Лучший педагог года

Отчет по теме самообразования «Проектная деятельность в старшей группе»

Петрова Татьяна
Отчет по теме самообразования «Проектная деятельность в старшей группе»

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.

В. Ф. Одоевский

Педагогическая технология - это такое построение деятельности воспитателя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Технология проектов

Публикация «Отчет по теме самообразования „Проектная деятельность в старшей группе“» размещена в разделах

Условия современности таковы, что дошкольник не может быть «чистым листом» при поступлении в школу. Все чаще требования, предъявляемые к первокласснику, заставляют «развивать, вкладывать, информировать, тренировать и т. д.». Дети, обладающие большим количеством информации и знаний, приобретают их бессистемно.

Долг взрослого — помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Педагог грамотно управляет ребенком, определяет методы и приемы образования воспитанника. Одной из новых наиболее эффективных инновационных технологий стал метод проектов

Метод проектов является одним из перспективных методов. Ряд авторов (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. (Е. С. Полат)

Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

I этап разработки проекта :

Ставлю проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигаем гипотезу, которая подтверждается детьми в процессе поисковой деятельности.

II этап работы:

Разрабатываем совместный план действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта). Сначала проводим общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Затем фиксирую ответы на листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов использую условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем задаю второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксирую, причём независимо от того, что они могут показаться нелогичными. Здесь важно, проявить терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, спрашиваю: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт.

Учитываю обязательно и возрастные особенности воспитанников: для детей старшего дошкольного возраста предоставляю больше самостоятельности.

Решением поставленного вопроса выступают различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, проявить гибкость в планировании, суметь подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план.

III этап работы

Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления предлагаю решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.

IV этап работы

Является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта : итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.

Работая первый год по этой теме, в группе реализовали два краткосрочных проекта : «По сказкам К. И. Чуковского», «Военная техника» - приуроченный к 23 февраля, и один долгосрочный: «Зеленый лучок на подоконнике» (рассчитанный на 2 месяца)

«Зеленый лучок на подоконнике»

Цель: Расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к работе проекта детей, воспитателей, и родителей.

Задачи:

1. Учить детей ежедневно ухаживать за луком зимой в комнатных условиях.

2. Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц.

3. Фиксировать представление детей об изменениях роста луковиц в стакане воды и в контейнере с почвой.

4. Повторение правильного и бережного отношения к природе.

5. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, научить детей видеть результат своего труда.

Проектная идея : создать в группе детского сада огород на подоконнике.

Участники проекта : дети старшей группы, родители и воспитатели группы.

Результат.

1. Дети научатся сажать и ухаживать за луком и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать пользу и красоту зеленого лука зимой.

2. У детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях как в контейнере с почвой так и в стакане с водой.

Способы оценки: Опыты, наблюдения, беседы, эксперименты.

«По сказкам К. И. Чуковского»

Тип проекта :

По виду деятельности : исследовательско - творческий

По составу участников: фронтальный

По срокам реализации: краткосрочный

Актуальность проблемы:

Неустойчивый интерес детей к произведениям художественной литературы, отсутствие традиции семейного чтения, а также недостаточное развитие коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности.

Цель:

Развитие свободной творческой личности ребенка, через знакомство с творчеством К. И. Чуковского; развитие интереса к книге, как к источнику радости, эмоциональной отзывчивости на литературное произведение.

Задачи:

*Развивать творческую активность, способность прогнозировать результат деятельности и проекта в целом

*Знакомство с краткой биографией и творчеством К. И. Чуковского

*Развитие интереса у детей к книге, эмоциональной отзывчивости на прочитанное

*Заинтересовать родителей проблемой приобщения ребенка к книге

*Воспитание радости от совместного творчества участников проекта

*укрепление и расширение взаимодействия детского сада и семьи

Сроки реализации проекта : 3 недели

Итоговое мероприятие проектной деятельности : НОД по рисованию «Иллюстрации к сказке К. И. Чуковского «Телефон», организация выставки.

Результативность проекта :

В ходе реализации проекта у детей сформировались навыки работы с литературой: умение слушать, понимать, эмоционально откликаться на художественное произведение, отмечена динамика роста в речевом развитии, активизировано использование литературного опыта в творческой деятельности, повысился интерес к книге.

Все участники проекта получили позитивные эмоции, радость от совместной деятельности.

«Боевая Чудо – техника»

Актуальность проекта : издавна славится наша страна своей армией, своими солдатами, которые защищают Родину. Но в силу последних перемен у молодого поколения пропадает интерес к армии. В наше время считается нормальным – любой ценой отклониться от службы в армии. В связи с этим очевидна необходимость решения проблем патриотического воспитания дошкольников.

Цель проекта : формирование чувства патриотизма у детей дошкольного возраста.

Задачи проекта :

1. Расширение, обобщение, систематизирование знаний детей о Российской армии.

2. Воспитание чувства уважения к Российскому воину, его силе и смелости.

3. Обогащение предметно-развивающей среды группы.

4. Привлечение родителей к совместной деятельности.

5. Создание мини – выставки «Боевая чудо – техника».

Вид проекта : групповой, информационно-творческий.

Продолжительность проекта : краткосрочный, 1месяц.

Участники проекта : дети, воспитатели, родители.

Формы реализации проекта :

- Беседы родителей с детьми: «Для чего нужна армия?», «Профессия-военный».

- Тематические занятия: «Этот День Победы», «Армия Российская – смелая, могучая, армия Российская – самая лучшая».

- Знакомство с произведениями художественной литературы: Лев Кассиль «Твои защитники», Ю. Коваль «На границе», И. Резник «Где служить?», В. Степанов «День Победы», Г. Лагздынь «Мой папа – военный».

- Сюжетно-ролевая игра «Мы – военные».

- Дидактическая игра «Военная техника», «Угадай по описанию».

- Рассматривание фотоальбома «Наши защитники» и составление рассказов о своем папе «Как мой папа служит в армии».

- Выставка совместных работ детей и родителей.

Результат проекта :

Повысился уровень осведомленности дошкольников об истории армии.

Дети знакомы с произведениями поэтов и писателей на военную тематику.

Родители проявили активность при работе над проектом.

Родители ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную исследовательскую проектную деятельность.

Публикации по теме:

Проектная деятельность по теме «Система освоения основ гигиенической культуры» Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию. Гигиеническое воспитание –.

Отчет по теме самообразования «Сенсорное воспитание дошкольника через дидактические игры» Отчёт по теме самообразования «Сенсорное воспитание дошкольника через дидактические игры» в подготовительной группе. В работе дошкольных.

Отчет по теме самообразования «Игра как важное средство воспитания дошкольников» Тема: «Игра как важное средство воспитания дошкольников». Социализация – это процесс, во время которого усваиваются ценности, традиции,.

Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста»Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста» Я не боюсь еще раз и еще раз повторить: Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.

Отчет по теме самообразования «Развитие умственных способностей детей средствами игровых технологий» Актуальность. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей.

Проектная деятельность по теме «Новый год у ворот» в старшей группеПроектная деятельность по теме «Новый год у ворот» в старшей группе Характеристика проекта Автор создания проекта: Воспитатель Меркурьева В. С Вид проекта: информационно – познавательный, творческий Участники.

Проектная деятельность в младшей группе по теме «Насекомые»Проектная деятельность в младшей группе по теме «Насекомые» Проектная деятельность в младшей группе по экологическому воспитанию в младшей группе (дети 3-4 года) Актуальность: Лето - удивительная.

Проектная деятельность в подготовительной к школе группе по теме «Хочу все знать». ФотоотчетПроектная деятельность в подготовительной к школе группе по теме «Хочу все знать». Фотоотчет В подготовительной к школе группе реализовывалась образовательная тема по познавательному развитию " Хочу все знать!" с 21.09.2015 г. по.

Программа самообразования по теме «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Актуальность темы: Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании.

Творческий отчет по теме самообразования «Работа над художественным текстом посредством технологий критического мышления» Слайд №1 Я, Пильщикова Наталья Николаевна, воспитатель первой категории ГККП «ясли – сада №34» города Павлодара. Слайд №2 Родилась 8.

Автор публикации:
Отчет по теме самообразования «Проектная деятельность в старшей группе»
Опубликовано: 24 января 2016 в 23:04
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД