Открытая НОД в подготовительной группе «Как хлеб на стол пришел»

Наталья Полищук
Открытая НОД в подготовительной группе «Как хлеб на стол пришел»

открытое нод в подготовительной группе.

Тема: "Как хлеб на стол пришел"

Программное содержание: Дать детям представление о том что хлеб нужен каждому человеку. Рассказать о строении и внешних отличиях ячменных, пшеничных колосьев и зерен. Уточнить знания детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом, сколько людей трудится, чтобы вырастить урожай хлеба. Учить отвечать на вопросы грамматически правильно. Воспитывать уважение к труду хлебороба. Развивать интерес, удовольствие от полученных знаний.

Материал: Хлеб черный и белый, хлебобулочные изделия, иллюстрации с изображением комбайна, уборки урожая. Тарелочки с мукой, зернами, влажные салфетки, лупы, колоски пшеницы и ячменя, выставка книг о хлебе, камни.

Предварительная работа: Рассматривание в повседневной жизни хлебных изделий, чтение книг, рассказов о хлебе, стихов и поговорок, загадывание загадок. Выращивание ростков пшеницы в горшке, чтение книг: "Откуда хлеб пришел", "Руки пахнут хлебом", рассказ Я. Тайц "Все здесь", "Хлеб".

Словарь: Трактор, комбайн, хлебороб, пшеница, рожь, ячмень.

Методические приемы: Художественное слово, исследовательская и опытническая работа, беседа, вопросы, чтение стихов, загадок, пословиц, поговорок, пение песни, игры, выставка хлебобулочных изделий.

Литература: В. В. Гербова "Занятие по развитию речи", "Ребенок в детском саду" №4 2006г. Книга Департамента Образования и науки Краснодарского края "Ты Кубань, ты наша Родина", Энциклопедия растений.

Ход НОД.

Дети входят, садятся на стульчики. Воспитатель читает стихотворение М. М. Пименовой (Перед ним на блюде буханка черного и белого хлеба)

Воспитатель:

- Спасибо любимой отчизне за то,

что в полях возмужал и окреп

спутник, помощник, друг нашей жизни

щедрый, большой, полновесный хлеб.

Мне до земли хочется поклонится хлебу,

рожденному нашей страной!

Труд - его имя! Мир - его отчество!

И для народа он самый родной!

- Посмотрите, дети, перед вами свежий, душистый, всеми любимый хлеб. Хлеб - всему голова! - говорят в народе.

- Сегодня мы поговорим о том, из чего он сделан и как попадает к нам на стол. Вы узнаете, почему белый и черный хлеб отличаются по цвету и вкусу.

- Вечным символом жизни, труда, благополучия и богатства был хлеб - основа всему, всему голова. Им встречаем дорогих гостей, приветствовали жениха и невесту в день свадьбы, без него не обходится ни один праздник, ни одно застолье. С ним связана вся жизнь человека, от младенчества до старости. (Воспитатель подводит детей, где выставлены разные хлебобулочные изделия).

- Дети, подойдите сюда, посмотрите что лежит у меня на столе? (Дети перечисляют)

- Расскажите о каждом из этих хлебных изделий.

Дети:

1) Здесь веселые подружки, с сладким творогом ватрушки.

Обойди хоть целый свет, а вкусней их к чаю нет.

2) А вот только из печи Бублики и калачи,

Пряники, печенье, пирожки с вареньем!

3) Пирог бывает с толокном,

с рисом, мясом и пшеном,

с вишней сладкою бывает.

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну теперь зови ребят!

По кусочку все съедят.

Воспитатель:

- А из чего все это сделано?

Дети:

- Из муки.

Воспитатель:

- Из муки пекут хлеб, пироги, блины, булочки. А где их пеку?

Дети:

- На хлебном заводе, дома.

Воспитатель:

- А что кладут в хлебобулочные изделия? (Дрожжи, сахар, масло, молоко, воду, яйца, сметану).

- Но главный продукт?

Дети:

- Мука!

Воспитатель:

- Посмотрите, на столе мука, а рядом зерно. Есть между ними разница?

Дети:

- Да!

Воспитатель:

- Мука мягкая (трогают муку и зерно, сыплется, белая. А зерно желтое, твердое. Как вы думаете, как получается мука? Зерна мелют, растирают и получается мука. Раньше мололи между плоскими камнями.

- Попробуйте это сделать (дети твердым предметом раздавливают зерно).

- А в чем можно увидеть зерна? (В колосе) Дети, отгадайте загадку: "Вырос в поле дом, полон он зерном. " (Колос) Воспитатель показывает колосья пшеницы и ячменя.

- Рассмотрите колосья. Какие они? Чем похожи и чем отличаются? (Дети рассматривают колосья, выявляют их сходства и различия.)

- Перед вами травянистое растение: ячмень и пшеница. У них длинные тонкие стебли с узкими листьями. Стебли у пшеницы длинней и светлей по цвету. На верхушке каждого стебля расположен колос, а в нем семена - зерна. Колос пшеницы крупней, в нем много зерен. Зерна в колосе покрыты жесткими чешуйками, которые защищают их от повреждений.

- Когда зерно созревает, колосья скашивают и обмолачивают специальными машинами. Как они называются?

Дети:

- Комбайнами (иллюстрации)

Воспитатель:

- Возьмите колоски, попробуйте потереть их между ладонями, чтобы очистить зерна от чешуек. Рассмотрите зерна, какие они? Дети обмолачивают колосья, рассматривают зерна через лупу.

Дети:

- Зерно твердое, гладкое, овальной формы, желтого цвета.

Воспитатель:

- А вот чем отличается пшеница от колоса ячменя?

Дети:

- Зерно пшеницы крупнее. Оно более светлое.

Воспитатель:

- Хотя зерна пшеницы и ячменя незначительно отличаются по цвету, после помола и выпечки из муки хлеба, мы видим что, пшеничный хлеб получается белым, а ржаной черным. "Черный" был на столе каждый день, а "Белый" каравай выпекали по праздникам.

Проводится игра "Каравай"

Дети: (Встают в круг, поют)

Шел павлин горою,

Все люди за мною.

Одного нет у нас – Владика (он выходит в центр круга)

У его маменьки печь истоплена,

Каравай состряпанный,

Этакий высокий (поднимает руки вверх)

Этакий широкий (в широту)

Этакий низенький (приседают)

(Дети хлопают в ладоши, выбранный ребенок танцует).

Воспитатель:

Ну вот поиграли ребятишки, а теперь подходите ко мне детишки, хлеба откушайте (дает детям по маленькому кусочку хлеба) да меня послушайте.

- С давних времен на Руси хлеб был в почете. Вспомните, как уважительно говорили о нем в старину и объясните смысл пословиц и поговорок.

Пословицы и поговорки о хлебе.

1 Ребенок: Хлеба ни куска, так и стол – доска.

2 Ребенок: Худой обед, коли хлеба нет.

3 Ребенок: Хорошо трудиться – хлеб уродится.

Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

Воспитатель:

А вот послушайте мою пословицу:

«Железом хлеба добывают».

Так говорят потому, что при обработке земли, севе и сборе урожая люди использовали орудия, сделанные из железа – плуг, борону, сеялку, косу, серп, трактора, машины, комбайны тоже сделаны из железа. (Иллюстрации)

Ребята, а как вы думаете, долго растет хлеб? Все лето.

Когда его убирают с поля? Осенью.

Но еще пшеницу сеют осенью, а убирают летом. Такая пшеница называется – озимой.

Вот и пирог у нас на столе.

Игра «Пирог».

(2 Команды)

ПИРОГ

Дети: Вот какой высоконький

Вот какой мякошенький

Вот какой румяненький

Режь его и ешь!

(После этих слов к «пирогу» бегут по одному игроку из каждой команды. Тот кто первый дотронется до «пирога», уводит его в свою команду, а опоздавший становится)

Воспитатель: Славно детишки вы повеселились, но делу время, а потехе час.

Как называются профессии тех, кто работает в поле? Одним словом.

Дети: Хлеборобы.

Воспитатель:

Золотое время года, осень добрая пришла

Расскажите хлеборобы как идут у вас дела?

Дети:

Все что выросло у нас, вы увидите сейчас.

1) Только снег сошел в апреле, как поля зазеленели. Это взошел хлеб. (Ребенок выходит и выносит проросшую пшеницу)

2) Золотой простор бескрайний, так работают комбайны. (Держит и выносит колосья) Мы собрали хлеб.

3) Вот зерно течет рекою, чтобы сделаться мукою. (Выносит муку)

4) Тесто кружится в квашне, выпекается в огне.

Скоро будет хлеб. Ешь его, расти и помни, в мире нет труда огромней.

Чтоб на стол к тебе явился свежий хлеб. (Выносит на рушнике хлеб)

Песня «Слава урожаю»

Воспитатель: (Держит на рушнике хлеб)

Житницей страны называют Кубань! Только у нас в Краснодарском крае выращивают рекордные урожаи, только у нас самый дешевый и вкусный хлеб! Издавна на Руси встречают гостей хлебом – солью, самым дорогим на земле. Давайте ребята, будем помнить о тех, кто столько труда вложил в этот каравай. Почет и честь вам хлеборобы! За ваш прекрасный урожай, за то что родине вы дали душистый хлеба каравай!

- А сейчас я хочу всех угостить вкусными булочками, пирожками.

Публикации по теме:

Презентация «Путешествие зернышка» Цель: Познакомить и систематизировать знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба; познакомить детей о сельскохозяйственными.

Хлеб — наше богатство. Познавательное занятие Познавательное занятие: Тема : «Хлеб – наше богатство» Программное содержание : дать представление о хлебе, о том, как его выращивают,.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Открытая НОД в подготовительной группе «Как хлеб на стол пришел»
Опубликовано: 21 июля 2013 в 16:02
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Летняя рыбалка на реке Каме
Этим летом, нам друзья предложили съездить на несколько дней на рыбалку, на реку Кама. Немного посовещавшись всей семьей, мы решили согласиться. Тем более...