Лучший педагог года

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы «Путешествие капельки»

Райхан Аббясова
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы «Путешествие капельки»

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы «Путешествие капельки"

Цель: совершенствовать знания детей о круговороте воды в природе; закрепление знаний детей о разнообразных свойствах воды;

Задачи:

развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности детей;

Публикация «Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы „Путешествие капельки“» размещена в разделах

закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;

в ходе экспериментирования выявлять свойства воды;

развивать и расширять представление детей о свойствах, формах и видах воды;

формировать эстетическое отношение к окружающему миру

продолжать развивать навыки обобщения и рассуждения, умение делать выводы;

развивать умения участвовать в коллективном разговоре: аргументировать ответ понятно для собеседников;

формирование представлений о соблюдении техники безопасности;

воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности;

развивать умение детей действовать сообща;

воспитывать дружеские взаимоотношения.

Предварительная работа:

Чтение рассказов и сказок о воде К. Паустовский «Поэзия дождя»,

«Путешествие капельки».

Разучивание загадки и стихотворения.

Проведение опытов с водой.

Оборудование и материалы: посылка с кроссвордом, глобус, портрет Ю. Гагарина, детали для изготовления макета "Круговорот воды в природе", капельки для игры, макет "Земля в разрезе", иллюстрации к занятию, лёд, чайник, ТСО, звукозапись, стакан воды и земля для опыта.

Ход занятия

Воспитатель. Доброе утро! Я вам говорю.

Доброе утро - я всех вас люблю.

Желаю вам хорошо заниматься,

Слушать внимательно, не отвлекаться.

Сегодня утром к нам в детский сад принесли посылку. Она адресована самым любознательным, самым старшим детям в детском саду. Я сразу поняла, что эта посылка адресована нашей группе. Давайте посмотрим, что в ней лежит. (Воспитатель достает кроссворд.)

Ребята что-то я не пойму, что это за таблица?

Ответы детей. Это кроссворд.

Воспитатель. Подождите, подождите, здесь еще и загадки. Наверное, для того, чтобы разгадать этот кроссворд. Все умеют разгадывать кроссворд? Слушайте первую загадку, ее ответ в кроссворде мы запишем под цифрой «1»

1. Вот так чудо! Вот так диво!

Как сорвался он с обрыва!

Так уже который год,

Все никак не упадет (водопад)

Дети вписывают ответ в кроссворд под цифрой 1.

2. А теперь вторая загадка, ее ответ мы запишем под цифрой «2».

Не вода и не суша -

На лодке не уплывешь

И ногами не пройдешь (болото)

Дети вписывают ответ в кроссворд под цифрой 2.

3. Слушайте третью загадку, ее ответ мы запишем под цифрой «3»

Где я только не пройду,

Везде сырость наведу.

Я грибной, я слепой,

А зимой, совсем чудной.

На полях, желанный гость.

Называют меня (дождь)

Дети вписывают ответ в кроссворд под цифрой 3.

4. Ну, и последняя загадка, ее ответ запишем под цифрой «4»

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе

Узкий кончик – в роднике,

А широкий – в море (река)

Дети вписывают ответ в кроссворд под цифрой 4.

Воспитатель. Молодцы! Правильно, вот мы и разгадали кроссворд. А теперь посмотрим, какое слово получилось в красном прямоугольнике.

Давайте все вместе его прочитаем.

Дети читают. Вода.

Воспитатель. Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде. Вам знаком этот человек? (показ портрета Ю. Гагарина) Когда первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин увидел из космоса землю, он назвал ее «голубой планетой» Как вы думаете почему?

Ответы детей. Большую часть земли занимает вода.

Я принесла вам вот этот предмет. (Показ глобуса). Знаком ли вам этот предмет? Как он называется? Это глобус — так выглядит наша планета Земля, уменьшенная во много-много раз.

Воспитатель (Обводит указкой всю воду на земле.) Все, что вы видите на планете Земля голубого цвета – это и есть вода.

-Голубой цвет на глобусе означает что? (Воду). Вода на глобусе – это моря, океаны, реки. Как, по-вашему, много ли воды на нашей планете? (Много). Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета голубого цвета — покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах соленая. Несоленой — пресной воды на нашей планете не много. Жить и питаться в соленой воде могут только морские обитатели. Людям такую воду употреблять невозможно, поэтому в деревне, в поселках из чего берут воду? (из скважин) А в городе, где много живет людей и много нужно воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы она была хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему?

- А как вы ее бережете? (ответы детей)

ИГРА на ковре

Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Да – нет». Я буду называть утверждения, а вы, если согласны с этим утверждением, хлопайте в ладоши, а если не согласны, топайте ногами.

• Нам всем нужна солёная вода (нет)

• Живые организмы употребляют пресную воду (да)

• Вода в природе бывает жидкая? (да)

• Вода имеет запах и цвет? (нет)

• Лед – это вода? (да)

• Вода замерзает и образует пар (нет, лед? (да)

• Снег при таянии превращается в лед? (нет, в воду (да)

• Люди должны бережно относиться к воде (да)

Воспитатель. Вода - удивительное вещество, она путешествует по всему Земному шару. А как же это происходит? Давайте с вами в этом разберемся, сядем за столы.

Вода есть везде, в воздухе, на земле и под землей, в природе она встречается в твердом, жидком и парообразном состоянии. Где же в природе можно увидеть воду в твердом состоянии?

Ответы детей. Айсберги, снег, лед, сосульки, иней.

Воспитатель. Конечно, посмотрите, вода в твердом состоянии в природе встречается в виде льда - это айсберги, сосульки, град, и в виде снега и инея. Что же произошло с водой, что она стала твердой?

Ответы детей. Вода замерзла.

Воспитатель. Как вы думаете, где в природе вода встречается в жидком состоянии.

Ответы детей. Дождь, вода в реках, озерах, морях, океанах.

Воспитатель. Правильно. Вода в жидком состоянии в природе встречается в океанах, морях, реках, озерах, в виде дождя. (Показывает иллюстрации с изображением морей, рек, океанов, дождя и тумана.)

Воспитатель. А теперь давайте представим, что солнце нагревает воду на поверхности Земли. Как вы думаете, что происходит с водой?

Ответы детей. Она начинает испаряться.

Воспитатель. Давайте убедимся и увидим, как это происходит.

Описание опыта. В природе - солнце нагревает воду, но, а я ее вскипятила в чайнике. Воспитатель открывает крышку чайника. Посмотрите, что это поднимается из чайника вверх?

Ответы детей. Это пар.

Воспитатель. Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в чайник наливала воду. А вы не знаете?

Ответы детей. Вода нагрелась и превратилась в пар.

Воспитатель. Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превратится в пар. А что же такое пар?

Ответы детей. Пар – это маленькие, крохотные капельки воды.

Воспитатель. Правильно, пар – это мельчайшие капельки воды, которые поднимаются вверх. Как называется такое состояние воды?

Ответы детей. Такое состояние воды называется – парообразное.

Воспитатель. А где в природе вода встречается в парообразном состоянии?

Ответы детей. Пар, облака.

Воспитатель. Представим себе, что солнце нагрело воду в океане.

Что в таком случае происходит с водой?

Ответы детей. Вода начинает испаряться, превращаясь в пар и подниматься вверх.

Воспитатель. Что образует пар, поднявшийся в небо?

Ответы детей. Пар образует облака.

Воспитатель. Вы правы. Облака образуются постепенно.

А как вы думаете, одинаковы ли облака?

Ответы детей. Нет.

Воспитатель. Вот посмотрите (воспитатель показывает иллюстрацию с изображением перистых облаков.) На что похожи эти облака?

Ответы детей. На перышко.

Воспитатель. Какие они?

Ответы детей. Легкие, воздушные…

Воспитатель. Такие облака называются перистые, в них еще мало влаги и они легкие, воздушные парят по небу, вбирая в себя все больше и больше влаги, и тогда образуются вот такие облака… (показ иллюстрации с изображением кучевых облаков.) Это кучевые облака. Ребята, а чем отличаются кучевые облака от перистых?

Ответы детей. Они тяжелее в них собралось больше влаги,капелек воды.

Воспитатель. Правильно. И вот представьте: кучевых облаков становится все больше и больше, они становятся все тяжелее, ниже и темнее, кучевые облака собираются все ближе и ближе друг к другу ( показ иллюстрации: небо в кучевых облаках.) Что же получится, когда они соберутся вместе?

Ответы детей. На небе появятся огромные тучи.

Воспитатель. А какими бывают тучи?

Ответы детей. Тучи бывают дождевыми, грозовыми, снеговыми.

Воспитатель. Посмотрите. Тучи накопили столько воды, что капли стали такими тяжелыми и большими, уже не могут лететь в воздухе, и они выпадают на землю в виде дождя или снега.

( Показ иллюстрации: туча с дождем.)

Воспитатель. Ребята, но мы же с вами знаем, что вода не может появиться из ниоткуда, и уйти в никуда.

Так что же происходит с водой, когда она прольется дождем на землю?

Ответы детей. Земля впитает воду.

Воспитатель. Сейчас мы с вами это узнаем и посмотрим, как же это происходит. Посмотрите вот так выглядит наша Земля если ее разрезать пополам. Она состоит из нескольких слоев. Первый слой это земля, затем песок, камни, глина.

(Воспитатель вызывает ребенка и вместе с ним проводит опыт)

Описание опыта. Давайте представим, что на земле идет дождь (ребенок поливает землю). Что же происходит с водой?

Ответы детей. Она впитывается в землю.

Воспитатель. Воду впитывает земля, песок, она проходит через камушки. И вот уже посмотрите, вода, долго блуждая подземными путями, выберется на поверхность земли, образуя ручейки. (Фото с изображением ручейков.)

Воспитатель. А как вы думаете, во что собираются ручейки?

Дети. Ручейки собираются в реки.

Воспитатель (показ рисунка реки) Во что впадают реки?

Дети. Реки впадают в моря.

Воспитатель. Правильно, реки впадают в моря, а моря впадают в океаны. Как называется такое явление природы?

Ответы детей. Круговорот воды в природе.

Воспитатель. Молодцы! Таков путь воды из моря в облака, из облаков на землю, из земли снова в океан. Вода не исчезает, а только переходит из одного состояния, в другое, она путешествует.

Звучит запись журчания ручья, дети рассказывают стихотворение.

- Вы слыхали о воде?

- Говорят она везде:

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смеем вам мы доложить -

Без неё нам не прожить.

Воспитатель. Для чего нужна человеку вода? Ответьте на этот вопрос, используя капельки, которые на столике лежат. Попробуйте найти воду в нашем классе и прикрепите туда капельку.

- Перечислите те места, где по вашему мнению есть вода.

Предполагаемые ответы: кран, вода в лейке, хлеб, горшки с цветами, цветы, тело человека, фрукты.

Воспитатель подводит детей к тому, что вода повсюду. Вода дает всем жизнь.

- Кому нужна вода? (растениям, животным, человеку).

-Да, вода нужна всему живому на Земле. Без воды наша планета была бы безжизненной.

- А в каком виде встречается вода в природе?

Дети. Вода в природе встречается в виде облаков, снега, града,тумана, сосулек…

Воспитатель. Ну что ж, мы с вами прошли очень длинный путь. Я предлагаю вам отдохнуть, разделиться на пары и поиграть.

ТРИЗ игра «Собери льдинки».

В: - Ребята, смотрите тут льдинки лежат. Что происходит со льдом у вас в руках? А какую форму, цвет и вкус имеет лед? Так что такое лед? (это твердое вещество состоящие из молекул – маленьких человечков, которые крепко держатся друг за друга. Вода – это маленькие человечки, которые свободно стоят рядом. Испарение – это маленькие человечки, которые движутся хаотично.) Дети, давайте покажем лед (дети обнимаются, вода (стоят свободно, испарение (движутся). Сосулька, дождь, град, пар, море, сугроб, ливень…

Воспитатель. А теперь я хочу убедиться, что вы всё поняли, выполните следующее задание. Разделитесь на две команды: мальчики и девочки, у каждой команды на столах лежат готовые изображения. Я прошу вас расположить и наклеить их на листе бумаги так, чтобы получилась схема «Круговорота воды в природе»

(Коллективная аппликация «Круговорот воды в природе»)

Какую загадку мы можем загадать гостям к своей аппликации?

Мы говорим, она течет,

Мы говорим, она играет

Она бежит всегда вперед,

Но никуда не убегает

В морях и реках обитает,

И часто по небу летает.

А как наскучит ей летать

На землю падает опять.

Вы узнали, что это? (Вода)

- Если вам понравилось быть исследователями, вы много интересного узнали о воде и даже можете дома рассказать о превращениях капельки, поднимите веселую капельку. Если вам не понравилось занятие, ничего нового вы не узнали, вам было скучно – поднимите грустную тучку.

Публикации по теме:

Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Путешествие по карте» Путешествие по карте (Занятие по ознакомлению сокружающим миром для детей подготовительной к школе группы) Цели: расширять знания детей.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Путешествие капельки» План-конспект непосредственно-образовательной деятельности (Ознакомление с окружающим – природный мир) в средней группе. Тема: «Путешествие.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей второй младшей группы «Путешествие на ферму» Тема: «Путешествие на ферму» Цели: 1. Закрепить правильное звукопроизношение 2. Развивать артикуляцию и мелкую моторику. 3. Воспитывать.

Открытое итоговое занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Природа вокруг нас» Открытое итоговое занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной «Природа вокруг нас».Цель: Обобщить знания детей об окружающем.

Открытое занятие для детей второй группы раннего возраста по ознакомлению с окружающим миром «Овощи» МБОО ПГО «Тимохинская начальная общеобразовательная школа» Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе.

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Путешествие в лес» Конспект открытого занятия по экологии воспитателя Журавлевой Елены Викторовны «Путешествие в лес». Цель: Обогащение представлений о жизни.

Конспект занятия для детей подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы» Тема: Перелетные птицы Подготовительная группа «Почемучка» Задачи: 1. Уточнить и расширить представления детей об осени, о птицах, какие.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие капельки» ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ Цель: расширение представлений о свойствах и состояниях воды; формирование целостного взгляда на природу, ответственного.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Воробей» для детей младшей группы Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Воробей» конспект занятия для детей младшей группы (3–4 года) Цель: Формировать у детей ответственное,.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы «Обитатели скотного двора» Тема: Обитатели скотного двора. Цель: уточнить и закрепить знания детей о домашних животных села, об их назначении и пользе для человека.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы «Путешествие капельки»
Опубликовано: 17 февраля 2018 в 15:53
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД