Открытое занятие по экологии с детьми старшего дошкольного возраста «Кто как летает?»

Елена Рыбина
Открытое занятие по экологии с детьми старшего дошкольного возраста «Кто как летает?»

Открытое занятие по экологии.

Тема: Кто как летает?

- уточнить представления детей о птицах, их приспособленности к полету (легкое тело, покрытое крыльями пуховыми и маховыми, большие, сильные крылья)

- рассказать о нелетающих птицах (пингвин, страус)

- рассказать о животных, которые могут летать и делать небольшие перелеты (летучие мыши, летучие рыбы, насекомые)

- развивать творческое воображение

- воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к родной природе

- воспитывать чуткость, восприимчивость к красоте природы, выраженной в красоте искусства.

Предварительная работа

- наблюдение за птицами

- чтение и разучивание стихотворений, поговорок и загадок о птицах, разучивание песен и прослушивание музыкальных произведений

- рассматривание иллюстраций и репродукций

Материалы и оборудование:

Картинки с изображением птиц, пуховые и маховые перья (на каждого ребенка, картинки с изображением летающих животных и нелетающих птиц, аудиозапись «Голоса птиц», картины на тему: «Птицы», «Насекомые», «Летающие животные»

Ход занятия

Воспитатель.

Дети, отгадайте загадки

Мы бываем разные:

Грудки ярко-красные,

Желтые, любые,

Даже голубые

По весне мы гнезда вьем,

Песни весело поем.

Крылья нас несут в полет,

Кто отгадку назовет? (птица)

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это (птица)

Ответы детей

Воспитатель. Молодцы, отгадали загадки. А каких птиц вы знаете? Вы не только назовите птиц, но и покажите их на картинках.

Дети выполняют

Воспитатель. Молодцы. Вы знаете много птиц. А что вы еще знаете о птицах, что можете рассказать о них? Чем отличаются птицы от других животных? Что умеют птицы? Какие части тела у птиц? Что и сколько едят птицы? Что помогает птицам летать? Какое тело у птиц?

Ответы детей

Воспитатель. Ребята, вы много знаете о птицах, молодцы. А сейчас давайте проведем опыт. Возьмите один из листков белой бумаги, скомкайте его в шарик и выпустите из рук. Что произошло? (он камнем упал вниз). А теперь возьмите другой лист бумаги и опустите перед собой (лист плавно опустился). Почему так случилось: листы одинаковые, а падают по-разному? Какой можно сделать вывод? (лист бумаги парит в воздухе, а шарик резко падает вниз)

Ответы детей

Правильно, ребята, нескомканный лист- широкий. Засчет того, что у него большая поверхность, лист опирается на воздух, и летит, а не падает вниз.

А теперь скажите, как расположены у птиц крылья, когда они находятся на земле? (сложены у туловища, а в воздухе? (расправлены)

Ответы детей

Воспитатель. Что отличает птиц от других животных? (наличие перьев). Посмотрите у вас на подносах лежат перья. Одинаковые ли они? Чем они отличаются? Как они называются? (маховые и пуховые).

Ответы детей.

Воспитатель. А какие перья обогреют птицу? (пуховые). Рассмотрите их и скажите, какие они?

Ответы детей

Воспитатель. Ребята, скажите, где у птиц растут пуховые перья? Какие перья помогают птицам летать и как они называются? (дети показывают маховые перья). Что можно сказать про маховое крыло? Какое оно? Где у птиц расположены маховые перья?

Ответы детей

Воспитатель. Крылья и хвост у птиц – это главное при полете. Птицы опираются о воздух раскрытыми крыльями и хвостом, отталкиваются от него и летят. Когда крылья опускаются, перья плотно прижимаются друг к другу, поверхность уменьшается, и птица уже не летит.

Дети, возьмите перья и осторожно опустите их перед собой. Понаблюдайте, как они летают?

Ответы детей

Воспитатель. Дети, а все ли птицы умеют летать? Сейчас мы проверим. Отгадайте ка мои загадки.

Эта птица великан,

Бегает среди саванн.

Ноги быстрые, шея- трос

Из роскошных перьев хвост.

Эта птица не летает,

Трудной жизнь ее бывает

Перья к шляпам – украшенье,

Только бег – ее спасенье (страус)

Неуклюжий, черно-белый

На коротких ножках тело

Ловко в воду он ныряет

Рыбу клювом добывает (пингвин)

Ответы детей

Воспитатель. Правильно, это страусы и пингвины. Эти птицы в наших лесах не водятся. Они не летают, а только бегают и плавают. Эти птицы не летают из-за того, что у них очень маленькие крылья в сравнение с их телом. Но это птицы. Страус очень острожная птица: почуяв опасность, он спасается бегством, что является хорошим сигналом для других животных. Они бегают очень быстро. Живут страусы в сухих безлесных частях Африки. А есть страусы, которые хорошо плавают (рассмотреть картинки с изображение птиц).

А пингвины живут в Антарктиде, в Австралии и Южной Америке. Много времени пингвины проводят в воде. Там они чувствуют себя уверенно. В воде же они спасаются от холода. Эти птицы приспособились к тем условиям, в которых они живут. Ребята, скажите, только ли птицы умеют летать?

Ответы детей

Воспитатель. Правильно, летать умеют бабочки, стрекозы, мухи и т. д. А кто еще умеет летать?

Ответы детей

Воспитатель. Да, есть животные, которые могут летать или перелетать на небольшие расстояния. Даже есть летающие рыбы.

Рассматривание иллюстраций на выставке

Воспитатель. Ребята, подойдите, и вы увидите тех зверей и насекомых, которые тоже умеют летать. Это летучие мыши: у них, как у птиц, тоже есть крылья. Они могут совершать длительные полеты. В этом им помогает особая перепонка, очень тонкая и эластичная (рассматривание иллюстраций)

Это белки - летяги. Они перелетают с ветки на ветку, спасаясь от преследования куниц.

А это – рыбы, которые умеют летать. Летучие рыбы быстро плавают под водой, с помощью хвостового плавника, затем выскакивают из воды, расправляют плавники и парят в воздухе. Ребята, так что же надо для того, чтобы летать?

Ответы детей

Воспитатель. А человек может летать? (ответы детей). Правильно, ребята, человек летать не может. Но он давно мечтал о полетах и поэтому начал создавать всевозможные механизмы. Сначала человек смастерил крылья, как у птиц, но летать на них не смог, тогда он придумал воздушный шар. Позже придумал аэростат и дирижабль. И только потом первые самолет, который был деревянным (дети рассматривают иллюстрации)

Воспитатель. А сейчас мы попробуем изобразить в рисунках тех, кто умеет летать. Ребята, мы с вами на прогулке любовались красотой природы, видели птиц, которые прилетали на участок и сидели на ветках деревьев. Рисунки у вас получатся разные, потому что вы придумаете свою композицию, по-разному расположите на листе изображение. В соответствии с замыслом затонируйте верхнюю часть листа для изображения неба. Оно может быть различных оттенков

Звучит аудиозапись «Голоса птиц»

Дети рисуют

По окончанию занятия рассмотреть с детьми все работы. Проанализировать рисунки, оформить их и поместить на выставку.

Публикации по теме:

АквариумАквариум На одном из занятий по ручному труду мы с детишками соорудили вот такой аквариум! Аквариум сделан из обычной коробки,рыбки выполнены в.

Рыбка из салфеток.Рыбка из салфеток. Рыбку выполнили из салфеток. Салфетку разрезали на квадратик и скатали в шарики. Водоросли приклеили из макаронных изделий и покрасили.

Библиотека изображений:
  • Животные
  • Лето
  • Космос
Автор публикации:
Открытое занятие по экологии с детьми старшего дошкольного возраста «Кто как летает?»
Опубликовано: 27 ноября 2013 в 18:03
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...