Буторина Анастасия Дмитриевна
Открытое занятие по развитию связной речи «Составление рассказа по картине «Зайцы»
Визитная карточка занятия
Образовательная область: «Речевое развитие»
Тема занятия: «Составление рассказа по картине «Зайцы»
Цель занятия: Составление связного рассказа по описательной картине П. С. Меньшиковой «Зайцы» в процессе речевого занятия
Задачи:
Образовательная: Узнавать о событиях, изображенных на картине, и уметь рассказать о них в ходе беседы
Развивающая: Составлять рассказ по опорным вопросам, используя простые предложения в ходе дидактической игры
Воспитательная: Слушать друг друга, не перебивая в ходе рассказа по картине «Зайцы»
Публикация «Открытое занятие по развитию связной речи „Составление рассказа по картине „Зайцы“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Заяц, зайчики. Составление рассказов
- Заяц, зайчонок. Все о зайцах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
Дополнительные задачи: Дидактическая задача: Составлять рассказ по опорным вопросам, используя простые предложения в процессе дидактической игры; Игровая задача: Составить рассказ и узнать, что представлено на картине
Планируемый резуль0тат: Дети составили связной рассказ по описательной картине П. С. Меньшиковой «Зайцы» в процессе речевого занятия; узнали о событиях, изображенных на картине, и сумели рассказать о них в ходе беседы; составляли рассказ по опорным вопросам, используя простые предложения в ходе дидактической игры; слушали друг друга, не перебивая в ходе рассказа по картине «Зайцы»
Словарная работа: Заяц Русак
Подготовительная работа: Просмотр видеоматериала о жизни зайцев в природе, чтение художественной литературы «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
Материал и оборудование: описательная картина П. С. Меньшиковой «Зайцы», конверт с письмом, видео физминутка, картинка голосового сообщения, фишки для поощрения
1. Организационно – мотивационный этап (1 минута)
- В лесу недолго до беды.
Умей запутывать следы!
Попробуй угадай-ка,
Куда девался зайка!
Туда-сюда петляет след.
Где зайка был, там зайки нет!
- Дети, о ком же рассказывается в этом стихотворении? (Ответы детей)
- Верно, про зайца. Сегодня именно о нем пойдёт речь на нашем занятии.
2. Основной этап (22 минуты)
2.1. Этап постановки проблемы (2 минуты)
- Сегодня в группу нам передали вот такой конверт, Амаль, открой его, что там? (Письмо)
- Прочитаем его? (Ответы детей)
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам писатель. Я хотел с вами поделиться замечательной историей, но все мои тексты промокли от снега, я ничего не могу прочитать. Могли бы вы мне помочь составить новый рассказ? Буду очень благодарен вашей помощи»
- Большая беда приключилась с писателем, он просит нас о помощи. Сможем ли мы это сделать?
Проблемный вопрос: А что же мы можем сделать, чтобы восстановить рассказ писателя? (Дети выдвигают предположения)
-Верно, это вы хорошо придумали, мы можем придумать свою историю и отправить её писателю. Вместе с письмом нам прислали картину, чтобы нам было проще составить рассказ.
2.2. Этап ознакомления с материалом (10 минут)
- Дети, посмотрите внимательно на картину, которую нам прислали. Эта картина называется «Зайцы». Написала ее Меньшикова. Рассмотрите все детали, которые на ней изображены, именно они помогут нам составить рассказ.
- Сейчас я буду задавать вам вопросы, а ваша задача развернуто на них отвечать, это поможет вам при составлении рассказов, но помните, перед тем как ответить поднимите руку:
- Какое время года? (зима)
- Кто изображён на картине? (зайцы)
- Как можно описать зайцев? (Ответы детей)
- Где находятся зайцы? (В лесу, около дерева)
- Посмотри, что делают зайцы? (Ответы детей)
- Когда зайцы грызут кору деревьев, они им помогают или вредят? Почему? (Ответы детей)
- Верно, в снежные зимы, когда нет достаточно пищи на полях и опушках лесов, зайцы наносят огромный вред деревьям, высоко обгладывая кору и обгрызая ветки с почками.
- Мы с вами обсудили и рассмотрели картину, теперь мы готовы составлять рассказ? (Да)
- Но перед началом немного разомнемся, вставайте со стульчиков так, чтобы не мешать друг другу. Внимательно смотрите на видео и повторяйте движения.
Физминутка с Крошем
2.3. Этап практического решения проблемы (10 минут)
- Молодцы, а теперь рассаживайтесь обратно на свои места, но не забывайте быть вежливыми друг к другу, мальчики пропускают девочек.
- Перед нашей главной работой, я хочу немного с вами поиграть
Дидактическая игра
- Чтобы успешно сыграть в эту игру, вам нужно внимательно послушать вопрос, подумать, как на него верно ответить и поднять руку для ответы. Составляйте полные ответы на вопрос, например, на картине изображены зайцы в лесу. Кто быстрее поднимет руку, тот и будет первый отвечать. Слушаем внимательно, не перебиваем:
1. Где происходят действия картины?
2. Как можно описать зайцев, изображенных на картине?
4. Полезным ли делом заняты зайцы?
5. Вам нравится эта картина? Почему?
- Молодцы, вы успешно справились с задачей игры.
- А теперь я предлагаю попробовать составить свой небольшой рассказ, чтобы помочь писателю.
(Дети составляют свои рассказы по опорным вопросам, воспитатель при необходимости напоминает вопросы);
- Перед тем, как вы начнете рассказывать, я напомню, что мы должны уважительно относиться друг к другу и в процессе рассказа товарища остальные дети его не перебивают и внимательно слушают. А я буду записывать писателю голсоове сообщение, чтобы после он смог переписать рассказы. (рассказы 2-3 детей)
3. Заключительный этап (2 минуты)
- Дети, получилось ли у вас составить рассказ? Возникали ли у вас какие-либо трудности при составлении рассказа? (Ответы детей)
- А как называлась картина, по которой мы составляли рассказы? (Ответы детей)
- А кто такой заяц? (Ответы детей)
- Нам удалось помочь писателю?
- Дети, вы все молодцы, составили хорошие рассказы. За это писатель передал вам фишки. Спасибо большое за работу!