Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Верблюд»

Любовь Ольденбург
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Верблюд»

Программное содержание:

I часть

•Развивать логическое мышление в процессе сужения поля поиска объекта (дихотомия) в игре “Да – нет”.

•Продолжать работу по систематизации материала об объекте (верблюде, его функциях (система, строению тела, качествах и признаках парнокопытных (подсистема, обобщающих видовых понятиях, его семейства, месторасположении (надсистема по виду и месту).

•Учить прослеживать генетическую линию развития объекта (верблюда) от рождения до старости в их функциях.

•Накапливать словарный запас, выстраивая словосочетания (из существительных с прилагательными и из глаголов с наречиями, необходимые для построения предложений в будущем рассказе.

Обогащение словаря: сородичи, непреклонный, тезка.

Активизация словаря: парнокопытное, могучий, мозоленогий, караван, тушканчик.

Предварительная работа:

•Чтение художественной и научно – популярной литературы о пустыне, климате, флоре и фауне.

•Рассматривание иллюстраций.

•Рисование и лепка верблюда.

•Создание ландшафта пустыни.

•Заучивание стихотворения “Верблюд” С. Баруздина (индивидуально)

Содержание НОД:

(Воспитатель предлагает поиграть в дидактическую игру “Да-нет”)

Воспитатель: Я загадала объект

Дети: Это рукотворный мир?

Воспитатель: Нет.

Дети: Это природный мир?

Воспитатель: Да.

Дети: Это живая природа?

Воспитатель: Да

Дети: это растение?

Воспитатель: Нет.

Дети: Это животное?

Воспитатель: Да.

Дети: Это домашнее животное?

Воспитатель: И да, и нет. Итак, вы узнали, что это животное существует и в домашнем, и в диком виде. Следующий вопрос должен быть о…

Дети: Оно живет в лесной зоне?

Воспитатель: Нет.

Дети: Оно живет в пустыне?

Воспитатель: Да.

Дети: Оно травоядное?

Воспитатель: Да.

Дети: Оно больше лисы?

Воспитатель: Да.

Дети: Имеет горб?

Воспитатель: Да, это верблюд, как его образно называют…

Дети: Корабль пустыни.

Воспитатель: Мы с вами много слышали, читали про верблюдов, рассматривали иллюстрации, а некоторые из вас даже живых видели в цирке, зоопарке.

Давайте вспомним, какой он, для чего, где и как живет?

Помогать нам будет системный оператор, наш волшебный телевизор с маленькими экранами. Какой из них главный?

Дети: Средний.

1 экран (Верблюд - это кто)

Воспитатель (открывает): Верблюд это кто? (животное: жвачное, парнокопытное, пустынное)

Воспитатель: Какое у него основное дело, функция?

•Перевозка грузов, людей

•Выступают в цирке

•Участвуют в боях, в соревнованиях, конкурсах

•Дают шерсть, молоко

2 экран (Верблюд – член большого семейства)

Воспитатель: Наш верблюд – член большого семейства жвачных парнокопытных. Где же обитают эти интересные животные?

Дети: Они живут во многих странах, где есть пустыни, степи; бывают одногорбые и двугорбые, дикие и домашние.

Воспитатель: Хорошо, много сведений вспомнили. Какой экран откроем теперь?

Дети: Третий

3 экран (Особенности, части тела верблюда)

Воспитатель: А сейчас откроем экран, который расскажет об особенностях, частях тела верблюда.

Дети: Шерсть у него густая, длинная, волнистая, красивая; самые длинные волосы на шее, затылке и горба; шерсть бережет от зноя, холода, насекомых

Воспитатель: Шея нашего героя…

Дети: Длинная, гордая, крепкая, похожа на лебединую.

Голова небольшая, губы мягкие, обвислые; нос очень хорошо приспособлен – не пропускает вовнутрь пыль и не выпускает влагу.

Воспитатель: А ноги у нашего “корабля пустыни”.высокие, сильные, крепкие, мягко ступают по песку; наполовину покрыты густой шерстью; на коленях – мозоли, которые защищают от горячего песка на отдыхе. Поэтому верблюда называют мозоленогим. Заканчиваются ноги раздвоенными копытцами. Такие животные относятся к парнокопытным.

Воспитатель: А что же самое интересное у верблюдов?

Дети: Их замечательные горбы - 1 или 2.

Они похожи на горки; в них накапливается жир и вода, которые будут расходоваться во время путешествия. В конце его они отвиснут, станут мягким, пустыми.

Воспитатель: Чем же питается наш герой?

Дети: Сухой травой, верблюжьей колючкой.

Когда не хватает их, хозяин подкармливает сеном. В редких случаях голод могут утолить костями, шкурой других животных. Пьют по 10 ведер воды за один раз, их называют “живым насосом”.

4 экран (Прошлое)

Воспитатель: Правильно, 4 экран уносит нас по волнам времени в …

Дети: Прошлое.

Воспитатель: Расскажите о прошлом этого верблюда.

Дети: У верблюдицы рождается один детеныш в 2 года. Он очень слабый, беспомощный, маленький. Нуждается в хорошем уходе, заботе. Детеныши питаются молоком матери (до 1,5 лет, всегда находятся рядом с нею, учатся у нее всему; до 4-х лет считаются детьми.

5 экран (Будущее)

Воспитатель: Верблюженок очень хотел подрасти и стать … Каким он мечтал стать?

Дети: Сильным, мудрым, умным…

Воспитатель: Будущее его может зависеть от друзей, врагов. Кто может считаться другом верблюда?

Дети: Хорошие, заботливые хозяева, верблюды, живущие рядом.

Воспитатель: Их называют сородичи, они одного рода, из одной семьи; а так же животные, встречающиеся в пустыне, например, суслики, тушканчики.

Воспитатель: А враги есть?

Дети: Злой и жадный хозяин, ядовитые змеи, тигры и львы в Африке. Природа может навредить: сильная песчаная буря или жгучее солнце, болезни …

Воспитатель: А какие верблюды по характеру?

Дети: Добрые, ласковые, терпеливые, спокойные, но если их обидеть или разозлить, могут укусить, лягнуть, плюнуть на обидчика.

Физминутка:

Солнце светит высоко -

Очень-очень высоко (ПОТЯГИВАЮТСЯ)

А колодец далеко

Очень – очень далеко (ВСТАЮТ НА НОСКИ, СМОТРЯТ ВПЕРЕД)

А вокруг одни пески

Слева, справа все пески (ПОВОРОТЫ В СТОРОНЫ С ОТВЕДЕНИЕМ РУКИ)

А пески те горячи

Очень – очень горячи (ПРИСЕДАЮТ)

Караван идет день полный

Впереди нелегкий путь. (ИДУТ ПО КРУГУ НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ)

Но хозяин очень добрый,

Дал верблюдам отдохнуть (ЛЕГЛИ В КОМОЧЕК)

Воспитатель: Отдохнули, снова продолжим нашу интересную работу по морфтаблицам. Составим различные словосочетания для будущих рассказов.

(Выставляется таблица: существительные + прилагательные)

Воспитатель: Верблюд. Как по другому можно сказать про него? Назовите слова существительные, отвечающие на вопросы “Кто?”, “Что?”

Дети: Животное, корабль пустыни, перевозчик, такси, насос, мечтатель, проказник…

Воспитатель: А теперь назовите слова прилагательные, отвечающие на вопрос “Какой?”

Дети: Добрый, выносливый, гордый, могучий, горбатый, непреклонный (объясняет воспитатель).

Воспитатель: Послушайте, как звучат разные словосочетания. Какие понравятся, запоминайте. (Отмечаю (+) прочитанное, например: “гордый корабль пустыни”)

Воспитатель: А следующая таблица поможет нам найти интересные словосочетания из слов, обозначающих действие, функцию и слов, отвечающих на вопрос “Как?”

Что делает верблюд?

Дети: Ходит, бегает, жует, плюет, спит, смотрит, кусает, везет, учит, бережет…

Воспитатель: Как он это делает?

Дети: Торопливо, хорошо, нехотя, медленно, ласково, задумчиво, долго, неторопливо, устало, красиво…

Воспитатель: Послушайте эти словосочетания (читает, отмечает (+)

Верблюд - необычное животное, поэтому может попасть в различные ситуации, истории… Вы придумайте какую-нибудь историю про верблюда с помощью системного оператора, его волшебных экранов. Но не забудьте про структуру рассказа. Назовите её.

Дети: Завязка – развитие – кульминация – развязка.

Это ваше домашнее задание. Чтобы не забыть рассказ, зарисуйте его символами. Из самых интересных мы составим книгу.

А сейчас послушайте, какое прекрасное стихотворение про верблюда написал С. Баруздин.

“Верблюд”

Интересно прокатиться

На коне и на слоне!

Но удобнее сидится

У верблюда на спине!

С виду горд и непреклонен,

Он на деле не таков!

По натуре он тихоня

И добряк их добряков!

У кого возможность будет

Съездить в дальние края,

Прокатитесь на верблюде,-

Право, здорово, друзья!

Воспитатель: Спасибо за работу, вы были активными, заинтересованными. Напоследок есть у меня для вас сюрприз. (Показ рисунка)

На кого похож этот объект?

Дети: На верблюда

Воспитатель: Да, это тезка нашего героя. Тезка- это значит одинаковое название, имя. Это – верблюдка. Но кто это “верблюдка”, что за зверь или птица, вы узнаете на следующем занятии.

II часть

Программное содержание:

•Учить детей составлять рассказы с опорой на системный оператор, соблюдая его структуру и логику изложения.

•При составлении предложений использовать словосочетания и обороты речи, образно характеризующие героев рассказа.

•Используя метод эмпатии, побуждать детей к отождествлению себя с выбранным образом, раскрывая при этом чувства, переживания героя.

•Развивать творчество, воображение.

Словарная работа: переднегрудь, состязание, попона.

Активизация словаря: тезка, непреклонный, могучий, караван.

Предварительная работа:

•Игры на накопление словарного запаса детей («На что похоже?», «Кто больше назовет признаков?», «Кто больше назовет функций?»)

•Составление словосочетаний из существительных с прилагательными и глаголов с наречиями

•Систематизация материалов об объекте, месте его обитания

•Закрепление схемы составления рассказов

•Разработка условных обозначений

Содержание НОД II части

Воспитатель: Вы хотели узнать кто спрятан на этом месте? Пожалуйста, «Да – нет».

Воспитатель: Вы уже знаете, что это тезка нашего героя – верблюдка.

Дети: Она живет в пустыне?

Воспитатель: Нет.

Дети: Она живет в лесу?

Воспитатель: Да.

Дети: Она - травоядная?

Воспитатель: Нет.

Дети: Она – хищник?

Воспитатель: Да.

Дети: У нее четыре ноги?

Воспитатель: Нет.

Д. : У нее две, шесть ног?

Воспитатель: Да, шесть.

Дети: Это насекомое?

Воспитатель: Да, это маленькое насекомое, живет в сухих лесах. Его переднегрудь сильно вытянута наподобие шеи верблюда, отсюда и название. Они полезны в лесном хозяйстве, т. к. их личинки живут под корой и поедают личинок жуков – короедов.

Я не зря рассказала про это насекомое,. Как вы думаете, если вдруг каким-то образом, наш Корабль пустыни узнает про свою тезку, не захочет ли он встретиться с ней? Где и как может произойти эта встреча?

Дети: Он пойдет в лес, найдет верблюдку, они подружатся…

Воспитатель: Давайте подумаем, с кем еще может встретиться верблюд? Дети: В Африке со львом, со змеями, с тушканчиками, с ослами, с другим верблюдом, с чужими людьми…

Воспитатель: Верблюд кроме своих песков ничего не видел. Куда может захотеть пойти наш путешественник?

Дети: К соседям, увидеть горы, море, город, лес…

Воспитатель: Что с ним может случиться в его походах?

Дети: Попасть в сильную песчаную бурю, увидеть мираж, заболеть, заблудиться, влюбиться, поучаствовать в соревновании…

Воспитатель: А если Верблюд вдруг попадет в беду? Что и кто сможет помочь?

Дети: Храбрость, доброта, терпеливость, сила, выносливость, звери – друзья, птицы, люди.

Воспитатель: Продумайте свой вариант рассказа с опорой на волшебный телевизор, зарисуйте его символами, а потом расскажите по своей схеме.

Публикации по теме:

Конспект НОД системный оператор «Заяц» Тема: системный оператор «Заяц» Программное содержание: - закрепить умение детей определять функцию объектов. Обозначать словом действие.

Мини-музей и метод системного оператора в детском садуМини-музей и метод системного оператора в детском саду Мини-музей и метод системного оператора в детском саду Музей – научное и научно-просветительское учреждение, осуществляющее.

Библиотека изображений:
  • Прописи
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Верблюд»
Опубликовано: 11 февраля 2014 в 15:19
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:...
Конкурс «Лучшая приёмная к Новому году»
В нашем детском саду прошёл конкурс "Лучшая приёмная к Новому году". Подготовительная группа "Звёздочки"подошла к этому творчески. Три девочки представили...
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 год!»
Проект познавательно-творческий «Скоро, скоро Новый 2016 Год! » Автор: Курбатова Маргарита Михайловна Организация: ГБОУ ЦО «Тропарево» Населенный пункт:...
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...