Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Русская изба», старшая группа

Евгения Савченко
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Русская изба», старшая группа

Jткрытое занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Русская изба " старшая группа

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему:"Русская изба"

Программные задачи:

1. Расширение и систематизирование знаний детей о традиционно- бытовой культуре русского народа (изба: её внешнее и внутреннее убранство; домашняя утварь, орудия труда) ;

2. Обогащение словарного запаса детей. Слова: ухват, сруб, образа, чугунок, «Красный угол»; выражение: «Божья ладонь») ;

3. Развитие любознательности, наблюдательности, речи детей;

4. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Материалы: презентация ”Хочу всё знать”,

-Ребята, я сегодня вас приглашаю отправиться в путешествие и посмотреть, как в старину жили люди на Руси, а поможет нам в этом киножурнал «Хочу всё знать».

- О чём именно пойдёт речь, вы узнаете, расшифровав заколдованное слово.

- Внимательно рассмотрите эти картинки, соедините первые буквы каждой картинки, и вы узнаете, о чём дальше пойдёт речь.

- Верно, это дом!

- А как ещё можно назвать дом?

- Правильно, изба! Это старинное название деревенского дома. Избы называли срубами.

- Как вы думаете, почему? (потому что их рубили топорами)

Делали избы из сосновых иногда дубовых, цельных брёвен. Складывали брёвна с большим умением так, что они плотно держались между собой, а для теплоты обивали мхом. Существовал обычай под углы дома класть деньги (для богатства, шерсть (для тепла) и ладан (для святости). Народные умельцы строили дома без пил, гвоздей, без сложных измерительных приборов и чертежей, только с помощью топора.

- Как называли людей, занимающихся этим ремеслом? (плотники).

- Чем покрывали крышу у избы? (соломой) .

- А ещё чем, кроме соломы? (дранкой - колотыми сосновыми дощечками; тёсом - досками, которые рубили топором, а не пилили так, как они были прочнее) .

- Вот мы построили дом!

- А без чего нельзя обойтись в доме?

- Верно, без окон! Окна называли «глазами дома».

- Почему, как вы думаете? (окно от слова»око, очи»- глаза дома)

- Мало построить дом прочным и удобным. Хочется, чтобы он был ещё и красивым. Для этого его украшали резными досками с орнаментом. Эти украшения считались ещё и оберегами. (защищали от молнии, нечистой силы и т. д.) На крыше дома плотник крепил (рубил) голову лошади – «конёк дома» (оберег, который защищал домочадцев от нечистой силы). В старину говорили: *Конь на крыше - в избе тише*.

- Пора и в дом заглянуть!

- Как называли внутреннее помещение избы? (светлица, горница, светёлка)

- Посмотрите, вот мы с вами оказались в светлице!

- И что же мы там видим? Что бросилось нам в глаза?

- Правильно, печь! * Стоит девица в избе,

Коса на дворе. (печь)

- А зачем нужна была печь в доме?

«Профессии» печи:

• Она обогревала жилище (от натопленной печи в доме становилось тепло и уютно, даже в самую лютую зимнюю стужу) ;

• В ней пекли хлеб, готовили еду, сушили продукты, грели воду; на ней спали старики и дети;

• Она выполняла роль бани;

• Печь служила связью поколений. Хлопотав возле неё, мать передавала своё умение дочерям. Работа возле печи требовала определённого умения. Конечно, навыки прививались с детства. И если хозяйка была неумелая - это сразу можно было заметить, когда она работала у печи;

• Печь объединяла всю семью; зимними вечерами возле неё собирались все домочадцы, и кто-нибудь рассказывал сказку или историю, приключившуюся с ним или услышанную от кого-либо; пели протяжные крестьянские песни. Одновременно продолжали делать несложные домашние дела: женщины занимались рукоделием, мужчины что-нибудь чинили; печь нужна была в любом возрасте.

- В народе говорили: «Печь - греет и варит, печёт и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу!»

- У простого народа к печи было особое, почтительное отношение. Нельзя было ссориться, ругаться в доме, говорили «а то печь услышит». Люди считали, что подпечке или за печью живёт домовой- покровитель дома, и когда семья перебиралась на новое место жительства, под печь ставили лапоть, чтобы домовой, как на саночках уехал вместе со всеми.

- Какие присказки, поговорки, выражения вы знаете о русской печке?

* «Уж лучше хлебом не корми, но с печи не гони»;

* «Добрая- то речь, коль в избе есть печь»;

* «Печь нам мать родная»;

* «На печи всё красно лето»

- Главным назначением печи всегда было приготовление пищи.

- В какой посуде готовили еду? (чугунках, горшках)

- Какие блюда готовили в горшках, чугунках? (щи, кашу, картофель)

- Голыми руками чугунок из раскалённой печи не вытащишь! Что же нам поможет?

А это мы узнаем, когда вы отгадаете загадку:

Рогат - да не бык,

Хватает - да не сыт,

Людям отдаёт,

Сам на отдых идёт. (Ухват)

- В народе говорили: ”Ухват и с пылу хватает! ”

Ухват- это предмет, домашняя утварь, с помощью которой ставят в печь и достают из неё горшки, чугунки. Ухват похож вила.

- В старину люди не только работали, но и отдыхали, веселились!

- Ухват, ребята, служил не только для работы, но и для игры.

- Сейчас мы с вами и поиграем!

«Игра с ухватом»

- Вот мы с вами поиграли, повеселились! Я знаю ещё одну очень интересную игру, которая называется «Найди пару»

- Вы знаете, что современные предметы быта отличаются от старинных предметов. Какие современные предметы быта заменили старинные? Это вам предстоит узнать!

- Кто быстрее справится, поднимет сигнальную карточку, (жду, когда выполнят все – взаимопроверка - и кто-то не справился, разбираем все вместе)

- Какие вы молодцы! А сейчас я вам хочу рассказать ещё об одном важном месте в доме, который называется «Красный угол».

- Как вы думаете, что это такое?

Красный значит красивый. Находится он в правом углу, наискосок от печи.

«Красный угол»- самое чистое, светлое и нарядное место во всём крестьянском доме. Здесь на особой полочке- «божнице» - (где иконы стоят) - у верующих крестьян всегда стояли домашние святыни- иконы. Их называли образами. Входя в дом, гость обязательно снимал шапку и крестился на иконы, а затем кланялся, приветствуя хозяев. Этим гость показывал, что пришёл в дом с добром. Его приглашали «откушать хлеба- соли» и сажали за стол на самое почётное место у икон, рядом с хозяевами. «Доброму гостю - особая честь».

- По русскому обычаю стол должен стоять в «Красном углу». Издавна стол считали «божьей ладонью», Милости просим к столу, - отведать, что бог послал» (Крестьянин отвечал: Благодарствую)

На стол нельзя было садиться, стучать по нему кулаком. Когда вся семья собиралась за столом, все сидели чинно (прилично) спокойно, ели не торопясь. А если ребёнок вёл себя чересчур шумно, то получал в наказание деревянной ложкой по лбу.

- Крестьяне любили порядок. И всё в доме знало своё место. И сейчас мы с вами наведём порядок в наших избах.

Игра «Наведём порядок»

- Посмотрите, какие у нас получились чистые, светлые, красивые избы.

- В старину люди любили принимать гостей. И когда гость приходил его обязательно чем- то угощали.

- И недаром в старину говорили: «Не красна изба углами, а красна пирогами!»

(вносят пироги)

- Давайте же и наших гостей угостим пирогами!

Публикации по теме:

«Домовёнок Кузя»«Домовёнок Кузя» Снова я о своей избе (уголок» Русская изба» в нашей группе. Смотрите в блоге от восемнадцатого марта: Экскурсия. Путешествие в прошлое.

Презентация. Из жизни насекомых Презентация по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: «Из жизни насекомых» В работе с детьми по ознакомлению с окружающим.

Библиотека изображений:
  • Архитектура, дома
  • Русские народные сказки
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Русская изба», старшая группа
Опубликовано: 16 января 2013 в 14:07
+18
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...