Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Русская изба», старшая группа

Евгения Савченко
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Русская изба», старшая группа

Jткрытое занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Русская изба " старшая группа

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему:"Русская изба"

Программные задачи:

1. Расширение и систематизирование знаний детей о традиционно- бытовой культуре русского народа (изба: её внешнее и внутреннее убранство; домашняя утварь, орудия труда) ;

2. Обогащение словарного запаса детей. Слова: ухват, сруб, образа, чугунок, «Красный угол»; выражение: «Божья ладонь») ;

3. Развитие любознательности, наблюдательности, речи детей;

4. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Материалы: презентация ”Хочу всё знать”,

-Ребята, я сегодня вас приглашаю отправиться в путешествие и посмотреть, как в старину жили люди на Руси, а поможет нам в этом киножурнал «Хочу всё знать».

- О чём именно пойдёт речь, вы узнаете, расшифровав заколдованное слово.

- Внимательно рассмотрите эти картинки, соедините первые буквы каждой картинки, и вы узнаете, о чём дальше пойдёт речь.

- Верно, это дом!

- А как ещё можно назвать дом?

- Правильно, изба! Это старинное название деревенского дома. Избы называли срубами.

- Как вы думаете, почему? (потому что их рубили топорами)

Делали избы из сосновых иногда дубовых, цельных брёвен. Складывали брёвна с большим умением так, что они плотно держались между собой, а для теплоты обивали мхом. Существовал обычай под углы дома класть деньги (для богатства, шерсть (для тепла) и ладан (для святости). Народные умельцы строили дома без пил, гвоздей, без сложных измерительных приборов и чертежей, только с помощью топора.

- Как называли людей, занимающихся этим ремеслом? (плотники).

- Чем покрывали крышу у избы? (соломой) .

- А ещё чем, кроме соломы? (дранкой - колотыми сосновыми дощечками; тёсом - досками, которые рубили топором, а не пилили так, как они были прочнее) .

- Вот мы построили дом!

- А без чего нельзя обойтись в доме?

- Верно, без окон! Окна называли «глазами дома».

- Почему, как вы думаете? (окно от слова»око, очи»- глаза дома)

- Мало построить дом прочным и удобным. Хочется, чтобы он был ещё и красивым. Для этого его украшали резными досками с орнаментом. Эти украшения считались ещё и оберегами. (защищали от молнии, нечистой силы и т. д.) На крыше дома плотник крепил (рубил) голову лошади – «конёк дома» (оберег, который защищал домочадцев от нечистой силы). В старину говорили: *Конь на крыше - в избе тише*.

- Пора и в дом заглянуть!

- Как называли внутреннее помещение избы? (светлица, горница, светёлка)

- Посмотрите, вот мы с вами оказались в светлице!

- И что же мы там видим? Что бросилось нам в глаза?

- Правильно, печь! * Стоит девица в избе,

Коса на дворе. (печь)

- А зачем нужна была печь в доме?

«Профессии» печи:

• Она обогревала жилище (от натопленной печи в доме становилось тепло и уютно, даже в самую лютую зимнюю стужу) ;

• В ней пекли хлеб, готовили еду, сушили продукты, грели воду; на ней спали старики и дети;

• Она выполняла роль бани;

• Печь служила связью поколений. Хлопотав возле неё, мать передавала своё умение дочерям. Работа возле печи требовала определённого умения. Конечно, навыки прививались с детства. И если хозяйка была неумелая - это сразу можно было заметить, когда она работала у печи;

• Печь объединяла всю семью; зимними вечерами возле неё собирались все домочадцы, и кто-нибудь рассказывал сказку или историю, приключившуюся с ним или услышанную от кого-либо; пели протяжные крестьянские песни. Одновременно продолжали делать несложные домашние дела: женщины занимались рукоделием, мужчины что-нибудь чинили; печь нужна была в любом возрасте.

- В народе говорили: «Печь - греет и варит, печёт и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу!»

- У простого народа к печи было особое, почтительное отношение. Нельзя было ссориться, ругаться в доме, говорили «а то печь услышит». Люди считали, что подпечке или за печью живёт домовой- покровитель дома, и когда семья перебиралась на новое место жительства, под печь ставили лапоть, чтобы домовой, как на саночках уехал вместе со всеми.

- Какие присказки, поговорки, выражения вы знаете о русской печке?

* «Уж лучше хлебом не корми, но с печи не гони»;

* «Добрая- то речь, коль в избе есть печь»;

* «Печь нам мать родная»;

* «На печи всё красно лето»

- Главным назначением печи всегда было приготовление пищи.

- В какой посуде готовили еду? (чугунках, горшках)

- Какие блюда готовили в горшках, чугунках? (щи, кашу, картофель)

- Голыми руками чугунок из раскалённой печи не вытащишь! Что же нам поможет?

А это мы узнаем, когда вы отгадаете загадку:

Рогат - да не бык,

Хватает - да не сыт,

Людям отдаёт,

Сам на отдых идёт. (Ухват)

- В народе говорили: ”Ухват и с пылу хватает! ”

Ухват- это предмет, домашняя утварь, с помощью которой ставят в печь и достают из неё горшки, чугунки. Ухват похож вила.

- В старину люди не только работали, но и отдыхали, веселились!

- Ухват, ребята, служил не только для работы, но и для игры.

- Сейчас мы с вами и поиграем!

«Игра с ухватом»

- Вот мы с вами поиграли, повеселились! Я знаю ещё одну очень интересную игру, которая называется «Найди пару»

- Вы знаете, что современные предметы быта отличаются от старинных предметов. Какие современные предметы быта заменили старинные? Это вам предстоит узнать!

- Кто быстрее справится, поднимет сигнальную карточку, (жду, когда выполнят все – взаимопроверка - и кто-то не справился, разбираем все вместе)

- Какие вы молодцы! А сейчас я вам хочу рассказать ещё об одном важном месте в доме, который называется «Красный угол».

- Как вы думаете, что это такое?

Красный значит красивый. Находится он в правом углу, наискосок от печи.

«Красный угол»- самое чистое, светлое и нарядное место во всём крестьянском доме. Здесь на особой полочке- «божнице» - (где иконы стоят) - у верующих крестьян всегда стояли домашние святыни- иконы. Их называли образами. Входя в дом, гость обязательно снимал шапку и крестился на иконы, а затем кланялся, приветствуя хозяев. Этим гость показывал, что пришёл в дом с добром. Его приглашали «откушать хлеба- соли» и сажали за стол на самое почётное место у икон, рядом с хозяевами. «Доброму гостю - особая честь».

- По русскому обычаю стол должен стоять в «Красном углу». Издавна стол считали «божьей ладонью», Милости просим к столу, - отведать, что бог послал» (Крестьянин отвечал: Благодарствую)

На стол нельзя было садиться, стучать по нему кулаком. Когда вся семья собиралась за столом, все сидели чинно (прилично) спокойно, ели не торопясь. А если ребёнок вёл себя чересчур шумно, то получал в наказание деревянной ложкой по лбу.

- Крестьяне любили порядок. И всё в доме знало своё место. И сейчас мы с вами наведём порядок в наших избах.

Игра «Наведём порядок»

- Посмотрите, какие у нас получились чистые, светлые, красивые избы.

- В старину люди любили принимать гостей. И когда гость приходил его обязательно чем- то угощали.

- И недаром в старину говорили: «Не красна изба углами, а красна пирогами!»

(вносят пироги)

- Давайте же и наших гостей угостим пирогами!

Публикации по теме:

«Домовёнок Кузя»«Домовёнок Кузя» Снова я о своей избе (уголок» Русская изба» в нашей группе. Смотрите в блоге от восемнадцатого марта: Экскурсия. Путешествие в прошлое.

Презентация. Из жизни насекомых Презентация по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: «Из жизни насекомых» В работе с детьми по ознакомлению с окружающим.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Архитектура, дома
Автор публикации:
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Русская изба», старшая группа
Опубликовано: 16 января 2013 в 14:07
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....