Открытая НОД в подготовительной группе «Как хлеб на стол пришел»

Наталья Полищук
Открытая НОД в подготовительной группе «Как хлеб на стол пришел»

открытое нод в подготовительной группе.

Тема: "Как хлеб на стол пришел"

Программное содержание: Дать детям представление о том что хлеб нужен каждому человеку. Рассказать о строении и внешних отличиях ячменных, пшеничных колосьев и зерен. Уточнить знания детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом, сколько людей трудится, чтобы вырастить урожай хлеба. Учить отвечать на вопросы грамматически правильно. Воспитывать уважение к труду хлебороба. Развивать интерес, удовольствие от полученных знаний.

Материал: Хлеб черный и белый, хлебобулочные изделия, иллюстрации с изображением комбайна, уборки урожая. Тарелочки с мукой, зернами, влажные салфетки, лупы, колоски пшеницы и ячменя, выставка книг о хлебе, камни.

Предварительная работа: Рассматривание в повседневной жизни хлебных изделий, чтение книг, рассказов о хлебе, стихов и поговорок, загадывание загадок. Выращивание ростков пшеницы в горшке, чтение книг: "Откуда хлеб пришел", "Руки пахнут хлебом", рассказ Я. Тайц "Все здесь", "Хлеб".

Словарь: Трактор, комбайн, хлебороб, пшеница, рожь, ячмень.

Методические приемы: Художественное слово, исследовательская и опытническая работа, беседа, вопросы, чтение стихов, загадок, пословиц, поговорок, пение песни, игры, выставка хлебобулочных изделий.

Литература: В. В. Гербова "Занятие по развитию речи", "Ребенок в детском саду" №4 2006г. Книга Департамента Образования и науки Краснодарского края "Ты Кубань, ты наша Родина", Энциклопедия растений.

Ход НОД.

Дети входят, садятся на стульчики. Воспитатель читает стихотворение М. М. Пименовой (Перед ним на блюде буханка черного и белого хлеба)

Воспитатель:

- Спасибо любимой отчизне за то,

что в полях возмужал и окреп

спутник, помощник, друг нашей жизни

щедрый, большой, полновесный хлеб.

Мне до земли хочется поклонится хлебу,

рожденному нашей страной!

Труд - его имя! Мир - его отчество!

И для народа он самый родной!

- Посмотрите, дети, перед вами свежий, душистый, всеми любимый хлеб. Хлеб - всему голова! - говорят в народе.

- Сегодня мы поговорим о том, из чего он сделан и как попадает к нам на стол. Вы узнаете, почему белый и черный хлеб отличаются по цвету и вкусу.

- Вечным символом жизни, труда, благополучия и богатства был хлеб - основа всему, всему голова. Им встречаем дорогих гостей, приветствовали жениха и невесту в день свадьбы, без него не обходится ни один праздник, ни одно застолье. С ним связана вся жизнь человека, от младенчества до старости. (Воспитатель подводит детей, где выставлены разные хлебобулочные изделия).

- Дети, подойдите сюда, посмотрите что лежит у меня на столе? (Дети перечисляют)

- Расскажите о каждом из этих хлебных изделий.

Дети:

1) Здесь веселые подружки, с сладким творогом ватрушки.

Обойди хоть целый свет, а вкусней их к чаю нет.

2) А вот только из печи Бублики и калачи,

Пряники, печенье, пирожки с вареньем!

3) Пирог бывает с толокном,

с рисом, мясом и пшеном,

с вишней сладкою бывает.

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну теперь зови ребят!

По кусочку все съедят.

Воспитатель:

- А из чего все это сделано?

Дети:

- Из муки.

Воспитатель:

- Из муки пекут хлеб, пироги, блины, булочки. А где их пеку?

Дети:

- На хлебном заводе, дома.

Воспитатель:

- А что кладут в хлебобулочные изделия? (Дрожжи, сахар, масло, молоко, воду, яйца, сметану).

- Но главный продукт?

Дети:

- Мука!

Воспитатель:

- Посмотрите, на столе мука, а рядом зерно. Есть между ними разница?

Дети:

- Да!

Воспитатель:

- Мука мягкая (трогают муку и зерно, сыплется, белая. А зерно желтое, твердое. Как вы думаете, как получается мука? Зерна мелют, растирают и получается мука. Раньше мололи между плоскими камнями.

- Попробуйте это сделать (дети твердым предметом раздавливают зерно).

- А в чем можно увидеть зерна? (В колосе) Дети, отгадайте загадку: "Вырос в поле дом, полон он зерном. " (Колос) Воспитатель показывает колосья пшеницы и ячменя.

- Рассмотрите колосья. Какие они? Чем похожи и чем отличаются? (Дети рассматривают колосья, выявляют их сходства и различия.)

- Перед вами травянистое растение: ячмень и пшеница. У них длинные тонкие стебли с узкими листьями. Стебли у пшеницы длинней и светлей по цвету. На верхушке каждого стебля расположен колос, а в нем семена - зерна. Колос пшеницы крупней, в нем много зерен. Зерна в колосе покрыты жесткими чешуйками, которые защищают их от повреждений.

- Когда зерно созревает, колосья скашивают и обмолачивают специальными машинами. Как они называются?

Дети:

- Комбайнами (иллюстрации)

Воспитатель:

- Возьмите колоски, попробуйте потереть их между ладонями, чтобы очистить зерна от чешуек. Рассмотрите зерна, какие они? Дети обмолачивают колосья, рассматривают зерна через лупу.

Дети:

- Зерно твердое, гладкое, овальной формы, желтого цвета.

Воспитатель:

- А вот чем отличается пшеница от колоса ячменя?

Дети:

- Зерно пшеницы крупнее. Оно более светлое.

Воспитатель:

- Хотя зерна пшеницы и ячменя незначительно отличаются по цвету, после помола и выпечки из муки хлеба, мы видим что, пшеничный хлеб получается белым, а ржаной черным. "Черный" был на столе каждый день, а "Белый" каравай выпекали по праздникам.

Проводится игра "Каравай"

Дети: (Встают в круг, поют)

Шел павлин горою,

Все люди за мною.

Одного нет у нас – Владика (он выходит в центр круга)

У его маменьки печь истоплена,

Каравай состряпанный,

Этакий высокий (поднимает руки вверх)

Этакий широкий (в широту)

Этакий низенький (приседают)

(Дети хлопают в ладоши, выбранный ребенок танцует).

Воспитатель:

Ну вот поиграли ребятишки, а теперь подходите ко мне детишки, хлеба откушайте (дает детям по маленькому кусочку хлеба) да меня послушайте.

- С давних времен на Руси хлеб был в почете. Вспомните, как уважительно говорили о нем в старину и объясните смысл пословиц и поговорок.

Пословицы и поговорки о хлебе.

1 Ребенок: Хлеба ни куска, так и стол – доска.

2 Ребенок: Худой обед, коли хлеба нет.

3 Ребенок: Хорошо трудиться – хлеб уродится.

Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

Воспитатель:

А вот послушайте мою пословицу:

«Железом хлеба добывают».

Так говорят потому, что при обработке земли, севе и сборе урожая люди использовали орудия, сделанные из железа – плуг, борону, сеялку, косу, серп, трактора, машины, комбайны тоже сделаны из железа. (Иллюстрации)

Ребята, а как вы думаете, долго растет хлеб? Все лето.

Когда его убирают с поля? Осенью.

Но еще пшеницу сеют осенью, а убирают летом. Такая пшеница называется – озимой.

Вот и пирог у нас на столе.

Игра «Пирог».

(2 Команды)

ПИРОГ

Дети: Вот какой высоконький

Вот какой мякошенький

Вот какой румяненький

Режь его и ешь!

(После этих слов к «пирогу» бегут по одному игроку из каждой команды. Тот кто первый дотронется до «пирога», уводит его в свою команду, а опоздавший становится)

Воспитатель: Славно детишки вы повеселились, но делу время, а потехе час.

Как называются профессии тех, кто работает в поле? Одним словом.

Дети: Хлеборобы.

Воспитатель:

Золотое время года, осень добрая пришла

Расскажите хлеборобы как идут у вас дела?

Дети:

Все что выросло у нас, вы увидите сейчас.

1) Только снег сошел в апреле, как поля зазеленели. Это взошел хлеб. (Ребенок выходит и выносит проросшую пшеницу)

2) Золотой простор бескрайний, так работают комбайны. (Держит и выносит колосья) Мы собрали хлеб.

3) Вот зерно течет рекою, чтобы сделаться мукою. (Выносит муку)

4) Тесто кружится в квашне, выпекается в огне.

Скоро будет хлеб. Ешь его, расти и помни, в мире нет труда огромней.

Чтоб на стол к тебе явился свежий хлеб. (Выносит на рушнике хлеб)

Песня «Слава урожаю»

Воспитатель: (Держит на рушнике хлеб)

Житницей страны называют Кубань! Только у нас в Краснодарском крае выращивают рекордные урожаи, только у нас самый дешевый и вкусный хлеб! Издавна на Руси встречают гостей хлебом – солью, самым дорогим на земле. Давайте ребята, будем помнить о тех, кто столько труда вложил в этот каравай. Почет и честь вам хлеборобы! За ваш прекрасный урожай, за то что родине вы дали душистый хлеба каравай!

- А сейчас я хочу всех угостить вкусными булочками, пирожками.

Публикации по теме:

Презентация «Путешествие зернышка» Цель: Познакомить и систематизировать знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба; познакомить детей о сельскохозяйственными.

Хлеб — наше богатство. Познавательное занятие Познавательное занятие: Тема : «Хлеб – наше богатство» Программное содержание : дать представление о хлебе, о том, как его выращивают,.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
  • Посуда
Автор публикации:
Открытая НОД в подготовительной группе «Как хлеб на стол пришел»
Опубликовано: 21 июля 2013 в 16:02
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Поект «Чудесная глина». Средняя группа.
Структура проекта. Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект: Не сформированы представления о том, что такое глина, как...
Двигательная активность-залог здоровья детей! Фотоотчет из жизни малышей.
Двигательная активность необходима для растущего организма, неподвижность утомляет детей. Внутри каждого ребенка свой двигатель- моторчик. У кого-то...
Детский мастер-класс в технике пластилинография  «Лиса и журавль»
«Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников». Мастер-класс рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста....
Мастер-класс «Новогодняя ёлочка» из фоамирана своими руками
Для изготовления ёлочки нам понадобятся: • Пенопластовый конус 20 см; • Фоамиран с блёстками ( пористая резина) 3 цветов ( зелёного 2 листа, красного,...
Аппликация «Мой друг снеговик»
ппликация на тему «Мой друг снеговик» с использованием манной крупы. Вот и пришла зима! Правда погода в этом году не особо радует нас снегом… А так уже...