Открытое занятие по экологии с детьми старшего дошкольного возраста «Кто как летает?»

Елена Рыбина
Открытое занятие по экологии с детьми старшего дошкольного возраста «Кто как летает?»

Открытое занятие по экологии.

Тема: Кто как летает?

- уточнить представления детей о птицах, их приспособленности к полету (легкое тело, покрытое крыльями пуховыми и маховыми, большие, сильные крылья)

- рассказать о нелетающих птицах (пингвин, страус)

- рассказать о животных, которые могут летать и делать небольшие перелеты (летучие мыши, летучие рыбы, насекомые)

- развивать творческое воображение

- воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к родной природе

- воспитывать чуткость, восприимчивость к красоте природы, выраженной в красоте искусства.

Предварительная работа

- наблюдение за птицами

- чтение и разучивание стихотворений, поговорок и загадок о птицах, разучивание песен и прослушивание музыкальных произведений

- рассматривание иллюстраций и репродукций

Материалы и оборудование:

Картинки с изображением птиц, пуховые и маховые перья (на каждого ребенка, картинки с изображением летающих животных и нелетающих птиц, аудиозапись «Голоса птиц», картины на тему: «Птицы», «Насекомые», «Летающие животные»

Ход занятия

Воспитатель.

Дети, отгадайте загадки

Мы бываем разные:

Грудки ярко-красные,

Желтые, любые,

Даже голубые

По весне мы гнезда вьем,

Песни весело поем.

Крылья нас несут в полет,

Кто отгадку назовет? (птица)

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это (птица)

Ответы детей

Воспитатель. Молодцы, отгадали загадки. А каких птиц вы знаете? Вы не только назовите птиц, но и покажите их на картинках.

Дети выполняют

Воспитатель. Молодцы. Вы знаете много птиц. А что вы еще знаете о птицах, что можете рассказать о них? Чем отличаются птицы от других животных? Что умеют птицы? Какие части тела у птиц? Что и сколько едят птицы? Что помогает птицам летать? Какое тело у птиц?

Ответы детей

Воспитатель. Ребята, вы много знаете о птицах, молодцы. А сейчас давайте проведем опыт. Возьмите один из листков белой бумаги, скомкайте его в шарик и выпустите из рук. Что произошло? (он камнем упал вниз). А теперь возьмите другой лист бумаги и опустите перед собой (лист плавно опустился). Почему так случилось: листы одинаковые, а падают по-разному? Какой можно сделать вывод? (лист бумаги парит в воздухе, а шарик резко падает вниз)

Ответы детей

Правильно, ребята, нескомканный лист- широкий. Засчет того, что у него большая поверхность, лист опирается на воздух, и летит, а не падает вниз.

А теперь скажите, как расположены у птиц крылья, когда они находятся на земле? (сложены у туловища, а в воздухе? (расправлены)

Ответы детей

Воспитатель. Что отличает птиц от других животных? (наличие перьев). Посмотрите у вас на подносах лежат перья. Одинаковые ли они? Чем они отличаются? Как они называются? (маховые и пуховые).

Ответы детей.

Воспитатель. А какие перья обогреют птицу? (пуховые). Рассмотрите их и скажите, какие они?

Ответы детей

Воспитатель. Ребята, скажите, где у птиц растут пуховые перья? Какие перья помогают птицам летать и как они называются? (дети показывают маховые перья). Что можно сказать про маховое крыло? Какое оно? Где у птиц расположены маховые перья?

Ответы детей

Воспитатель. Крылья и хвост у птиц – это главное при полете. Птицы опираются о воздух раскрытыми крыльями и хвостом, отталкиваются от него и летят. Когда крылья опускаются, перья плотно прижимаются друг к другу, поверхность уменьшается, и птица уже не летит.

Дети, возьмите перья и осторожно опустите их перед собой. Понаблюдайте, как они летают?

Ответы детей

Воспитатель. Дети, а все ли птицы умеют летать? Сейчас мы проверим. Отгадайте ка мои загадки.

Эта птица великан,

Бегает среди саванн.

Ноги быстрые, шея- трос

Из роскошных перьев хвост.

Эта птица не летает,

Трудной жизнь ее бывает

Перья к шляпам – украшенье,

Только бег – ее спасенье (страус)

Неуклюжий, черно-белый

На коротких ножках тело

Ловко в воду он ныряет

Рыбу клювом добывает (пингвин)

Ответы детей

Воспитатель. Правильно, это страусы и пингвины. Эти птицы в наших лесах не водятся. Они не летают, а только бегают и плавают. Эти птицы не летают из-за того, что у них очень маленькие крылья в сравнение с их телом. Но это птицы. Страус очень острожная птица: почуяв опасность, он спасается бегством, что является хорошим сигналом для других животных. Они бегают очень быстро. Живут страусы в сухих безлесных частях Африки. А есть страусы, которые хорошо плавают (рассмотреть картинки с изображение птиц).

А пингвины живут в Антарктиде, в Австралии и Южной Америке. Много времени пингвины проводят в воде. Там они чувствуют себя уверенно. В воде же они спасаются от холода. Эти птицы приспособились к тем условиям, в которых они живут. Ребята, скажите, только ли птицы умеют летать?

Ответы детей

Воспитатель. Правильно, летать умеют бабочки, стрекозы, мухи и т. д. А кто еще умеет летать?

Ответы детей

Воспитатель. Да, есть животные, которые могут летать или перелетать на небольшие расстояния. Даже есть летающие рыбы.

Рассматривание иллюстраций на выставке

Воспитатель. Ребята, подойдите, и вы увидите тех зверей и насекомых, которые тоже умеют летать. Это летучие мыши: у них, как у птиц, тоже есть крылья. Они могут совершать длительные полеты. В этом им помогает особая перепонка, очень тонкая и эластичная (рассматривание иллюстраций)

Это белки - летяги. Они перелетают с ветки на ветку, спасаясь от преследования куниц.

А это – рыбы, которые умеют летать. Летучие рыбы быстро плавают под водой, с помощью хвостового плавника, затем выскакивают из воды, расправляют плавники и парят в воздухе. Ребята, так что же надо для того, чтобы летать?

Ответы детей

Воспитатель. А человек может летать? (ответы детей). Правильно, ребята, человек летать не может. Но он давно мечтал о полетах и поэтому начал создавать всевозможные механизмы. Сначала человек смастерил крылья, как у птиц, но летать на них не смог, тогда он придумал воздушный шар. Позже придумал аэростат и дирижабль. И только потом первые самолет, который был деревянным (дети рассматривают иллюстрации)

Воспитатель. А сейчас мы попробуем изобразить в рисунках тех, кто умеет летать. Ребята, мы с вами на прогулке любовались красотой природы, видели птиц, которые прилетали на участок и сидели на ветках деревьев. Рисунки у вас получатся разные, потому что вы придумаете свою композицию, по-разному расположите на листе изображение. В соответствии с замыслом затонируйте верхнюю часть листа для изображения неба. Оно может быть различных оттенков

Звучит аудиозапись «Голоса птиц»

Дети рисуют

По окончанию занятия рассмотреть с детьми все работы. Проанализировать рисунки, оформить их и поместить на выставку.

Публикации по теме:

АквариумАквариум На одном из занятий по ручному труду мы с детишками соорудили вот такой аквариум! Аквариум сделан из обычной коробки,рыбки выполнены в.

Рыбка из салфеток.Рыбка из салфеток. Рыбку выполнили из салфеток. Салфетку разрезали на квадратик и скатали в шарики. Водоросли приклеили из макаронных изделий и покрасили.

Библиотека изображений:
  • Животные
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
Автор публикации:
Открытое занятие по экологии с детьми старшего дошкольного возраста «Кто как летает?»
Опубликовано: 27 ноября 2013 в 18:03
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дежурство в детском саду  (фотоотчет)
Одним из видов трудового воспитания является дежурство по столовой. Для этого у нас в группе организован уголок дежурного, в котором есть все необходимое...
Проект «Собака — друг человека» в старшей группе
Проект «Собака друг человека» Цель проекта: расширить представления детей о роли собаки в жизни человека, проявлять заботу, пробуждать интерес к познанию...
Физкультурный досуг «Ярмарка народных игр»
Ход : Под русскую народную мелодию дети заходят в зал, на мальчиках картузы на девочках платочки их встречает инструктор по физкультуре в образе...
Коллективная работа «Зонтики»
Пришла пора лета! Для детей лето это самое любимое время года. Летом можно гулять, кататься на велосипеде, на роликах, на каруселях. Рисовать на асфальте....
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по самообразованию в условиях...
Самообразование является одной из наиболее важных форм повышения профессионального мастерства педагога. Одним из показателей профессиональной компетентности...