Лучший педагог года

Открытое годовое занятие в старшей группе: «Празднование Кузьмы и Демьяна»

Нина Балашова
Открытое годовое занятие в старшей группе: «Празднование Кузьмы и Демьяна»

Цель: приобщение детей к истории и традициям православной культуры через знакомство с русскими народными праздниками.

Задачи:

• Способствовать формированию представлений о содержании, структуре русского народного обряда, воспитывать интерес и уважение к нему, как части музыкального фольклорного наследия.

• Стимулировать положительную мотивацию к изучению произведений русского фольклора, развивать творческое мышление.

• Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых и детей дошкольного возраста.

Публикация «Открытое годовое занятие в старшей группе: „Празднование Кузьмы и Демьяна“» размещена в разделах

Оборудование: стол, лавки, кухонная утварь, прялка, пяльцы, самовар, лоскутное одеяло, скатерть; хохломская посуда; деревянные ложки; фонограммы народных мелодий и русской народной песни, магнитофон

Костюмы: все участники одеты в русские народные костюмы.

Музыкальные инструменты: деревянные ложки, трещотки, бубен.

Действующие лица: Хозяйка, Дети, Гости (родители, педагоги).

Ход НОД:

ВЕДУЩАЯ: (она же Хозяйка, на тихом фоне мелодии) :

Ах, ты, русская изба! Необычная, волнующая, яркая, радостная и такая родная! В тебе трудились, рук не покладая. А также праздники гуляли, с пожеланием добра, благополучия, изобилия, наивностью и очарованием народных обычаев и традиций.

(Слышится песня в исполнении фольклорного ансамбля «Подай балалайку».)

Раздаётся стук. Входят девочки

Хоз: Вот и праздник на пороге.

(группа идет через зрительный зал к «избе». Хозяйка в это время достает хлеб из печи. Кладет на поднос с рушником и выходит на крыльцо встречать гостей.)

Хоз: Тара-ра, тара-ра.

Идут девочки с двора

Петь и плясать

Всех в округе собирать

Девочки: Здравствуй, хозяюшка. Мир вам и мы к вам.

Хоз: Здравствуйте, гости дорогие, милости просим, рады всем, кто пришёл к нам в гости. Приглашаю вас на осенние посиделки. Давно мы вас ждём, где вы, матушки загулялись?

Девочки: А мы покуда пирогов напекли, да сарафаны нагладили - тут и времечко прошло.

Хоз: Ну что же, девицы - красавицы, душеньки – подруженьки, проходите в нашу горницу, во светлицу.

А что это с вами парней нет?

Девочки: Не споткнутся, прибегут.

Была бы роща, а соловьи найдутся.

Девочки: А это вам гостинцы: пироги да пряники, пирожки да булки, всего понемножку да куриную ножку! Как у тебя хозяюшка красиво в горнице.

Девочки отдают хозяйкам корзинку с угощением, сами встают в две колонны около лавок, в руках у них принесённое с собой рукоделие.

Песня «Во горнице»

Да, девочки вот и наступила поздняя осень, на полях убран последний урожай, пришло время посиделок. Садятся на лавки

Хоз: А скажите мне душечки, какой нынче месяц на дворе? Знаете?

Девочки: Ноябрь.

Хоз: А как его звали в народе? Как величали?

Девочки: Листогной, студёный, полузимник, грудень

Хоз: А вы моё сердечко повеселите, да пословицы о ноябре скажите.

Пословицы о Ноябре.

В ноябре зима с осенью борется.

Холоден батюшка-октябрь, а ноябрь и его перехолодил.

Ноябрьские ночи до снега темные.

Хоз: Хорошо пословицы говорили

Будем мы сегодня песни петь, плясать да в игры играть, ведь у нас праздник -Кузьминки, праздник ремесла и домашнего очага.

Праздник не безделья, праздник рукоделья, так что, пока парней нет, давайте-ка за работу примемся.

Девочки берут в руки полотенца ручной работы, имитируют вышивание, прядут и т. д.

Хоз: А ну-ка, девочки, запевайте-ка песню, с песней и работа веселей.

Девушки исполняют песню «Как была Дуняша тонкая прядёха».

Раздаётся шум, смех. Появляется группа парней.

Парни исполняют «припевки»

1-ый парень: А вот и мы!

2-й парень: Расступись народ честной,

Не пыли, дорожка,

Добры молодцы идут,

Погулять немножко!

3-й парень: Здоровья вам! Нужны ли мы вам?

Хоз: Нужны, давно мы вас ждём, девоньки уж и затосковали без вас, ведь сегодня праздник. Не столько работать, сколько веселиться надо. Все парни сели к девочкам, а один из парней подходит к девочкам, пытается сесть между ними на лавку.

ПАРЕНЬ: (заигрывая) – Умница дорогая, пожалте веретенце,

посмотреть на ваше рукодельство.

ДЕВУШКА: (сердясь) – Дорожка возле вас, проходите мимо нас.

ПАРЕНЬ: Всю беседу изошел, краше вас не нашел, к вашей милости пришел. Видите сами, стою перед вами, рукодельем любуясь. (Садится рядом с девушкой).

Девочка: (поёт с юмором)

Не садись-ка, милый рядом,

Тебе место на бревне.

Парень: (притворно возмущается) Ах, так!

У меня милашка Машка

Рукодельная была.

В решете коров доила,

Кочергой полы мела!

Девочка: (дразнится)

Федя-медя съел медведя!

Парень: Села Олеся, с печи ноги свеся!

Девочка: Андрей-воробей, не гоняй голубей!

Гоняй галочек из-под палочек!

Парень: Любопытной Варваре на базаре нос оторвали!

Хоз: Да ладно вам дразниться! Лучше бы рассказали что-нибудь.

Парень: выходит

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота,

Выскочила палка с бабкою в руке

И давай дубасить коня на мужике!

Девочки: с места Чепуха! Чепуха! Это просто враки!

«Куры съели петуха», -

Говорят собаки!

Парень: выходит Лошадь ела сало,

А мужик – овёс,

Лошадь села в сани,

А мужик – повёз!

Девочки: Чепуха! Чепуха! Это просто враки!

«Куры съели петуха», -

Говорят собаки!

Хоз: Да что это вы за небылицы рассказываете! Давайте лучше работы девочек рассмотрим. Ай, да девицы, ай, да мастерицы!

Любо-дорого смотреть на ваше рукоделие! Вы на видное место свои работы уберите пусть народ полюбуется вашим мастерством!

Раскладывают работы девочек на видное место.

ХОЗЯЙКА: Пришли парни мастерством своих избранниц полюбоваться. Ведь именно с Кузьмы и Демьяна женщины вплотную принимались за зимние работы. А какие именно? Кто знает?

(Ведущая проводит игру на знание зимних работ, это: вязание, шитье, вышивание, прядение, тканье.

ХОЗЯЙКА: У нас девицы – на все руки мастерицы.

И прясть, и вязать, и вышивать умеют.

Да и наши парни ох, не промах, всем мастерством овладели, показать нам все сумели, да ж с собою принесли. (показывает на мальчиков, у них: дерев. ложки, ухват и т. д.). И на это диво повеселимся мы игриво. Я буду называть ремесленника, а вы будете мне показывать, что же он делал.

Игра «Ремесленник» начинается мы на ножки поднимаемся

Плотник – дети показывают имитацию топора в руках и имитируют рубку топором избы со звуком «Ух»

Столяр – дети показывают имитацию: молотком забивают гвозди в стол со звуком «Тук – тук»

Портной – дети показывают имитацию : рукой держат иголку и шьют со звуком «Вших – вжих»

Кузнец – дети имитируют как кузнец бьёт молотом по наковальне со звуком «Ком – гом»

(Хозяйка называет ремесленников, дети имитируют движения каждого ремесленника с определёнными звуками и так продолжается несколько раз)

Садятся

Хоз: Наши игры не кончаются, праздник продолжается!

Вот деревня Кузьмы, а вот Демьяна (присутствующих делит на две части зала). Выходите по одной рукодельнице с каждой деревни сноровку показать, мастерство выказать.

(Вызывает из «деревень» девушку с парнем).

ХОЗЯЙКА: Будем пряжу в клубки перематывать, только где же она? Спешили на праздник, да по дороге, наверное, потеряли.

Хуторяне, на окраинах у себя поищите. Как найдете, быстрее по рядам передавайте ее своим односельчанам-конкурсантам. А девушки должны быстро перемотать пряжу в клубки. Кто быстрее клубок смотает, пока музыка играет та и победит.

(Зрители находят прикрепленные к низу стульев мотки пряжи, передают по рядам девушкам, те начинают перематывать, группа поет песню «Дуня-тонкопряха». Кончается песня, останавливается работа. Чей клубок больше, та девушка и победила.

Хоз: Давайте сядем рядком, да потолкуем ладком. Ноябрь – последний месяц осени. А скажите мне, девицы-красавицы, да красны молодцы, какой нынче праздник.

Дети: Кузьминки.

Хоз: А что это за праздник?

Реб: Кузьминки – об осени одни поминки.

Реб: Кузьминки – встреча зимы.

Реб: Кузьма и Демьян – праздник кузнецов.

Хоз: Правильно молвите. В народе рассказывают, что святые эти были кузнецами и за работу денег не брали ни с кого, от чего и зовут их бессеребренниками.

Реб: Кузьма с Демьяном – большие работники, они кузнецы и плотники.

Реб: Парням помогают хлеб молотить, а девушкам – пряжу вить.

Реб: они наш дом охраняют от всякой беды, от всякого лиха.

Хоз: А кто знает, какие блюда подавали в этот день?

Дети: Кашу, курицу или петуха.

Хоз: Поэтому Кузьминки называли куриным или кашным днём. Так и говорили: «Кузьминки – курьи именины». На Кузьму и Демьяна – курицу на стол.

Ну, что же, сразу видно, что вы смекалкой да умом не обижены!

А кто сказал: - частушки вроде

В наши дни уже не в моде.

Да и дело разве в моде,

Если любят их в народе!

Парень: (поёт)

Эх, гармошечка моя,

Нет тебя дороже,

Я без шуток не могу,

Без частушек тоже!

Исполняются частушки с приглашением.

У меня на сарафане

Косолапы петухи,

Я сама не косолапа,

Косолапы женихи!

За окном стоит корова

Громким голосом ревёт,

За воротами телега-

Никто замуж не берёт!

Рома – парень ничего,

Только он кусается.

Все собаки от него

Наутек бросаются.

Я не с вашего селенья

И не с вашего села.

Не по – вашему танцую,

Посмотрите на меня.

А я чайничала,

Самоварничала,

Всю посуду перебила,

Накухарничала!

На окошке два цветочка –

Голубой да аленький!

Я парнишка боевой,

Только ростом маленький!

Хоз: Мы частушки пели, веселились, а мальчик Дрема лежит целый день ленится. А ну – ка все скорее выходите, хоровод наш заводите! Покажите – ка удаль молодецкую и красу девичью.

Исполняется игровой хоровод «Сидит Дрёма»

Хоз: Вот так, давным – давно в праздничные дни веселился народ. А теперь, ребята, давайте сядем рядком да поговорим, какой праздник мы с вами отмечали? Ответ детей. Садятся на лавки

А почему в народе праздник называют «Кузьминки»?

В честь кого он назван?

Кем были Кузьма и Демьян?

Почему их звали бессребрянниками?

Как их еще можно назвать?

Что делали на этом празднике?

Зачем люди придумали такой праздник?

Хоз: Да, ребятки мои, вы все верно сказали. И в старые древние времена детей к труду приучали с малолетства. Девочек с 5 лет сажали за прялку пряжу прясть, учили вышивать платочки, ладно щи варить. А мальчиков обучали разным ремеслам – плотницким да кузнечным.

А сейчас ребята я предлагаю вам доделать ваших куколок «Кузьму и Демьяна» - оберегов домашнего очага, которых вы делали дома со своими родителями. Мы на коврик все присядем, своих кукол там нарядим. Садятся кругом, приступают к работе под тихую музыку.

Для защиты от болезней, несчастий, злых духов - обереги Рукомесленников от чистого сердца, гостям мы подарим (Дети дарят кукол гостям)

Хоз: Как куется, так и песня льется,

Как песня льется, так и куется.

Сегодня праздник кузнецов.

Воспоем хвалу кузнечному ремеслу, добрым словом святых Кузьму и Демьяна помянем, «Песню «Во ку, во кузнице» споем.

Хоз: Вот и погуляли мы на Кузьминках.

Дети (по очереди) :

Всем людям добрым

Желаем добра,

Золота и серебра.

Пышных пирогов,

Доброго здоровья,

Маслица коровья!

Хоз: Вот спасибо, гости любезные! Развеселили нас да порадовали!

Ой, да про пироги – то я забыла. А напекла специально к сегодняшнему дню – к Кузьминкам! Милости просим к нашему столу! Каши отведать, да, чайку с пирогами попить!

Уходят

Публикации по теме:

«Путешествие в страну музыки». Открытое занятие в старшей группе Конспект занятия для старшей группы «Путешествие в страну музыки» Цель: Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Открытое комплексное занятие в старшей группе «Зимующие птицы» Видео Открытое комплексное занятие в старшей группе "Зимующие птицы" Ход занятия: Дети заходят в зал. Воспитатель: Чтобы вежливыми быть Нужно.

Открытое занятие по формированию математических представлений в старшей группе Тема занятия:Счет в пределах 5. Колличественное сравнение предметов. Понятия: «Выше,ниже,под,над» Задачи:Поупражнять детей в количественном.

Открытое занятие по ритмике в старшей группе детского сада Декабрь 2014г. Открытый урок по ритмике СТАРШАЯ группа Ведущая: У дедушки Мороза есть волшебные часы. Он всегда следит за ними, вовремя.

Открытое занятие по математике «Путешествие в сказку» в старшей группе Тема: Путешествие в сказку. Цели и задачи: • Продолжать учить детей приёмам измерения длины предмета (с помощью условной мерки); • Закреплять.

Открытое занятие в старшей группе «Город, в котором мы живем» Интеграция с образовательными областями: «Коммуникация», «Социализация», «Познание» (формирование целостной картины мира, «Труд», «Музыка».

Открытое занятие в старшей группе «Воздух и его свойства» (фотоотчёт)Открытое занятие в старшей группе «Воздух и его свойства» (фотоотчёт) В своем детском саду я провела открытое занятие на тему "Воздух и его свойства". На занятии дети познакомились с различными свойствами.

Открытое занятие в старшей группе «Выбираю профессию»Открытое занятие в старшей группе «Выбираю профессию» Проведение занятия в старшей группе само по себе интересно, так как дети уже подросшие, они многое знают, многое умеют, у них уже сформированы.

Открытое занятие в старшей группе «Золотая Осень»Открытое занятие в старшей группе «Золотая Осень» Цель: уточнить знания детей об осени, о том, какие краски присущи этому времени года (красные, золотые, желтые, зеленые). Вспомнить осенние.

Открытое занятие с мультимедийным просмотром «Празднование Святок на Руси» Открытое занятие с мультимедийным просмотром "Празднование святок на Руси" Под музыку «Рождество Христово» В. Захарченко Дети заходят в.

Автор публикации:
Открытое годовое занятие в старшей группе: «Празднование Кузьмы и Демьяна»
Опубликовано: 27 февраля 2016 в 10:39
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД