Открытое занятие по фольклору. «Посиделки»

Физия Ахтямова
Открытое занятие по фольклору. «Посиделки»

Тема. Фольклорный праздник. «Посиделки».

Цель. Приобщать детей к русскому народному творчеству, к русским народным играм.

Задачи.

Воспитательные:

-воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству;

-воспитывать интерес к народному быту.

Обучающие.

-совершенствование образной речи;

-активизация употребления в разговорной речи пословиц, поговорок;

-обогащение словаря названиями предметов быта.

Развивающие:

-развитие эстетической и эмоциональной стороны речи;

-развитие творческих способностей, воображения, внимания, памяти.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок и произведений малого фольклора, роспись русского народного костюма, игры – драматизации по мотивам русских народных сказок, создание мнемотаблиц по русским народным сказкам, организация подвижных русских народных игр, слушание русских народных песен и сказок в грамзаписи.

Словарная работа: разъяснение смысла слов – хоровод, посиделки, фольклор, лапти

Материал: русские народные костюмы для детей, костюмы и декорация для драматизации русской народной сказки «Волк и семеро козля», мнемотаблицы к русским народным сказкам, слайдовая презентация «Народная мудрость».

Основная образовательная область – познание.

Интегрируемые образовательные области –

Ход НОД

Дети заходят в зал под русскую народную музыку и становятся полукругом перед экраном.

Воспитатель: Добрый день гости дорогие. Мы рады вас приветствовать на нашЕм мероприятии.

Давным – давно из древности до нас дошли добрые сказки, хитрые загадки, веселые игры, шутливые потешки, пословицы, скороговорки.. все это придумал народ и называется это – «Фольклор» - народная мудрость. В старину, темными зимними вечерами собирались люди в большой избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки – прибаутки и конечно же работали: пряли, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.

1 ребенок. На завалинке, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собирались на посиделки

Без общенья жизни нет.

2 ребенок. Быт людей отмечен веком

Поменялся странный мир;

Нынче все мы – по «сусекам»

Личных дел или квартир.

3 ребенок. Наш досуг порою мелок

И чего там говорить

Скучно жить без посиделок

Их бы надо возродить.

4 ребенок. Отдых – это не безделки

Время игр и новостей.

Начинаем посиделки!

Открываем посиделки,

Для друзей и для гостей!

Я приглашаю вас в русскую горницу, «Хорошему гостью хозяин рад». В нашу горницу зайдут те, кто вспомнит перевертыш или скороговорку любую. (Дети называют и проходят на стулья).

Воспитатель. Издавна русский народ славится своим трудолюбием. Об этом и в пословицах говорится. Сейчас наши красны девицы и добры молодцы покажут кто больше знает пословиц о труде. А вот кто из них первым назовет, мы выберем по считалочке. (По считалочке выбирают, чья команда первым назовет пословицу,

• Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

• Сделал дело, гуляй смело.

• Скучен день до вечера, коли делать нечего.

• Рабочие руки не знают скуки.

• Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.

• Семь раз отмерь, один раз отрежь.

• Делу время, потехе час.

• Труд человека кормит, а лень порти.

Воспитатель. Загадаю загадку,

Закину на грядку.

Моя загадка в год пойдет.

Калачом взойдет. Дуб дыроват, в дубу ядра говорят (Дом, изба). В нашей избе есть старенные предметы. Русские люди придумали про них загадки. Сейчас и мы вспомним эти загадк, одна команда загадывает, другая отгадывает. А кто начнет, как же мы определим. (По считало

*Кто в избе рогат? (Ухват).

*Кривая собачка в печку глядит. (Кочерга,

*Сколько не мучь, не кипяти, белее не сделаешь. (Чугун).

*Стоит толстячок, блестящий бочок, шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар).

*В углу стоит, все лето спит, зимой есть запросит и собой согреет. (Печь)

*Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо. (Самовар).

*В лесу тук – тук,

В избе ляп-ляп,

В руках дзинь- дзинь,

На полу топ-топ. (Балалайка).

*Летели две сороки;

У них четыре хвоста. (Лапти).

*Три братца пошли купаться

Два купаются, третий на берегу валяется,

Искупались, вышли, на третьем повисли. (Ведра, коромысло).

Воспитатель. У кого там хмурый вид,

Снова музыка звучит,

Собирайся детвора,

Ждет вас русская игра (Звучит русская народная музыка. Дети встают в хоровод, для игры «Ручьи». Считалкой выбирают «ворота», 3-4 человека. Остальные игроки берутся за руки, образуя ручей. Все поют:

Как из под горы

К нам бегут ручьи.

Ручьи вы куда?

Закрывайте ворота! (Ворота закрываются. Те игроки, которые оказались внутри круга, становятся «воротами». После игры дети проходят на свои места,

Воспитатель. А ручьи все теку и текут. А возле ручья девчонки озорные к мальчишкам пристают, дразнятся. (Девочки говорят дразнилки по очереди)

*Ванюшка бедный

Нашел кувшин медный,

Пошел по водицу,

Нашел рукавицу!

*Мишка плишка – лебеда,

Не годится никуда,

Нос картошкой,

Глаза плошкой,

Рот до самых до ушей

Хоть завязочку пришей!

*Хоте Федя убить медведя,

А ему медведь «Федь, не сметь!»

*Сережка – карежка,

Соломенная ножка,

Нос крючком,

Хохол торчком!

*Алеша – белеша, стоит три гроша:

Шейка копейка, алтын голова,

По две денежки нога – вот и вся ему цена.

*Ехал Ваня из Казани, полтораста рублей сани.

Ваню сани не везут – только денежки берут.

Воспитатель. А наши добры молодцы без ответа не остаются. В ответ поют частушки – дразнилки. (Мальчики по очереди поют частушки).

*Рисовала Маша мишку, очень торопилася.

У медведя на носу картина получлася.

*За столом сидела Алла, за тарелкой задремала.

Буратино к ней подсел и компот и кашу съел.

*Даша любит наряжаться, да не любит умываться

Хоть и личиком красива, но плаксива и ленива.

*В синем небе ходят тучи, будет дождик или град.

Лена просится на ручки по дороге в детский сад.

*Вот рассеянная Клава – башмаки не разберет;

- Это левый или правый, может быть наоборот.

*Мы дечонки вам пропели, веселили от души.

Вы похлопайте девчонки, как частушки хороши.

Воспитатель. А теперь гости дорогие посидите, да умом пошевелите.

Начинаются сказки, катятся с гор салазки.

Бабушка на передке, едет с мешком в руке

Завязан мешок завязками

-Бабушка, развяжи, с чем мешок – то.

-Со сказками…

-Бабушка – расскажи!

-А это было голубчики, в старину.

Когда задумал дед Архип залезть на луну.

Тогда сказки по воздуху летали,

Друг – друга за крылышки хватали.

А я за ними на золотом коне скакала,

Да в мешок эти сказки собирала,

А вот какие сказки, вы узнаете, отгадав мои загадки.

*Вымолвил словечко

Покатмлась печка

Прямо из деревни

К царю до царевне

И за что не знаю

Повезло лентяю. (По щучьему веленью)

*Не лежалось на окошке –покатился по дорожке. (Колобок)

*Колотил да колотил по тарелке носом – ничего не проглотил и остался с носом. (Лиса и журавль).

*Нет ни речки, ни пруда

Где воды напиться

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка).

*Мышка дом себе нашла

Мышка добрая была

В доме том в конце концов

Стало множества жильцов. (Теремок).

(Дети отгадывают сказки по мнемотаблицам,

Воспитатель.

Летела сова – веселая голова,

Вот она летела,летела и села,

Да по сторонам посмотрела

И опять полетела…

Летела, летела и села

Да хвостиком повертела

Да по стронам посмотрела…

Это присказка, а сказка

Сказка дальше пойдет. К нам в гости пришли артисты бродящие, садитесь поудобнее, сказка начинается. (Драматизация сказки «Козлятушки и волк»).

По мотивам русской народной сказки и русских народных потешек.

Сказочница. Жила – была в лесной избушке Коза – хлопота, и было у нее семеро козлят. Каждый день уходила Коза в лес и козляткам говорила…

Коза. Козлятушки, дитятушки! Я в лес пойду. А вы никому дверь не открывайте, а то случиться вот что (поет)

Жил – был у бабушки серенький козлик

Вот так, вот так, серенький козлик!

Вздумалось козлику в лес погуляти.

Вот так, вот так, в лес погуляти.

Встретились козлику серые волки!

Вот так, вот так, серые волки.

Остались от козлика рожки да ножки,

Вот так, вот так рожки да ножки.

Сказочница. А козлятки ей в ответ…

Козлятки. Мы никому дверь открывать не будем.

Коза. Вернусь домой, постучу в дверь и запою…

(Песенная импровизация)

Козлятушки, дитятушки,

Отомкнитеся, отопритеся!

Ваша мать пришла

Молочка принесла.

Сказочница. Коза ушла в лес. Подслушал козу волк, подошел к дверям избушки и запел толстым голосом.

Волк. Козлятушки, дитятушки,

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла,

Молочка принесла

Сказочница. Козлятки выслушали и говорят…

Козлята. Слышим, слышим! Не матушкин голосок.

Сказочница. Козлятки не открыли дверь Волку. Он так и ушел не с чем. Пришла Коза, постучала в дверь и запела свою песенку.

Коза.

Козлятушки, дитятушки,

Отмкнитеся, отопритеся!

Ваша мать пришла,

Молочка принесла.

Сказочница. Козлятки открыли дверь. Коза их похвалила.

Коза. Умницы вы, деточки, что не открыли Волку, а то бы он вас съел.

Сказочница.

Ночь пришла, темноту принесла.

Замолк сверчок, не поет петушок.

Только серенький волчок, ходит ночью у ворот,

Хочет козлика забрать, мы не будем отдавать.

Коза. Засыпайте, козлятки! А я вам колыбельную спою.

(Песенная импровизация).

Я коза-хлопата.

День – деньской занята

Мне – травы нащипать,

Мне на речку бежать,

Мне козляток стеречь,

Малых деток беречь,

Чтобы волк не украл,

Чтоб медведь не задрал.

Чтобы лисонька лиса

Их с собой не унесла.

Сказочница. Уснули козлятки, а с ними и Коза – хлопота.

Воспитатель.

А теперь посмотрите на стол

На столе самовар стоит

И на вас глядит

Самовар то не простой,

Самовар то расписной,

Гостинцы берите, да к самовару подходите

Пейте чай из самовара с сушками, ватрушками,

С крендельками, плюшками,

С калачами, сухарями,

С пирогами русскими.

НРМДОУ «Детский сад «Ручеек»

Подготовил педагог

Ахтямова Ф. А.

п. Сингапай

2012-2013 уч. год.

Публикации по теме:

Мини-музей народного творчества в группе.Мини-музей народного творчества в группе. С целью реализации приоритетного направления ДОУ (художественно-эстетическое направление развития детей) и для наиболее полной работы по.

Проект «Дорога к истокам народного творчества» Проект «Дорога к истокам народного творчества» Дубина О. В. Муз. руководитель МДОУ №224 г. Кемерово Цель проекта: Разработать и экспериментально.

Автор публикации:
Открытое занятие по фольклору. «Посиделки»
Опубликовано: 2 февраля 2013 в 13:41
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...