Папки-передвижки

Открытое занятие «Русские народные инструменты»

Ирина Попова
Открытое занятие «Русские народные инструменты»

Конспект открытого мероприятия

на тему

«Русские народные инструменты»

Автор – составитель: Попова И. Н. ,

воспитатель

Цель: приобщать к русской народной музыкальной культуре посредством знакомства с русскими народными инструментами (свистулька, балалайка, гармошка, баян, трещотки, деревянные ложки).

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Открытое занятие „Русские народные инструменты“» размещена в разделах

- обогатить представление о музыкальной культуре русского народа;

- расширить знания о русских народных инструментах, тембровых возможностях русских народных инструментов;

Коррекционно - развивающие:

- развивать познавательный интерес к русским народным инструментам;

- развивать сенсорные способности;

- корректировать и развивать мелкую моторику кистей рук (формировать ручную умелость, развивать ритмичность, плавность движений, соразмерность движений);

- корректировать и развивать мыслительную деятельность (устанавливать причинно-следственные связи);

- совершенствовать навыки творческого взаимодействия в процессе ансамблевого, коллективного (инструментального) воплощения образов русского фольклора.

- корректировать и развивать личностные качества учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства);

Воспитательные:

- воспитывать чувство уважения к народным традициям и культуре русского народа, любви к родному краю;

- развить интерес к музыкальному творчеству русского народа на примере изучения русских народных песен.

Предварительная работа:

- проведение занятий, бесед, викторин по данной тематике, согласно режиму дня;

- словарная работа: инструмент, инструментальный, духовой, струнный, ударный, тембр, фольклор.

- знакомство с литературой о русских народных инструментах;

- просмотр презентации «Русские народные инструменты»

- разучивание частушек, знакомство с малыми формами фольклора (сказки, частушки, пословицы, поговорки, песни, танцы)

Материалы и оборудование: музыкальный центр; название станций; раздаточный материал (карточки с изображением музыкальных инструментов, лист бумаги, клей); музыкальные инструменты : бубен, баян, свистулька, балалайка, домра, трещотки, ложки.

Продолжительность занятия : на 45 минут.

Используемая литература:

1. Капица Ф. С. Справочник школьника. История мировой культуры / Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. СПб., ТКО АСТ, 1996.

3. Семенович К. А. Детская энциклопедия. Музыка. Я познаю мир / К. А Семенович. М., Академия, 1999.

4. Екжанова Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. 4-е издание. М., Просвещение, 2011.

5. Образцова И. О музыке и музыкантах. Издательство ЦК ВЛКСМ Молодая гвардия, 1952.

6. Васильев Ю. Рассказы о русских народных инструментах / Ю. Васильев, А. Шроков. М., Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1986.

Ход мероприятия:

Вводная часть:

Организационный момент.

(Вход под мелодию русской народной песни «Светит месяц»)

- У нас сегодня необычное занятие. Мы с вами совершим путешествие в волшебную и удивительную страну, где много звуков, музыки, хорошего настроения.

- Послушайте внимательно стихи и угадайте сами, что это за страна?

(читает реабилитант)

Послушай, как щебечут птицы,

Послушай, как поёт волна,

Как дождь в окно твоё стучится,

Повсюду музыка слышна!

Вслушайся: весь мир поёт –

Шорох, свист и щебет.

Музыка во всём живёт,

Мир её волшебен!

Льется музыка рекою

Закружила все вокруг

И кораблики мелодий

Выплывают из - под рук

Их волна крутая гонит,

Но унять не может, нет

В царстве музыки волшебной

Поплывем за ними в след!

(Музыкальная)

- Правильно! Это музыкальная страна, а живут в ней музыкальные инструменты.

- Как мы её назовём? (В ней живут музыкальные инструменты, значит, она называется «Инструментальная»).

- Что за инструменты живут в этой стране, мы узнаем с помощью игры «Собери картинки».

Постановка цели и задач.

Описание игры: «Собери картинку». (Каждый получает конверт с разрезанными картинками русских народных инструментов)

1-й: домра; 2-й: балалайка; 3-й: гармошка; 4-й: свистулька, 5-й: ложки; 6-й: бубен. (Реабилитанты складывают из кусочков целую картинку.) Картинки вывешиваются на магнитную доску.

- Какие же инструменты живут в этой музыкальной стране. (Русские народные инструменты) Молодцы! Значит, цель нашего путешествия: познакомимся с русскими народными инструментами, с их звучанием, с музыкальным творчеством русского народа.

Актуализация знаний.

- Что такое русское народное творчество? (Это фольклор) Что относят к фольклору? (Сказки, поговорки, пословицы, частушки, танцы и песни)

- Русский народ очень любил исполнять песни под музыку с инструментами, которые сам же и создавал.

- Какие русские народные инструменты вы знаете? (Гусли, свирель, трещотки, рожок, жалейка)

- Молодцы! Ну что ж, тогда пора отправляться в путь, чтобы продолжить знакомство с музыкальными инструментами русского народа. Прежде, чем отправиться в путь, сделаем зарядку. (проводится физминутка)

Мы ногами топ-топ,

Раз-сюда, два-туда,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик!

Повернись вокруг себя.

Раз-присели, два-привстали

Ванькой-встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Снова выстроились в ряд,

Словно вышли на парад.

Раз-два, раз-два

- Путешествовать мы будем на поезде. Вы готовы? Ну что ж тогда в путь!

(Сигнал колокольчика. Под музыку «Карусель» реабилитанты, выстроившись в виде поезда, двигаются по учебному кабинету.)

Основная часть.

- Итак, 1-я остановка. Как она называется? (Дунуть в свистульку) (Свистулькино) Правильно, называется она «Свистулькино»

- Как вы думаете, с каким музыкальным инструментом мы здесь познакомимся? (Со свистулькой)

- Внимательно рассмотрите этот музыкальный инструмент. Как вы думаете, из чего изготовляли свистульки? (Из глины)

- Свистулька – это музыкальный инструмент Древней Руси и русский народ изготовлял его из глины.

- Пение, какой птички напоминает звучание свистульки? (Жаворонка)

- Да, звучание свистульки напоминает пение жаворонка. Птица — символизировала собой народное представление о счастье. Роспись носила знаки солнца — круги, кресты, ромбы. А еще свистульки были в форме петушков, людей, животных и рыб.

- Много лет назад свистульки использовались как игрушки для детей, имели они и магическое назначение: в засуху люди свистели и вызывали дождь, в непогоду — тепло и лучи солнца. Со свистульки начиналось гуляние, во время которого взрослые играли на балалайках, а дети свистели в свистульки. Это называлось – «свистопляска».

- А как вы думаете, при помощи чего извлекается звук в свистульке? (При помощи дутья). Правильно!

- Значит к какой группе инструментов относится свистулька? (К духовой)

- Вы хотели бы попробовать исполнить на свистульке любую свою мелодию? (Да) Хорошо! Тогда вам первое задание: наиграть на свистульке любую мелодию. (Реабилитанты выполняют задание)

- Молодцы! Но нам пора в дорогу! Продолжаем наше путешествие. (Сигнал колокольчика, реабилитанты двигаются к следующей остановке)

- Внимание! Мы приближаемся к 2-ой остановке, название которой вы узнаете, отгадав мою загадку:

Три струны, а звук какой!

С переливами, живой.

Узнаю его в момент

Самый русский инструмент.

Кто такая? Отгадай-ка!

Это наша… (балалайка)

Ой, звенит она, звенит,

Всех игрою веселит.

А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

Кто такая? Отгадай-ка!

Это наша… (балалайка)

- Правильно! Балалайка. Название «балалайка», иногда встречающееся в форме «балабайка»народное, данное инструменту в подражание бренчанию, «балаканью» струн во время игры. «Балакать», «балагурить» - значит болтать, пустозвонить.

- Опишите, какая она? (Она треугольная, сделана из дерева, со струнами)

- Балалайка относится к струнной группе инструментов. Как вы думаете, почему? (У неё струны, поэтому относится к струнной.) Так же к этой группе относится и домра – нежная, певучая, красивая. От нее и произошла веселая балалайка. Так как же называется эта остановка? «Балалайкино - Домрино»

Под звучание балалайки реабилитанты исполняют частушки, которые мы подготовили заранее.

- Спасибо за частушки! И давайте продолжим путешествие. (Сигнал колокольчика)

- На этой остановке нас дожидается ещё один инструмент, а вот какой послушайте. Бывало, ни один праздник без него не обходился. (Звучит баян)

- Какой инструмент прозвучал? (Баян) Правильно! А какой похожий инструмент вы ещё знаете? Послушайте загадку о нё м:

В руки ты её возьмёшь,

То растянешь, то сожмёшь.

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная!

Заиграет, только тронь.

Как зовут её?. (гармонь)

- Молодцы! Так как мы назовё м нашу 4-ю остановку:

Да, можно назвать «Баяново», а можно «Гармошкино», ошибки не будет, потому что они вечные друзья и родственники. Баян – усовершенствованная гармонь, звук которого мощнее, интереснее. (Спеть песенку «Крокодила Гены»)

- Ну что ж, нам снова пора в путь! Впереди нас ждёт ещё одна остановка. (Сигнал колокольчика)

- Ой, что же это за остановка! Что-то здесь стучит, трещит, звенит! Вы не знаете, куда это мы попали? Что же это за инструменты живут здесь? (Эти инструменты звучат при помощи удара, значит они ударные)

- Правильно! Это ударные инструменты, а остановка называется «Ударная».

- Что это за инструмент? (Бубен)

- Бубен - ударный инструмент.

- Опишите его. (Деревянный обруч, затянутый с одной стороны кожей; в отверстиях обруча парами свободно прикреплены металлические пластинки)

- Угадайте инструмент. (Трещотка). А вот это трещотки. Трещотка – русский народный ударный инструмент; ряд дощечек (до 20 и более, разделённых узкими планочками и нанизанных на ремешок.

- Ну, а этот музыкальный инструмент вы хорошо знаете. Это? (Деревянные ложки). Правильно! Есть ещё бубенцы, колокольчики. Раньше в старину бубенчики и колокольчики вешались под дугой удалой тройки лошадей и при быстрой езде встряхивались, издавая серебристые звуки. Звук у колокольчиков более чист и ярок по звучанию.

- Отгадайте, пожалуйста, загадку, которую я сейчас прочитаю:

Балалайки, гусли, домры

И баяны, и гармошки.

Есть трещотки, дудки, бубны

Даже расписные ложки.

Все играют звонко дружно

Слушать их не надоест.

Отгадать, ребята, нужно

Что это? (Это оркестр.)

- Каждый инструмент – источник звука и красив по-своему. А, если их собрать в дружный коллектив, то получится? (Оркестр)

- Как вы думаете, что такое оркестр? (Оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах) Скажите, если инструменты русские народные, то какой оркестр? (Оркестр русских народных инструментов)

Эх, оркестр народный, раздольно-хороводный!

То он плачет, то хохочет – с нами делает, что хочет!

Л. Яковлев

- А теперь давайте создадим свой оркестр. Поиграем немножко! (Под звучание домры, свистульки и шумовых инструментов исполняется русская народная песня «Как под горкой» или «Во саду ли, в огороде»)

- Молодцы!

Заключительная часть.

- Вот и пришла пора прощаться с этой удивительной страной.

- Давайте, вспомним, как она называется? (Музыкальная, инструментальная)

- На каких остановках мы с вами побывали? («Свистулькино», «Балалайкино-Домрино», «Баяново-Гармошкино», «Ударная»)

- С какими музыкальными инструментами русского народного оркестра мы познакомились? (Балалайка, домра, свистулька, баян, гармошка, бубен, ложки, трещотки)

- Звучание, какого инструмента вам больше всего понравилось? (ответы ребят)

Рефлексия.

- Если вам понравилось путешествие по музыкальной стране, выберите на память колокольчик зеленого цвета. Назовите, где мы встречаемся с зеленым цветом. (Подвести реабилитантов к зеленому сигналу светофора). Что обозначает зеленый сигнал светофора? (Разрешающий сигнал). Какие еще сигналы светофора вы знаете? (Желтый, красный). Какой цвет вы выберите, если у вас что-то не получилось или вам не понравилось наше путешествие? (Выберем колокольчик красного цвета). Почему мы выберем красный цвет, если у нас что – то не получилось? (Красный цвет светофора обозначает опасность).

Под музыку колокольчика все позвеним.

(все вместе)

Колокольчик – дирижёр.

Палочка взлетает.

В синих фраках дружный хор

Песню запевает.

И несётся перезвон

По лесной поляне:

Динь-динь-дон, динь-динь-дон!

Пойте вместе с нами!

Остался один колокольчик желтого цвета. Что он обозначает? (Желтый сигнал светофора обозначает внимание).

Итоги занятия.

Отметить, что получилось хорошо, над чем необходимо еще поработать. Обратить внимание на культуру поведения на занятии.

- Спасибо за занятие!

Публикации по теме:

Фотоотчет «Коми народные музыкальные инструменты»Фотоотчет «Коми народные музыкальные инструменты» Народные инструменты изготовлялись из дерева, бересты, стеблей растений, листьев травы и деревьев, стволов и ветвей деревьев, такие инструменты.

Конспект культурной практики «Русские народные музыкальные инструменты» «Русские народные музыкальные инструменты» Цель: Расширение и закрепление знаний воспитанников о русских народных инструментах. Задачи:.

Лэпбук «Коми народные инструменты»Лэпбук «Коми народные инструменты» МАДОУ “Детский сад № 13” г. Сыктывкара ЛЭПБУК “КОМИ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ” Составила: Музыкальный руководитель Суворова Т. Ю. 2017 Описание:.

Мастер-класс по созданию книжечки «Русские народные инструменты»Мастер-класс по созданию книжечки «Русские народные инструменты» В группе в детском саду создала уголок "Русской культуры" и постепенно дополняю его различными предметами, материалами, пособиями. В этот.

Мини-музей «Русские народные музыкальные инструменты»Мини-музей «Русские народные музыкальные инструменты» Мини - музей "Русские народные музыкальные инструменты" (проектная деятельность, как основной метод развития музейной педагогики в ДОУ).

Музыкальное занятие в подготовительной группе «Русские народные инструменты» Дети заходят в зал под русскую народную песню "Калинка" муз. рук. поет приветствие, дети отвечаю Ребята, я хочу вас познакомить с русскими.

Открытое занятие «Народные росписи» — фотоотчетОткрытое занятие «Народные росписи» — фотоотчет Дорогие ребята, сегодня у нас с вами пойдет аукцион. Вы ведь знаете, что такое аукцион – это продажа предметов. На нашем аукционе будут.

Фотоотчет об уроке музыки в старшей группе детского сада «Русские народные музыкальные инструменты» ВидеоФотоотчет об уроке музыки в старшей группе детского сада «Русские народные музыкальные инструменты» Видео Музыкальные занятия в детском саду это всегда интересно и увлекательно. Но можно из них сделать нечто необычное. Объединив с музыкальным.

Занятие в старшей группе «Русские народные сказки» .

Занятие — викторина «Русские народные сказки» (проект «Сказка в гости к нам приходит») Цель: - обобщить и расширить знания детей с ограниченными возможностями о русских народных сказках; - воспитывать любовь к традициям своего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие «Русские народные инструменты»
Опубликовано: 22 ноября 2017 в 20:27
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД