Татьяна Викторовна Левковская
Отчёт о педагогической деятельности инструктора по физической культуре за учебный год
Целью моей педагогической деятельности в ДОУ с детьми являлось: создание условий для повышения двигательной активности и укрепление здоровья дошкольников.
Общая численность детей в 2020 – 2021 учебном году (во второй младшей, средней №1, №2, старшей, логопедической, подготовительной группах) составила 131 человек.
Работу по физическому развитию дошкольников осуществляла на основе Программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Публикация «Отчёт о педагогической деятельности инструктора по физической культуре за учебный год» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
К Программе воспитания и обучения в детском саду мною использовалась следующая методическая литература:
- Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации;
- Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений;
- Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет);
- Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Конспекты занятий по всем возрастным группам.
- Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения;
- Гуськова А. А. Подвижные и речевые игры для детей 5 – 7 лет.
В ДОУ созданы условия для реализации задач по развитию у детей навыков, умений и качеств в соответствии с их возрастными возможностями. Имеется музыкально-спортивный зал с разнообразным оборудованием для различных видов движений и раздаточный материал для организации общеразвивающих упражнений и подвижных игр, так же спортивная площадка на улице.
Физкультурно-оздоровительная работа ДОУ в 2020 – 2021 учебном году предусматривала решение следующих задач:
Оздоровительных: способствовать гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма посредством закаливания, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, увеличению работоспособности ребенка.
Образовательных: формировать у детей двигательные умения и навыки, развивать психофизические качества (быстроту, силу, гибкость, выносливость, глазомер, ловкость, двигательные способности (функции равновесия, координации движений).
Воспитательных: формировать потребность в ежедневных физических упражнениях, умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности.
В основу проделанной работы за период 2020 - 2021 учебный год были положены следующие педагогические методики и технологии:
- развивающие педагогические технологии были направлены на раскрытие двигательных возможностей и способностей каждого ребёнка, побуждение детей к самостоятельной двигательной деятельности, связанной с их потребностями;
- игровые технологии. В работе с детьми последовательно включались игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать их; игры, развивающие умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
- здоровьесберегающие технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие его физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, профилактику плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.
- ИКТ. Использовались компьютерные презентации образовательных порталов, а также свои разработки при организации образовательной деятельности с детьми по некоторым темам («Зимние виды спорта», «Защитники Отечества» «Правила дорожного движения», средства ТСО. Данные технологии способствовали развитию у детей коммуникативных способностей, формировали исследовательские умения, а также умения принимать оптимальные решения в сложившейся ситуации.
Физкультурно-оздоровительная работа осуществлялась мною через различные формы двигательной активности детей: утренняя гимнастика, физкультурные занятия в музыкально – спортивном зале (фронтально) и на свежем воздухе; спортивные и подвижные игры, индивидуальные занятия с детьми, физкультурные праздники и развлечения, кружковая деятельность.
Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики. Ее назначение и методика проведения общеизвестны. Утреннюю гимнастику проводила ежедневно до завтрака в течение 6-10 минут (в зависимости от возрастной группы) на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий).
Физкультурные занятия проводились 3 раза в неделю. В средних №1, №2, старшей, логопедической и подготовительной группах одно из занятий проходило на свежем воздухе. Продолжительность занятий во второй младшей – 15 минут, в средней группе – 20 минут, в старшей - 25 минут, в логопедической и подготовительной – 30 минут.
Для проведения занятий подбирала физические упражнения, определяла последовательность их выполнения, составляла план-конспект, продумывала методику проведения, готовила необходимое оборудование, а также следила за созданием санитарно-гигиенических условий, за одеждой детей.
При организации физкультурного занятия обязательно учитывала:
- строгую регламентацию деятельности детей и дозирование физической нагрузки;
- оптимальную двигательную активность детей;
- чтобы каждое предыдущее занятие быть связано с последующим и составляло систему занятий;
- соответствие возрасту и уровню подготовленности детей;
- имеющееся оборудование и музыкальное сопровождение.
Каждый ребенок неповторим и имеет свои особенности нервной системы, телосложения, психофизического развития. Индивидуальные особенности ребенка влияют на усвоение двигательных умений и навыков, на отношение к окружающим.
Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста направлена на обучение отстающих в усвоении физических упражнений, активизацию малоподвижных, улучшение физического развития ослабленных детей.
В течение года индивидуальную работу с детьми проводила, начиная со второй младшей группы, в форме игр и игровых упражнений.
При индивидуальных занятиях с дошкольниками использовала главное правило «Вместе с детьми!»: показывала и объясняла упражнения, давала предварительную ориентировку в действиях, активизировала сознательное и творческое отношение к физкультурным упражнениям.
Несмотря на совершенствование методов и форм организации физического воспитания в детских садах исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», т. е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы, а у 40% детей дошкольного возраста уровень развития двигательных способностей ниже среднего. Как руководитель спортивного кружка «Школа мяча», я поставила перед собой следующие задачи:
Оздоровительные:
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
- способствовать совершенствованию деятельности основных систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития, физической подготовленности детей.
Образовательные:
- познакомить детей с историей, правилами и элементами спортивных игр: баскетбол, пионербол, волейбол, футбол;
- учить детей понимать сущность коллективной игры с мячом, цель и правила, выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом.
Развивающие:
- развивать координацию движений, выносливость, быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве, глазомер;
- формировать простейшие технико-тактические действия с мячом: передача мяча, бросок через верёвку, забрасывание в корзину, подача мяча, ведение мяча ногами, и умение применять их в игровой ситуации;
- развивать способность действовать мячом на достаточно высоком уровне.
Воспитательные:
- формировать общую культуру личности детей, в том числе ценности здорового образа жизни;
- воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели;
- воспитывать умение действовать в коллективе, соотносить свои действия с правилами, действиями товарищей.
Спортивный кружок посещали дети старшей группы «Радуга». Мною была разработана программа, перспективный план занятий на 1 учебный год. Организация занятий с детьми осуществлялась в музыкально-спортивном зале дошкольного учреждения. На занятиях применяла физические нагрузки, соответствующие по продолжительности, объему, интенсивности возможностям детей старшего дошкольного возраста. В работе с детьми использовала следующие приемы:
- «круговой» тренировки (суть которых заключается в чередовании игровых упражнений, силовых возможностей разных мышечных групп и упражнений);
- прием визуальной информации (для контакта с занимающимися, для того чтобы передать им информацию об упражнениях не прерывая занятия, для исправления ошибок и поощрения детей).
Так же, в работе с детьми применяла такую форму, как физкультурный досуг. Он повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребёнка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивают двигательные качества (быстроту, ловкость, способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность. Досуг включает в свое содержание уже знакомые детям подвижные игры, эстафеты, задания, разнообразные движения.
В течение этого учебного года, с детьми были проведены следующие спортивные соревнования, физкультурные развлечения и праздники: «Забавные эстафеты», «День мячика», «Путешествие в страну Здоровья», «Школа молодого бойца», «День Здоровья с клоуном Блимчиком». Так же, провела тематические игры – викторины с детьми старшего дошкольного возраста: «Защитники Отечества», «Знатоки ПДД».
В целях пропаганды здорового образа жизни, вовлечения воспитанников в спорт и досуговую деятельность, подготовила и провела спортивно – развлекательное мероприятие среди воспитанников подготовительной группы «Непоседы»: «Мы готовы к ГТО!»
Совместно с воспитателями старшей группы «Радуга» подготовила и провела краткосрочный проект «Если хочешь быть здоров».
Целью являлось: приобщить детей к здоровому образу жизни, дать нужные сведения необходимые для укрепления здоровья.
Задачи проекта:
-для детей:
1. Создать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья дошкольников;
2. Сформировать у детей систему знаний о здоровом образе жизни;
3. Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью и потребность у детей вести здоровый образ жизни.
-для педагогов:
1. Создать условия для совместной деятельности детей, родителей, педагогов;
2. Дать представление детям об элементарных способах укрепления своего здоровья;
3. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах здорового образа жизни.
-для родителей:
1. Заинтересовать родителей в формировании здорового образа жизни в семье;
2. Побуждать родителей сотрудничать с работниками ДОУ в оздоровлении детей.
Реализация проекта в образовательной области «Физическое развитие» проходило при помощи: ежедневной утренней гимнастики, гимнастики после дневного сна, закаливающих мероприятий, прогулок на свежем воздухе, пальчиковой, дыхательной, артикуляционной гимнастики, физминуток, подвижных игр, физкультурных занятий.
Итоговым мероприятием стало спортивное развлечение «Путешествие в страну Здоровья!»
Принимала участие в конкурсе педагогических работников ДОУ на лучший мастер – класс. Тема моего выступления: «Нетрадиционное физкультурное оборудование, как средство повышения двигательной активности дошкольников».
Цель: повышение компетентности педагогов по проблеме приобщения дошкольников к двигательной активности посредством нетрадиционного физкультурного оборудования.
Задачами являлось:
- познакомить педагогов ДОУ с разнообразными видами нетрадиционного физкультурного оборудования и возможностью их использования детьми в группе;
- познакомить с одной из техник изготовления нетрадиционного физкультурного оборудования своими руками;
- развивать творчество, фантазию при практическом изготовлении нетрадиционного физкультурного оборудования;
- заинтересовать педагогов по теме с целью дальнейшего изготовления нетрадиционного физкультурного оборудования в группе для пополнения предметно-развивающей пространственной среды.
Мною была представлена презентация - обзор нетрадиционного физкультурного оборудования, сделанного своими руками, для пополнения предметно–пространственной развивающей среды ДОУ. В практической части моего мастер – класса педагогам было предложено сделать своими руками нетрадиционное – физкультурное оборудование «Массажные перчатки».
Совместно с учителем – логопедом подготовила и провела открытое занятие для педагогов в логопедической группе «Дружные ребята» по теме «Путешествие по сказке "Гуси – Лебеди"».
В течение года, участвовала в работе методического объединения по ПДД «Автомобиль – дорога – пешеход», итогом которых стало выступление команды ЮПИД «Главная дорога» в IV городском конкурсе-фестивале отрядов ЮПИД ДОО г. Цимлянска «Марафон творческих программ по пропаганде безопасного поведения детей на дорогах» (2 место).
Так же принимала участие в методических мероприятиях ДОУ, в праздниках и развлечениях, организованных коллегами: «Осенины», «Новый год», «Международный женский день».
С помощью родительских групп «Ватсап» мною велась дистанционная консультационная работа по темам:
- «Мяч – полезная игрушка»;
- «Движение – это жизнь!»;
- «На физкультуру вместе с мамой»;
- «Воспитание правильной осанки»;
- «Игры для гиперактивных детей»;
- «Поговорим о скакалке».
В праздник «День дошкольного работника» была торжественно награждена благодарственным письмом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области.
Прошла курс обучения по «Дополнительной общеразвивающей программе «Оказание первой помощи пострадавшему».
Принимала участие в дистанционных форумах:
- во Всероссийском форуме «Воспитатели России»: «Воспитаем здорового ребёнка»;
- во II Всероссийском форуме «Воспитатели России»: «Воспитаем здорового ребёнка. Регионы»;
- в III Всероссийском форуме «Воспитатели России»: «Воспитаем здорового ребёнка. Поволжье».
Прошла Курс вебинаров «Воспитатели России» https://vospitateli.org по вопросам развития, воспитания и оздоровления дошкольников.
Участвовала во Всероссийских дистанционных вебинарах на учебно – методическом портале https://www.uchmet.ru по темам:
- «Нетрадиционные формы физического развития дошкольников: джоггинг, трейлраннинг, синг шен джуан, креативная гимнастика, театр физического воспитания, эвритмическая гимнастика, психомышечная тренировка»;
- «Планирование инструктора по физической культуре: методическая поддержка освоения ФГОС ДО»;
- «Сохранение и укрепление здоровья детей как результат профессионального взаимодействия педагогов ДОО: образовательная область «Физическое развитие»»;
- «Адаптивная физическая культура и её значение в коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья»;
- «Самомассаж с использованием природного материала как нетрадиционный метод оздоровления детей дошкольного возраста»;
- «Профилактика плоскостопия у дошкольников и школьников: методика проведения комплексов упражнений». Имеются сертификаты.
В течение года вела информационную работу на своём персональном сайте инструктора по физической культуре. Размещала информацию по физическому развитию и воспитанию детей в ДОУ для педагогов, родителей и остальных заинтересованных посетителей. Адрес сайта: levkovskaya-t-v.a2b2.ru
Так же участвовала в различных профессиональных конкурсах на Международном образовательном портале МААМ. RU.
Адрес моей страницы: http://www.maam.ru/users/425482
С целью выявления уровня развития физических качеств у дошкольников в начале и конце учебного года был проведён мониторинг физической подготовленности детей.
Процесс мониторинга физической подготовленности детей делился на два блока:
- Овладение основными движениями, уровень развития физических качеств;
- Самостоятельная двигательная деятельность.
В первом блоке мною оценивался уровень сформированности и развития основных движений и физических качеств.
Таких как:
- Челночный бег 30 м. ;
- Прыжок в длину с места;
- Метание мешочка с песком вдаль правой/левой рукой;
- Гибкость (наклон вперед с прямыми ногами из положения стоя);
- Сила (бросание набивного мяча весом 1 кг).
Второй блок включал в себя анализ и оценку самостоятельной деятельности ребенка в действиях с предметами и подвижных играх.
В диагностике на начало учебного года (с 1.09. по 25.09.2020 г.) принимали участие 90 детей, весной (с 15.03. по 09.04.2021 г.) было обследовано - 81 ребёнок. Мониторинг проводился в 5 группах ДОУ: средних №1, №2, старшей, логопедической и подготовительной. Младшие группы проходили адаптационный период.
В соответствии с результатами мониторинга, дети были распределены по 4 уровням физического развития.
В конце учебного года мною были даны рекомендации воспитателям для индивидуальной работы с детьми по физическому развитию на летний оздоровительный период 2021 г.
Перспективы профессионального саморазвития:
- совершенствовать систему мероприятий, направленных на совершенствование знаний детей о потребности в здоровом образе жизни, привитии интереса к физкультуре и спорту;
- написать программу по физической культуре в ДОУ на предстоящий 2021 – 2022 учебный год;
- продолжать развивать совместную работу ДОУ и семьи по вопросам физического развития дошкольников.
Свою работу по физическому развитию детей в ДОУ за 2020 – 2021 учебный год считаю плодотворной. С гордостью могу себе поставить четыре с плюсом. Постараюсь не снижать оборотов и с удовольствием двигаться дальше. Это прекрасно, когда есть к чему стремиться!