Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Верблюд»

Любовь Ольденбург
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Верблюд»

Программное содержание:

I часть

•Развивать логическое мышление в процессе сужения поля поиска объекта (дихотомия) в игре “Да – нет”.

•Продолжать работу по систематизации материала об объекте (верблюде, его функциях (система, строению тела, качествах и признаках парнокопытных (подсистема, обобщающих видовых понятиях, его семейства, месторасположении (надсистема по виду и месту).

•Учить прослеживать генетическую линию развития объекта (верблюда) от рождения до старости в их функциях.

•Накапливать словарный запас, выстраивая словосочетания (из существительных с прилагательными и из глаголов с наречиями, необходимые для построения предложений в будущем рассказе.

Обогащение словаря: сородичи, непреклонный, тезка.

Активизация словаря: парнокопытное, могучий, мозоленогий, караван, тушканчик.

Предварительная работа:

•Чтение художественной и научно – популярной литературы о пустыне, климате, флоре и фауне.

•Рассматривание иллюстраций.

•Рисование и лепка верблюда.

•Создание ландшафта пустыни.

•Заучивание стихотворения “Верблюд” С. Баруздина (индивидуально)

Содержание НОД:

(Воспитатель предлагает поиграть в дидактическую игру “Да-нет”)

Воспитатель: Я загадала объект

Дети: Это рукотворный мир?

Воспитатель: Нет.

Дети: Это природный мир?

Воспитатель: Да.

Дети: Это живая природа?

Воспитатель: Да

Дети: это растение?

Воспитатель: Нет.

Дети: Это животное?

Воспитатель: Да.

Дети: Это домашнее животное?

Воспитатель: И да, и нет. Итак, вы узнали, что это животное существует и в домашнем, и в диком виде. Следующий вопрос должен быть о…

Дети: Оно живет в лесной зоне?

Воспитатель: Нет.

Дети: Оно живет в пустыне?

Воспитатель: Да.

Дети: Оно травоядное?

Воспитатель: Да.

Дети: Оно больше лисы?

Воспитатель: Да.

Дети: Имеет горб?

Воспитатель: Да, это верблюд, как его образно называют…

Дети: Корабль пустыни.

Воспитатель: Мы с вами много слышали, читали про верблюдов, рассматривали иллюстрации, а некоторые из вас даже живых видели в цирке, зоопарке.

Давайте вспомним, какой он, для чего, где и как живет?

Помогать нам будет системный оператор, наш волшебный телевизор с маленькими экранами. Какой из них главный?

Дети: Средний.

1 экран (Верблюд - это кто)

Воспитатель (открывает): Верблюд это кто? (животное: жвачное, парнокопытное, пустынное)

Воспитатель: Какое у него основное дело, функция?

•Перевозка грузов, людей

•Выступают в цирке

•Участвуют в боях, в соревнованиях, конкурсах

•Дают шерсть, молоко

2 экран (Верблюд – член большого семейства)

Воспитатель: Наш верблюд – член большого семейства жвачных парнокопытных. Где же обитают эти интересные животные?

Дети: Они живут во многих странах, где есть пустыни, степи; бывают одногорбые и двугорбые, дикие и домашние.

Воспитатель: Хорошо, много сведений вспомнили. Какой экран откроем теперь?

Дети: Третий

3 экран (Особенности, части тела верблюда)

Воспитатель: А сейчас откроем экран, который расскажет об особенностях, частях тела верблюда.

Дети: Шерсть у него густая, длинная, волнистая, красивая; самые длинные волосы на шее, затылке и горба; шерсть бережет от зноя, холода, насекомых

Воспитатель: Шея нашего героя…

Дети: Длинная, гордая, крепкая, похожа на лебединую.

Голова небольшая, губы мягкие, обвислые; нос очень хорошо приспособлен – не пропускает вовнутрь пыль и не выпускает влагу.

Воспитатель: А ноги у нашего “корабля пустыни”.высокие, сильные, крепкие, мягко ступают по песку; наполовину покрыты густой шерстью; на коленях – мозоли, которые защищают от горячего песка на отдыхе. Поэтому верблюда называют мозоленогим. Заканчиваются ноги раздвоенными копытцами. Такие животные относятся к парнокопытным.

Воспитатель: А что же самое интересное у верблюдов?

Дети: Их замечательные горбы - 1 или 2.

Они похожи на горки; в них накапливается жир и вода, которые будут расходоваться во время путешествия. В конце его они отвиснут, станут мягким, пустыми.

Воспитатель: Чем же питается наш герой?

Дети: Сухой травой, верблюжьей колючкой.

Когда не хватает их, хозяин подкармливает сеном. В редких случаях голод могут утолить костями, шкурой других животных. Пьют по 10 ведер воды за один раз, их называют “живым насосом”.

4 экран (Прошлое)

Воспитатель: Правильно, 4 экран уносит нас по волнам времени в …

Дети: Прошлое.

Воспитатель: Расскажите о прошлом этого верблюда.

Дети: У верблюдицы рождается один детеныш в 2 года. Он очень слабый, беспомощный, маленький. Нуждается в хорошем уходе, заботе. Детеныши питаются молоком матери (до 1,5 лет, всегда находятся рядом с нею, учатся у нее всему; до 4-х лет считаются детьми.

5 экран (Будущее)

Воспитатель: Верблюженок очень хотел подрасти и стать … Каким он мечтал стать?

Дети: Сильным, мудрым, умным…

Воспитатель: Будущее его может зависеть от друзей, врагов. Кто может считаться другом верблюда?

Дети: Хорошие, заботливые хозяева, верблюды, живущие рядом.

Воспитатель: Их называют сородичи, они одного рода, из одной семьи; а так же животные, встречающиеся в пустыне, например, суслики, тушканчики.

Воспитатель: А враги есть?

Дети: Злой и жадный хозяин, ядовитые змеи, тигры и львы в Африке. Природа может навредить: сильная песчаная буря или жгучее солнце, болезни …

Воспитатель: А какие верблюды по характеру?

Дети: Добрые, ласковые, терпеливые, спокойные, но если их обидеть или разозлить, могут укусить, лягнуть, плюнуть на обидчика.

Физминутка:

Солнце светит высоко -

Очень-очень высоко (ПОТЯГИВАЮТСЯ)

А колодец далеко

Очень – очень далеко (ВСТАЮТ НА НОСКИ, СМОТРЯТ ВПЕРЕД)

А вокруг одни пески

Слева, справа все пески (ПОВОРОТЫ В СТОРОНЫ С ОТВЕДЕНИЕМ РУКИ)

А пески те горячи

Очень – очень горячи (ПРИСЕДАЮТ)

Караван идет день полный

Впереди нелегкий путь. (ИДУТ ПО КРУГУ НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ)

Но хозяин очень добрый,

Дал верблюдам отдохнуть (ЛЕГЛИ В КОМОЧЕК)

Воспитатель: Отдохнули, снова продолжим нашу интересную работу по морфтаблицам. Составим различные словосочетания для будущих рассказов.

(Выставляется таблица: существительные + прилагательные)

Воспитатель: Верблюд. Как по другому можно сказать про него? Назовите слова существительные, отвечающие на вопросы “Кто?”, “Что?”

Дети: Животное, корабль пустыни, перевозчик, такси, насос, мечтатель, проказник…

Воспитатель: А теперь назовите слова прилагательные, отвечающие на вопрос “Какой?”

Дети: Добрый, выносливый, гордый, могучий, горбатый, непреклонный (объясняет воспитатель).

Воспитатель: Послушайте, как звучат разные словосочетания. Какие понравятся, запоминайте. (Отмечаю (+) прочитанное, например: “гордый корабль пустыни”)

Воспитатель: А следующая таблица поможет нам найти интересные словосочетания из слов, обозначающих действие, функцию и слов, отвечающих на вопрос “Как?”

Что делает верблюд?

Дети: Ходит, бегает, жует, плюет, спит, смотрит, кусает, везет, учит, бережет…

Воспитатель: Как он это делает?

Дети: Торопливо, хорошо, нехотя, медленно, ласково, задумчиво, долго, неторопливо, устало, красиво…

Воспитатель: Послушайте эти словосочетания (читает, отмечает (+)

Верблюд - необычное животное, поэтому может попасть в различные ситуации, истории… Вы придумайте какую-нибудь историю про верблюда с помощью системного оператора, его волшебных экранов. Но не забудьте про структуру рассказа. Назовите её.

Дети: Завязка – развитие – кульминация – развязка.

Это ваше домашнее задание. Чтобы не забыть рассказ, зарисуйте его символами. Из самых интересных мы составим книгу.

А сейчас послушайте, какое прекрасное стихотворение про верблюда написал С. Баруздин.

“Верблюд”

Интересно прокатиться

На коне и на слоне!

Но удобнее сидится

У верблюда на спине!

С виду горд и непреклонен,

Он на деле не таков!

По натуре он тихоня

И добряк их добряков!

У кого возможность будет

Съездить в дальние края,

Прокатитесь на верблюде,-

Право, здорово, друзья!

Воспитатель: Спасибо за работу, вы были активными, заинтересованными. Напоследок есть у меня для вас сюрприз. (Показ рисунка)

На кого похож этот объект?

Дети: На верблюда

Воспитатель: Да, это тезка нашего героя. Тезка- это значит одинаковое название, имя. Это – верблюдка. Но кто это “верблюдка”, что за зверь или птица, вы узнаете на следующем занятии.

II часть

Программное содержание:

•Учить детей составлять рассказы с опорой на системный оператор, соблюдая его структуру и логику изложения.

•При составлении предложений использовать словосочетания и обороты речи, образно характеризующие героев рассказа.

•Используя метод эмпатии, побуждать детей к отождествлению себя с выбранным образом, раскрывая при этом чувства, переживания героя.

•Развивать творчество, воображение.

Словарная работа: переднегрудь, состязание, попона.

Активизация словаря: тезка, непреклонный, могучий, караван.

Предварительная работа:

•Игры на накопление словарного запаса детей («На что похоже?», «Кто больше назовет признаков?», «Кто больше назовет функций?»)

•Составление словосочетаний из существительных с прилагательными и глаголов с наречиями

•Систематизация материалов об объекте, месте его обитания

•Закрепление схемы составления рассказов

•Разработка условных обозначений

Содержание НОД II части

Воспитатель: Вы хотели узнать кто спрятан на этом месте? Пожалуйста, «Да – нет».

Воспитатель: Вы уже знаете, что это тезка нашего героя – верблюдка.

Дети: Она живет в пустыне?

Воспитатель: Нет.

Дети: Она живет в лесу?

Воспитатель: Да.

Дети: Она - травоядная?

Воспитатель: Нет.

Дети: Она – хищник?

Воспитатель: Да.

Дети: У нее четыре ноги?

Воспитатель: Нет.

Д. : У нее две, шесть ног?

Воспитатель: Да, шесть.

Дети: Это насекомое?

Воспитатель: Да, это маленькое насекомое, живет в сухих лесах. Его переднегрудь сильно вытянута наподобие шеи верблюда, отсюда и название. Они полезны в лесном хозяйстве, т. к. их личинки живут под корой и поедают личинок жуков – короедов.

Я не зря рассказала про это насекомое,. Как вы думаете, если вдруг каким-то образом, наш Корабль пустыни узнает про свою тезку, не захочет ли он встретиться с ней? Где и как может произойти эта встреча?

Дети: Он пойдет в лес, найдет верблюдку, они подружатся…

Воспитатель: Давайте подумаем, с кем еще может встретиться верблюд? Дети: В Африке со львом, со змеями, с тушканчиками, с ослами, с другим верблюдом, с чужими людьми…

Воспитатель: Верблюд кроме своих песков ничего не видел. Куда может захотеть пойти наш путешественник?

Дети: К соседям, увидеть горы, море, город, лес…

Воспитатель: Что с ним может случиться в его походах?

Дети: Попасть в сильную песчаную бурю, увидеть мираж, заболеть, заблудиться, влюбиться, поучаствовать в соревновании…

Воспитатель: А если Верблюд вдруг попадет в беду? Что и кто сможет помочь?

Дети: Храбрость, доброта, терпеливость, сила, выносливость, звери – друзья, птицы, люди.

Воспитатель: Продумайте свой вариант рассказа с опорой на волшебный телевизор, зарисуйте его символами, а потом расскажите по своей схеме.

Публикации по теме:

Конспект НОД системный оператор «Заяц» Тема: системный оператор «Заяц» Программное содержание: - закрепить умение детей определять функцию объектов. Обозначать словом действие.

Мини-музей и метод системного оператора в детском садуМини-музей и метод системного оператора в детском саду Мини-музей и метод системного оператора в детском саду Музей – научное и научно-просветительское учреждение, осуществляющее.

Библиотека изображений:
  • Прописи
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Верблюд»
Опубликовано: 11 февраля 2014 в 15:19
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...