей Родине – России.

2. Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую родину;

3. Формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края.

1. Воспитание чувства любви к своей Родине

Для развития детей с ограниченными возможностями здоровья нужна адаптация объёма и характера воспитательного материала к познавательным возможностям воспитанников, для чего необходимо систему изучения тех или иных знаний значительно детализировать: материал преподносить небольшими порциями, усложнять постепенно, а также изыскивать способы облегчения трудных заданий. Поэтому первоначально я провожу диагностику сформированности базовой ценности «Патриотизм», направленную на выявление представлений о; своей малой родине, ее традициях о своей стране и отношению к природе с помощью анкеты - опросника «Я и моя страна» и «Отношение к природе и ее охране». (Приложение 1.) Анализ показал, что у половины обучающихся не достаточно сформированы ценности патриотизма. (Приложение 2.)

Результаты диагностики позволяют мне наметить траекторию работы по патриотическому воспитанию. Она представлена следующими направлениями:

1. Воспитание чувства любви к своей Родине – России:

- закрепить знания детей о государственных символах России;

- обобщить элементарные представления о происхождении и функциональном назначении герба и флага, о символическом значении цвета и образов (орел, всадник)

2. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую родину;

- воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям;

- формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края.

Государственная символика является частью истории и культуры страны. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребёнка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества.

В рамках реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Живу в России», мною были проведены беседы «Государственная символика. Что это такое?», «Российский флаг».

В ход е классных часов были закреплены уже ранее полученные сведения о гербе, флаге и гимне России, а также были даны дополнительные исторические сведения. Ребята не имеют возможности посетить столицу нашей Родины - Москву, но познакомиться с ней поможет игра – путешествие «Москва – столица нашей Родины». Для проведения игры были использованы слайды с видами Москвы. Дети познакомились с историей столицы, её развитием, достопримечательностями.

Так же воспитание в детях причастности к Великому Русскому народу происходит через знакомство детей с древнейшими народными праздниками: Масленица, Крещение, Пасха. Так дети с удовольствием участвовали в подготовке и проведении общешкольного праздника «Масленица».

У ребят появилась возможность не только узнать о традициях, атрибутах праздника, но и реализовать себя в них. Они водили хороводы, играли в народные игры, слушали заклички и потешки, угощались блинами.

Патриота нельзя воспитать, если не знаешь, как любили и берегли свою Родину наши деды и прадеды. Особое место занимает работа по приобщению к боевым и трудовым традициям народа, воспитанию уважения к подвигу защитников Отечества. Мероприятия, проводимые к Дню Победы, способствуют решению этих задач. Это участие в школьном конкурсе чтецов посвященному Дню защитника Отечества, подготовка к конкурсу патриотической песни, знакомство с военной символикой.

«Помнить можно только то, о чем знаешь. Если рассказывать детям о войне, им будет что помнить» в преддверии 72 годовщины Великой Отечественной войны ребята будут продолжать знакомиться с произведениями о героях военных лет.

2. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к родному краю

Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к родному краю, гордости за свою малую родину происходит через воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям;

Привить любовь к Родине ребенку с ограниченными возможностями здоровья возможно лишь с опорой на яркие, запоминающиеся примеры, путем создания ситуаций, в которых обучающиеся переживают это чувство, и его необходимо мотивировать.

Одним из мотиваторов является гордость за свою малую родину. Её я воспитываю, знакомя школьников с культурой, традициями округа. Даю понятие Родины как места, где человек родился, природы родины; традиций, нравов, обычаев Малой Родины; понятия соотечественника; национальных особенностей жизни людей. Дети знакомятся с гимном Югры, сравнили герб Югры с флагом, а также поговорили о гербе Кондинского района.

Определили с детьми что в состав Ханты - мансийского АО входят 13 городов, назвали столицу ХМАО и другие населенные пункты. Воспитанники называли коренных жителей ХМАО, познакомились с жилищем хантов, поговорили об их быте, охоте и традициях.

Во время прогулок с целью воспитания культуры игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни разучивали игры народов Севера («Караси и щуки», прыжки через нарты, принимали активное участие в тематическом дне здоровья «Игры народов Севера», инсценировании сказок народов Севера («Кукушка»)

Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям коренного народа, традиционным, духовным и нравственно - эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности.

Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.

Большую поддержку по ознакомлению с родным краем, оказывает тесное взаимодействие со школьной и районной библиотекой. Посетив тематические книжные выставки («Край в котором мы живём»; Тематическая выставка к 86-летию ХМАО-Югры «Наша Югра!»; беседа в библиотеке «Родные поэты» знакомство с поэтом А. Тархановым; «Поэты края»; тематическая выставка; «Вороний праздник»- беседа с элементами игры, обретают чувство гордости за свою малую Родину - Югру, осознают свою этническую и национальную принадлежность.

3. Формирование основ экологической культуры

Так же гражданско – патриотические чувства проявляются через формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края.

Свою любовь к родным местам, представления о том, чем они знамениты, какова природа - все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических качеств. Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по своему привлекателен, и описывая его, ребенок учится определять свое отношение к окружающему миру, передавать его в рассказах, рисунках и т. д.

Изучая совместно с библиотекарем и учителем биологии школы – интерната, узнали что, к сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода. Зимой дикие птицы очень нуждаются в помощи людей, но ко всему надо подходить со знанием дела, ведь, неправильно подкармливая птиц, легко им навредить. Еще с прошлого учебного года решили, что будем заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни.

Так же ребята заняли 1 место за участие в районном конкурсе «Жалобная книга природы», учились создавать коллаж, в котором отражалась экологическая проблема и призыв о помощи и защите всего живого.

Заключение

Ведущая роль в процессе гражданско-патриотического воспитания воспитанников принадлежит педагогу, его авторитету, его влиянию на детей, его примеру.

Поэтому педагогу так важно сформировать у детей представление о понятиях, понимания смысла которых поможет им в дальнейшем стать полноценной личностью, способной жить в обществе и следовать правилам установленным в нем. Итак, гражданско-патриотическое воспитание – процесс долгий, сложный, требующий времени, усилий и педагога и учащегося.

А процесс гражданско-патриотического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья осложняется еще и рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с отклонениями в развитии (с гораздо большим трудом, усваивают нормы и правила поведения и общения, им требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, краю, родине).

Но тем не менее, правила, по которым осуществляется процесс гражданско-патриотического формирования личности, едины, как для массовой, так и для специальной школы, поскольку любое образовательное учреждение задается целью воспитать социально-адаптированную личность, человека, приспособленного к требованиям современного общества, готового к самостоятельной жизни и труду в нем.

Поэтому, для продолжения работы над данной темой необходимо учитывать следующие правила:

- использовать наглядные средства: живые примеры, художественные образы, инсценировки, ролевые игры, поскольку детям интересно инсценировать различные ситуации, сценки из сказок, рассказы, а исполнение той или иной роли помогает усвоить нормы, правила поведения персонажей, «перенося» их на себя.

- обеспечить активность детей на занятиях: рисование, отгадывание загадок, пословицы, поговорки.

- преподносить материал так, чтобы стимулировать желание изучать и познавать.

Для более успешной организации гражданско-патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ на следующий учебный год к задачам:

1. Воспитывать чувства любви к своей Родине – России.

2. Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую родину;

3. Формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края.

Будет добавлено направление, по которому планируется продолжать работу по изучению данной темы:

4. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность, по ознакомлению с историческим и культурным наследием родного края, его жителями.

Продуктом изучения темы будет являться оформление альбома «Знаменитые люди Югры».

В заключении хочу отметить, что воспитание патриотических чувств сегодня – это социальная потребность общества. Конечно, невозможно в полной мере показать все стороны патриотического воспитания. Но, воспитывая у ребят любовь к родному краю, необходимо в первую очередь воспитывать в них патриотов своего Отечества, настоящих граждан России.

Список литературы.

1. Артюхова И. С. Настольная книга классного руководителя -М. :Эксмо, 2008.

2. Лебедева О. В. Условия разрешения противоречий в процессе патриотического воспитания школьников// Воспитание школьников -2015.-№7.

3. Малофеев Н. Н., Никольская О. С. ,Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л. Единая концепция ФГОС для детей с ОВЗ. Основные положения//Дефектология- 2010.-№1.

4. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника-М. : Просвещение,1986.

5. Тивикова С. К. Воспитание гражданственности у младших школьников//Практика школьного воспитания – 2015.-№1.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ № 1599 Министерства образования и науки РФ от 19декабря2014 г.)

Интернет-ресурсы:

https://mosmetod.ru. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

https://www.consultant.ru/document/cons Закон РФ «Об образовании»

Приложение1.

Анкета «Я и моя страна»

Цель: определение уровня сформированности представлений о себе, своей малой родине, о стране, уровень сформированности патриотизма как ценности.

Вопросы на начало учебного года:

1. Назови своё имя, фамилию и отчество.

2. Как называется страна, в которой ты живёшь?

3. Назови свой адрес (поселок, улица, дом, квартира).

4. Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку…

5. Чем ты гордишься в своем поселке, в своей стране.

6. Что ты знаешь о Великой Отечественной войне (если знаешь, расскажи об этом).

7. Кто такой ветеран?

Вопросы на конец учебного года:

1. Назови своё имя, фамилию и отчество.

2. Напиши фамилию, имя и отчество своих родителей, бабушек и дедушек.

3. Назови свой адрес (область, город, улица, дом, квартира).

4. Как называется страна, в которой ты живёшь?

5. Как называется столица области, в которой ты живёшь?

6. Чем ты гордишься в своей семье, в своем поселке, в своей стране.

7. Какой праздник у нашей страны главный?

8. Когда празднуют День России?

9. Когда в нашей стране отмечают День Победы?

10. Про какие войны в нашей стране ты знаешь, кроме Великой Отечественной войны?

11. Кто защищает Родину?

12. Зачем нужно помнить о героях?

13. Кто такой ветеран?

14. Кто- то из твоих родственников защищал страну во время ВОВ? (если есть, расскажи, что ты об этом знаешь).

Тест «Отношение к природе и ее охране»

(среди предлагаемых вариантов ответов необходимо пометить выбор «+»)

1. Как Вы относитесь к природе?

а) бережно;

б) ответственно

в) безразлично;

г) с любовью;

д) неопределенно.

2. Чем обусловлено Ваше отношение к природе?

3. Что является главным фактором загрязнения окружающей среды?

а) транспорт;

б) промышленность;

в) сельское хозяйство;

г) деятельность человека;

д) атомные электростанции.

5. Существует ли, по Вашему мнению, такая экологическая информация, которую не стоит распространять широко?

а) да;

б) скорее да, чем нет;

в) скорее нет, чем да;

г) нет.

6. Каковы главные проблемы охраны природы?

7. Назовите природные объекты в нашей стране, которые находятся на грани экологической катастрофы.

9. Что, на Ваш взгляд, лежит в основе экологической культуры?

а) страх за свое собственное будущее, за все живое на земле;

б) стремление сохранить все многообразие природы;

в) здоровье будущих поколений;

г) осознание ответственности за дальнейшую эволюцию биосферы;

д) желание сохранить красоту окружающей нас природы.

10. Хотели бы Вы, чтобы Ваша будущая профессия была связана с природой, охраной природ

Приложение 2.

Показатели сформированности представлений о своей стране и ее традициях, экологическом воспитании и распределение воспитанников по уровням на начало и конец 2016-2017 учебного года

Воспитанник Я и моя страна Отношение к природе и ее охране

нг кг нг кг

Кол-во баллов Уро

вень Кол-во баллов Уро

вень уровень уровень

1 4 н 9 ср н ср.

2 7 н 10 ср н ср.

3 11 ср 13 в ср в

4 8 ср 11 ср н ср

5 10 ср 12 в н ср

6 5 н 10 ср ср в

7 5 н 11 ср н ср

8 10 ср ср

Итого по классу В. ур- 0%

Ср. ур-42,8%

Н. ур. -57,2% В. ур- 25%

Ср. ур- 75%

Н. ур. -0% В. ур- 0%

Ср. ур- 28,6%

Н. ур. - 71,4% В. ур- 25%

Ср. ур-75%

Н. ур. -0%

Вывод: в начале учебного года дети имеют низкий и средний уровень представлений о себе, стране, малой родине, традициях страны. 55% не знают о традициях малой родины, традиционных праздниках и обычаях этих праздников. Не сформирована активная жизненная позиция по решению доступных для них проблем окружающей природной среды. К концу учебного года, вследствие проводимой воспитательной работы, у воспитанников наблюдается положительная динамика в развитии: нет обучающихся на низком уровне сформированности представлений.

Публикации по теме:

Нравственное воспитание учащихся с ОВЗ в коллективном труде Основой нравственного воспитания учащихся с ОВЗ является формирование у них отношений, объектами которых являются люди, Родина, общество,.

Отчет инструктора по физкультуре по теме самообразования «Использование оздоровительной, корригирующей гимнастики» Цели: - Укрепление здоровья детей, совершенствование организма средствами физической культуры; - Укрепление опорно-двигательного аппарата.

Отчет по теме самообразования «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО» Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка, представлена в пяти образовательных областях:.

Отчет по теме самообразования «Использование программно-диагностического комплекса «Соната-до» Цель: изучение динамики достижений воспитанниками по всем направлениям развития; выявление уровня усвоения детьми.

Отчет по теме самообразования «Экологическое воспитание дошкольников» В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Причина актуальности — в деятельности.

Патриотическое воспитание детей с ОВЗ. Участие в восьмой Международной акции «Читаем детям о войне»Патриотическое воспитание детей с ОВЗ. Участие в восьмой Международной акции «Читаем детям о войне» В настоящее время в нашей стране уделяется большое внимание патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В своей работе по патриотическому.

План профессионального самообразования педагога по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» на 2016–2017 учебный год Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников" Цель: Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности,.

Помощь воспитателям. Отчет по теме самообразования Отчёт по теме самообразования "Влияние устного народного творчества разных жанров на развитие речи детей 3-4 лет" за 2016 – 2017 учебный.

Тематический план самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Тематический план самообразования воспитателя на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Месяц.

Творческий отчет «День за днем, из года в год: патриотическое воспитание в нашем детском саду»Творческий отчет «День за днем, из года в год: патриотическое воспитание в нашем детском саду» Нельзя вырастить полноценную личность без формирования гражданских качеств. Патриотическое воспитание начинается довольно рано – корнями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет по теме самообразования «Патриотическое воспитание учащихся с ОВЗ»
Опубликовано: 27 мая 2017 в 15:11
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД