Открытое занятие в подготовительной группе «Посиделки в русской избе»

Любовь Кузнецова
Открытое занятие в подготовительной группе «Посиделки в русской избе»

Цель: Продолжать знакомить с жилищем наших предков.

Обобщить и систематизировать занятия с детьми об экспонатах народного быта: печь, чугун, горшки, ухват, ложки деревянные, лапти, самовар, колыбелька, сундук, прялка, веретено.

Вызвать интерес и эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые детьми сказки.

Развивать интерес к загадкам, поговоркам, пословицам, хороводам, колыбельным песням.

Упражнять в связной речи, точном использовании слов, полном ответе.

Воспитывать в ребенке личность, знающую и любящую свою Родину, через освоение народной культуры.

Задачи:

1. Закрепить представления детей об обычаях, традициях русского народа.

2. Развивать коммуникативные, социальные навыки, творческие способности.

3. Приобщать к общечеловеческим нравственным ценностям.

Образовательные области:

«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Здоровье».

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в необычное путешествие. Хотели бы попасть в то время, когда нас с вами еще не было, а жили наши прабабушки, прадедушки, т. е. наши предки?

(На экране слайд с изображением русского быта)

- А чтобы попасть в то далекое время, ребята, попробуйте отгадать загадки:

1. Бабушка седа- бела,

Зимой всем мила.

А как лето наступает,

Про бабушку забывают.

2. Попало наше тесто

В горячее место

Попало – не пропало,

Румяною булкой стало. (заставка русского быта)

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, дети, вы догадались, у меня есть зеркальце, которое поможет нам оказаться в прошлом, когда жили наши предки, лишь только мы произнесем волшебные слова:

«Свет мой зеркальце скажи,

Да всю правду расскажи,

Как жилось- былось всем людям

В пошлом веке покажи…»

(музыкальное сопровождение)

Воспитатель: Вот мы и оказались в русской избе. Печь – душа русского дома. Она и поилица, и кормилица, и телосогревательница. Русский народ так любил печь, что наделил ее волшебными свойствами в сказках и былинах.

- Вспомните сказки в которых говорится про чудесные печки.

(просмотр отрывков из мультфильмов и ответы детей)

Воспитатель: - Дети, а кто уже видел печь? Где она находится? Для чего нужна была печь в доме? (ответы детей)

Да, русская печь – удивительное изобретение, каких только профессий она не знает! Главная из них – давать людям тепло, ведь в 30 градусный мороз не был редкостью на Руси. Печь, занимавшая почти пол- избы, несколько часов протапливалась, но нагревшись, держала тепло и обогревала помещение в течении целых суток.

(играет музыка, появляется Аринушка)

Аринушка: Принесла я дров вязанку В доме наведу порядок

Разложу огонь в печи Подмету я чисто пол

Приготовила я тесто Приготовила я завтрак

И поставлю калачи. И накрою быстро стол.

(кланяется печке и говорит)

Ой ты, печка – сударыня,

Помоги нам, барыня:

Ты свари, напеки,

Обогрей, освети,

Помой и спаси,

В дом богатство принеси!

Воспитатель: Обратите внимание, ребята, как в старину обращались к печке с уважением, одушевляли ее, вспомните, как в загадках я ее называла?

(ответы детей)

Арина: В печи готовили пищу: пекли хлеб и пироги, варили кашу, щи, тушили мясо, рыбу, овощи. И все получалось удивительно вкусно, питательно. Кроме того в печи сушили грибы, ягоды, рыбу. На печи, самом теплом местечке в избе, обычно спали старики и дети.

Воспитатель: А еще холодными вечерами собиралась молодежь, вместе пели, танцевали. – А теперь красны девицы выходите, да свой танец покажите.

Не только танцева, играли, да упражнялись в красноречии. Ну- ка кто из вас скороговорки говорить горазд?

Слушайте, запоминайте, да складно повторяйте:

1. На гармошке громко заиграл Еремка.

2. Прохор и Пахом ехали верхом.

3. Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

- И действительно, хочешь есть калачи – не сиди на печи. А печи стояли в середине избы, избы были деревянные. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба.

(слайд с изображением рус избы)

Ребенок: Сложить хорошую печь в старину – дело не простое. Лишь специалист – печник брался за эту работу. Сначала прямо на земле он устанавливал опечье – небольшой деревянный сруб, служивший фундаментом печи. На него мастер- печник настилал доски и выкладывал на них днище печи – под, ровный, без наклона, иначе выпекаемый хлеб получался кособоким. Над полом из камня и глины сооружал свод печи.

Воспитатель: Посмотрите внимательно, ребята, здесь вы видите предметы старины быта наших бабушек и дедушек (показывает ухват, кто знает как этот предмет называется? А как вы думаете, почему он так называется? (Ухваты- это рогатые полукруглые приспособления для того, чтобы ставить горшки в печку). А вот и горшок горячий, в нем варили щи, кашу, тушили и парили. Посмотрим дальше (показывает прялку, самовар, салфетки и т. д.) Сколько труда вкладывали люди в то, чтобы создать такую красоту!

В нашем музее еще пока не столь много старинных вещей, давайте посмотрим на экране традиции народных умельцев.

- Пока детвора забавлялась, а взрослые работали, женщины пекли хлеб, пряли, ткали, вышивали, вязали, шили. Мужчины работали в поле: сеяли хлеб, косили траву, заготавливали сено для домашних животных на зиму. А еще мастерили игрушки, детские колыбельки, посуду.

- Как выдумаете, из чего (из каких материалов) мастера в старину делали эти предметы? (из лыка, глины, дерева, льна, пакли).

Русские люди никогда не боялись труда и всегда работали с радостью:

- Что- то мы засиделись, а давайте- ка поиграем!

Хороводная игра «Клубочек».

Уж я улком шла, переулком шла,

Клубок ниточек нашла.

Клубок катится, нитка тянется.

Клубок доли- доли- доли,

Нитка дали- дали- дали.

/Напев повторяется до тех пор, пока «клубок» из участников игры не закрутиться. А потом на этих же словах участники игры раскручиваются. Когда клубок раскрутился, все поднимают сцепленные руки вверх и хором произносят: «я за ниточку бралась, тонка нитка порвалась!» /руки опускаются и расцепляются//

- Особенно хорошо в избе зимой, за окном мороз да вьюга, а в избе тепло и радостно. Прижмутся дети к теплой печке и рассказывают друг другу шутки да прибаутки.

- А сейчас не зевайте, в добавлялки поиграйте.

1. Кашу маслом- (не испортишь).

2. Слышал звон - (да не знаешь где он).

3. Поспешишь - (людей насмешишь).

4. Попей чайку - (забудь тоску).

5. Делу время- (потехе час) .

Воспитатель: Ребята, мы тоже не любим сидеть без дела и на память о нашем путешествии сделаем веселый коллаж про печку.

(дети выполняют работу)

Я уверена, что когда вы подрастете, то будете с глубоким уважением относиться к любой, даже самой маленькой частичке нашей культуры.

У нас есть волшебное зеркальце, которое вернет нас с вами из путешествия обратно в любимый детский сад.

«Свет мой зеркальце, верни,

Нас скорее в детский сад…»

Я уверена, что когда вы подрастете, то будете с глубоким уважением относиться к любой, даже самой маленькой частичке нашей культуры.

Наше путешествие заканчивать пора,

Желаем вам радости, мира, добра!

Мешок золота и мешок серебра.

Арина: Как для вас мои друзья, наварила, напекла

92 блина, 2 корыта каши, 50 пирогов – не найти едаков!

Хозяйку потешьте, пирогов моих поешьте!

Не красна изба углами, а красна пирогами!

(угощает детей пирожками).

Публикации по теме:

Интерактивная игра «Ознакомление с бытом русского народа» Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию.

Приобщение детей к русской народной культуреПриобщение детей к русской народной культуре С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с русской народной культурой. Вот мы и решили, что.

Библиотека изображений:
  • Архитектура, дома
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Открытое занятие в подготовительной группе «Посиделки в русской избе»
Опубликовано: 12 ноября 2013 в 00:59
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт по рисованию поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень»
Фото отчёт «Рисование поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень» Доброго времени суток уважаемые коллеги! Хочется представить вам фото отчёт...
Фотоотчет совместной выставки работ родителей и детей «Покровская ярмарка — поделки...
Уж ты, батюшка Покров, Защити наш дом и кров От беды-ненастья, непогоды-горести, Отсыпь нам счастья-радости полные горсти! Уж мы тебя рады каждый год...
Фотоотчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»
Фото отчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»! Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Мне кажется, что никто не написал об осени лучше...
«Октябринка — феечка-дождинка». Экологическая сказки. Гл.11
А вот и новая глава! Я учла пожелания коллег. Теперь феечка Октябринка более развернуто отвечает на Дашины вопросы. После прочтения главы можно поговорить с...
Игровой комплекс по развитию мелкой моторики «Подарки для мамы» для младшей группы
Продолжаю серию тематических игровых комплексов для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Накануне Дня Матери мы...